. Первое мероприятие в отстроенном за год мусульманском образовательном учреждении состоялось накануне
Фото: dumrt.ru

«РАДОСТНАЯ НОВОСТЬ» ОТ МУФТИЯ, ОТСУТСТВИЕ ГЛАВНЫХ ГОСТЕЙ И ПЕРВЫЙ ПРАЗДНИК ВО ВРЕМЯ ГЛАВНОГО ПРАЗДНИКА.

Какая она, Болгарская исламская академия? До сих пор у широкой общественности не было возможности заглянуть внутрь учебного заведения. Первое мероприятие в отстроенном за год мусульманском образовательном учреждении состоялось накануне. Называлось заседание «Совет по исламскому образованию Российской Федерации». Несмотря на пафосное название, учредителей БИА представлял лишь муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. Ни председатель ЦДУМ Талгат Таджуддин, ни его коллега из ДУМ РФ Равиль Гайнутдин замечены не были.

Даже главный гость, посещение которого было, казалось, железно гарантировано, и тот не приехал. Как сказал в самом начале собрания руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров: «К сожалению, первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев не смог сегодня принять личное участие, срочные дела не позволили ему быть вместе с нами». В итоге в единственном кресле с высокой спинкой, которое приготовили специально для первого президента РТ, вплоть до намаза пришлось восседать самому Асгату Ахметовичу.

Началось же заседание, которое вел ректор Российского исламского университета и заммуфтия по учебной работе Рафик Мухаметшин, чтением Корана. Из духовенства за всех своих коллег пришлось отдуваться Самигуллину, выступление которого больше походило на праздничную проповедь. Рассказав о важности получения знаний, он сообщил собравшимся три «радостных новости». Оказывается, сейчас идет работа над четырьмя рукописными версиями трудов средневекового ученого Бурхануддина ибн Камаль Булгари, оригиналы которых хранятся в библиотеке «Астан Кудс Резави» и были переданы республике в результате договоренности во время визита Рустама Минниханова в Иран, город Мешхед. Кроме того, ДУМ РТ начало совместную научно-исследовательскую работу с учеными из Бахрейна по изучению трудов Галимджана Баруди. Кроме того, выпущенный недавно муфтиятом Коран на днях должен получить одобрение исламских ученых.

в единственном кресле с высокой спинкой, которое приготовили специально для первого президента РТ, вплоть до намаза пришлось восседать Асгату CафаровуФото: Ирина Ерохина

«Министр религиозных дел Сирийской Арабской Республики вышел с нами на связь и сказал, что мы полностью его проверили, третье издание будет соответствовать всем международным стандартам, на днях мы ждем, когда будет прислан этот документ о том, что наш Коран, изданный в Татарстане, соответствует всем нормам и не имеет ошибок».

Отрадно, что Сирия сейчас не только воюет, но и находит время для проверки работы ДУМ РТ.

Камиль Исхаков напомнил о том, что в строительство Болгарской исламской академии было вложено 1,2 млрд рублейФото: Ирина Ерохина

БОЛГАРСКАЯ ИСЛАМСКАЯ АКАДЕМИЯ ЗАБЕРЕТ СЕБЕ И БЕЛУЮ МЕЧЕТЬ

На заседании с приветственными речами выступили заместитель начальника департамента по взаимодействию с религиозными организациями управления президента РФ по внутренней политике Алмаз Файзуллин, советник отдела по вопросам национальных отношений и взаимодействию с религиозными объединениями департамента культуры правительства РФ Алексей Зенько, от лица хозяев произнес речь и глава Спасского муниципального района Камиль Нугаев. Говорили они в основном дежурные фразы о важности Болгарской исламской академии, а вот ее и. о. ректора, помощник президента РТ Камиль Исхаков, во время презентации БИА затрагивал и конкретные новости.

«Болгарская исламская академия прошла регистрацию в министерстве юстиции РФ и признана общероссийским высшим учебным заведением. Стандарт по магистратуре имеют четыре специализации: исламское право, исламская мысль и вероучение, толкование Корана и коранические науки, исламская экономика. Подготовлен проект учебных программ, данные документы изучаются экспертами и будут обсуждены на ученом совете Болгарской исламской академии, с последующим представлением для лицензирования. Мы готовы все это представить в министерство образования РФ 6 июля».


Экс-мэр Казани напомнил о том, что в строительство БИА было вложено 1,2 млрд рублей. Затронул он и судьбу Белой мечети: «Идет передача Болгарской исламской академии комплекса «Ак мечеть» как объекта религиозного назначения», — подчеркнул Исхаков. В первый раз в первый класс ученики БИА пойдут 2 сентября, а днем ранее будут участвовать в празднования Курбан-байрама. Интригующе прозвучала и новость о создании новой структуры — всероссийского союза мусульманских улемов — Болгарского совета улемов. Сейчас подготовлен его устав, но другие подробности неизвестны.

Завершил свою речь и. о. ректора и вовсе пафосно: «Опора на богословскую традицию, толерантность по отношению к противоположной точке зрения и ее носителю, а также плюрализм мнений — вот три фундаментальные основы, которыми могли гордиться предыдущие поколения и тот идеал, который мы стремимся развить и сделать в Болгарской исламской академии». Довольно либеральный, заметим, подход для религии с ее неизбежным догматизмом, но, видимо, хочется посильнее отстроиться от фундаменталистов и радикалов всех мастей.

Далее гостям показали возможности современных технологий и провели на экскурсию по зданию. Болгарская исламская академия представляет собой комплекс образовательных и жилых строений, состоящий из 7 блоков: основного учебного блока и 6 жилых кампусов для учащихся, преподавателей и административного состава. Презентация прошла во многофункциональном зале амфитеатра. Осмотрев все это, гости поспешили в Белую мечеть — на пятничный намаз.

Гостям показали возможности современных технологийФото: Ирина Ерохина

«ЗАКОЛЕБАЛИ, ЗАМУЧИЛИ , ГОВОРЯ, ЧТО ДЖАДИДИЗМ — ЭТО ТАТАРСКИЙ ИСЛАМ»

Перед входом в «Ак мечеть» корреспондент «БИЗНЕС Online» столкнулся с заместителем муфтия Татарстана Мухаметшиным и задал ему на ходу несколько вопросов.

— Рафик хазрат, разработали ли вы образовательные стандарты для БИА?

— Мы ведь Болгарскую академию создаем в том числе и для того, чтобы она была конкурентоспособной. Мы хотим уменьшить отток мусульманской молодежи в зарубежные страны. И вполне естественно, что мы ее должны заинтересовать. Наша программа ничем не должна уступать зарубежным исламским вузам — Египта, Саудовской Аравии, Иордании, поэтому мы очень тщательно их изучали. Задача поставлена, чтобы мы возрождали отечественную богословскую школу.

— Татарских богословов будете изучать?

— Естественно, речь идет о том, чтобы возродить богословскую школу, а один из эффективных путей — через изучение нашего наследия. Поскольку здесь речь идет о магистерских, докторских диссертациях, естественно, мы будем давать темы по трудам татарских богословов. Например, по Шигабутдину Марджани у нас написано всего две диссертации, по Курсави только одна, их, естественно, должно быть больше. У нас очень много неизученных, тот же Муса Бигиев. В Турции мы подсчитали — магистерских и других диссертаций по нему более 20. У нас есть единственная диссертация Айдара Хайрутдинова. Ну конечно, это надо изучать. Это не значит воспевать им оду, можно и в критическом смысле, но вопрос другой. Иногда у нас происходит путаница: ах, вот татарская богословская мысль, она реформаторская и так далее. В данном случае мы должны говорить о системе образования, которая способна выпускать таких богословов-реформаторов уровня Мусы Бигиева, Шигабутдина Марджани. Здесь на самом-то деле выбор небольшой. У нас было классическое исламское образование. Тот же Муса Бигиев учился в медресе Кульбуе, Бухаре, он получил классическое фундаментальное образование и только благодаря этому он мог позволить себе предлагать реформы в каких-то целях. Чтобы реформировать, надо знать, что реформировать. Мы должны к этому стремиться. Естественно, у нас нет задачи готовить реформаторов, у нас вуз должен дать фундаментальное классическое исламское образование. А на выходе как они будут себя позиционировать — это другой вопрос. К сожалению, у нас в обществе разговоров очень много совершенно непрофессиональных, бестолковых, уводящих в сторону — вот этого не должно быть. Мы должны вернуться к своим истокам, а истоки — это классическое исламское образование.

Рафик Мухаметшин Рафик Мухаметшин Фото: Ирина Ерохина

— Здесь ведь и кавказцы будут учиться, представители другого мазхаба. Как это вяжется с тем, что мы будем развивать традиционное татарское богословие?

— В ценностях все ясно, у нас есть свои богословские традиции, ханафитский мазхаб, шафиитский мазхаб — с этими вопросами мы, в принципе, определились. Углубленно здесь будем изучать все мазхабы, потому что это магистерские, докторские программы. В данном случае зацикливаться на мазхабе тоже неправильно, потому что зацикливаться на нем надо на уровне бакалавриата. Мы в вузах, на уровне бакалавариата, например, Российский исламский университет должен выпускать убежденных ханафитов. А дальше в Болгарской академии он, будучи уже убежденным ханафитом или приезжая убежденным шафиитом, будет получать уже дополнительные знания. В данном случае его мировоззренческую установку мы ни в коем случае менять не будем и не должны, мы ему даем дополнительные знания по другим мазхабам. Поэтому на выходе тот же татарин должен быть убежденным ханафитом, но обогащенный знаниями из других мазхабов и так далее. Вот эта задача. Иногда спрашивают: у вас все будут ханафитами? В принципе, да, но у нас с Кавказа будут и шафииты — на уровне магистерских, докторских программ здесь ничего плохого, это даже хорошо. Появляется возможность такого сравнительного углубленного изучения.

— И как, желающие есть?

— Пока еще мы Кавказ не включили, там конкурс будет. Но мы пока выбираем, чтобы из 100 человек достойных 20 - 30 учеников взять.

Фото: Ирина Ерохина

— Есть богослов, на авторитет которого можно будет опереться?

— В данном случае мы должны все это выстроить. Миссия Болгара — выстроить современную модель классического исламского образования, как должно выглядеть классическое исламское образование в условиях Российской Федерации, потому что уже заколебали, замучили, говоря, что джадидизм — это татарский ислам и так далее. В данном случае вопрос не стоит обсуждения, потому что джадидизм был системой больше светского образования. В Болгаре мы себе не можем позволить открывать джадидстское учебное заведение. Я как-то об этом уже говорил: джадидстское учебное заведение — это Российский исламский институт. Мы теологов, экономистов, журналистов выпускаем — они все джадиды, мусульманская интеллигенция, которая нацелена быть не только среди мусульманской уммы, а и за пределами в том числе. А мы в первую очередь должны делать ставку на классическое исламское образование.

Прервал интервью начавшийся пятничный намаз, провел который муфтий Самигуллин. После его совершения участники заседания собрались в более узком кругу за закрытыми от общественности и журналистов дверями.