«Отобрали самые важные, самые ценные проекты», — подвел на днях итоги заседания Грантового комитета гендиректор компании «Татнефть» Наиль Маганов. Проект по поддержке социальных инициатив компания ведет уже второй год, и в этом году количество желающих получить грант от нефтяной компании выросло в разы — с 67 до 500! Об этом и о многом другом — в материале с заседания Грантового комитета.
«РЕШИЛИ УПОРЯДОЧИТЬ ПРОЦЕСС, СДЕЛАТЬ ЕГО БОЛЕЕ ПРОЗРАЧНЫМ»
Без малого три с половиной часа накануне длилось заседание экспертов Грантового комитета «Татнефти», на котором завершили отбор проектов второго конкурса социальных инициатив, — заседание проходило в офисе казанского представительства Компании. Проект работает второй год под личным патронажем генерального директора ПАО «Татнефть» Наиля Маганова и направлен на поддержку социально значимых проектов компаний, людей, работающих, живущих на территории присутствия «Татнефти».
По словам заместителя председателя Грантового комитета, замгендиректора Компании по кадрам и социальному развитию Рустама Мухамадеева, в первый год на конкурс поступило 67 заявок, из которых эксперты одобрили 28 общей суммой грантов на 160 млн рублей. В этом году заявок в разы больше — 505 почти на 1 млрд рублей! Заявки стали приходить даже из-за рубежа. В конечном итоге одобренными оказались 40 проектов на 70 млн рублей.
«Гамма проектов очень широкая, поэтому обсуждаем, — сказал Маганов, открывая заседание. — Наше решение привлечь более широкий круг общественности, экспертов, направлено на то, чтобы отсеять шелуху, не кулуарно решать, а упорядочить процесс, сделать его более прозрачным, что притянет настоящие проекты, решения».
Со всеми проектами эксперты ознакомились заочно и в рамках последнего этапа отбора приняли окончательное решение о финансировании. В Грантовый комитет вошли министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин (на заседании его представляла первый замминистра Эльвира Камалова), директор Государственного музея ИЗО Розалия Нургалеева, директор Альметьевской картинной галереи Роза Минабутдинова, председатель профкома Компании Гумар Яруллин, начальник НГДУ «Альметьевнефть» Ренат Нугайбеков, руководитель пресс-службы ПАО «Татнефть» Н. З. Валеева, главный врач МСЧ ПАО «Татнефть» и г. Альметьевск М. Х. Закирзянов.
«Отобрали самые важные, самые ценные проекты. Система поддержки развивается, люди знакомятся с ней, верят в нее», — продолжал гендиректор нефтяной компании.
Надо сказать, что у «Татнефти» уже есть благотворительные фонды. Маганов рассказал, в чем отличие фондов от грантовой поддержки. «Грантовая поддержка — она разовая, точечная, — отметил гендиректор. — Масса проектов приходит, но в параметры благотворительных фондов они не укладываются. Но мы их не можем оставить без внимания, поэтому появились гранты».
ПОИСК ИСТОРИИ РОДНИКОВ И БОРЬБА ЗА ИХ ВЫЖИВАНИЕ
Всего в конкурсе 6 номинаций: «Образование и наука», «Социальная сфера», «Экология», «Культура и искусство», «Гражданственность и патриотизм», «Спорт». Проектов-победителей настолько много, что рассказать о каждом в рамках одного материала не представляется возможным, поэтому приведем лишь те, которые приковали особое внимание участников дискуссии.
Только в номинации «Экология» на конкурс поступило 89 заявок, для выдачи грантов рекомендовали 6 проектов на 4,4 млн рублей. Часть проектов касалась обустройства родников в разных населенных пунктах. Среди них — родник на границе Тукаевского района и Набережных Челнов, до революции он был известен как Воздвиженский. Вода пошла ниже обустроенного родника, и ее приток резко сократился. Для выполнения всех работ выделили 994 тыс. рублей.
Отметим, «Татнефть» уже более 20 лет занимается обустройством родников (за все время благоустроено более 500 источников). Родники ежегодно обновляются структурными подразделениями Компании, каждый год проводится конкурс на лучшее оформление источников.
«Идет борьба за выживание родника, его внешний вид», — сказал начальник управления промышленной безопасности и охраны труда «Татнефти» Равиль Гареев. Компания обустраивает за свой счет родник, а содержать в чистоте должны местные власти.
При таком подходе никакие волонтеры (идея об их привлечении прозвучала на заседании) без воспитательной работы не решат проблемы. Но воспитывать, оказывается, надо и некоторых глав поселений. Учредить для них «орден хрюшки» то ли в шутку, то ли всерьез предложил Маганов. Я бы попросил нашу прессу, телевидение выкатывать этих деятелей из местного самоуправления и дарить им медаль или орден хрюшки, — высказался он. — Мы отстроили, сделали».
Гендиректор нефтяной компании также предложил провести аудит родников, что находятся в зоне деятельности компании, выделить из них 25, куда чаще всего ходят люди, и капитально их отремонтировать.
«Это первая очередь, посмотрите, что можно с ними сделать, — обратился гендиректор к Равилю Мансуровичу Гарееву. — Когда вы проводите программу, рассказывайте о роднике, истории. Опять же, полагаю, что в первую очередь нужно выделять деньги на то, что имеет легенду, историю. Мы сейчас обратились к Рафаэлю Хакимову (директору Института истории им. Марджани — прим. ред.) с просьбой изучить все родники, которые есть у нас в реестре, найти в архивах их историю. Возможно, какие-то предания есть у союза писателей».
В номинации «Гражданственность и патриотизм» поступило 76 заявок на 53 млн рублей, для выдачи грантов рекомендовали 7 из них на 1,6 млн рублей. Вопросы возникли по установке на территории Казанского юридического института МВД РФ скульптуры, посвященной сотрудникам внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей.
Прозвучало мнение об установке памятника за пределами территории вуза, чтобы он был доступен для жителей города. «Надо, чтобы на общем обозрении был, чтобы все могли сказать спасибо», — справедливо сказал Маганов.
Второе мнение членов комитета — уйти от фигур, у которых нет портретного сходства, а отдать предпочтение символизму, конструктиву.
Рустам Мухамадеев предложил сначала скорректировать архитектурное решение с учетом мнения Грантового комитета, а уже потом принимать решение о выделении средств КЮИ. «Мы не говорим, что не хотим их поддержать, но давайте приучать студентов сразу к хорошему, красивому», — согласился с мнением своего заместителя Маганов.
ПОДДЕРЖКА ТУРПОТЕНЦИАЛА БИЛЯРА И ШУГУРОВСКОГО МУЗЕЯ НЕФТИ
Далее обсуждение продолжилось по номинации «Образование и наука». Здесь поступило 95 заявок на 106 млн рублей. Экспертный совет рекомендовал 6 заявок для выдачи грантов на 2,6 млн рублей. В частности, на издание информационного туристического материала о древнем Биляре Институту археологии им. А. Х. Халикова выделяют 200 тыс. рублей из необходимых 450 тысяч. «Для расширения туристического потенциала Биляра», — уточнил начальник отдела кадров «Татнефти» Рифдар Хамадьяров, глава экспертного совета по номинации.
В номинации «Культура и искусство» поступило 105 заявок, из которых на окончательное рассмотрение совета включили 8. С просьбой об обновлении экспозиции обратился музейный комплекс Шугуровского нефтебитумного завода, на это требуется 3 млн рублей. Завод считается объектом исторического и промышленного наследия, памятником первой нефтепереработки. В проект входит создание зоны игровых квестов, ремесленных мастерских перед зданием плавильни, обновление технологических раритетов.
«Там в XVII веке уже полным ходом шла нефтепереработка. Это повод для гордости, необходимо постараться максимально приблизить его в первозданному облику», — сказал Маганов.Члены совета идею поддержали, как и выделение гранта.
«ТАЙНЫЕ ПОКУПАТЕЛИ» КАК СПОСОБ ПРОВЕРКИ ПОЛУЧАТЕЛЯ ГРАНТА
В номинации «Социальные проекты» поступило 79 заявок на 439,4 млн рублей — одобрили 12 на 89 млн рублей. Здесь участники экспертного совета задались вопросом: насколько были эффективны деньги, выделенные Компанией в прошлый раз?
«Это колоссальная ответственность, все-таки нужно прописать, работают или не работают критерии?» — спросила Камалова.
По этому поводу у нас есть внутренний регламент, он существует второй год, когда мы должны получить обратную связь, получить отчет, съездить на место, оценить эффективность вложений, — сказал гендиректор Компании.
Камалова предложила в дополнение к этому ввести систему «тайного покупателя», когда проверяющий появляется у получателя гранта внезапно. Так, по ее словам, делают в минкультуры с недавно отстроенными в районах домами культуры. В целом на финальном отборе проектов Маганов дал определенный посыл экспертам советов на будущее: прежде чем давать деньги, нужно четче понимать, что будет сделано.
В категории «Спорт» поступило 68 заявок на 158 млн рублей, положительное решение рекомендовали принять по 10 заявкам на 8,3 млн рублей. На приобретение и создание в Бавлинском районе уличного спортивно-реабилитационного комплекса для занятий с детьми с ограниченными возможностями требовалось 1,5 млн рублей. Но гендиректор «Татнефти» предложил идти иным путем: поручить создание этих комплексов Бугульминскому механическому заводу. Например, «Татнефть» уже закупает ежегодно у «Елховлеса» 30 детских площадок, и спрос есть не только со стороны компании — товаром уже интересуются в других городах.
«Обеспечиваем рынок, почему бы это не предложить населению, увеличить занятость, — сказал в целом об инициативе производства Маганов. — Тем более в рамках стратегии развития компании у нас некоторое количество людей высвобождается с тяжелого физического труда». На этом заседание Грантового комитета завершилось. А сертификаты на получение грантов победителям будут вручены в торжественной обстановке уже в июле (точная дата и место проведения церемонии уточняются).
По итогам заседания Грантового комитета своими впечатлениями от обсуждения поделилась директор Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева:
— Мне понравилась атмосфера заседания. Комитет работал дружно, в дискуссиях рождается творчество. Импонирует, что приглашают нас, деятелей культуры. Это важно, нам редко удается поработать с промышленниками, донести до них какие-то свои мысли, предложения. А здесь предоставлена такая уникальная возможность, это делает честь компании, демонстрирует ее уровень, открытость, культуру. Что касается вопроса о памятнике или бюсте — я ратовала за то, что уже пора отходить от стандартов 40 - 50 годов: ставить на улицах, парках и скверах бесконечные аллеи наших героев. Кроме памятников, мемориалов, бюстов должна быть и парковая архитектура, скульптура, арт-объекты. Сейчас это очень вдохновляет людей. Конечно, памятники надо ставить, но их нужно ставить обдуманно.
Очень много социально-культурных проектов, которым необходимо помогать, содействовать людям, которые их создают. Было много проектов, связанных со спортом. У спорта должен быть другой грант, у спорта большая поддержка. А вот проекты, касающиеся историко-культурного нашего наследия, — их, конечно, маловато. И тем более приятно, что Наиль Ульфатович поддержал проект по реконструкции музея Боратынского.
16+
На правах рекламы