«НЕ ВСЕ ПОЙДЕТ В ДЕЛО, НО…»

Новости о перевозке в «КАИ-Град» казанского Ту-144 (одного из семи сохранившихся экземпляров первого в мире сверхзвукового самолета) и о планах по созданию на его базе интерактивного музея техники стали весьма резонансными. Дело не только в многочисленных откликах казанцев и авиационной общественности: в вуз сразу обратились пять проектных организаций (некоторые — федерального уровня) с предложением совместно проработать концепцию музея. Причем некоторые из них готовы работать бесплатно — иметь в портфолио такой уникальный проект престижно.

Поскольку все компании достойные, решено объявить конкурс, в котором может участвовать любой. Выигравшая концепция будет реализована, а победителя объявят партнером проекта. Мнения о проектах университет предлагает высказать горожанам на форуме, кроме того, их призывают присылать свои предложения — все «жемчужинки» пойдут в дело, обещает ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов. «Музей создается для наших граждан, и мы бы хотели вовлечь людей, пусть сами предлагают, каким должен быть музей. Понятно, не все пойдет в дело, но жемчужинки надо собрать», — отметил он.

«ДОЛЖНЫ ВЛЮБИТЬСЯ В ТЕХНИКУ»    

Что обязательно должно быть в концепции музея, будет изложено на посвященной проекту страничке на сайте КНИТУ-КАИ, но кое-что можно сказать уже сейчас.

Первый момент. Что будет внутри самолета? Университет хочет сохранить оригинальной кабину летчиков, штурманское место и 8 рядов пассажирских кресел. В салоне установят интерактивные экспонаты. Что это такое? «Мы не хотим, чтобы было пространство, заполненное некими статичными предметами, на которые просто надо смотреть, — рассуждает проректор КНИТУ-КАИ Алексей Огонев. — Это было бы неинтересно! Внутри должно быть что-то новое — такое, что захватит детей (а именно они, как мы думаем, будут главными посетителями музея). Рассматриваем варианты технических квестов, шоу, систем 3D-моделирования и дополненной реальности. Ребята зайдут с одной стороны самолета, выйдут с другой, и в них за это время должно что-то поменяться, они должны влюбиться в технику».

«Это масштабная задача для всех, в том числе и для нашего предприятия, — говорит о планах по Ту-144 директор Казанского авиационного завода — филиала ПАО «Туполев», первый заместитель генерального директора «Туполева» Николай Савицких. — Казанский авиационный завод активно участвовал в работах по перемещению этого самолета, начиная от демонтажа и перевозки самолета, отдельных его агрегатов и завершая монтажом и установкой лайнера на постамент. Не менее ответственная задача — создание музейного комплекса на площадке у Ту-144 и внутри самолета… Верю, проект будет успешно реализован, что не просто позволит привлечь молодежь к авиастроению, но и зародит в ней любовь к авиации, как в былые годы».

К слову, в музее немецкого Зинсхайма, куда перевезли один из Ту-144, концепция экспозиции такова, что внутри лайнера ничего нет — он установлен под крутым углом, внутри просто невозможно ходить. Отметим, что в мире насчитывается множество экспозиций техники, с десяток крупных музеев авиации, но самолеты в них — только экспонаты, а казанский интерактивный музей техники расположится в уникальном пространстве, внутри самолета. Это редкость. В России нечто подобное планировалось сделать с Ил-86 в Пулково. А музеев внутри Ту-144 нет вообще.

Отметим, что Ту-144 постараются сохранить в максимально естественном виде. «Сделаем все возможное, чтобы подвижные части самолета — переднее горизонтальное оперение, нос — двигались как в годы активной жизни борта, — говорит Гильмутдинов. — Чтобы можно было посадить за штурвал ребенка и он сам опускал нос лайнера, выдвигал крылышки».

И еще пара слов об аутентичности казанского Ту-144. В КНИТУ-КАИ задаются вопросом, как красить самолет: сохранить исходную аэрофлотовскую ливрею с надписью «СССР», красным флагом или придумать что-то другое? И это тоже вопрос к горожанам и любителям авиации. К слову, руководство университета обещает, что никакой кустарной покраски борта не будет (такие опасения высказывали в комментариях читатели «БИЗНЕС Online»): всё — строго по авиационным технологиям. И это тоже большая сложная работа.

«ЭТО НЕ ФИНАНСОВЫЙ ПРОЕКТ»

Второй момент. Каким быть пространству вокруг самолета? Гектар земли — хороший простор для творчества. Там могут быть скульптуры, тематические дорожки, скамейки, лужайки... Даже фонарные столбы можно выполнить в авиационном духе. Кроме того, Ту-144 хотя и главный из экспонатов, но только один из них. Что можно установить рядом с ним? Точно решено, что поблизости будет один из четырех снятых с самолета двигателей НК-144: его «препарируют» так, чтобы было видно, как он устроен. Ведутся переговоры о передаче вузу спускаемой капсулы космического корабля.

Третий момент — принцип работы музея. Это бесчисленное количество мелочей. Где оставлять одежду в холодную погоду, проходить предэкскурсионный инструктаж и слушать необходимый вводный рассказ? Значит, нужен некий внешний павильон. Как будут формироваться группы посетителей? По сколько человек лучше всего заходить? Ведь полезное пространство в салоне ограничено. Это накладывает ограничения и на экспозицию — ее элементы необходимо соотносить с теснотой. «Если мы сделаем разные интересные вещи, но поработать с ними смогут только три человека в час, музей не будет массовым, — говорит Огонев. — А для нас важен широкий охват, чтобы ходили и школьники, и студенты, и взрослые: он будет открыт для всех».

О прибыльности музея речи не идет. «В любом случае это не финансовый проект, — подчеркивает Гильмутдинов. — Может, символическая плата будет: музей создается не для зарабатывания денег, но если сможет сам себя содержать, почему нет?»

ЧТО ЗНАЧИТ ТУ-144 ДЛЯ КАЗАНИ

Четвертый момент — городской и туристический. Музей Ту-144 — не внутривузовский проект, а городская площадка, подчеркивают в КНИТУ-КАИ. «Более того, это пересечение туристических маршрутов, — указывает Огонев. — Рядом — „Татнефть Арена“, „Казань Арена“, „Ривьера“ „Аквапарк“. Туристы, так или иначе, будут этот самолет видеть. Вот к нам иностранцы приезжают, и у них очень много вопросов, больше всего их интересует, как мы сюда его привезли. Это одна из точек привлекательности города».

«Несомненно, интерактивный музей техники на базе самолета станет точкой притяжения для туристов, — уверен председатель государственного комитета РТ по туризму Сергей Иванов. — В Казани богатая авиационная история, и наш завод всегда славился своими надежными самолетами, появление музея еще раз это подчеркнет. Мы всегда приветствуем такие инициативы, так как они делают наш город и регион в целом интереснее для туриста, удовлетворяя самые разные культурные потребности. Тот факт, что музей предполагают расположить в настоящем самолете, — большой плюс, это мировая практика, которая пользуется успехом среди туристов, так как гость сможет сполна почувствовать всю атмосферу и буквально прикоснуться к легенде».

«Помимо всего прочего, установка Ту-144 — это архитектурное решение, — подчеркивает Гильмутдинов. — Конфетку для города сделаем из самолета. Уже нашли мастеров по подсветке — невероятно красиво будет!» Кроме того, в темное время на поверхности самолета намереваются делать мэппинг — как на экране, демонстрировать, например, фильмы о самолетах. Своего рода кинотеатр под открытым небом. К слову, в управлении архитектуры и градостроительства Казани подчеркивают незаурядность и уникальность такой конструкции в городском пространстве и отмечают, что самолет выглядит легко и ажурно.

Сколько будет стоить создание музея? По грубым прикидкам, покраска обойдется в 3–4 млн. рублей, создание экспозиции — в 30 миллионов. Плюс расходы на подвод коммуникаций и обустройство территории. Ранее помочь деньгами намеревалось министерство образования и науки России. Там и сегодня от своего обещания не отказываются, но сначала КНИТУ-КАИ должен представить проект. Однако этих средств все равно, вероятнее всего, будет недостаточно. Поскольку собственных денег КНИТУ-КАИ на такой масштабный проект вряд ли хватит, руководство вуза видит выход не только в возможности получить тематические гранты, но и в создании краудфандинговой платформы — для сбора добровольных взносов. Уже сейчас созданный выпускниками КНИТУ-КАИ университетский фонд целевого капитала (эндаумент), поддерживаемый в том числе по программе Благотворительного фонда Владимира Потанина, оплатил часть расходов по стыковке элементов и установке самолета на постамент.

Словом, с учетом общественного обсуждения проектов вполне может получиться народный музей на народные деньги. Поддержать проект можно уже сейчас на официальном сайте музея.    

СОЗДАВАТЬ ТЕХНИКУ — ЭТО КРУТО!

Запустить музейный комплекс намереваются к 31 декабря 2018 года — 50-летнему юбилею первого полета Ту-144. К слову, осмотрев недавно лайнер, президент Татарстана Рустам Минниханов задумчиво произнес: «50 лет назад могли построить такой самолет, а сегодня…» А может быть, сегодня это никому не нужно и время авиамечтателей, на которых так надеются в КНИТУ-КАИ, ушло?

«Никуда оно не ушло, — уверен Гильмутдинов. — Количество детей, молодежи, которые интересуются техникой, авиастроением, огромно, мы как технический университет это явно ощущаем. И фундаментальная, общей важности, задача данного музея — помочь пробудить природную любознательность ребят. У любого ребенка есть период, когда ему, естественно, интересна техника. И такое окно возможностей надо поймать: если ребенок в это время зажжется интересом к технике, все — это на всю жизнь. Ребенок, юноша должны осознать, что создавать технику круто! И это не так сложно, как многим кажется. Ребенку надо показать, что это интересно, реально, что не боги горшки обжигают, что такое чудо техники, как Ту-144, создавали такие же люди, как он сам, просто они хорошо поработали. И он сможет».

Мнения по обустройству внутри и вокруг интерактивного музея техники на базе Ту-144  может высказать любой желающий  на сайте университета,  а также принять участие в конкурсе проектов.