Следком накануне обратился в антикоррупционное управление при президенте РТ с просьбой о проверке главы Зеленодольского района на соблюдение этических норм. Поводом для обращения послужило заступничество Александра Тыгина за подчиненного — главу поселка Нижние Вязовые, подозреваемого в земельных махинациях. Следком посчитал, что глава района таким образом нарушил закон о коррупции. В ведомстве Марса Бадрутдинова обращение вызвало недоумение, а сам Тыгин намерен и дальше защищать подчиненного.
Александр Тыгин: «И что, 25 лет человек отработал, сделал для поселения все, что мог, — и вот так, не вникая, не разбираясь, он уже заклеймен, опозорен?» (второй слева — Тыгин, второй справа — Шамсиев)
«ОБРАЩЕНИЕ НА ИМЯ ПРЕЗИДЕНТА РТ ПОДОБНОГО РОДА БЫЛО НАПРАВЛЕНО ВПЕРВЫЕ»
Как сегодня сообщила сегодня корреспонденту «БИЗНЕС Online» помощник руководителя СУ СКР по РТ Эльвира Газизова, накануне ведомство обратилось в управление президента РТ по вопросам антикоррупционной политики с просьбой провести проверку в администрации Зеленодольского района. Силовое ведомство просит проанализировать работу команды главы района Александра Тыгина и его лично. Поводом для обращения послужило возбуждение уголовного дела в отношении заместителя главы Зеленодольского района Фоата Шамсиева.
«Обращение на имя президента РТ подобного рода было направлено впервые, — сообщила в официальном комментарии Газизова. — Это вызвано тем, что глава Зеленодольского района является лицом заинтересованным, поскольку неправомерные действия его непосредственного подчиненного послужили поводом для возбуждения и расследования уголовного дела. Попытки воспрепятствования расследованию уголовного дела — это нарушение, прежде всего, запрета федерального закона о противодействии коррупции. В соответствии с законом, если выявляются факты конфликта интересов и коррупционных связей, мы обязаны обращаться в органы исполнительной власти. Мы занимаемся расследованием, у нас есть уголовное дело в отношении конкретного лица — это подчиненный главы Зеленодольского района. А в случае подобных фактов (таких, как письмо Александра Тыгина в защиту своего подчиненного — прим. ред.), мы не можем оценить поведение главы Зеленодольского района. Вопросами этики наше ведомство не занимается, это прерогатива органов исполнительной власти. Мы рассчитываем на то, что они решат, какие нормы в данном случае были нарушены, и дадут оценку поведению главы района».
Глава Нижних Вязовых бессменно руководит районом четверть века
Напомним, заместитель Тыгина, совмещающий эту должность с обязанностями главы поселка Нижние Вязовые, подозревается в нарушении ч. 2 ст. 285 («Злоупотребление должностными полномочиями главой органа местного самоуправления») и ч. 3 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения»). Чиновнику вменяется в вину мошенничество в виде незаконного перевода из муниципальной собственности в частную 23 участков садового товарищества «Волжанка» в период с 2010 по 2013 год. Шамсиев был задержан у себя дома в воскресенье, 18 июня, и доставлен в изолятор временного содержания. Однако во вторник Советский районный суд не нашел оснований для избрания в отношении него меры пресечения — чиновника освободили в зале суда. Впрочем, следователи тут же задержали его вновь в рамках нового эпизода дела, и накануне по решению суда чиновник все-таки был отправлен под домашний арест.
При решении вопроса об избрании меры пресечения в отношении Шамсиева адвокаты последнего представили письмо за подписью Тыгина, обращенное к суду и к руководителю СК по РТ Павлу Николаеву. В нем глава Зеленодольска просит не избирать в отношении подчиненного меры пресечения в виде лишения свободы. Второе письмо с аналогичной просьбой было подписано 70 жителями поселка Нижние Вязовые. Уже тогда представитель следкома Вадим Максимов, настаивавший отправить Шамсиева в СИЗО для обеспечения беспрепятственной работы СК, высказал мнение, что подобные письма — это вмешательство в следственный процесс. «При повторении подобных фактов СК планирует проведение процессуальных проверок по признакам преступлений, связанных с воспрепятствованием расследованию», — добавил источник.
Павел Николаев
«СЕЙЧАС ВСЕ ВЫГЛЯДИТ ТАК, БУДТО СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ДАЕТ ПОРУЧЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТУ РТ»
Как стало известно «БИЗНЕС Online», обращение следственного комитета вызвало легкое недоумение в ведомстве Марса Бадрудинова. Как рассказал источник, близкий к антикоррупционной комиссии, рабочая группа экспертов начала плановую проверку в Зеленодольском районе еще 10 мая этого года, но это никак не связано с расследованием в отношении Шамсиева. «Это обычная проверка, которая уже проводились во многих районах, Зеленодольский ничем от других не отличается, — заверил собеседник „БИЗНЕС Online“. — Результатов работы пока нет, они обобщаются, нет и никаких срочных фактов, которые требуют немедленного вмешательства или доклада президенту РТ».
Учитывая плановую, но всегда для районов республики неожиданную, проверку, тем более загадочным показалось, на первый взгляд, обращение Николаева.
«Подумайте логически: следственный комитет, наделенный правами проводить собственные мероприятия, задерживать и обращаться в любые инстанции, вдруг обращается в аппарат президента. Как это возможно? — задается вопросом собеседник издания. — Антикоррупционное управление не является органом, которым СК может давать поручения. А сейчас так все и выглядит, как будто следственный комитет дает поручения президенту РТ».
В следкоме же на это заметили следующее: «Мы настаиваем на проведении проверки конкретно по факту, связанному с уголовным делом Шамсиева, а не деятельности администрации района».
Шамсиеву вменяется в вину мошенничество в виде незаконного перевода из муниципальной собственности в частную 23 участков садового товарищества «Волжанка» в период с 2010 по 2013 год
АЛЕКСАНДР ТЫГИН: «ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ГРОБИТЬ ЗДОРОВЬЕ?»
«Я считаю, что любой руководитель должен защищать свой личный состав, — заявил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ глава Зеленодольского района Тыгин. — И я делаю это совершенно осознанно».
В письме, которое он направил в суд, с его точки зрения, нет никаких попыток помешать следствию.
«Следком обозначает свою позицию: „Мы считаем, что такое обращение главы — неверный ход“. Но я считаю, что мое обращение — совершенно правильное. Более того, я готов делать это постоянно — в каком плане? Мы не сомневаемся, что должно быть следствие. Но сомневаемся, что 57-летнего человека с 25-летнем стажем нужно арестовывать. И моя четкая позиция — как юридическая, как человеческая, так и представителя местных властей, такова: Фоат Шамсиев никуда не денется. Эпизод 2010 года — с ним ничего не произойдет. Пожалуйста, разбирайтесь. Но зачем человеку гробить здоровье?»
Кроме того, Александр Тыгин призвал средства массовой информации чувствовать свою ответственность — еще нет решения суда, вина человека не доказана, но СМИ уже формируют негативный образ. По мнению главы Зеленодольского района, это тоже неправильно.
«В этом вы тоже принимаете самое деятельное участие, ведь российский человек думает как? Дыма без огня не бывает, раз органы интересуются, значит, он такой. Вне зависимости от объективности издания, сама подача — „Король Нижних Вязовых“, „Блатные сотки“ — это далекие от объективности вещи, откровенно говоря! У СМИ, конечно, свои законы, и это, наверное, нормальное явление для журналистики. Но поставьте себя на место человека: это же трагедия! Причем совершенно не обоснованная с юридической точки зрения. Я считаю, что вы здесь наклеили на человека ярлык, это моя позиция. С точки зрения СМИ, вы поступили в жанре, но судьбу человека, мне кажется, изломали. Если дело до суда не дойдет, если он не будет признан виновным, — вы себя как будете чувствовать? Такой у меня встречный вопрос...»
Занятие муниципальным управлением — рискованный вид деятельности, считает глава. Это проблемный участок работы — там идет хроническое недофинансирование. Как известно, полномочия на местный уровень переданы, но финансирование — нет.
«И что, 25 лет человек отработал, сделал для поселения все, что мог, — и вот так, не вникая, не разбираясь, он уже заклеймен, опозорен? Мы претендуем на цивилизованное общество, и меня вот это смущает. Может быть, надо вникнуть сначала, разобраться? Решения суда нет — а ярлык уже навешен... Допустим, вынесен протест прокурора, но еще решения нет — а уже во всех СМИ написано: ату его! Это лишь повод для реакции, но не повод навешивать ярлык...»
Что же до обращения следственного комитета по поводу проверки, то Тыгин еще раз подчеркнул: любую комплексную оценку работы властей района он приветствует.
«Пусть дадут оценку моей работы лично, я готов за нее отвечать. Если я что-то сделал не так, я за это отвечу», — резюмировал он.
«ТАКИХ СЛУЧАЕВ В МОЕЙ ПРАКТИКЕ ЕЩЕ НЕ БЫЛО»
По просьбе «БИЗНЕС Online», адвокаты оценили беспрецедентный маневр следственного комитета РФ по РТ.
Владимир Гусев, адвокат:
— Таких случаев в моей практике еще не было, и я со следствием не согласен по этому поводу. С учетом того, что суд должен избирать меру пресечения в том числе исходя из личности подозреваемого, то ему [Шамсиеву], как человеку, состоящему на службе в администрации Зеленодольского района, только ведь глава Зеленодольского района может подписать характеристику. И это не противоречит никаким нормам уголовно-процессуального закона. Тем более что он это сделал открыто. Если бы глава администрации обратился, например, вне судебного процесса, используя телефонное право, то, естественно, вот это бы было давление на следствие. Он дал эту характеристику, ходатайство открыто. Оно было представлено в суде. Поэтому я никакого давления на следствие не вижу.
Кроме того, если бы они там были друзья-знакомые — это одно. А Шамсиев — непосредственно подчиненный Тыгина и он [Шамсиев] иного характеризующего материала о себе получить не может. Поэтому я в этом вообще не вижу никакой проблемы. Это вопрос оценки. Никому не запрещено давать любые оценки, доказательства, а это же доказательства защиты, фактически. И следователь с учетом его опыта оценил это так, это его, в данном случае, субъективное мнение, которое, на мой взгляд, на законе не основано.
Рушана Камалова, адвокатское бюро «Ахметгалиев, Хрунова и партнеры»:
— Следствие посчитало это [письмо Александра Тыгина] внепроцессуальным обращением. Мне кажется, что трактовать это так не совсем правильно. Если бы глава Зеленодольского района обратился к суду кулуарно, зашел бы в кабинет к судье с этой просьбой, то это было бы внепроцессуальным обращением. А если это было официально и в письменной форме, то его можно трактовать скорее как ходатайство, обращенное к суду. По другим делам, при избрании меры пресечения мы сталкиваемся с тем, что сослуживцы обращаются в открытую с письменным ходатайством к суду, что они этого человека знают, что он добропорядочный, не будет скрываться, и в связи с этим избрать меру пресечения, не связанную с лишением свободы.
При менее громких делах, менее громких фигурантах, как правило, при избрании меры пресечения родственники пытаются помочь подозреваемому, зная его с хорошей стороны. Они, когда мы собираем документы к суду, представляют характеристики — в том числе и с места работы. Также бывают официальные письма в адрес суда о том, что человек ни в чем не замечен, что он не будет скрываться, что люди знают его с положительной стороны, и просят не принимать меру пресечения, связанную с лишением свободы. Если данное ходатайство приобщается к материалам, то в этом никакого давления на суд нет. Это одно из доказательств защиты. С моей точки зрения, неправильно трактовать это как давление на суд.
Определенным образом это выглядит так, чтобы вообще никто не смел сказать слово в защиту того человека, которого они обвиняют в совершении преступления. Причем его вина не установлена на данный момент. Это выглядит как запугивание, чтобы ни у кого даже мысли не возникло выступить в защиту.
P.S. Редакция «БИЗНЕС Online» всегда стремится к объективному и непредвзятому освещению любых конфликтных ситуаций. Неизменна эта позиция и при освещении дела Фоата Шамсиева — мы даем возможность донести свою позицию до читателя обеим сторонам. При этом за журналистом остается право использовать образные выражения для придания тексту выразительности — в одном случае нам было важно подчеркнуть, что глава Нижних Вязовых бессменно руководит районом четверть века, что делает его нерядовым чиновником и, как было отмечено в подзаголовке, аксакалом. В другом случае была использована цитата, заключенная в кавычки, передающая суть предъявленных обвинений. Благодарим Александра Тыгина за обратную связь, но считаем, что привлечение к делу общественного внимания лишь способствует его объективному рассмотрению.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 184
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.