Аида ГарифуллинаФото: «БИЗНЕС Online»

ДВЕ СНЕГУРОЧКИ АИДЫ ГАРИФУЛЛИНОЙ

Аида Гарифуллина в партии Снегурочки в одноименной опере Римского-Корсакова — пожалуй, это стало одним из самых заметных событий оперной сцены второй половины театрального сезона, а сопрано из Казани, судя по всему, заполучила в свой репертуар одну из титульных ролей. Интересно, что «Снегурочка» — далеко не самое популярное произведение великого русского композитора, автора «Царской невесты» и «Золотого петушка». Из полноценных оперных хитов здесь, пожалуй, лишь первая ария Снегурочки («С подружками по ягоду ходить») и блестящее ариозо Мизгиря («На теплом синем море»), мимо которого проходил редкий из выдающихся отечественных баритонов.

Тем не менее именно это название стало самым популярным этой весной и не только в России. Самым главным событием, конечно, стала премьера «Снегурочки» в парижском Театре Бастий — самом большом оперном театре Франции. А тот факт, что знаменитый и даже скандальный российский режиссер Дмитрий Черняков пригласил на заглавную партию молодую солистку Венской оперы и первую красавицу оперной сцены Гарифуллину, только подогревал интерес к постановке.

В результате получился громкий спектакль, активно обсуждавшийся и в нашей прессе. Черняков традиционно для себя ушел от хрестоматийной весенней сказки, перенес действие в наши дни, где берендеево царство превратилось в туристический кемпинг, где местные «ролевики» надевают фольклорные костюмы, отмечают фольклорные праздники и следуют соответствующим ритуалам. В интернете можно посмотреть этот бесспорно оперный хит от Чернякова.

Гарифуллина же не ограничилась парижской «Снегурочкой», которая, очевидно, стала для нее покорением очередной вершины на пути к оперному олимпу. Певицу этим летом после серьезного перерыва вновь можно было услышать и увидеть в спектакле российского театра. И вновь это была Мариинка, где наша землячка уже пела в премьерных «Войне и мире» и «Золотом петушке», а также исполняла партии Джильды и Норины. В рамках фестиваля «Звезды белых ночей», на который ежегодно Валерий Гергиев собирает весь цвет в том числе и мировой оперы — от Пласидо Доминго до Ферруччо Фурланетто, от Анны Нетребко до Марии Гулегиной, в конце июня на сцене Мариинского-2 показывали «Снегурочку». За дирижерским пультом — сам Гергиев. На этом спектакле побывал и корреспондент «БИЗНЕС Online».

Еще за пару дней на сайте Мариинского театра стояла отметка «билетов нет». Несмотря на хронометраж спектакля в четыре часа, он еще и начался с небольшой задержкой. Сразу вспомнились слова, недавно произнесенные по такому же случаю известным композитором Леонидом Десятниковым, дававшем концерт в Казанской ратуше: «Я очень не люблю такие ситуации, хотя часто в них оказываюсь как зритель, поскольку живу в одном городе с маэстро Гергиевым». Впрочем, это не помешало заполненному залу неистово аплодировать дирижеру при его появлении.

Режиссер Александр Галибин поставил мариинскую «Снегурочку» еще в 2004 году, позднее за возобновление спектакля отвечал штатный постановщик театра Алексей Степанюк. Конечно, эта работа значительно более традиционна, нежели черняковская, однако здесь можно было обнаружить трактовку, далеко уходящую от жанра детской сказки. Само царство Берендея из-за разноцветных, но одинаковых одеяний местных жителей, эффектных яйцеобразных скафандров местных стражников и совершенно футуристического трона самого правителя местами напоминал странный образ общества будущего, где нет места наивному созданию, стремящемуся к чему-то возвышенному, а именно — к любви.

Именно такова Снегурочка Гарифуллиной, в нарядах которой отсутствовал любой другой цвет, помимо белого. Сама главная героиня сорвала аплодисменты еще в прологе — «С подружками по ягоду ходить», и весь спектакль петербургская публика принимала ее очень тепло. К тому же сопрано из Казани оказалась в отличной компании: запомнилась Купава еще одного молодого дарования — Марии Баянкиной, соперницы по сюжету оперы, они с Гарифуллиной временами устраивали на сцене Мариинки-2 настоящее вокальное сражение; уверенно вокально провела партию Леля Екатерина Сергеева, которая регулярно поет Ольгу в «Евгении Онегине» театра им. Джалиля, но еще больше запомнился созданный актерский образ храброго пастушка; хорош был и царь Берендей — совершенно неузнаваемый под гримом статусный тенор Мариинского театра Евгений Акимов.

Интересную картину можно было наблюдать, когда стихли последние звуки оркестра. Часть публики поспешила в фойе, в Питере уже шел двенадцатый час, а другая активная группа зрителей буквально метнулась ближе к сцене, чтобы запечатлеть артистов на свои смартфоны. В итоге больше, чем Гарифуллиной, аплодисментов и криков «браво» досталось только маэстро Гергиеву.

«В НАЧАЛЕ РАБОТЫ Я НИКАК НЕ МОГЛА ВОЙТИ В ЭТОТ НОВЫЙ ОБРАЗ, ГДЕ ТЫ ВСЕМИ ОТВЕРГНУТА, НЕ ПОЛУЧАЕШЬ ЛЮБВИ...»

Гарифуллина в блиц-интервью рассказала «БИЗНЕС Online» о своих последних работах.

— Аида, расскажите о ваших впечатлениях от работы с Дмитрием Черняковым в Парижской опере.

— Дмитрий Черняков пригласил меня на роль Снегурочки за год до премьеры. Когда поступило приглашение участвовать в парижской постановке «Снегурочки», у меня уже был опыт работы в современной опере, это партия Ирины в опере венгерского композитора Петера Этвеша «Три сестры» по пьесе Чехова. Чуть ранее у меня был серьезный опыт работы в таком сложном спектакле, как «Война и мир» Прокофьева в современной постановке Грэма Вика и Валерия Гергиева в Мариинском театре в 2014 году, где я спела Наташу. Этот опыт оказался для меня бесценным, дал мне силы и позволил успешно справиться со сложными задачами и требованиями современной режиссуры.

Черняков — большой профессионал, о его смелых постановках в Большом театре я была наслышана. Но с его работами я была знакома лишь в записи. Поэтому мне было любопытно поработать с ним, тем более это была премьера в Париже! Новая интерпретация образа Снегурочки не шокировала меня. Я постаралась понять замысел режиссера и реализовать все его требования и задумки. По сказке Островского, Снегурочка — дочь Весны и Мороза — не знает чувства любви. По концепции же Дмитрия Чернякова оказывается так, что по-настоящему может любить только Снегурочка.

Да и действие сказки разворачивалось совершенно не в сказочно-лирическом ракурсе. В довольно жесткой трактовке Чернякова действительно присутствует парадоксальность — возможно, этот прием режиссера, расставляющий перед зрителями непривычные акценты, заставляет взглянуть по-новому на какие-то обыденные вещи, поступки и явления.

В начале работы я никак не могла войти в этот новый образ, где ты всеми отвергнута, не получаешь любви ни от родителей, ни от окружающих. Ломался привычный и близкий мне стереотип нежной и романтичной Снегурочки.

— Но вы с этим справились?

— Как я уже сказала, Дмитрий действительно ломает привычные оперные штампы. Певцу приходится много играть. Поначалу трудно было соотнести вокальный образ Снегурочки Римского-Корсакова с современным представлением режиссера Чернякова. Но, как известно, когда артист выходит на сцену, он должен согласиться и подчиниться видению режиссера-постановщика. Вместе с тем ближе к премьере стала более понятной его трактовка и она достаточно органично соединилась с вокальной партией.

Результат превзошел все наши ожидания! Какие были аплодисменты после каждого спектакля! Это просто незабываемо! В Париже вышли очень хорошие статьи и о спектакле, и обо мне — критика была в восторге. Работа принесла мне огромное творческое удовлетворение. А, самое главное, наш зритель принял этот спектакль. Все восемь спектаклей прошли на единой восторженной эмоциональной волне. И, конечно же, я получила колоссальный опыт актерского и вокального мастерства. Маэстро Пласидо Доминго, побывав в Вене на спектакле «Риголетто», где я пела Джильду, отметил в моем исполнении определенный рост и новые качества.

— После этого вы спели Снегурочку и в Мариинском театре, насколько сложно было перестроиться на иную трактовку образа вашей героини, нежели в спектакле Чернякова?

— Я по приглашению Валерия Абисаловича Гергиева уже неоднократно участвовала в концертах и спектаклях фестиваля «Звезды белых ночей». В Санкт-Петербург приехала буквально за день, так как накануне, в замке Графенегг недалеко от Вены на знаменитом музыкальном фестивале на открытом воздухе состоялись два незабываемых концерта с Дмитрием Хворостовским. Его жизнелюбие и очень высокое отношение к профессии всего поражает меня и заставляет выкладываться по максимуму.

Возвращаясь к «Снегурочке»: несмотря на то, что это одно сочинение, у меня было ощущение участия в двух совершенно разных спектаклях — в нестандартной, даже парадоксальной трактовке оперы-сказки Римского-Корсакова в постановке Чернякова и классическом сказочном спектакле с красивыми декорациями и красочными костюмами в постановке режиссера Александра Галибина. Эта постановка идет на петербургской сцене с весны 2004 года и представляет перед зрителем удивительно гармоничную Снегурочку. У нее есть все: молодость, красота, обаяние, но нет любви, нежности и тепла в ее сердце. Но, обретая в своей душе горячую любовь, ледяная Снегурочка тает.

— Можно ли сказать, что партия Снегурочки, помимо Джульетты в опере Гуно, теперь ваша главная, титульная партия?

— Да, мне очень близки сегодня романтичные и нежные образы, в которых сочетается любовь и красота, молодость и непосредственность чувств.

— Есть ли идеи продолжения сотрудничества с Мариинкой?

— У меня сложились очень хорошие отношения с Мариинским театром. Я очень люблю эту сцену! Валерий Абисалович предложил мне снова спеть Наташу Ростову, вопрос только во времени, сейчас у меня все расписано до 2019/20 года.

— Не было ли у вас контактов с Большим театром, где также только что поставили «Снегурочку» в очень смелой режиссерской трактовке Александра Тителя?

— Нет, предложений никаких не было. Но я с интересом следила за этой постановкой в прессе.


— Почему, на ваш взгляд, «Снегурочка» Римского-Корсакова — опера, которая очень редко ставится даже в России, — вдруг так прозвучала именно в этом сезоне?

— Думаю, что это не случайно. Мировая премьера оперы состоялась 135 лет назад, в 1882 году на сцене Мариинского театра. И, видимо, в связи с этим в этом году на сценах различных театров прошли четыре совершенно разных «Снегурочки»: в Большом театре, в московской «Новой опере» в постановке Валерия Раку, в Парижском Театре Бастий и в Мариинке. Это прекрасно, что русская музыка так широко звучит в мире.

— У вас получился очень насыщенный сезон? Что выделили бы прежде всего?

— Сейчас я больше времени провожу в Европе, это связано с моими контрактами. Это и спектакли в лучших театрах мира, встречи, интервью. В этом сезоне увидел свет мой долгожданный сольный альбом. Очень ответственным стало выступление с сольной программой в Большом зале Московской консерватории... Всего сразу не перечислишь. Каждая страничка вызывает во мне волнительные воспоминания и удовлетворение, что поработала я неплохо! Мне кажется, я проживаю очень насыщенную, интересную жизнь.


ОТ ДМИТРИЯ ЧЕРНЯКОВА К КЛАУСУ ГУТУ

Естественно, у Гарифуллиной уже составлен план выступлений на следующий сезон 2017/18, как и у любой оперной примы ее график расписан на несколько лет вперед. Певица будет активно занята в спектаклях ставшей для нее уже родной Венской оперы, кроме того, знаменитый тенор, перуанец Хуан Диего Флорес, с которым сопрано из Казани пела в «Ромео и Джульетте» в столице Австрии, пригласил Гарифуллину выступить с ним в спектакле «Манон» Массне. Это довольно сложный спектакль, говорит сама артистка, который потребует очень большой подготовки.

Но, пожалуй, главная оперная премьера для певицы состоится в конце этого года все в той же Опере Бастий — «Богема» Пуччини, где наша героиня споет Мюзетту. Это будет абсолютно новая постановка, режиссером которой выступит немец Клаус Гут — фигура не менее знаковая для современной оперной сцены, чем Черняков. Гарифуллина надеется, что его неординарный взгляд раскроет новые грани этой вечной и грустной истории из жизни парижской богемы конца позапрошлого века. В любом случае, уверена наш собеседник, зрителю точно не будет скучно. «Богема» в Париже будет идти весь декабрь 2017-го — с 1-го по 31-е.

Не обойдется и без сольных концертов, которые стали важной частью профессиональной карьеры артистки. Она говорит, что с особым удовольствием и тщательностью подбирает новый репертуар для таких выступлений, сравнивая его с моноспектаклем, который нужно мастерски выстроить, поставить и исполнить. «В этом мне неизменно помогает моя мама, а также мой педагог», — заключает Гарифуллина.