Владимир Путин и Си Цзиньпин сверили часы в преддверии G20, которые показывают скорее пекинское время, нежели московское

СИ ЦЗИНЬПИН — ПУТИНУ: «С ВАМИ ЗА ЭТИ ГОДЫ МЫ ВСТРЕЧАЛИСЬ 22 РАЗА»

Российско-китайские отношения находятся на высочайшем уровне, они «продвинутые», «стабильные» и «постоянно развиваются», твердит хор разнообразных экспертов, комментируя нынешний визит председателя КНР Си Цзиньпина в Россию. Чем-то это смахивает на аккомпанемент хора в античной трагедии: пока на сцене двигаются фигурки императоров, богов и героев, шеренга голосистых «басов» и «сопрано» рассказывает нам, над кем завтра взойдет солнце и кто станет избранником судьбы. Теперь на сцене в ярко освещенном круге — президент РФ Владимир Путин и его китайский «брат» Си Цзиньпин: их связывают «шелковые» нити дружбы и сотрудничества, а их будущее прекрасно и лучезарно. А где-то в тени — Дональд Трамп и Ангела Меркель. Те, с кем отношения переживают «наихудший период» и чей завтрашний день окутан мглой: одному грозит импичмент, другой — осенние выборы канцлера Германии. Вот-вот свет рампы переместится из Москвы в Гамбург, где 7 июля стартует саммит G20 и куда направятся все четыре героя, чтобы пить вино на званых обедах и выстраивать хрустальное мировое равновесие. А пока 3 июля Си Цзиньпин сошел по трапу самолета в аэропорту «Внуково», приветствуемый блеском штыков роты Преображенского полка. Вечером того же дня китайского лидера неформально принял у себя в Кремле Путин, и оба «друга» имели продолжительную беседу за закрытыми дверьми.

О чем они говорили, сообщило только официальное правительственное агентство КНР «Синьхуа», что само по себе довольно показательно: похоже, Путина сегодня совершенно не волнует, что подумают о нем соотечественники, — гораздо важнее, что скажут «за бугром» (вспомним тот же фильм Оливера Стоуна). По словам китайских журналистов, главы двух государств обсудили сирийский вопрос и ситуацию на Корейском полуострове, где снова сделалось неспокойно после того, как выпускник швейцарской международной школы в Берне Ким Чен Ын запустил очередную баллистическую ракету. Ракета была в воздухе 37 минут и канула в Японское море, но волны от нее прошли по всему глобальному политическому пространству. Исходя из этого, «обе стороны согласились, что Китай и Россия должны сохранить стратегическое сотрудничество, чтобы содействовать мирным переговорам и решению проблемы на Корейском полуострове должным образом», — констатирует агентство, замечая, что агрессивные планы вынашивает не только Пхеньян, но и те, кто развертывают американские ПРО THAAD в Южной Корее.

Что же сближает Путина и Си Цзиньпина? Да, предельно важны стратегические национальные интересы, наращивание торговых оборотов и политические союзы против дряхлеющего американского «льва», но не менее ценны и личные отношения. И здесь остается признать, что два совершенно разных человека, появившиеся на свет за тысячи километров друг от друга в абсолютно непохожих культурах, действительно смогли подружиться. Во-первых, они практически ровесники: первый родился под бледным ленинградским небом в 1952 году, второй — в пекинском уезде Фупин в 1953-м. По происхождению Си Цзиньпин выше, чем его российский коллега: он из «партии принцев», точнее — из семьи вице-премьера Госсовета КНР, одного из ближайших соратников Мао Цзэдуна. Однако, когда Мао объявил в Китае «культурную революцию», отца будущего генсека КПК заключили под арест, как и многих других высокопоставленных «красных» функционеров. Семья быстро растеряла все свои привилегии, а сам 13-летний «принц» был отправлен на «трудовое перевоспитание» в деревню уезда Яньчуань — одной из беднейших провинций КНР. Там он жил едва ли не в пещере и спал на тонком одеяле, постеленном поверх кирпичей. Однако это невольное «хождение в народ» предопределило будущий успех Си Цзиньпина и его знание «простых китайцев». Точно так же, как детство Путина, проведенное в обычной питерской коммуналке «без удобств», сделало его знатоком «народных словечек» и психологии и до сих пор служит ему добрую службу. Так или иначе, старт обоих лидеров начинался с социального дна, и оказался феерически вертикальным. Безусловно, это делает их немного похожими.

«В марте 2013 года, сразу после того, как я был избран председателем КНР, Россия стала первой страной для моего первого зарубежного визита, — подчеркнул на сегодняшней встрече Си Цзиньпин, обращаясь к Путину. — С вами за эти годы мы встречались, по подсчетам, 22 раза. Россия, таким образом, стала самой посещаемой страной для меня, а среди зарубежных лидеров с вами я поддерживаю самые тесные контакты и связи».

Владимир Путин наградил китайского коммуниста Си орденом православного Святого апостола Андрея Первозванного, который учредил Петр I Владимир Путин наградил китайского коммуниста Си Цзиньпина орденом православного Святого апостола Андрея Первозванного, который учредил Петр I

ОТ ГАЗОПРОВОДА И КОСМОСА ДО МУЛЬТФИЛЬМОВ И «КАТЮШИ»

После неформального общения Путина и Си Цзиньпина накануне второй, основной день визита главы КНР начался на высокой торжественной ноте. Еще с утра стало известно, что Путин наградил китайского коммуниста Си Цзиньпина орденом православного Святого апостола Андрея Первозванного, который учредил Петр I. В Российской империи это была высшая награда до 1917 года. В таком же статусе — уже в РФ — ее восстановил в 1998 году Борис Ельцин. Кавалеров ордена сегодня всего 18 человек: в их числе и академик Дмитрий Лихачев, оружейник Михаил Калашников, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. «Это признак ваших особых заслуг, дорогой друг», — рассыпался в любезностях президент России во время пышной церемония награждения, которая состоялась после переговоров в узком кругу. Китайский друг, как водится, отвечал, что это для него большая честь. В общем, наблюдался настоящий апофеоз необычайно горячей российско-китайской дружбы.

О настоящих «высоких отношениях» и их дальнейшем развитии говорили и другие участники переговоров (важные чиновники, бизнесмены, общественные деятели). А по итогам были подписаны не только формальные соглашения о стратегическом взаимодействии и углублении партнерства, но и более четырех десятков документов о сотрудничестве в разных отраслях на общую сумму более $10 миллиардов. Путин при этом радовался росту товарооборота между странами: если в 2016 году по сравнению с 2015-м прирост составил всего 4% и достиг $66 млрд, то за первые четыре месяца 2017-го (к аналогичному периоду прошлого года) цифра увеличилась на 37% до $24,5 миллиарда. Правда, наши капиталовложения в Китае составляют около $2,3 млрд — сумма, прямо скажем, не впечатляет: всего-то три питерских стадиона «Крестовский». Ключевое же направление сотрудничества — энергетика, отметил президент РФ. И впрямь, те, кто называют Россию «сырьевым придатком Запада», давно отстали от жизни: наша страна занимает лидирующие позиции и по объемам поставок нефти в Китай. В 2016 году только в рамках межправотношений было экспортировано 23,7 млн тонн черного золота, а с учетом коммерческих контрактов — 52,5 млн тонн. По графику будет достроен и газопропровод «Сила Сибири», рассчитанный на 38 млрд куб. м на 30 лет. А первый российский газ в Поднебесную пойдет по нему уже в декабре 2019 года — соответствующее соглашение с российской стороны подписал глава «Газпрома» Алексей Миллер. Правда, о цене газа стороны предпочитают умалчивать, хотя все последние месяцы китайцы целеустремленно «прогибали» российских партнеров. И сила на их стороне — РФ просто некуда девать излишки газа, особенно после неудач в Европе и фактическом разрыве с Украиной. У КНР же всегда есть выбор. Неудивительно, что в начале июня Reuters сообщило о жаркой дискуссии: мол, китайцы добиваются снижения цены, Москва же отстаивает последний рубеж, за которым проект становится убыточным. А в качестве «дубинки», Китай, по сообщению агентства, «взял паузу для изучения дополнительных возможностей на рынке сжиженного природного газа». Такой шантаж может оказаться весьма действенным, ведь вытеснить «Газпром» с китайского рынка не против США: ранее Bloomberg сообщал, что на переговорах Си Цзиньпина с Трампом в апреле 2017 года была достигнута договоренность о поставках американского СПГ. Интересно, что в мае Штаты объявили о подписании двустороннего торгового соглашения, расширяющего доступ американским энергокомпаниям в КНР. Cheniere Energy вообще проинформировала о подготовке долгосрочного контракта.

Судя по вчерашним заявлениям, закулисные переговоры могли увенчаться успехом. Весь вопрос — в цене этих договоренностей. Кроме того, договорились о сотрудничестве в высокотехнологичных областях, в частности, по совместному освоению космоса на 2018–2020 годы. Хотя чем в этом плане может помочь китайцам разваливающаяся на глазах, некогда лучшая в мире российская космонавтика? Советское же наследие давно благополучно проследовало в восточном направлении. Например, скафандры тайкунавтов — не что иное, как модификация советских «Соколов», а их корабль «Небесная ладья» сильно напоминает «Союз». По линии авиастроения якобы успешно реализуются проекты по созданию дальнемагистрального самолета и тяжелого гражданского вертолета (достаточно погуглить, чтобы понять — успехи пока в основном на бумаге). Наиболее реалистично, пожалуй, выглядит проект высокоскоростной магистрали Москва — Казань, при подготовке вроде бы решаются вопросы локализации производства подвижного состава. Другой транспортный проект — создание автомобильного маршрута Европа — Западный Китай: работы на российском участке планируется завершить в 2019 году. Только, пожалуйста, не упоминайте это название при Фоате Комарове!

Большой потенциал Путин увидел и в совместном использовании Северного морского пути, Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. «Это во многом созвучно с инициативами китайских партнеров, обсуждавшимися на недавнем форуме в Китае „Один пояс — один путь“. Инициатива китайского лидера заслуживает самого пристального внимания и всячески будет поддерживаться в России», — уверял Путин, добавив, что сотрудничество поспособствует более интенсивной торговле и созданию новых рабочих мест.

Еще один приоритет — сельское хозяйство: экспорт аграрной продукции из России вырос в 2016 года на 17% и достиг $1,6 миллиардов. Кроме того, принято решение о поставках в КНР российской пшеницы и «обсужден вопрос» об отмене ограничений на импорт российского мяса и продукции птицеводства. А глава ВЭБа Сергей Горьков подписал документы по привлечению на инвестиционные проекты 6 млрд юаней — это чуть меньше половины прошлогодних убытков Внешэкономбанка.

Тем временем гендиректор Первого канала Константин Эрнст порадел за отечественную культуру, договорившись о вещании в Китае просветительского телеканала «Катюша», а министр культуры Владимир Мединский — о сотрудничестве в области кинопроизводства. Интересно будет посмотреть на плоды этого странного союза, слишком уж разный менталитет у зрителей двух стран и подходы к важнейшему из искусств: те, кто видел 19-серийную версию российско-китайского ремейка «А зори здесь тихие», соврать не дадут. Свои перспективы обнаружились и у мультипликаторов. Они будут создавать 52-серийный мультфильм «Крош и Панда» (логично, чего уж там). Соответствующий меморандум подписали компания «Смешарики» и Центральный канал китайского телевидения (CCTV Animation).

Сотнями проектов исчисляется сотрудничество с Пекином и в медийной сфере, о чем радостно сообщил первый замглавы администрации президента Алексей Громов, по словам которого между нашими СМИ сложились «уникальные отношения». Довольно странное высказывание: навскидку трудно вспомнить хоть какие-то отношения между СМИ двух стран, а уж уникальные... Хотелось бы верить, что это не намек на строительство и в России легендарного «китайского файрволла», тщательно дозирующего информацию. В том же объединяющем русле во время встречи Путина и Си Цзиньпина с представителями деловых кругов и медиа-сообщества выступила и Маргарита Симоньян. Главред официозного телеканала RT, призванного нести свет во «тьму бездуховного зарубежья», в частности, призывала объединиться для противодействия информационному терроризму и фейковым новостям. «Фейковые новости стали западней, в нее попадают миллионы людей, привыкшие доверять крупным медийным именам, которым давным-давно нельзя доверять. Откровенное вранье, которое раньше было уделом бульварных газет, теперь тиражируется уважаемыми СМИ и с их страниц переносится в уста свежеиспеченных мировых лидеров. Это удобно всем: и прессе, которая это делает, и лидерам», — сказала Симоньян.

Конечно, не обошли стороной и международные вопросы. В частности, главы государств сделали совместное заявлении о текущей ситуации в мире и важных проблемах — о ситуации на Корейском полуострове и в Сирии. После подписания официальных документов лидеры двух стран также выступили и с заявлениями для прессы. Путин в который уже раз поведал собравшимся, что визит «его друга» — это центральное событие года в отношении двух государств, а его итог — впечатляющий. Примерно в том же духе высказался и китайский гость, после чего пригласил российского президента приехать к КНР уже в сентябре.

Главы государств сделали заявлении о текущей ситуации в мире и важных проблемах, в частности, о ситуации на Корейском полуострове и в Сирии

«ВСЕМ ПОКАЖУТ ДОГОВОРЫ, А ОБ УСТНЫХ ДОГОВОРЕННОСТЯХ НАМ НЕ СКАЖУТ»

«БИЗНЕС Online» попросил своих экспертов прокомментировать итоги визита Си Цзиньпина и в Москву и оценить, как его результаты программируют Россию в рамках китайской глобализации.

Андрей Островский, китаевед, доктор экономических наук, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН:

— Эта встреча накануне саммита G20, конечно, не случайна. Учитывая темы бесед наших глав государств, то естественно — это все не случайно. Как всегда, обсуждается два основных вопроса: ситуация в Северной Корее и в Сирии. Это сегодня два ключевых вопроса международной политики. Китайско-американские и российско-американские отношения находятся не в очень хорошем состоянии, отчего и проходят консультации по данным вопросам между двумя нашими сторонами — между Россией и Китаем. Планируется подписать много документов. Будут подписаны политические и экономические соглашения на общую сумму до $5 миллиардов.

Китайская модель глобализации для нас выглядит, безусловно, более привлекательной. В 2013 году было обозначено две программы — экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь XXI века, которые были объединены одной фразой: «Один пояс — один путь». Надо сказать, что место России в этих семи программах китайской инициативы две непосредственно затрагивают нашу страну. Одна из них — это маршрут из Пекина в Москву, тут я имею в виду не только железную дорогу, но и автомобильную, информационную, технологическую, второй маршрут — это Монголия — Китай — Россия. Он затрагивает тему развития российского Дальнего Востока. То есть для России есть возможность использовать китайские инвестиции для развития Дальнего Востока и Центральной части страны, в том числе Татарстана. Вы знаете, что дорога Москва — Пекин проходит через Казань.

Валентин Катасонов — профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, руководитель Русского экономического общества им. Шарапова:

— Очевидно, что встреча далеко не случайно проходит перед саммитом. Они хотели бы скоординировать свои позиции. Я так понимаю, что Запад достаточно осторожно и настороженно относится к Китаю, достаточно враждебно относится к России. Западные государства делают все возможное для того, чтобы Китай и Россия сблизились. К сожалению, не знаю, какие конкретно документы будут подписаны. Но их число увеличивается с каждым днем, потому что я читал пару дней назад, что только 8 документов планировалось подписать. Сегодня их число уже около 40. Видимо, в спешном порядке готовятся все новые и новые документы. Думаю, что бо́льшая их часть будет носить характер протоколов о намерениях.

В Давосе Си Цзиньпин говорил, что Китай готов заместить место США в локомотивах глобализации. Но на данный момент до конца не понятно, готовы ли США отказаться от этой роли или все-таки удастся вернуть Трампа на прежнюю колею глобализации. Этого на сегодняшний день никто до конца не знает. В любом случае при глобализации американской или китайской Россия в расчет не принимается ни в той, ни в другой модели. Поэтому нас больше всего привлекает модель, когда никакой глобализации вообще не будет. Собственно говоря, это и очевидно. Другое дело, что никто об этом громко не высказывался, но с точки зрения наших геополитических интересов нам глобализация не нужна. В этом смысле было бы хорошо, если бы линия Трампа прошлого года победила.

Что касается проекта Шелкового пути, то я до сих пор пока воздерживаюсь от каких-либо оценок, потому что конкретного проекта пока ведь нет. Есть только разговоры. Будущее Шелкового пути еще пока размыто. Что касается ВСМ Москва — Казань, то это еще не Шелковый путь, потому что это было еще до разговоров о нем. Было бы замечательно, если бы БАМ заработал на полную мощность. Помню, что разговоры о сотрудничестве с Китаем и создании хорошей надежной магистрали для реанимации БАМа были еще и до Шелкового пути. Поэтому что это такое — я до сих пор не понимаю.

Андрей Девятов, заместитель директора Института российско-китайского стратегического взаимодействия, китаевед:

— Нет, встреча не случайна. Ее смысл не в том, чтобы подписать много договоров, которые увидят по телевизору. Смысл этой встречи не в этом, а в том, что́ нам не скажут. Всем покажут договоры, а устные договоренности о том, как проводить курс отношений с Западом, — нам об этом не скажут. Это мы сможем увидеть только на G20. Речь идет о личных договоренностях, о которых никто и ничего не знает. Россия либо примкнет к китайской глобализации, либо нет. Об этом, видимо, и будут секретные договоренности. Другое дело, на каких условиях это все будет. Там определенно есть какие-то условия, которые предъявляет к России Китай: они финансового, налогового характера прежде всего, также вопросы нового валютного мира. Глобализация по-американски — это кредиты и доллары, а их в нашем отечестве никто не дает в долг. Китайцы тоже не дают. Почему? Да потому что не договорились еще.

Я вас уверяю, никакой ВСМ не будет, потому что она затратная и никогда не окупится. Нет пассажиропотока, чтобы ездить по ней. Бо́льшая часть всей этой темы — это одна реклама. Может быть, до Казани что-то и можно придумать, но в целом это чисто утопичный проект. Поездов и самолетов не хватает, что ли? Если ВСМ будет ходить, то она никогда не окупится. Поэтому о каком Шелковом пути мы можем говорить?

По итогам встречи были подписаны не только формальные соглашения о стратегическом взаимодействии и углублении партнерства, но и более четырех десятков документов о сотрудничестве в разных отраслях на общую сумму более $10 миллиардов

«РОССИЯ МЕДЛЕННО СПОЛЗАЕТ К КИТАЮ, ДВИГАЯСЬ В ЕГО ФАРВАТЕРЕ»

Максим Калашников — российский журналист, общественный и политический деятель, писатель-футуролог, член федерального совета «Партии дела»:

— Наверное, встреча не случайна. Честно говоря, я понимаю, что это сейчас такой ход, чтобы показать Западу, что никакой изоляции нет. Понимаю, что там будет подписана куча документов. Но я всегда спрашиваю — Российская Федерация что может предложить Пекину, кроме сырья и территории? Ничего другого ведь и нет. Если мы хотим, чтобы Китай на нас смотрел не как на колонию, то нам надо как-то же развиваться самим. Многого от этой встречи я не жду. Я хочу напомнить, что китайский проект «Один пояс — один путь» — это проект китайский. И Россия в нем нужна только в одном качестве — как поставщик сырья и потребитель китайских товаров. Главный торговый партнер Китая — это США и Евросоюз. Они [китайцы] портить отношения с ними ради РФ никогда не будут. Поэтому все эти помпезные встречи меня уже давно не интересуют.

Николай Корженевский — управляющий KR Capital, преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ:

— Мне кажется, случайностью визит Си Цзиньпина в Россию вряд ли может быть. Основная цель — сверить часы. Путин и Си Цзиньпин должны синхронизировать свои позиции по международным вопросам в преддверии «Большой двадцатки» и шире выработать общую позицию по отношению к администрации США и ее недружелюбным действиям в отношении двух государств. Конечно, это еще и символическое напоминание о том, что Россия и Китай в случае чего намерены сотрудничать. Пока не думаю, что этот альянс сформировался и у наших стран достаточно стимулов, чтобы значительно усилить совместную работу по ключевым геополитическим направлениям. Тем не менее это явная демонстрация, что такой выход не исключается. На мой взгляд, в приезде китайского лидера намного больше политики. Документов по экономическим совместным проектам подписано достаточно много. На самом деле, сегодня, как я понимаю, будет подписан один достаточно важный экономический документ в части Шелкового пути. Китай, по всей видимости, принципиально принял решение связать Шелковый путь с российской территорией. Это большая инвестиция, отказаться от проекта после его реализации будет сложно. Мы становимся важной транзитной страной ввиду наличия этого магистрали. Даже подписание договора продиктовано в конечном итоге политикой, нежели чистой экономикой. БАМ и ВСМ, конечно, могут стать фрагментами нового глобального торгового транзита. Но пока это предмет для будущих дискуссий. Здесь однозначных решений не принято. Китай вообще с очевидной неохотой утверждает отдельные участки инфраструктуры по включению в Шелковый путь, особенно на территории РФ. Для них это предмет торга. Понятно, что и Китаю это выгодно, но он при этом и жесткий переговорщик. России нужно пытаться участвовать и в китайской, и в американской моделях глобализации. Китай пытается выстроить новый мощный сухопутный торговый путь. Всеми силами мы должны в этом поучаствовать. Чтобы получить в этом пироге кусок, нужно не только ездить на форумы, саммиты и проводить переговоры. Нам нужно самим частично обновить инфраструктуру заранее, не дожидаясь подписания документов. Кроме того, нужно делать масштабные вещи. К примеру, сейчас группа «Сумма» предлагает прекрасный проект — объединение в одну электронную платформу всех портов,железных дорог, основных автомобильных трасс. Если кто-то хочет перевезти груз, он получит оптимальное решение по перевозке, времени и стоимости с учетом объединенной логистической системы. Чтобы включаться в транспортные потоки, нужно работать самим в первую очередь, а не надеяться на подписание документов господинами Си Цзиньпином и Путиным.

Дмитрий Травин — политолог, профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге:

— Трудно отделить политику от экономики. Россия хочет, чтобы Китай инвестировал в нас деньги. Не так давно появилась информация, что капиталы бегут из России. В такой ситуации Китай остается практически единственной альтернативой западному капиталу. Конечно, Россия хотела бы больше экономики, чтобы богатый Китай нас поддерживал, но как в экономическом партнере Китай в России не нуждается. Газ по газопроводу «Сила Сибири» сам бежит в Китай: вообще, газа много, может выбирать. Китай скорее нуждается в России как в младшем политическом партнере. КНР наряду с США — две главы биполярного мира. Они равны по экономической мощи. Когда Америка не борется, Китай хочет обратного. Россия же медленно сползает к Китаю, двигаясь в его фарватере. К тому, что ВСМ и БАМ могут стать частью нового Шелкового пути, серьезно не отношусь. С «Силой Сибири» все понятнее — если газ нужен, если он будет конкурентоспособнее, то тогда Китай и будет закупать. Транспортировка по БАМ сомнительна, как и по недостроенной ВСМ. Почему они конкурентоспособнее морских транспортировок груза в обход Азии? Россия — рискованная страна с непредсказуемыми политическими решениями. К примеру, сегодня мы транспортируем газ через Украину, завтра включаем задвижку. Сегодня в России существует порядок, контролирующий железные дороги. Однако путинский режим деградирует, и рано или поздно он развалится, так что гарантии для Шелкового пути сомнительны. Думаю, пока это только разговоры, реальных конкурентных преимуществ нет.

«КИТАЙЦЫ АКТИВНО ПРОЩУПЫВАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЛОЖИТЬ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ В ОБХОД РОССИИ»

Дмитрий Худяков — старший преподаватель, доцент школы востоковедения факультета мировой политики и мировой экономики НИУ Высшей школы экономики:

— Если говорить о визите Си Цзиньпина в Россию накануне саммита G20, то, конечно, случайностей в политике не бывает. Политики здесь однозначно больше, экономические отношения Китая и России сильно отстают от политики. Кроме того, каких-то прорывных решений ни от этого визита, ни от саммита ожидать не приходится, на мой взгляд. Говорить о китайском модели глобализации довольно трудно. В общем, это стремление Китая использовать своих партнеров максимально для собственного экономического развития. России отводится роль, с одной стороны, та же, что и другим странам с таким же уровнем экономики (проще говоря, сырьевая роль и рынок сбыта китайской продукции). С другой стороны, как я понимаю, Россия менее интересна Китаю, поскольку она не готова поступаться своим суверенитетом. БАМ и ВСМ могут стать фрагментами нового транзитного торгового пути, но, по моему мнению, китайцы активно прощупывают возможности проложить Шелковый путь в обход России.

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ-КАИ им. Туполева:

— Сами документы — экономические, но суть в том, что Китаю, как бы он ни пытался избежать политических и военных вопросов, деваться уже некуда. И Тайвань надо постепенно присоединять, и на острова он претендует, в том числе на японские, и другие. Самое опасное — Северная Корея. С ней тоже надо что-то делать. У Китая больше влияния на на Северную Корею, но вместе с нами он может больше повлиять. Нас же без Китая и США там ничего, кроме войны, не устроит. А она будет кровавая. В 50-х годах несколько миллионов человек погибли, при современном оружии опасность разрастается на большой регион. Поэтому эти вопросы тоже будут на повестке дня. Интернализация — неизбежный процесс, в принципе он не несет ни негатива, ни позитива. Он объективен. Конечно, мы должны встраиваться в китайскую глобализацию и в производстве, и в технологии, и в культуре. То, что навязывает США, — не очень удачное предложение для России, все это претендует на ее суверенитет. ВСМ Москва — Казань может стать частью Шелкового пути. Но нужно учесть интересы жителей, животных, которые мигрируют и обитают на этой территории. Еще раз надо самим продумать. Войти в Шелковый путь наши магистрали могут через сам Китай, через железную дорогу, которая раньше нам самим принадлежала. Очень важен путь от БАМ на юг, где большое население и развитая промышленность.

Фото: kremlin.ru