В среду 16 августа УК «Альфа-капитал», входящий в консорциум «Альфа-Групп», разослала по клиентам письмо, в котором сообщалось о проблемах в банках, входящих в топ всей финансовой системы страны. В результате поднявшегося шума от автора письма открестилась даже сама «Альфа-Групп», но осадочек остался. Происхождение документа комментирует экономический обозреватель «БИЗНЕС Online» Александр Виноградов.
Ведомство Эльвиры Набиуллиной помалкивает, потому что не знает, что сказать: мол, прецедентов таких на рынке ранее не было, и «что со всем этим делать», надо хорошенько подумать / Фото: kremlin.ru
— Что это было?
Из к/ф «Особенности национальной охоты»
«ДАННОЕ ПИСЬМО ВЫЗВАЛО ВЕСЬМА СЕРЬЕЗНЫЙ РЕЗОНАНС»
Не успел утихнуть шум относительно банка «Югра», введения в нем временной администрации, отзыва лицензии и последовавшего за этим уже вполне традиционного признания масштабов проблем, превышающих предварительные оценки, как отечественную банковскую систему потрясла новая напасть.
В среду, 16 августа, УК «Альфа-Капитал» (входит в консорциум «Альфа-Групп», который, среди прочего, включает в себя Альфа-Банк, один из крупнейших частных банков) разослала по клиентам письмо, в котором сообщалось о проблемах в банках, входящих в топ всей финансовой системы страны. Конкретно речь шла о банках «ФК Открытие», Бинбанке, «Московском кредитном банке» (МКБ) и Промсвязьбанке — и все они, по данным портала banki.ru, входят в первую дюжину банков РФ по размеру активов. В письме прямо указывалось, что «есть большая вероятность, что ситуация вокруг них может быть окончательно решена уже этой осенью, а не после выборов президента России в 2018 году, как думают многие». При этом под риском в первую очередь понимались выпуски субординированных облигаций вышеуказанных банков, «которые в случае санации, скорее всего, будут списаны полностью». Далее указывалось, что УК «Альфа-Капитал» закрыла лимиты на облигации этих четырех банков и рекомендует своим клиентам «дистанцироваться от риска, переведя активы к более надежным участникам банковской системы России». Понятное дело, данное письмо вызвало весьма серьезный резонанс, и тем интереснее порассуждать о причинах произошедшего, а заодно — о фактической ситуации.
Для начала надо отметить, что письмо не было анонимным и, вообще говоря, никак не является филькиной грамотой. Разослал его не безымянный стажер, случайно получивший доступ к клиентской базе адресов, а лично Сергей Гаврилов, занимающий в «Альфа-Капитале» должность директора по работе с состоятельными клиентами, и этот факт был прямо подтвержден пресс-службой УК «Альфа-Капитал». Иначе говоря, довольно сложно предположить, что автор письма не представлял его последствий, не предвидел того, что оно всколыхнет всю банковскую систему страны. Произошло тем не менее именно это — уже не говоря о том, что указанные в письме четыре банка натурально обиделись. Так, в ПСБ помянули, что такое бывает, если «аналитики выдают свое мнение за ситуацию на рынке», Бинбанк посетовал на безответственность, а «Открытие» сурово заявил, что «не комментирует действия конкурентов». В схожем ключе высказался и глава ассоциации российских банков Гарегин Тосунян — мол, к самим авторам таких писем присмотреться надо; впрочем, в данном случае это мнение стоит воспринимать через историческую призму, которая заключается в том, что месяц назад 8 крупнейших банков страны (включая квазигосбанки: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и Россельхозбанк) покинули ассоциацию, поскольку она-де плохо представляет их интересы.
«ЦБ ПОМАЛКИВАЕТ ЕЩЕ И ПОТОМУ, ЧТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО СКАЗАТЬ»
История имела немедленное продолжение. Письмо было разослано в ночь на 16 августа — вероятно, для того, чтобы клиенты могли ознакомиться с аналитическими выкладками перед рабочим днем, но уже ранним утром 16 августа УК «Альфа-Капитал», по сути, открестилась от него словами директора по информационной политике и связям с общественностью «Альфа-Банка» (материнской структуры «Альфа-капитала») Леонида Игната, который заявил, что указанная в письме информация является сугубо частным мнением менеджера компании и не соответствует действительности, и что «АО „Альфа-Банк“ продолжает работу с банками „Открытие“, „Бин“, Промсвязьбанком и МКБ в обычном режиме и не обладает никакими достоверными данными о проблемах в этих банках».
Затем встрепенулся Центробанк. Он, недолго думая, вызывал к себе на ковер лично Гаврилова, который отправился в ведомство Эльвиры Набиуллиной во второй половине того же дня 16 августа. Там он, судя по всему, докладывался по ситуации, обосновывая свое мнение, и делал это достаточно долго, едва ли не до позднего вечера. Это, впрочем, ни к каким немедленным выводам не привело: получив информацию, ЦБ удалился ее обдумывать, а Гаврилов вернулся на место работы.
От ЦБ в дальнейшем комментариев по ситуации (и, как пишут, о судьбе [sic!] Гаврилова) не последовало — последовали они от ФАС. Антимонопольщики заявили, что они, действуя по сигналу из ЦБ, выпишут предупреждение управляющей компании «Альфа-Капитал» в связи с рассылкой ее сотрудником вот этого «письма счастья», а к предупреждению может быть присовокуплен штраф в полмиллиона рублей. Не сказать, что сумма является тяжелой для одного из топовых банков страны, но ничего приятного в этом точно нет. Также сообщалось, что ЦБ помалкивает еще и потому, что не знает, что сказать: мол, прецедентов таких на рынке ранее не было, и перед принятием решения о том, «что со всем этим делать», надо хорошенько подумать.
На мой взгляд, это последнее суждение выглядит притянутым за уши. Лично мне, когда я узнал обо всей этой ситуации, немедленно вспомнился 2004 год и тогдашний локальный летний банковский кризис. Тогда ЦБ отозвал лицензии у нескольких банков; первым пал Содбизнесбанк с использованной впервые формулировкой «за отмывание доходов, полученных преступным путем». Затем под удар попали банк «Кредиттраст» и «Гута-банк», потом были закрыты банки помельче, но более важным в данной ситуации является то, что все это сопровождалось хождениями различных черных списков банков на фоне почти полного паралича межбанковского финансового рынка и набега на банки — массового изъятия населением денежных средств. «Черные списки» появлялись и позже, во время кризисных явлений других лет: иначе говоря, это зло суть дело привычное. Более вероятным мне кажется предположение о том, что Гаврилов, с одной стороны, высказал вполне обоснованные предположения, а с другой, упирал на свой статус, ведь вся финансовая аналитика строится, по сути, на отказе от ответственности за принятие либо непринятие клиентом тех или иных решений.
«ИСТОРИЯ НА ЭТОМ ЯВНО НЕ ЗАВЕРШЕНА»
Куда более интересен вопрос о возможной фактической основе подозрений Гаврилова. Здесь можно отметить, что по ситуации с Бинбанком, МКБ и ПСБ в последнее время острых серьезных новостей как-то не наблюдалось (за исключением того, что в июне рейтинговое агентство (РА) Fitch Ratings снизило рейтинг МКБ до уровня BB-), но относительно банка «Открытие» новостной поток буквально пульсирует. Так, в прошлом месяце российское рейтинговое агентство «АКРА» присвоило «ФК Открытие» рейтинг ВВВ-, чем, по сути, лишило его возможности привлекать средства бюджета и пенсионных фондов: увы, такие пассивы требуют более высокой категории надежности. Помимо того, в июне банк пострадал от оттока клиентских денежных средств. Компании, в основном государственные, забрали из банка 105,8 млрд рублей. Хуже того, тренд на это в июле лишь усилился: по данным ЦБ, отток клиентских средств из банка составил в июле 30%, или порядка 360 млрд рублей, в том числе 100 млрд рублей средств госкомпаний, а также 36 млрд рублей средств физлиц. Понятно, тренд на сокращение объемов рабочей ликвидности потребовал особых мер по ее привлечению, но и здесь картина не очень хороша. Дело в том, что по итогам июля имело место сокращение объемов средств, привлеченных банком на межбанковском рынке. Потери составили 263 млрд рублей, но вместе с этим займы у ЦБ в рамках операций РЕПО выросли с 5 млрд до 338 млрд рублей. Проблемой в данном случае является то, что занять деньги на межбанке стоит дешевле, чем у ЦБ, но «Открытие» по каким-то причинам этого не сделало. Возможно, дело здесь в том, что другие банки просто порезали «Открытию» возможные лимиты кредитования, — так, на всякий случай.
Кроме того, банк за июль резко сократил свой кредитный портфель, среди прочего, за счет снижения объемов коротких (с небольшой дюрацией) сделок РЕПО корпоративным клиентам. Плохо то, что эта часть бизнеса банка обеспечивала ему существенную часть прибыли, и обрезать ее — все равно что ставить под угрозу свои будущие доходы. Иначе говоря, банк «Открытие» сделал это не от хорошей жизни, то есть на то были веские причины. Вместе с тем он четко выдерживает предписанные ЦБ нормативы ликвидности, даже оставляя при этом солидный запас, и это не может не радовать.
Тем не менее история на этом явно не завершена — она требует пристального внимания. Крах хотя бы одного банка из первой дюжины вполне способен эффектом домино поставить на колени всю банковскую систему страны, а это, в свою очередь, очень болезненно отразится на реальной экономике и на всех нас. Будем надеяться, что этого не случится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.