Генеральный директор ОАО «КПАТП-1» Леонид Наумов Генеральный директор ОАО «КПАТП-1» Леонид Наумов / Фото: «БИЗНЕС Online»

ДО МЕЖОБЛАСТНЫХ ПЕРЕВОЗОК ВОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ НЕ МЕНЕЕ 5 - 6 ЛЕТ ОТРАБОТАТЬ В ГОРОДСКИХ УСЛОВИЯХ

Главная причина всего происходящего на дорогах России с пассажирскими перевозками, как мне кажется, — это безденежье. Представьте себе, за эти последние 15 - 20 лет транспортная отрасль — а тем более пассажирские перевозки — из самодостаточной превратилась в унывающую. Когда количество перевозчиков можно было по пальцам пересчитать, они отлично справлялись с пассажиропотоком. В целом население ни Татарстана, ни России ощутимо не выросло, а перевозчиков стало в разы больше. Конкурсная система в свое время привела в эту сложную, очень ответственную отрасль совершенно беспардонных, безответственных людей. Они участвовали в конкурсе, брали лицензии, выигрывали маршруты, однако зачастую не соблюдали те технологии, которые соответствовали бы требованиям безопасности перевозкам пассажиров.

У нас старейшее предприятие, работающее с 1974 года, мы соблюдаем все нормы, потому что чувствуем ответственность — с людьми же работаем. А частника кто проверяет? У водителя нужные штампы в кармане, на «заказных» рейсах списки одних и тех же людей возят. В свое время, если автобус прошел два рейса подряд, ему уже приписывали функцию рейсового автобуса. Ты уж, товарищ дорогой, выполни все требования, пройди всю процедуру, подготовь паспорт на транспортное средство, пройди все согласования, что водитель соответствует уровню перевозкам. До межобластных перевозок водители должны не менее 5 - 6 лет отработать в городских условиях и пригороде, работать на заказ. И только тогда их можно выпускать на такие ответственные маршруты. У нас 22 маршрута осуществляются между субъектами, например из Казани в Магнитогорск, Челябинск, Уфу, Самару, Тольятти, Чебоксары, Пермь, Киров, есть сообщение и с Казахстаном. И наши водители, осуществляющие эти перевозки, работают в отрасли по 25 - 30 лет. Как после армии получили эту специальность, и все всю жизнь посвятили этому делу. И то мы считаем, что не являемся идеальными ни в Татарстане, ни в России. Водителя же одним днем не воспитаешь. Тут уже кодекс водительской чести. Если расстояние, которое преодолевает автобус, составляет более 500 километров, то на маршруте должно обязательно работать два водителя. Мы в Нижнекамск-то направляем двух водителей, что уж говорить о той же Самаре или Ижевске. И они меняются по сменам, в автобусе установлен тахограф. Ты отработал — ради бога отдыхай, если есть спальное место, можешь поспать. У частников такого близко нет, условия не соблюдаются. И это естественным образом влияет на безопасность.

За границей пассажирские перевозки не производятся с 11 часов ночи и до половины 5-го утра. А в субботу-воскресенье движение грузовиков и вовсе прекращается За границей пассажирские перевозки не производятся с 11 часов ночи и до половины 5-го утра. А в субботу-воскресенье движение грузовиков и вовсе прекращается Фото: «БИЗНЕС Online»

ЗА ГРАНИЦЕЙ АВТОБУСНЫЕ МЕЖДУГОРОДНИЕ ПЕРЕВОЗКИ НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ С 11 НОЧИ ДО ПОЛОВИНЫ ПЯТОГО УТРА

Теперь по поводу езды по ночам. За границей, например в Германии, где я как-то побывал, пассажирские перевозки не производятся с 11 часов ночи и до половины 5-го утра. А в субботу-воскресенье движение грузовиков и вовсе прекращается, поскольку на дорогах много автобусов, частных автомобилей, люди отдыхают выбираются за город. А многотонная фура с ее габаритами может представлять действительно большую опасность в случае ЧП. Пока власть не возьмется за решение этой проблемы, ситуация к лучшему вряд ли изменится. У пассажирских компаний должна быть большая ответственность за своих клиентов. Я помню те времена, когда отчитывались перед правительством и партией за все неправильные наши поступки. А сейчас....

Наши водители ездят лишь в дневное время, поскольку успевают. Например, у нас после той страшной аварии в Ханты-Мансийском автономном округе, где погибли 12 детей, перевозки школьников не прекратились, хотя многие компании, занимающиеся перевозкой пассажиров, отказались от подобного вида услуг. Так вот, была перевозка детей по маршруту Апастово — Волгоград. Но мы их вывезли в 4 часа, все по закону — световой день, 2 водителя, и уже до 11 часов вечера автобус прибыл в Волгоград. По ГЛОНАССу я вижу, когда автобус тронулся, когда остановился. Ночью наш транспорт стоит, перевозки осуществляются только днем.

Ну и еще один аспект, влияющий на безопасность — это состояние парка. Но для обмена должны быть созданы определенные экономические условия. Никто не понимает, что той доходности, которая была раньше у официальных автотранспортных предприятий, уже не будет. Люди в огромном количестве пересели на свои автомобили, это «оттянуло» большое количество пассажиров. Неорганизованные перевозчики также отбирают хороший кусок хлеба. Законопослушных компаний осталось на рынке от силы 7 - 10 процентов. В результате мы находимся не в лучшем экономическом состоянии. Купили автобусы 5 лет назад, и в сентябре этого года кое-как выходим из этого огромного лизинга. Да, каждый год надо покупать 10 процентов автобусов. Если 100 автобусов есть, 10 должны списываться, 10 пополняться.

Наши водители ездят лишь в дневное время, поскольку успевают Наши водители ездят лишь в дневное время, поскольку успевают Фото: ©Евгений Самарин, РИА «Новости»

К сожалению, практика показывает, что в скором времени страсти по случившемуся ДТП улягутся. Совещания по безопасности на дорогах пройдут, перевозчиков попугают, и этим все ограничится. А люди останутся со своей бедой и горем. Сколько раз обжигались уже на подобных случаях? Мы стараемся работать, опираясь на наши же традиции. Ибо все новое — это хорошо забытое старое. Когда-то в Набережные Челны ходили 22 «Икаруса», сейчас ни одного нет. Куда делся народ? Вот их и возят частники. Даже сервис появился такой — заберут тебя чуть ли не от собственного дома.

А мы человека забираем на вокзале, даем ему билет, страхуем, данные по клиенту всегда доступны, мы четко знаем, на какое место человек сел, до какой остановки доехал. У частников такой информации часто нет, а ведь это тоже наша с вами безопасность. К слову, система контроля в обеспечении транспортного обслуживания населения в Татарстане отлажена лучше, чем во многих других регионах России.

Леонид Наумов