В автограде «Федерал Могул» запустил новый цех, где будут изготавливать гильзы цилиндров с «самым высочайшим качеством», инвестировав в площадку 5 млн $ В автограде «Федерал Могул» запустил новый цех, где будут изготавливать гильзы цилиндров с «самым высочайшим качеством», инвестировав в площадку $5 миллионов

«СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ ПОКАЗАЛ РУСТАМУ НУРГАЛИЕВИЧУ ВОТ ЭТОТ ПУСТОЙ УЧАСТОК В ЧИСТОМ ПОЛЕ»

Сегодня компания Federal-Mogul Powertrain открыла новый цех литья гильз цилиндров на своем совместном с КАМАЗом производстве. В площадку было вложено $5 млн, и теперь производство деталей цилиндро-поршневой группы для двигателей автомобилей «КАМАЗ» локализовано почти на 100%. Новое производство позволяет штамповать отливки для гильз цилиндров в рамках одной производственной площадки по полному циклу. Новый цех разместили на свободном земельном участке рядом с основным производством Federal-Mogul в Набережных Челнах. В помещении разместились плавильные печи для сырья, полностью автоматизированная центробежная литейная установка и технологичная роботизированная линия предварительной обработки. Теперь производственные площади совместного предприятия составляют около 10 тыс. кв. метров.

На открытие цеха приехали генеральный директор Federal-Mogul Powertrain Райнер Юкшток, управляющий «Федерал Могул — Россия» Уве Плаксин и помощник президента Татарстана Равиль Зарипов. Встречали их на предприятии гендиректор автогиганта Сергей Когогин и мэр Челнов Наиль Магдеев.

Юкшток с небольшой сцены, установленной прямо в цеху, поведал с помощью переводчицы об истории развития компании в России, где «Федерал Могул» со своим производством присутствует уже 12 лет, из них 8 лет — в Челнах. «Обеспечивать самый современный уровень производства нам, конечно, помогает благоприятный инвестиционный климат республики, возможности получения сырья от местных поставщиков и, конечно же, обучение на самом высоком уровне наших работников. Я надеюсь, что мы произведем на этом предприятии миллионы гильз цилиндров и эти детали будут поставляться по всему миру, на самые различные предприятия. Мы открывали новые литейные производства в разных странах — в Китае, России, Турции. Литейное производство в Челнах соответствует самым современным требованиям. И это первое литейное производство за последние 20 лет», — сказал Юкшток, вызвав последним предложением некоторое смятение в стане прессы. Уже позже он пояснил, что это не ошибка перевода и это правда первый за 20 лет литейный завод, так как открытие такого рода производства требует соблюдения многих условий из-за своей энергоемкости.

Когогин сказал, что для КАМАЗа всегда вопросом номер один был вопрос качества. И теперь с запуском нового цеха можно быть уверенным, что качество гильз будет «самое высочайшее» Когогин сказал, что для КАМАЗа качество всегда было вопросом №1 и теперь с запуском нового цеха можно быть уверенным, что оно будет «самое высочайшее»

Поприветствовав немецких партнеров, Когогин напомнил, что для КАМАЗа качество всегда было вопросом №1. Запуск нового цеха, заметил гендиректор автогиганта, вселяет в него уверенность в том, что это качество гильз будет «самое высочайшее». Как позже рассказал ведущий инженер-технолог литейного производства Андрей Кумаев, уровень литейного брака на этапе финишного производства не превышает 2% — это очень хороший показатель даже по мировым стандартам. «Мы передали свою судьбу в части цилиндро-поршневой группы в руки „Федерал Могул“, понимая, что это компания №1 в мире в этой области, и мы шаг за шагом расширяем продуктовую линейку этого предприятия. Это надежные партнеры и это точка поставок российским потребителям и, я надеюсь, не только российским, в виде комплектующих не только для КАМАЗа, но и для многих предприятий», — выступил Когогин.

Мэр Магдеев вспомнил о приезде год тому назад президента Рустама Минниханова, который посетил с рабочим визитом «Федерал Могул». «Сергей Анатольевич показал Рустаму Нургалиевичу из окна вот этот участок, который был пустым в чистом поле, и гендиректор твердо сказал, что с нашими партнерами здесь будет новое производство. Гендиректор сказал — гендиректор сделал. Я благодарен „Федерал Могул“, руководству КАМАЗа за то, что их слова никогда не расходятся с делом. Более 30 новых высокотехнологичных рабочих мест появилось в нашем городе, появляются дополнительные налоги, а молодые ребята имеют возможность расти дальше», — отметил градоначальник.

После столь комплиментарных речей управляющий «Федерал Могул — Россия» Уве Плаксин не сразу нашелся с тем, что бы сказать. Он лишь заметил, что строительство проходило не в самое лучшее время для автопрома. Но новое литейное производство — это знак особого доверия между двумя компаниями.

Вслед за благодарственными речами прошло символическое открытие: гости расписались на заготовках гильз цилиндра из первой партии. Одна из них уедет в головной офис «Федерал Могул», а вторая останется в Челнах.

Любопытно, но то самое новейшее и супертехнологичное оборудование камазовские партнеры журналистам снимать не разрешили. Руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев объяснил это тем, что иностранцы жутко боятся утечки информации к конкурентам. В частности, было запрещено вести съемку станков, чтобы их маркировка не попала в кадр. Кто те вездесущие конкуренты, в ходе мероприятия так и не сказали. В разговоре Кумаев лишь вскользь упомянул Камский моторный завод, который выпускает аналогичную продукцию, в том числе и для камазовских грузовиков.

После благодарственных речей прошло символическое открытие — гости расписались на заготовках гильз цилиндра из первой партии. Одна из них уедет в головной офис «Федерал Могул», а вторая останется в Челнах Вслед за благодарственными речами прошло символическое открытие: гости расписались на заготовках гильз цилиндра из первой партии. Одна из них уедет в головной офис «Федерал Могул», а вторая останется в Челнах.

«И РАД БЫ В НАЛОГОВЫЙ РАЙ, ДА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НЕ ПУСКАЕТ»

Напомним, что «Федерал Могул — Набережные Челны» — это СП КАМАЗа с одноименной американской компанией, созданное в декабре 2007 года. Завод, под который автогигант отдал бывший офис своего ВОХР и производственный корпус по изготовлению турбокомпрессоров, с октября 2009 года занимается созданием поршней, поршневых колец и гильз для двигателей автомобилей. Еще в прошлом году с проектом литейного производства ООО «Федерал Могул» обращалось с заявлением в комиссию по рассмотрению заявок на включение в число резидентов ТОСЭР.

Тогда начальник производства предприятия Наталья Шишова рассказывала журналистам, что в ТОСЭР ее компания намерена заявиться с новым литейным производством, на котором к уже созданным на заводе 230 рабочим местам добавятся еще 50. Она же объяснила, что сейчас компания по полному циклу (из алюминиевых чушек, поставляемых «Русалом» прим. ред.) изготавливает только поршни для двигателей грузовых и легковых автомобилей. Заготовки для производства поршневых колец и гильз цилиндров приходится закупать на стороне, что сказывается на рентабельности производства, поэтому и было принято решение развивать собственное литейное производство. «Грузовые» поршни СП поставляет на КАМАЗ и Ярославский моторный завод, а «легковые» забирает альянс Renault-Nissan для производства двигателей LADA и Datsun. В последние годы объемы производства предприятия находятся примерно на одном уровне. В 2014 и 2015 годах компания выпустила для КАМАЗа и ЯМЗ порядка 650 - 700 тыс. поршней, и порядка 1 - 1,1 млн поршней было выпущено для модельного ряда АвтоВАЗа.

Также в прошлом году стало известно, что в рамках литейного производства планируется целых два проекта. Первый — отливка гильзы цилиндра для грузовых автомобилей, которую затем на своем же механообрабатывающем производстве будут доводить до готового продукта. Второй проект связан с производством поршней для бензиновых двигателей концерна Volkswagen. Объемы предполагаемых поставок тогда заявлять не стали, объяснив, что этот вопрос находится в стадии обсуждения с производителем. Причем поставки планируются как на завод двигателей Volkswagen, расположенный в Калуге, так и на европейские заводы концерна. Компания прошла аудит германского концерна, а продукция — испытания в лабораториях автопроизводителя. Всего же в создание литейного производства российско-американская компания планировала вложить порядка 485,5 млн рублей. Как видим, и сумма инвестиций уменьшилась, да и количество рабочих мест тоже.

В ходе небольшой пресс-конференции после открытия завода Юкшток подтвердил, что в Челнах уже начали производить поршни и поставлять на Volkswagen. «Эти экспортные поставки уже начались, и они получат свое развитие», — пообещал руководитель концерна, опять же не уточнив объемы производства.

После открытия завода Юкшток подтвердил, что в Челнах уже начали производить поршни и поставлять на Volkswagen

Однако с ТОСЭР «Федерал Могул» придется подождать. Плаксин сообщил «БИЗНЕС Online», что планы компании относительно «налогового рая» изменились, так как компания не в состоянии выполнить федеральное условие — резидент ТОСЭР не должен поставлять более 50% своей продукции на предприятие автопрома, а в данном случае на КАМАЗ идет все 100%. Однако, как позже прокомментировал Эльдар Тимергалиев, это условие может стать интересным инструментом в дальнейшем. «Мы совместно с КАМАЗом выходим к федеральным властям с инициативой, чтобы потенциальному резиденту дали срок — на второй или третий год достичь требуемого уровня поставок. Многие говорят, что в первый год, чтобы стартануть и развивать свой бизнес, им необходим КАМАЗ. У нас есть такие предприятия, которые гарантируют, что на второй-третий год они уже выйдут на требования законодательства. И если мы их предусмотрим на уровне Федерации, это будет хорошим толчком для экономики. Это может быть не только „Федерал Могул“, но и другие зарубежные компании — итальянские — к нам приезжали».

Магдеев, услышав вопрос нашего корреспондента про ТОСЭР, поспешил заверить, что новое производство очень важно для Челнов и от того, что «Федерал Могул» не может выполнить условие федералов, значимость предприятия нисколько не тускнеет. «Речь идет о диверсификации производства. В Челнах приятно работать, приятно находиться. Здесь есть возможности себя реализовать», — подытожил мэр.

Еще один вопрос, который мучил журналистов: почему такое производство открывается не на площадях литейного завода автогиганта? На этот вопрос «БИЗНЕС Online» Когогин ответил так: «Вы сами видите, какое здесь производство: компактное, чистое, и все логистические издержки здесь сокращены до предела. Первое — мы свели их до минимума, когда встроились в технологическую цепочку, а в чугунном литье это основное в себестоимости. А второе — литейное производство КАМАЗа такой технологии не имеет. У КАМАЗа есть куда инвестировать».