... Пути развития цифровой экономики в России искали сегодня в Иннополисе эксперты на открывшейся конференции ЦИПР-2017 / Фото: president.tatarstan.ru

ИНДУСТРИЯ 4.0 — С ЧЕМ ЕЕ ЕДЯТ

Пути развития цифровой экономики в России искали сегодня в Иннополисе на открывшейся конференции ЦИПР-2017, куда приехали сотни экспертов, представители бизнеса и крупные чиновники со всей России. Развивать есть для чего — ее объем за несколько лет может вырасти вдвое. Так, по подсчетам Boston Сonsulting, в 2015 году объем цифровой экономики в России составил около 4,5 трлн. рублей ($75 млрд.), это порядка 2,1% ВВП, а при интенсивной модели цифровизации к 2020 году доля может вырасти до 5,6% ВВП. Есть даже программа — «дорожная карта» по развитию цифровой экономики в России.

На открытии первой дискуссии премьер-министр РТ Алексей Песошин сообщил, что благодаря регулярному проведению конференции — уже третий раз в Иннополисе — работает много перспективных проектов в сфере цифровой индустрии, правда, не уточнил, каких именно. «Выводы, сделанные в рамках дискуссий, будут как основа принимаемых руководством страны решений по поддержке высокотехнологичных отраслей экономики. Запланировано подписание десятков соглашений с лидерами IТ-рынка», — сообщил премьер.

Прежде чем приступить к обсуждению собственно программы развития цифровой экономики, модератор презентовал небольшой ролик по месту России в глобальной цифровой экономике и обозначению текущей ситуации. Согласно ролику человечество сегодня стоит на границе четвертой промышленной революции, стираются границы между онлайн и оффлайн, наступает эра киберфизических систем. Выгодами от цифровизации для страны называются появление нового источника ВВП, положительный чистый эффект на количество рабочих мест и более эффективное использование существующих ресурсов. К трендам индустрии 4.0 можно отнести роботизацию, кибербезопасность, дополненную реальность, интернет-вещи, big data и многое другое. Если сейчас электронными госуслугами пользуются всего 39,6% россиян, то к 2018 году, как ожидается, «цифра» достигнет 70%. Остается серьезным цифровой разрыв между регионами. В лидерах, понятно, Москва, и близок к ней лишь Санкт-Петербург, а в целом же страна отстает от мировых лидеров на 5–8 лет. Главной задачей для бизнеса в условиях индустрии 4.0 называется перестройка корпоративной культуры и организации, что сложнее, чем просто внедрять новые информационные системы.

Алексей Песошин Алексей Песошин: «Выводы, сделанные в рамках дискуссий, будут как основа принимаемых руководством страны решений по поддержке высокотехнологичных отраслей экономики»

В ролике, подготовленном организаторами, обозначено три пути развития России. Первый — венесуэльская модель, которая предполагает стагнацию доли цифровой экономики в ВВП из-за отсутствия адресного стимулирования необходимых технологий, из-за чего компенсировать отставание будет сложно. Второй сценарий — ближневосточная модель, когда доля цифровой экономики возрастет до 3,5% к 2021 году, но этот вариант возможен только при полномасштабной реализации всех инициатив. Третий — сценарий экстенсивной экспансии и цифровых технологий — азиатская модель, которая подразумевает комплексный подход общества к изменениям как на уровне государства, так и отдельных отраслей. В последнем варианте доля цифровой экономики может вырасти до 5,6%.

Чтобы увеличить, нажмите

КАК СОЗДАТЬ «НОВУЮ НЕФТЬ» ЭКОНОМИКИ

Наконец, сам доклад представил министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров. По его словам, формат всей конференции находится под влиянием слов, озвученных президентом России Владимиром Путиным в декабре 2016 года. В ежегодном послании Федеральному Собранию и прозвучало поручение, касающееся разработки принципиально новой программы «Цифровая экономика».

«С одной стороны, такие программы, как электронное правительство, цифровое общество и другие, присутствовали в нашей общей системе стратегического планирования и ранее, но постановка задачи о создании цифровой экономики является ответом на вызовы, которые были сейчас продемонстрированы в ролике, — сказал министр и, наконец, дал определение, что такое вообще цифровая экономика, о которой будут говорить три дня на ЦИПР. — Что такое цифровая экономика? Корректнее ее называть скорее экономикой данных. И журналисты даже придумали термин про данные — „новая нефть“ экономики. Так вот цифровая экономика — это про то, как мы создаем данные, часто в автоматическом режиме, передаем в огромном объеме на высокой скорости, храним, защищаем, обрабатываем, на основе данных принимаем качественные решения и формируем новую добавленную стоимость».

Никифоров привел данные о том, какие места Россия занимает в различных рейтингах. Например, с точки зрения экономических и инновационных результатов использования цифровых технологий — 38-е место, по готовности к цифровой экономике согласно индексу сетевой готовности (NRI) — 41-е место, согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности 2016–2017 годов — 42-е место. «Можно сделать два вывода: первый — нам надо обеспечить приоритет для технологий, которые основаны на цифровом долгосрочном подходе; второй — создать среду, в которой будем поощрять инновационные процессы, инвестиции в инновации, чтобы технологическая революция поддержала цифровую трансформацию», — сообщил министр.


Итак, из чего состоит программа «Цифровая экономика – 2024»? Из 9 групп и 3 слоев. Группы — законодательная и регуляторная среда, система управления, госуправление, «умный город», информационная безопасность, инфраструктура, кадры и образование, цифровое здравоохранение, научные исследования. В разработке стратегического документа, к слову, участвовали 150 специалистов. Три слоя — это среда, платформы и технологии, рынки и отрасли экономики.

«Структура документа такова, что, с одной стороны, мы утверждаем целевую модель до 2024 года, понимаем, как двигаемся к ней, но каждые три года планируем готовить более детальную „дорожную карту“ для уточнения финансирования и исполнителей, — уточнил спикер и расставил акценты. — Необходимо пересмотреть трудовые отношения, создать вариативную систему аттестации, чтобы согласовывались новые профстандарты, учитывались новые вызовы. Актуальна информационная безопасность. В условиях атак, сбоев сети мы понимаем, насколько зависимыми становимся от надежной работы телеком- и других систем. Наша задача — соблюдать права и свободы граждан. Все это необходимо привнести в цифровую среду».

Никифоров также озвучил цели, например, по госуправлению — повысить качество государственных и муниципальных услуг и сократить издержки заявителей и государства при их предоставлении, повысить эффективность реализации государственных функций, в том числе контрольно-надзорных, а также при получении и обработке данных, принятии решений, реализации общественного контроля. По «умному городу» предполагается достижение таких целей, как повышение надежности и эффективности электро-, тепло- и водоснабжения городов, мобильность граждан и эффективность грузовых перевозок, формирование и обеспечение развития инновационной инфраструктуры, решающей задачи развития российских городов.


ГОСУДАРСТВО КАК ПЛАТФОРМА

Никифорова поддержали присутствующие представители других федеральных министерств и ведомств. По мнению первого замминистра промышленности и торговли РФ Глеба Никитина, основания цель программы — регуляторика и правовые решения, которые позволят бизнесу внедрять цифровые экономические решения, а задача бизнеса и промышленности — найти условия для сотрудничества.

Он рассказал, что сегодня в цифровой промышленности должны перейти на новый этап. «Индустрия 4.0 не в ERP-системах и прочем... 4.0 — это индустриальный интернет вещей в первую очередь. Основной элемент для перехода — это IТ-решения в первую очередь, поэтому ЦИПР — основополагающее мероприятие, — рассказал замминистра. — Переход на индустриальный интернет невозможен без коммерческих решений».

Олег Фомичев: «Государство к 2035 году может представлять собой IT-платформу с точки зрения предоставления IТ-услуг гражданам»

Как отметил замминистра экономического развития РФ Олег Фомичев, цифровая экономика для минэкономразвития — один из ключевых приоритетов. «В программе в отношении ключевых секторов постарались предусмотреть меры, чтобы ускорить переход на цифровизацию. Что видим в качестве миссии... В следующем году численность трудоспособного населения будет снижаться на 600 тысяч в год, а цифровизация поможет сильно снизить влияние фактора возраста или даже его исключить, — верит Фомичев. — Само государство будет трансформироваться. Уже сейчас обсуждается концепция государства как платформы, которая имеет прямое толкование. Государство к 2035 году может представлять собой IT-платформу с точки зрения предоставления IТ-услуг гражданам. Также в перспективе до 2025 года есть возможность перейти на проверки и надзор в режиме онлайн без выезда».

На пленарном заседании выступил и один из разработчиков документа, который должен установить индустрию 4.0 в стране, — президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский. По его словам, компания выделила для себя пять наиболее важных факторов. Один из них — создание новой инфраструктуры. Это широкополосная быстрая связь, инструменты обработки данных и т. д. «Мы должны измениться и превратиться в провайдера цифровых платформ, — сообщил глава компании. — Второе — развитие систем электронного правительства и электронных госуслуг. Также одна из актуальных задач — создание национальной биометрической платформы, по которой мы уже начали работу».

Отметил представитель компании и программу устранения цифрового неравенства, о которой писала наша газета. В частности, в Татарстане ее реализация еще даже не началась. «За последние годы страна прошла огромный путь, но большое количество населенных пунктов не подключено к интернету. Мы работаем над программой устранения цифрового неравенства, — лишь отметил Осеевский. — Важнейшая задача — переход к новой модели экономики 4.0. Важно обеспечение информационного суверенитета и киберустойчивости в целом».

Никифоров, в свою очередь, отметил, если в 2013 году в России было 36 населенных пунктов, в каждом из которых проживали более 10 тыс. жителей, куда не доходило оптоволокно, то сейчас таких всего около 6. Татарстан министр не упомянул.

... Если сейчас электронными госуслугами пользуются всего 39,6% россиян, то к 2018 году, как ожидается, «цифра» достигнет 70%

«ДАВАЙТЕ НЕ БУДЕМ ОЦИФРОВЫВАТЬ БАРДАК»

Вразрез с общей нотой оптимизма на пленарном заседании по поводу строительства в стране индустрии 4.0 выступил директор направления «Молодые профессионалы» агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков.

«То, чем мы занимались в последние годы, — это ответ на то, что мы будем делать, когда вы все цифровизуете. Ответ на вопрос не такой простой, потому что просто оцифровать существующую данность — это сущий кошмар для сисадмина. И конечно, если вы оцифровываете бардак, у вас получается большой, красивый, но бардак», — немного философствуя, начал спикер.

По его словам, существуют большие риски, связанные с тем, как в стране понимают цифровую экономику. «И здесь принципиально важно в разработке программы, о которой сегодня говорим, избежать ошибок, которые государство уже несколько раз делало в последние 20 лет. Мы уже создавали порталы, которые все время называли платформами. Мы уже создавали решения разных уровней, которые, как правило, существовали два-три года, пока было выделенное государством финансирование. И потом о них стремительно забывали. Сегодня только пока еще не существующая профессия цифрового археолога, наверное, поможет раскопать следы сотен миллиардов, которые государство закопало в цифровизацию экономики начиная с двухтысячных годов, — считает эксперт. — Поэтому есть несколько важных аспектов. Первое — „цифра“ сама по себе неважна, важны решения, принимаемые на основе цифр. Второе — данные не так важны. Важны качественные, правильно спроектированные данные. Если вы просто строите бардак, вы получаете бардак».


Однофамилец пресс-секретаря президента страны отметил, что заход на новую экономику — нечто другое, чем просто ее оцифровка. «Да, государство будет оцифровывать существующие процессы, но вывод из этого неочевиден. По этой логике мы, пользуясь этапами технологической революции, должны формировать новые рынки, на которых должны возникать новые компании, зарабатывающие деньги для российского государства, бизнеса и общества. «Логикой должно быть выращивание новых здоровых сегментов экономики, — сказал Песков. — Конечно, принципиально важны инфраструктура и доведенный до последней мили кабель, но сам по себе доступ к интернету не решит проблемы построения экономики, основанной на данных. Гораздо важнее мотивация и компетенции. Конечно, можно построить инфраструктуру, но, если будут торренты и снэпчаты, ничего не произойдет».

Так же строго высказался Песков и по подготовке кадров. По его словам, сегодня государство стимулирует готовить кадры для аналоговой экономики, а не для цифровой. «Чем больше мы делаем программ целевой подготовки, тем меньше шансов, чтобы построить в России экономику, основанную на данных. Мы готовим студентов под слабые, умирающие, бесперспективные предприятия. Что касается переподготовки кадров, ситуация еще хуже. Компетенций практически не существует, — констатировал спикер. — Итого две ловушки — сокращающаяся демография и выпуск не тех кадров. Их готовят для аналоговых монстров. Значит, цифровой экономике не на чем возникать. И вдобавок проблемы с мотивацией практически не позволяют реализовать те задачи, которые сегодня нарисованы в данной программе. В этом смысле нам надо совместно интеллектуально работать, находить уникальные пути, которые бы позволили эту ситуацию преодолеть».

Завершил выступление Песков призывом: «И еще раз — давайте не будем оцифровывать бардак, давайте создавать принципиально новые сегменты и готовить для них кадры».


ЦИФРОВОЙ СУВЕРЕНИТЕТ И БЕЗОПАСНОСТЬ, КОТОРЫХ НЕТ

Сразу после проведения пленарного заседания весь высший состав переместился в импровизированный полевой пресс-центр на специальную пресс-конференцию. К слову, добрались до заветной комнатки не все. Но прибывшего Никифорова журналистам, оказалось, было достаточно. Самый первый вопрос, который задали журналисты главе минсвязи России, коснулся наиболее актуальной в последнее время темы — информационной безопасности и цифрового суверенитета страны. «В голову приходит образ того, как же управляется сеть интернет. Сегодня она управляется фактически извне», — начал отвечать на всеобъемлющий вопрос министр.

По его словам, в том, что интернет управляется зарубежными государствами, ничего катастрофического нет, так как это особенность не только нашей страны. К слову, цифровая инфраструктура России в виде доменных имен и IP-адресов в настоящий момент сосредоточена в Амстердаме, отметил Никифоров. «Примерно так же, как если бы у нас названия улиц, номера домов или работа светофоров управлялись из другого города. Конечно, это сложно принять. Это недопустимый подход», — раскладывал он прессе идеологические аспекты самой сущности интернета. Действительно, мириться с таким подходом Россия не намерена, отчего периодически на международных собраниях напоминает о необходимости предоставления государствам права участвовать в функционировании критической инфраструктуры сети. Но воз и ныне там. Никифоров убежден в том, что международное сообщество должно считаться с национальным законодательством каждой страны и допустить их к управлению интернетом, чтобы избежать разного рода негативных последствий. «Мы выступаем за роль национального законодательства и права государств участвовать в обеспечении устойчивости критической инфраструктуры. Вот в этом и основа цифрового суверенитета», — заявил министр связи РФ. Он добавил, что суверенитет также складывается и из отечественного программного обеспечения. В нашей стране, подчеркнул Никифоров, такие наработки есть. В самом деле, было бы глупо отрицать их существование. Другое дело, что они неэффективны и мало применяются в реальности.

В качестве примера последнего глава минсвязи упомянул нашумевшую атаку вирусом WannaCry компьютеров госорганов. «Вирус поражал только рабочие зарубежные операционные системы весьма опытной и известной корпорации», — Никифоров попытался свалить все беды на образ зарубежного врага. Вместе с тем министр рекомендовал не драматизировать проблему этого вируса, ведь атаки происходили всегда и везде, во все времена — на этот раз только масштаб другой. По его убеждению, ничего сверхъестественного не произошло. А почему такой резонанс? Да потому, что сегодня просто стало больше компьютеров и больше подключений с высоким уровнем передачи данных. Это и привело к масштабному распространению вируса. Вторая причина заключается в безалаберности самих сотрудников и организаций, которые подверглись атаке. Все патчи и защитные меры были вовремя созданы, но никто их не использовал. Поленились, видимо. Сейчас в таких организациях проводится проверка, и виновников ждут серьезные дисциплинарные наказания, обещал Никифоров.


«Надо задумываться именно над культурой кибербезопасности», — отметил глава минсвязи РФ.

В продолжение темы отечественного ПО и замены им иностранного в целях опять же безопасности Никифоров заявил, что сегодня в стране быстрыми темпами продолжает шагать импортозамещение. Так, например, доля закупаемого ПО именно госзаказчиками, то есть тех, кто его приобретает по закону №44-ФЗ, увеличилась за последние несколько лет с 10% до 50%. «Сложно выразить это в стоимостном выражении, но точно речь идет о миллиардах рублей дополнительного спроса, который создали госзаказчики тем производителям софта, кто сегодня внес свои продукты в реестр отечественного ПО. Сегодня в реестре 3,4 тысячи продуктов», — рассказал глава минсвязи. При этом самым успешным, на его взгляд, считается проект по выдаче загранпаспортов с биометрическими данными, который основан на российских процессорах «Эльбрус».

РОССИЙСКИЕ ВЛАСТИ НЕ СОБИРАЮТСЯ ПРИКРЫВАТЬ TELEGRAM

Только министр успел отдышаться от вопросов, как журналисты задали еще несколько. Они решили подтвердить или опровергнуть последние слухи касательно судьбы детища Павла Дурова — мессенджера Telegram. Ходят разговоры, что его собираются прикрывать. «У российских властей нет таких целей», — с ходу заявил Никифоров. По его словам, все ресурсы, которые действуют на территории России, должны подчиняться ее национальному законодательству. Если есть норма, требующая разместить серверы на территории страны, то уж извольте. Он привел негативный пример неподчинения — блокировку LinkedIn, который не захотел играть по российским правилам. Другой положительный пример — сервис Uber, который, напротив, оказался более покорным и открыл сервера для хранения персональных данных россиян на территории их родины, в частности в Иннополисе. «Законодательство надо соблюдать. А так — не вижу каких-либо оснований для такого правоприменения», — отметил министр, подчеркнув в очередной раз, что намерений закрывать в стране Telegram нет.

Однако с этим, видимо, оказались не согласны депутаты Госдумы РФ, которые буквально сегодня внесли законопроект о мессенджерах, дабы хоть как-то урегулировать их работу. «Не знаком с текстом этого законопроекта. Надо дождаться того, когда он поступит на официальный отзыв к нам, в правительство. Нужно дождаться и посмотреть его, потому что дьявол всегда в деталях», — обозначил свою позицию по данному вопросу Никифоров, но решился прокомментировать иную сторону медали проекта закона касательно идентификации. Он скептически относится к тому, что идентификация должна происходить через сим-карты и номера абонентов традиционной сотовой сети. Глава минсвязи РФ засомневался в том, что это позволит решить все проблемы распространения нежелательной информации. Он посетовал на то, что в стране до сих пор можно свободно купить сим-карты, оформленные на подставных людей, а злоумышленники могут воспользоваться этим, из-за чего отследить их становится практически невозможным. Но это уже компетенция МВД, а не минсвязи или Роскомнадзора. Сначала надо навести порядок с распространением подложных сим-карт, а уже потом задумываться об идентификации в мессенджерах через них.

«Все мы знаем так называемый пакет антитеррористических законов — пакет Яровой – Озерова. В чем его смысл? В том, что вся информация, включая персональные данные, записывается и хранится. На самом деле она хранится и сейчас, но только 12 часов. А в рамках этого закона будет записываться и храниться в гораздо большем объеме. Отсюда вопрос: если мы храним весь трафик, всех абонентов, которые на территории страны его создают и получают, то какой смысл идентифицировать или усложнять регулирование конкретных мессенджеров? Если речь идет о террористической угрозе, то этот трафик будет сохранен, абонента можно будет найти. Возможно, тут идет дублирование», — засомневался в необходимости законопроекта о мессенджерах Никифоров.

«У НАС МНОГО ЧЕГО В ГОСУДАРСТВЕ НАХОДИТСЯ В ОБЛАКАХ»

Поговорили журналисты и о новых направлениях развития. В частности, речь зашла о проекте гособлаков. «Гособлако — это не какая-то самоцель или состояние, которого мы вдруг достигнем. У нас много чего в государстве находится в облаках. Есть соответствующие поручения и даже законопроект, в рамках которого пытаемся внедрить вот эту облачную терминологию с точки зрения правовых отношений», — сообщил Никифоров.

В настоящий момент облачные технологии используются очень широко. Переход на государственные облачные технологии — это во многом российский способ значительно увеличить объем вычислительных ресурсов при тех же ограниченных бюджетных возможностях, ведь, по словам Никифорова, бюджеты на информатизацию не увеличиваются, а скорость передачи данных и их объемы растут в разы и десятки раз. Все это работает благодаря централизации и использованию облачных технологий. «Не исключено, что в осеннюю или весеннюю сессию Госдумы мы внесем законопроект, который будет хорошо прописан», — пояснил министр.