По мысли автора концепции «Казань — Полицентричный город на Волге» Тахира Давлетшина, застройка береговой линии Волги имеет решающее значение для градостроительного развития КазаниФото: «БИЗНЕС Online»

МЕРТВЫЙ БЕРЕГ

Как известно, сегодня Научно-исследовательский и проектный институт (НИиПИ) Генплана Москвы разрабатывает новый генплан Казани, он должен быть утвержден в 2018 году. И уже сейчас можно сказать, что, как ни странно, он не предусматривает выхода города на Волгу: логичной для столицы РТ набережной не уделено почти никакого внимания. Между тем в непосредственной близости от казанского Кремля, на расстоянии 3 - 10 км, есть территория от речного порта до Победилово площадью более 2000 га, которая благодаря современным технологиям строительства вполне пригодна для застройки. Что важно, застройку набережной Волги и создание ее транспортного каркаса можно будет вести с чистого листа и используя самые современные технологии. К примеру, там не нужно подземное метро – электрички будут двигаться по эстакадам, не надо светофоров – ведь появлению новых кварталов предшествует строительство развязок.

Многие века Казань располагалась примерно в 5 км от Волги, но после строительства Куйбышевской ГЭС река вплотную подошла к городу. Казалось бы, какой плюс! Однако из-за  малой глубины (0,5 - 3 м) эта акватория не используется как водный объект, а застойная вода – угроза экологической безопасности. Набережная от речного порта до Победилово представляет жалкое зрелище: отсутствие транспортной доступности, бессистемная застройка первой половины ХХ века, а также городские очистные сооружения делают проблемной городскую застройку. Но, думается, этот мертвый ныне водоем должен не просто работать на город, но стать новым крупным  районом Казани! Застройку надо начать с поэтапной засыпки части акватории, что и выведет Казань на Волгу. Акцент при этом необходимо сделать на то, что к территории прилегает Ново-Татарская слобода – надо сохранить ее исторические, культурные и природно-рекреационные объекты.

КАЗАНСКИЙ-СИТИ

Что необходимо сделать прежде всего? Во-первых, наметить границы района – насколько далеко мы можем отвоевать у Куйбышевского водохранилища  акваторию. Это серьезная научно-прикладная работа, требующая совместной работы экологов, гидрологов, экономистов и градостроителей. Во-вторых, определить транспортные коридоры, связывающие новый район с другими частями города. В-третьих, разработать транспортную и иную инфраструктуру нового района. В-четвертых, проработать градостроительный облик сити, архитектурные и объемно-планировочные решения его знаковых объектов. 

Казань – полицентричный город на Волге. Разработка Т. ДавлетшинаЧтобы увеличить, нажмите

Таким образом, вырисовывается градостроительный облик всей территории, расположенной между Волгой и системой озер Кабан от речного порта до протоки Подувалье  общей площадью более 3 тыс. гектаров. Там смогут проживать не менее 1 млн человек, и район может и должен стать наиболее привлекательной частью города.

Что касается конкретно Ново-Татарской слободы, то сегодня преждевременно разрабатывать ее реконструкцию: развитие этого района в значительной мере определят транспортные коридоры, которые соединят новый городской центр на Волге с другими районами города. Развитие же Ново-Татарской слободы будет идти десятилетиями, без грубого вмешательства со стороны городских властей, по мере общегородского развития. При этом представляется целесообразным разработать для слободы особые правила застройки и землепользования, учитывающие исторические особенности территории.

Этапы завоевания суши и транспортный каркас Ново-Татарской слободыЧтобы увеличить, нажмите

Здесь могут сказать, что реконструкция слободы уже предусмотрена разрабатываемым фондом развития исламского бизнеса и финансов и малазийской компанией APUDG проектом Казанского финансового района. Действительно, такой план есть, но надо сказать, что он не отличается глубиной проработки — это больше архитектурный, чем градостроительный проект. Более того, его реализация может нанести вред градостроительному развитию Казани, т. к. может запереть выходы Казани на Волгу, то есть ограничить развитие города на восток. Идею финансового района необходимо отделить от концепции разработки мастер-плана Ново-Татарской слободы и рассматривать эти два проекта как часть масштабного  проекта строительства нового города на Волге. Конкретно место расположения финансового района необходимо передвинуть с тесной площадки рядом с грузовым портом на волжские просторы.

ВМЕСТО РУИН — ИНВЕСТИЦИОННО ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЗОНА

При упоминании набережной от речного порта до Победилово неизбежно встает вопрос находящихся там очистных сооружений канализации Казани и 100 га иловых полей. Иловые карты переполнены, необходимо ставить завод по утилизации осадка с последующей рекультивацией иловых полей, этот проект обсуждается давно, и есть надежда, что в скором времени примет реальные очертания. Очевидно, эти работы будут синхронизированы со строительством канализационной насосной станции «Заречная» – проектом, включающим две нитки коллектора от Кировского района до очистных сооружений. 

Казанская канализация и очистные сооружения. Проект ВодоканалаЧтобы увеличить, нажмите

Проектом «Водоканала» предусматривается строительство канализации через весь город, в том числе через Ново-Татарскую слободу. Но эти трубы логичнее тянуть не через нее, а по отвоеванным у Куйбышевского водохранилища территориям, где будут запроектированы новые городские кварталы. Биологические же очистные сооружения надо переместить ниже, в район протоки Подувалье. Возможно, рекультивацию иловых полей и застройку этой территории целесообразно отдать инвестору, а не финансировать за счет бюджета.

Казанская канализация и очистные сооружения. Разработка Тахира ДавлетшинаЧтобы увеличить, нажмите

Разрекламированные проекты города информационных технологий Иннополиса, «умного» города «СМАРТ-Сити» и Казанского финансового района в предложенных разработчиками вариантах вряд ли имеют будущее — они почти не связаны с общеказанским развитием. Искомые миллиарды инвестиций способны привлечь только продуманное планирование и точный выбор площадки. Как только застройка набережной Волги начнется, лежащие ныне в руинах промзона и частный сектор превратятся в инвестиционно привлекательную зону. Чем дольше мы остаемся только на берегах Казанки, тем больше отдаляемся от идеи строительства современного города.

Тахир Давлетшин