Первый в России коворкинг Сбера расположился в четырехэтажном здании центрального офиса Сбербанка РТ на ул. Айвазовского Первый в России коворкинг Сбера расположился в четырехэтажном здании центрального офиса Сбербанка РТ на улице Айвазовского

СБЕР ПРИДУМАЛ, КАК ВКЛАДЫВАТЬ ДЕНЬГИ БЕЗ РИСКА

Первый в России коворкинг Сбера открыли накануне в Казани председатель правления банка Герман Греф и премьер-министр РТ Алексей Песошин. Он расположился в четырехэтажном здании центрального офиса Сбербанка РТ на улице Айвазовского, где на первых двух этажах с отдельным входом продолжает работать отделение по обслуживанию VIP-клиентов. Ранее на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» глава Сбербанка в Татарстане Рушан Сахбиев и вовсе заявлял, что готов продать свой центральный офис, а потом взять его в аренду.

«У нас есть такая проблема — называется „война дворцам“», — сказал Греф, обходя обновленное пространство, которое ранее занимали подразделения банка. — У нас огромное количество площадей, которые с каждым днем нужны все меньше и меньше. Бо́льшую часть из них мы намерены использовать под те направления развития бизнеса, которые потенциально нам интересны, приоритетны. Нужно посмотреть, куда пойдет клиент. Надо щупать клиента».

Оператором пространства площадью 1,1 тыс. кв. м на 238 рабочих мест стало ООО «Платформа для бизнеса» (входит в группу компаний Becar Asset Management Group с головным офисом в Москве), которое с марта развивает аналогичный проект в Санкт-Петербурге. Зампредседателя правления банка Станислав Кузнецов, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», сообщил, что кредитная организация вложила в проект 20 млн рублей с хвостиком (около 16 млн рублей от кредитной организации, остальное — средства оператора). Окупить вложения в компании намерены за два-три года. «Все зависит от динамики, это пессимистичный сценарий», — сказал Кузнецов, уточнив, что подобных площадей в России у Сбербанка относительно много, речь идет о нескольких сотнях. — Вопрос в том, что не в каждом городе, регионе есть потребность в возникновении подобных площадок. Все зависит от экономики, политики, которую проводят региональные власти, и от желания людей развивать бизнес. В Татарстане потребность точно есть, она есть в Подмосковье, Москве, несмотря на то, что в Москве сильнейшая конкуренция в этой области, но мы уверены, что сможем конкурировать».

Герман Греф (второй справа): «У нас есть такая проблема — называется „война дворцам“. У нас огромное количество площадей, которые с каждым днем нужны все меньше и меньше»

Прежде чем идти в регионы, в Сбере дождутся результатов казанского эксперимента путем замеров, метрику по которым будут оценивать успешность проекта. «Нам всем хотелось бы, чтобы это было побыстрее: два-три месяца — и вперед, но, может быть, потребуется чуть больше, — сообщил зампредправления банка. — Модель такова, что мы, вложив собственные средства, имеем рисков ноль, возвратность средств нам гарантирует партнерское взаимодействие. Придут сюда люди, не придут, — для Сбербанка это выгодное партнерство».


ВСЕМИРНЫЙ ТРЕНД

В начале первого дня поработать в коворкинг пришли 15 человек, в листе ожидания еще 70. Об этом нашему изданию рассказал руководитель сети коворкингов GrowUp Константин Королев. Следующие две площадки компании откроются в Москве до конца года, но без участия Сбербанка. «Это коммерческая история, арендуем помещения, — сказал Королев. — Мы предложили концепцию и банку — она понравилась. Если резидент занимается любым видом легального бизнеса, он может стать пользователем нашего сервиса. Приходите, регистрируетесь и через пять минут можете пользоваться рабочим местом. Необходим только паспорт — для разрешения на обработку персональных данных».

В начале первого дня поработать в коворкинг пришли 15 человек, в листе ожидания еще 70

Стоимость услуг в сберовском коворкинге — 600 рублей в день, 3 тыс. за 10 дней, 6 тыс. в месяц за работу на нефиксированном рабочем месте (вне кабинетов), 9 тыс. рублей придется заплатить в месяц за фиксированное рабочее место, которое никто не будет занимать, в одном из кабинетов. Пробный день бесплатный. Чай, кофе, вода, расходы по уборке и коммунальным платежам не затронут коворкеров. Есть даже два спальных места, так что можно остаться и заночевать (в Питере такой услуги нет). Королев не стал раскрывать планируемые его компанией сроки окупаемости проекта, но сообщил, что загрузка питерской площадки сейчас составляет 70% (там 117 рабочих мест, но в планах расширение еще на 140). «В итоге там будет около 600 мест, — сказал Королев. — Проект себя оправдывает, это всемирный тренд, мы это не придумали. Переход от классических форматов офисной аренды, где главенствует арендодатель, — это мировая практика. Сейчас главенствует клиент». Глава сети сообщил, что в Москве 70 коворкинг-площадок, для городов–миллионников нормальная история — от четырех до семи. «В Казани около четырех-пяти площадок, которые реально наши конкуренты, но мы себя считаем более современными», — говорит Королев.

Стоимость услуг в сберовском коворкинге — 600 рублей в день, 3 тыс. за 10 дней, 6 тыс. в месяц за работу на нефиксированном рабочем месте

Среди пришедших поработать в первый день — 20-летний Камиль Мухаметзянов, сооснователь компании по управлению автоматическими устройствами (воротами, дверями) с помощью мобильного телефона. Всего в компании четыре человека. «Наше резидентство в бизнес-инкубаторе IT-парка заканчивается, и мы планируем размещаться здесь, — сказал Мухаметзянов. — Скорее всего, мы будем пользоваться местами, нам так удобнее, потому что мы постоянно не находимся в Казани, в основном работаем в Москве». Греф, для которого президент Becar Asset Management Group Александр Шарапов устроил небольшую экскурсию по площадке, пообщался с Мухаметзяновым и дал ему несколько советов. «Они жизнеспособны, но для нас не совсем подходят», — сказал программист. Сам Шарапов сообщил, что подглядел идею такого коворкинга за рубежом и настолько поглощен этим форматом, что, по его словам, он «каждую неделю в Лондоне или Нью-Йорке».

Герман Греф пообщался с 20-летним Камилем Мухаметзяновым и дал ему несколько советов Герман Греф пообщался с пришедшим поработать Камилем Мухаметзяновым (справа) и дал ему несколько советов

Партнер пиар-агентства «Априори» Ленар Кашапов решил в первый день поработать в новом открытом пространстве и назвал ближайшим конкурентом GrowUp резиденцию креативных индустрий «Штаб» Ярослава Муравьева. В поле татарстанского креатива Муравьев считается одним из фаворитов в борьбе за госсредства. «Но в „Штабе“ есть лимит площадей, а здесь есть кабинеты, хотя, в принципе, цена средняя», — считает Кашапов, упомянув проблему с парковкой: рядом только платная муниципальная.

ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ДВОЙНЫХ СТАНДАРТОВ

Визит в коворкинг премьер-министра РТ был не случаен — глава Сбербанка провел с бизнесом РТ закрытую для СМИ встречу. Пока Песошин вместе с Грефом осматривали пространство, члены правительства попивали бесплатный кофе и лакомились клюквой. Президент ГК Fix Дмитрий Еремеев в беседе с «БИЗНЕС Online» отказался «хайпить» закрытую беседу Грефа с предпринимателями, однако был очень впечатлен встречей с представителями Сбербанка, в ходе общения глава Сбера даже угостил его персиком.

Пока Песошин вместе с Грефом осматривали пространство, члены правительства попивали бесплатный кофе и лакомились клюквой Фото: prav.tatarstan.ru

Как рассказал другой участник закрытой встречи, глава минсвязи РТ Роман Шайхутдинов предложил Грефу объединить базу электронного правительства с сервисом «Сбербанк-онлайн». Глава Сбера сообщил, что компания открыта, но если Сбер начнет объединение, то обязательно нарисуется какой-нибудь „АК БАРС“ Банк. «В общем Греф предложил Шайхутдинову определиться: или двойные стандарты, или все к ним. Если партнеры, то партнеры до конца», — сказал собеседник нашего издания.

Со своим предложением использования созданной в КНИТУ-КАИ многоузловой квантовой сети к Грефу обратился ректор вуза Альберт Гильмутдинов. «Это начальный этап переговоров, но ясно одно: будущее за этим, — сказал Гильмутдинов. — Квантовая коммуникация происходит между несколькими точками одновременно. Идея в том, чтобы предложить Сбербанку объединить все его отделения в Казани (их около 70) в единую квантовую сеть. Ее отличительная особенность в принципиальной не перехватываемой информации, это стопроцентно защищенный канал для передачи информации. Скорость передачи информации сохраняется, используются точно такие же оптоволоконные каналы передачи информации».

Альберт Гильмутдинов (справа) обратился к Грефу Со своим предложением использования созданной в КНИТУ-КАИ многоузловой квантовой сети Альберт Гильмутдинов (справа) обратился к Грефу со своим предложением использования созданной в КНИТУ-КАИ многоузловой квантовой сети

«ЗАРАБОТАТЬ НА КОНЦЕПЦИИ ОФИСНОГО ПРОСТРАНСТВА УДАЕТСЯ НЕ ВСЕГДА И НЕ ВЕЗДЕ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили выход Сбербанка в бизнес коворкинга.

Дмитрий Еремеев — президент ГК Fix:

— Я не клиент коворкингов, и мне сложно понять их суть. При 6 тысячах рублей за нефиксированное рабочее место с экономикой будет сложно. У них там еще шоколадки есть, но я думаю, что люди шоколадок будут съедать на большую сумму. Не думаю, что IT-компании станут здесь размещаться: формат сервисных офисов в России вообще не очень-то популярен. Полагаю, что этот коммерческий проект не будет выгоднее простой сдачи недвижимости в аренду. С другой стороны, какие компании здесь будут? Спрос на коворкинги у юристов, например, может быть выше, чем у IT-предпринимателей. Потребность в целом существует, но стоят вопросы экономики.

Марат Бикмуллин — председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:

— Я этой темой интересуюсь профессионально, потому что у нас тоже есть свой коворкинг — «Авиатор», который расположен в Авиастроительном районе. Успех любого коворкинга зависит от той атмосферы, которую смогут создать организаторы, от администрирования и порядка, который будет там поддерживаться, а также от того, сколько инвестор готов ждать, прежде чем в коворкинге появится постоянная клиентура, это может быть не один год. Что касается Сбербанка, то у них есть запас прочности, они могут ждать. Также многое зависит от расстояния — сколько нужно проехать от дома до коворкинга.

Ковокинг удобен для удаленной работы в команде над каким-то проектом. Не всем удобно приглашать команду для работы домой. Также «Макдоналдсы» активно используются в качестве коворкингов, можно прийти утром и посмотреть — ребята там собираются по два-три человека, делают свои проекты. В Казани около 10 коворкингов: и в квартирах организуют, и в виде кафешек, я их все посещал и не скажу, чтобы там было густо с клиентами. Пока народ к этому не приобщился. Вложение в коворкинг — это очень длинные деньги, отдачи можно ждать пять-десять лет. Хотя мы не знаем, как будут развиваться сети передачи данных. Если будет у нас 5G и коворкинг позволит работать с видеоданными, то востребованность коворкингов резко увеличится.

В наш ковокинг мы приглашаем тех, кто сделает для нас сайт или какую-то услугу. Человек или команда могут прийти к нам и тут работать. Это удобно, потому что мы находимся рядом, не надо далеко ходить, тратить время на дорогу, искать парковку и тому подобное. И вообще, это улучшает взаимопонимание с подрядчиком, снижается высота барьера.  У Сбербанка, возможно, другая цель — инвестировать деньги, они готовы вкладываться в проекты с маленькой доходностью и долго ждать, пока эта тема выстрелит.

Антон  Грачев — директор технопарка в сфере высоких технологий IT Park:

— Идея коворкинга хороша как таковая, но заработать на концепции офисного пространства, в котором сдаются только рабочие места, удается не всегда и не везде, за исключением, может быть, Москвы, потому что себестоимость квадратного места в коворкинге значительно выше, чем цена, по которой можно продавать это рабочее место. Здесь должны быть поставлены более значимые задачи: к примеру, у нас в IT Park коворкинг работает по принципу полезности коворкеров для стартапов из бизнес-инкубатора. И даже при стопроцентной заполненности он вряд ли окупится коммерчески.

Основные конкуренты коворкинга — это кафе, кофейни и любые заведения, где есть бесплатный Wi-Fi. На сегодняшний день они активно открываются в Москве и Московской области, а вот практика казанских  «опен-офисов» не очень позитивная — большая часть тех, кто открывался ранее, закрылись. Нужна какая-то полезность для организатора коворкинга. Для Сбербанка выгода очевидна: у банка много площадей, которые потихоньку высвобождаются благодаря автоматизации рабочих процессов.  Поэтому для Сбербанка, как для собственника этих помещений, идея создания коворкинга является  логичной и экономически оправданной. Правда, на мой взгляд, Сбербанку лучше сдавать помещения не просто сторонним компаниям, а людям, которые смогут внести вклад и свежие идеи в развитие банка.

Вильдан Арифуллин — руководитель коворкинга «В тапочках»:

— Рынок коворкингов развивается с 2005 года, когда был открыт первый коворкинг в США. С тех пор прошло чуть более 10 лет, сейчас их порядка 11 тысяч по всему миру, и эта цифра будет расти. Подрастает новое поколение людей, у которых этот формат очень востребован, — это молодые интернет-предприниматели, люди, которые занимаются стартапами. Им важно получить не просто место для работы — им важно, чтобы их окружали коллеги по «разуму», которые объединены общими ценностями и стремлениями. В коворкингах происходит синергия — когда несколько незнакомых между собой людей встречаются в общем пространстве, за чашкой чая что-то обсуждают, и часто из этих обсуждений рождаются новые проекты. В нашем коворкинге — он не очень большой, но мы работаем уже с 2013 года — такие вещи происходят постоянно.

Коворкинг дает возможность быстро подстраиваться под изменения, которые происходят на рынке. Если для какого-то проекта нужно резко увеличить штат сотрудников не на долгое время, нет необходимости искать новый офис, переезжать, покупать новую мебель. Просто в рамках коворкинга можно купить абонементы для временных сотрудников, и когда проект сворачивается — и штат сворачивается. Нет необходимости связывать себя хозяйственными вопросами. Третий момент — это стоимость. Если посчитать себестоимость открытия офиса на один-два сотрудника, то она будет выше, чем стоимость абонемента, потому что в нее уже входит мебель, интернет, уборка, охрана и прочее.

За последнее время в Казани открывались и закрывались несколько коворкингов — «Клевер» и WorkBox. Видимо, они коммерчески не были успешны, иначе они бы не закрылись. Формат  коворкингов с участием крупного бизнеса оказался более успешен — в IT Park коворкинг прекрасно себя чувствует, в «Штабе», и новый коворкинг, который открылся с участием Сбербанка, — конечно, они преследуют цель воспитать культуру коворкинга. Отсутствие коммерческого успеха у первооткрывателей коворкинга я связываю с тем, что рынок не был готов к тому, чтобы пробовать эту услугу. Но все меняется. Даже если судить по нашему коворкингу, сейчас спрос стабилен, иногда даже приходится отказывать, так как нет мест. Но мы готовим к запуску новый коворкинг в центре города.