ДТП в Заинске, случившееся в прошлые выходные, потрясло всю страну. И опять пошли разговоры, что нужно как-то регулировать рынок пассажирских перевозок, чтобы избежать таких трагедий. Генеральный директор ОАО «КПАТП-1» Леонид Наумов, работающий руководителем уже 27 лет, специально для «БИЗНЕС Online» рассказал, что, по его мнению, может улучшить сложившуюся ситуацию.
Генеральный директор ОАО «КПАТП-1» Леонид Наумов / Фото: «БИЗНЕС Online»
ДО МЕЖОБЛАСТНЫХ ПЕРЕВОЗОК ВОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ НЕ МЕНЕЕ 5 - 6 ЛЕТ ОТРАБОТАТЬ В ГОРОДСКИХ УСЛОВИЯХ
Главная причина всего происходящего на дорогах России с пассажирскими перевозками, как мне кажется, — это безденежье. Представьте себе, за эти последние 15 - 20 лет транспортная отрасль — а тем более пассажирские перевозки — из самодостаточной превратилась в унывающую. Когда количество перевозчиков можно было по пальцам пересчитать, они отлично справлялись с пассажиропотоком. В целом население ни Татарстана, ни России ощутимо не выросло, а перевозчиков стало в разы больше. Конкурсная система в свое время привела в эту сложную, очень ответственную отрасль совершенно беспардонных, безответственных людей. Они участвовали в конкурсе, брали лицензии, выигрывали маршруты, однако зачастую не соблюдали те технологии, которые соответствовали бы требованиям безопасности перевозкам пассажиров.
У нас старейшее предприятие, работающее с 1974 года, мы соблюдаем все нормы, потому что чувствуем ответственность — с людьми же работаем. А частника кто проверяет? У водителя нужные штампы в кармане, на «заказных» рейсах списки одних и тех же людей возят. В свое время, если автобус прошел два рейса подряд, ему уже приписывали функцию рейсового автобуса. Ты уж, товарищ дорогой, выполни все требования, пройди всю процедуру, подготовь паспорт на транспортное средство, пройди все согласования, что водитель соответствует уровню перевозкам. До межобластных перевозок водители должны не менее 5 - 6 лет отработать в городских условиях и пригороде, работать на заказ. И только тогда их можно выпускать на такие ответственные маршруты. У нас 22 маршрута осуществляются между субъектами, например из Казани в Магнитогорск, Челябинск, Уфу, Самару, Тольятти, Чебоксары, Пермь, Киров, есть сообщение и с Казахстаном. И наши водители, осуществляющие эти перевозки, работают в отрасли по 25 - 30 лет. Как после армии получили эту специальность, и все всю жизнь посвятили этому делу. И то мы считаем, что не являемся идеальными ни в Татарстане, ни в России. Водителя же одним днем не воспитаешь. Тут уже кодекс водительской чести. Если расстояние, которое преодолевает автобус, составляет более 500 километров, то на маршруте должно обязательно работать два водителя. Мы в Нижнекамск-то направляем двух водителей, что уж говорить о той же Самаре или Ижевске. И они меняются по сменам, в автобусе установлен тахограф. Ты отработал — ради бога отдыхай, если есть спальное место, можешь поспать. У частников такого близко нет, условия не соблюдаются. И это естественным образом влияет на безопасность.
За границей пассажирские перевозки не производятся с 11 часов ночи и до половины 5-го утра. А в субботу-воскресенье движение грузовиков и вовсе прекращается
ЗА ГРАНИЦЕЙ АВТОБУСНЫЕ МЕЖДУГОРОДНИЕ ПЕРЕВОЗКИ НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ С 11 НОЧИ ДО ПОЛОВИНЫ ПЯТОГО УТРА
Теперь по поводу езды по ночам. За границей, например в Германии, где я как-то побывал, пассажирские перевозки не производятся с 11 часов ночи и до половины 5-го утра. А в субботу-воскресенье движение грузовиков и вовсе прекращается, поскольку на дорогах много автобусов, частных автомобилей, люди отдыхают выбираются за город. А многотонная фура с ее габаритами может представлять действительно большую опасность в случае ЧП. Пока власть не возьмется за решение этой проблемы, ситуация к лучшему вряд ли изменится. У пассажирских компаний должна быть большая ответственность за своих клиентов. Я помню те времена, когда отчитывались перед правительством и партией за все неправильные наши поступки. А сейчас....
Наши водители ездят лишь в дневное время, поскольку успевают. Например, у нас после той страшной аварии в Ханты-Мансийском автономном округе, где погибли 12 детей, перевозки школьников не прекратились, хотя многие компании, занимающиеся перевозкой пассажиров, отказались от подобного вида услуг. Так вот, была перевозка детей по маршруту Апастово — Волгоград. Но мы их вывезли в 4 часа, все по закону — световой день, 2 водителя, и уже до 11 часов вечера автобус прибыл в Волгоград. По ГЛОНАССу я вижу, когда автобус тронулся, когда остановился. Ночью наш транспорт стоит, перевозки осуществляются только днем.
Ну и еще один аспект, влияющий на безопасность — это состояние парка. Но для обмена должны быть созданы определенные экономические условия. Никто не понимает, что той доходности, которая была раньше у официальных автотранспортных предприятий, уже не будет. Люди в огромном количестве пересели на свои автомобили, это «оттянуло» большое количество пассажиров. Неорганизованные перевозчики также отбирают хороший кусок хлеба. Законопослушных компаний осталось на рынке от силы 7 - 10 процентов. В результате мы находимся не в лучшем экономическом состоянии. Купили автобусы 5 лет назад, и в сентябре этого года кое-как выходим из этого огромного лизинга. Да, каждый год надо покупать 10 процентов автобусов. Если 100 автобусов есть, 10 должны списываться, 10 пополняться.
Наши водители ездят лишь в дневное время, поскольку успевают
К сожалению, практика показывает, что в скором времени страсти по случившемуся ДТП улягутся. Совещания по безопасности на дорогах пройдут, перевозчиков попугают, и этим все ограничится. А люди останутся со своей бедой и горем. Сколько раз обжигались уже на подобных случаях? Мы стараемся работать, опираясь на наши же традиции. Ибо все новое — это хорошо забытое старое. Когда-то в Набережные Челны ходили 22 «Икаруса», сейчас ни одного нет. Куда делся народ? Вот их и возят частники. Даже сервис появился такой — заберут тебя чуть ли не от собственного дома.
А мы человека забираем на вокзале, даем ему билет, страхуем, данные по клиенту всегда доступны, мы четко знаем, на какое место человек сел, до какой остановки доехал. У частников такой информации часто нет, а ведь это тоже наша с вами безопасность. К слову, система контроля в обеспечении транспортного обслуживания населения в Татарстане отлажена лучше, чем во многих других регионах России.
Леонид Наумов
ОАО «КПАТП-1»
Сфера деятельности: междугородние пассажирские перевозки.
Год основания — 1974.
Штат — 145 человек.
Автопарк — 75 машин: Hyundai, Yutong, Higer, Iveco, Mercedes и «ПАЗ».
Число маршрутов — 28.
Ежегодный пассажиропоток — 1,5 млн человек.
Фин. показатели за 2014 год: выручка — 145 млн рублей, чистый убыток — 13,3 миллиона.
Визитная карточка руководителя
Леонид Григорьевич Наумов
Родился 30 октября 1951 года в Алексеевском районе.
Окончил Казанский сельскохозяйственный институт (1975), Казанский государственный университет (1998, юрист).
1975 - 1977 — ПО сельского хозяйства Камско-Устьинского райисполкома, старший инженер, главный инженер.
1977 - 1983 — Камско-Устьинское районное объединение «Сельхозтехника», управляющий.
1983 — Камско-Устьинский райком КПСС, второй секретарь.
1985 — Камско-Устьинское районное ПО, управляющий по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства.
1986 — Камско-Устьинское агропромышленное объединение, первый заместитель председателя.
1987 — Апастовский райсовет народных депутатов, председатель исполкома.
1990 — Казанское пассажирское автотранспортное предприятие №1, директор.
1996 — ОАО «КПАТП №1», генеральный директор.
Доктор технических наук.
Заслуженный работник транспорта РТ. Награжден Орденом русской православной церкви святого благоверного князя Даниила Московского третьей степени, знаком «Почетный автотранспортник», медалью «Ветеран труда», Почетной грамотой РТ. Указом президента Республики Татарстан Рустама Минниханова удостоен медали «За доблестный труд».
Женат, двое детей.
Подробнее на «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.