. Открытие памятника решили приурочить к торжественной дате — сегодня исполняется 96 лет со дня рождения выдающегося татарского композитора и автора музыки гимна РТ Рустема Яхина
Фото: president.tatarstan.ru

«КАК РАЗ НАПРОТИВ КОНСЕРВАТОРИИ, ГДЕ ОН РАБОТАЛ И ТВОРИЛ...»

Сегодня в сквере по адресу ул. Большая Красная, 35 состоялось торжественное открытие памятника татарскому композитору, пианисту, педагогу и автору музыки гимна РТ Рустему Яхину. Официальное открытие с участием президента республики состоялось ближе к 11 часам, но уже в 10:30 небольшой скверик заполнили казанские деятели культуры, радостно приветствовавшие друг друга. Здесь можно было увидеть госсоветника РТ Минтимера Шаймиева, председателя союза композиторов РФ Рашида Калимуллина, ректора Казанской консерватории им. Назиба Жиганова Рубина Абдуллина, депутата Госсовета Рафила Нугуманова, помощника президента РТ Олесю Балтусову и многих других. Автор памятника Асия Миннуллина появилась перед журналистами под ручку с коллегой по цеху — архитектором Германом Бакулиным. Сквер оказался забит под завязку. Тем более что помимо творческой элиты здесь расположились еще и музыканты, и просто почитатели творчества Яхина, пришедшие отдать дань памяти с гвоздиками в руках.

Открытие памятника решили приурочить к торжественной дате — сегодня исполняется 96 лет со дня рождения Рустема Яхина, рассказал ведущий. Творческий путь Яхина непрерывно связан с Казанью: окончив казанскую детскую музыкальную школу №1, он поступил в музыкальное училище при Московской консерватории, но учебу прервала война. В годы войны работал пианистом-аккомпаниатором в ансамбле песни и пляски Московского фронта противовоздушной обороны, а после, окончив в 1950 году Московскую государственную консерваторию, вернулся в Казань. Здесь он работал в Казанской государственной консерватории, выступал как пианист-солист.

. Рустам Минниханов: «Как раз напротив консерватории, где он работал и творил, появился вот такой прекрасный комплекс, куда могут прийти наши гости, казанцы»
Фото: president.tatarstan.ru

«Как раз напротив консерватории, где он работал и творил, появился вот такой прекрасный комплекс, куда могут прийти наши гости, казанцы», — отметил, открывая торжественную церемонию, президент РТ Рустам Минниханов. — Это уникальное, красивое место. Мы всегда будем гордиться произведениями Рустема Яхина, всегда будем помнить... И еще раз хочу всех нас поздравить с тем, что мы сегодня получили такой подарок для нашей столицы. Слова благодарности скульпторам, архитекторам, которые создали такой красивый образ. Огромное спасибо руководству города, Ильсур Раисович, вам», — поблагодарил он стоящего рядом мэра.


В 90-Е БЫЛО ТРУДНО, Я ЗНАЛ, ЧТО ОН МАТЕРИАЛЬНО НУЖДАЕТСЯ...

Собравшиеся узнали, что творчество Яхина насчитывает около 500 песен и романсов, что с количественной точки зрения сопоставимо, например, с творчеством австрийского композитора Франца Шуберта (в его репертуаре их более 600прим. ред.).  «Его творчество настолько проникло в каждое сердце, что достаточно просто назвать его имя и возникает какая-то мелодия, которая написана очень легко, написана так, как будто бог даровал ему вот эту уникальную возможность написать около 500 песен, — взял слово Абдуллин. — Песни Яхина — это визитная карточка республики, где бы вы ни были, вы можете услышать его творчество. Он стал всенародным композитором, всемирным композитором», — резюмировал он.

. Рашид Калимуллин: «Когда его [Яхина] музыка стала гимном нашей республики, мы решили его тоже поощрить — нашли спонсоров, и союз композиторов сделал стипендию»
Фото: Лилиана Набиуллина

Своими воспоминаниями о Яхине поделился и председатель союза композиторов РТ и РФ Калимуллин, при жизни композитора часто бывавший у него в гостях. «Яхин следил за творчеством наших композиторов, интересовался, в том числе и моим творчеством, спрашивал: „Что ты сейчас пишешь?“ Когда я учился в консерватории, мне нравилось играть его произведения. Они такие эмоциональные, яркие, романтичные... Мой педагог, Трубин Борис Николаевич, учился у Рустема Яхина, а я являюсь прямым его потомком», — рассказал он. По словам Калимуллина, музыка Яхина была востребована настолько, что на одном из всесоюзных конкурсов случился фактически курьез: из 40 участников 38 включили в обязательную программу одно из конкурсных произведений Яхина. Можно только догадываться, какова была реакция жюри.

«Ну а когда он уже был в возрасте — в 90-е годы — было трудно жить... Я знал, что он материально нуждается. И когда его музыка стала гимном нашей республики, мы решили его тоже поощрить — нашли спонсоров, и союз композиторов сделал стипендию. Тогда еще ничего такого не было, это была нормальная сумма, и я был очень рад и счастлив, что мы смогли его материально поддержать», — рассказал Калимуллин корреспонденту «БИЗНЕС Online».

. К автору памятника Асие Миннуллиной (в центре) выстроилась целая очередь из желающих сфотографироваться
Фото: Лилиана Набиуллина

«НА ХУДСОВЕТЕ Я СПРОСИЛ У СКУЛЬПТОРА — КАКУЮ САМУЮ ИЗВЕСТНУЮ ПЕСНЮ ЯХИНА ВЫ ЗНАЕТЕ?»

Месторасположение памятника эксперты оценили как удачное. Сказал об этом в беседе с журналистами и Бакулин, вспомнивший, что изначально рассматривалось несколько вариантов его размещения. «Считаю, получилось удачно: соседнее здание и этот памятник сомасштабны. Планировка тоже такая — традиционного исторического типа. Центр города — тут мы, в отличие от Хади Такташа (открытие памятника поэту запланировано на конец августаприм. ред.) обошлись без модерна», — пояснил Бакулин. А Калимуллин добавил, что получилась некая триада: консерватория имени Назиба Жиганова, концертный зал имени Салиха Сайдашева и памятник Рустему Яхину. «Мне очень отрадно, что они будут находиться в этом треугольнике, совсем рядом друг с другом», — заметил он.

Идею композиции памятника подсказал Абдуллин, в чем он с радостью признался корреспонденту «БИЗНЕС Online». «Когда был художественный совет, я спросил у скульптора — какую вы самую известную песню Яхина знаете? Она говорит: „Сандугач“. Соловей. Так и родилась эта идея. И место я предложил поближе к музыкантам», — поделился он. У Абдуллина тоже оказались свои воспоминания о Яхине — многие песни композитор доверял исполнять нынешнему ректору казанской консерватории, а тогда еще юному пианисту, в первый раз. «Добрейший души человек. Застенчивый очень. Всегда прятался от прессы. А вот когда выходил на сцену и садился за рояль, у него вырастали крылья», — вспоминает он.

К автору памятника Миннуллиной выстроилась целая очередь из желающих сфотографироваться, так что развернутый комментарий у нее получить не удалось. Тем не менее Миннуллина успела подтвердить — четыре года отлитый памятник ждал своего часа. «И вот дождался», — радостно отметила она. Абдуллин же объяснил это не готовностью сквера. «Это все очень сложно. Памятник принадлежит министерству культуры, сквер — городу Казани, поэтому все это должно было сложиться», — рассказал он.


В ПЕРСПЕКТИВЕ — ДЕСЯТКИ ПАМЯТНИКОВ: ОТ 4-МЕТРОВОГО «КОНЬ-СТРАНА» ДО ПИСАТЕЛЕЙ, ДИРЕКТОРОВ ЗАВОДОВ И ЕКАТЕРИНЫ II

Напомним, что всего в Казани прорабатывается установка примерно 60–70 памятников. Об этом ранее в интервью «БИЗНЕС Online» говорила главный художник управления архитектуры казанского исполкома Жанна Белицкая. По ее словам, тренд позиционирования объектов бизнеса в последнее время явно меняется, и способствует этому в том числе разворот в сторону обустройства парков и скверов. Если раньше было принято «отмечаться» яркой вывеской или даже баннером, то теперь больше внимания уделяют благоустройству — тон здесь задают в первую очередь подарочные и цветочные салоны.

«Мы работаем над этим с 2008 года. У нас была разработана схема размещения малых архитектурных форм — предлагали около 60–80 мест. Есть и готовые макеты скульптур, которые предприниматели могли бы установить», — рассказала она.

В сквере «Стамбул» установлен памятник Садри Максуди, а у старообрядческой церкви – первый в России памятник митрополиту Адриану (Четвергову) У старообрядческой церкви установлен первый в России памятник митрополиту Андриану (Четвергову) Фото: «БИЗНЕС Online»

Что уже есть на карте Казани? В сквере «Стамбул» установлен памятник Садри Максуди, а у старообрядческой церкви — первый в России памятник митрополиту Андриану (Четвергову). Среди памятников и бюстов, по которым обсуждается вопрос об установке, — памятник святым Петру и Февронии на улице Чистопольской, гендиректору Казанского авиазавода Виталию Копылову, поэту и писателю Фатиху Кариму на аллее писателей у «Татмедиа», директору Казанского моторостроительного завода Петру Витеру, композитору Саре Садыковой, просветителю Шигабутдину Марджани. Жаркие споры вызвали планы установки памятного знака Екатерине II, в итоге установить его планировалось у Порохового завода, но что теперь будет в связи со сменой руководства, сказать трудно. С инициативой установить в Казани скульптуру «Конь-страна» выступил ее автор, художник Рафаэль Сайфуллин, чьи работы украшают Берлин, Турку и Челябинск.

С инициативой установить в Казани скульптуру «Конь-страна» выступил ее автор, художник Рафаэль Сайфуллин С инициативой установить в Казани скульптуру «Конь-страна» выступил художник Рафаэль Сайфуллин Фото: «БИЗНЕС Online»

В пресс-службе исполкома «БИЗНЕС Online» пояснили, что решение об установке памятника композитору, пианисту, народному артисту СССР Рустему Мухамет-Хадеевичу Яхину было принято еще в 2008 году. В результате творческого конкурса на лучший проект памятника победителями стали скульпторы  Миннуллина и Андрей Балашов совместно с архитектором Бакулиным. Первоначально памятник предполагалось разместить в сквере у государственной филармонии на улице Павлюхина. Было предложено два варианта размещения — или в виде бюстов татарских композиторов на аллее, берущей свое начало со стороны улицы Эсперанто (Назарбаева), или на уединенной территории с небольшой площадкой, расположенной ближе к перекрестку улиц Назарбаева и Павлюхина. Однако в 2015 году ректор Казанской консерватории Абдуллин обратился к мэру Казани с предложением установить памятник неподалеку от консерватории — на улице Большой Красной. Этот вариант в итоге был утвержден — территория более камерная и расположена вблизи объектов, связанных с деятельностью композитора.