Иван Климов считает, что строительство апарт-отеля закроет вид на Кремль Иван Климов считает, что строительство апарт-отеля закроет вид на Кремль Фото: Елена Селезнева

ИВАН КЛИМОВ: «У МЕНЯ НЕТ ЦЕЛИ «КОШМАРИТЬ» СТРОЙКУ — ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ВСЕ ДЕЛАЛОСЬ ПО ЗАКОНУ»

«КамаСтройИнвест» накануне прокомментировал нашумевшую публикацию лидера татарстанского отделения «Трудовой партии» Ивана Климова. Активист опубликовал официальный ответ на свои обращения, а также на запрос депутата Госдумы Андрея Андрейченко от министерства культуры России. Из письма ведомства от 5 сентября следует: строящийся под Кремлем аппарт-отель Odette возводится не вполне законно.

«Установлено нарушение максимальной высоты здания на 1,65 метра, — указывается в тексте письма и далее говорится о том, что это послужило основанием для отклонения проекта минкультом РТ. — Застройщику объявлено предостережение. Кроме того, управлением министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу рассматривается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении исполнительного комитета муниципального образования города Казани, выдавшего разрешение на строительство».

Инициировавший это разбирательство Климов пояснил «БИЗНЕС Online», что его задача — отнюдь не в том, чтобы «кошмарить» стройку», а в том, «чтобы все делалось по закону». И рассказал о своих дальнейших планах.

Проект апарт-отеля Эксперты же отмечают, что обезобразить вид на Кремль объект не может: вокруг и так все застроено (эскиз апарт-отеля)

«Я сейчас буду рассматривать всю ситуацию с юридической точки зрения. Пока еще получены не все документы, есть где-то, наверное, половина. Когда соберу все документы, направлю письма в ФСБ, чтобы провели проверку в отношении депутата Казгордумы Делюса Сиразетдинова, который ведет там стройку. Нужно проверить, как был получен этот земельный участок, на законных ли основаниях. Если это аренда, должна быть арендная плата. Если участок куплен, должны быть какие-то платежи в бюджет. Соблюдены ли процедуры, предусмотренные земельным кодексом, все ли в порядке с точки зрения защиты конкуренции, должны ответить в федеральной антимонопольной службе. 

Беспокоит Климова и то, как ведется строительство: в охранной зоне ансамбля Казанского кремля нельзя забивать сваи ударным методом, можно лишь заглублять их вдавливаниемФото: Елена Селезнева

Надо проверить, насколько законно выдано разрешение на строительство». Беспокоит Климова и то, как ведется строительство: в охранной зоне ансамбля Казанского кремля нельзя забивать сваи ударным методом, можно лишь заглублять их вдавливанием. А строители, по мнению активиста, как раз-таки вели забивку. К такому выводу он пришел, наблюдая за картинкой интернет-камер, вывешенных самими строителями — правда, сейчас камеры отключены, заметил он.


Чтобы увеличить, нажмите

Резюмируя, Климов добавил, что «госорганы должны выявить нарушения и устранить их». А в ответ на парадоксальные расхождения позиций минкульта РФ и РТ (последний никаких нарушений не видит, об этом чуть ниже) он заметил, что российское ведомство все-таки имеет более высокий статус.

Делюс Сиразетдинов Делюс Сиразетдинов заявил, что, по его мнению, облик Odette вписывается в сложившийся архитектурный ансамбль территории Фото: «БИЗНЕС Online»

ДЕЛЮС СИРАЗЕТДИНОВ: «НЕ ЗНАЮ, КАКИЕ У НИХ МОТИВЫ...»

В «КамаСтройИнвесте» позицией минкульта РФ удивлены. В компании отмечают, что напрямую никаких обращений и запросов от минкульта не поступало. Кроме того, высота комплекса вписывается в существующие нормативы.

В ответ на запрос «БИЗНЕС Online» в пресс-службе пояснили, что юридически застройщиком является «АМ Групп», а «КамаСтройИнвест» осуществляет функции девелопера. Первые согласования по объекту были начаты еще в 2012 году, разрешение на строительство было получено «АМ Групп» в 2015 году. Застройщик обратился в «КамаСтройИнвест» с предложением о реализации проекта, поэтому проектов было два.

... Аппартаменты Odette расположены на земельном участке, входящем в территорию зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности с режимом „А“, где предусмотрена максимальная высота строительства 20 метров Фото: Елена Селезнева

«В 2016 году мы предложили переработать проект, сохранив параметры объекта и сделав его привлекательнее, легче по архитектуре, — сообщили в пресс-службе компании. – Аппартаменты Odette расположены на земельном участке, входящем в территорию зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности с режимом „А“, а именно в зоне ЗР3(А)-4 согласно ПЗО Казани от 03.11.2016. В указанной зоне установлена максимальная высота строительства 20 метров. На данный момент со стороны ООО „АМ Групп“ разработан эскизный проект, полностью соответствующий требованиям действующего законодательства, в том числе требованиям по максимальной высотности».

Таким образом, появился второй проект. Первоначальное разрешение на строительство было продлено в 2016 году. В здании пять этажей, высота каждого — 3,3 метра. С учетом кровли, технических помещений и перекрытий общая высота составляет 19,9 метра. Площадь участка — более 3,5 тыс кв. метров. «Уточнение по высотности  проекта уже переданы в минкульт РТ, чтобы еще раз подтвердить отсутствие нарушения текущих нормативов», — добавили в пресс-службе.

Гендиректор «КамаСтройИнвест» Сиразетдинов в разговоре с «БИЗНЕС Online» заявил, что, по его мнению, облик Odette вписывается в сложившийся архитектурный ансамбль на этой территории. «На самом деле, было много разных концепций проработано. Мы же не к одним архитекторам обращались — у нас сразу несколько архитектурных бюро работало. Было очень много вариантов. И главный архитектор города, и другие люди оценивали. Никто не дал бы [право] без согласований строить в самом центре города какое-то „не такое“ здание», — пояснил он. Что же до того, почему строительные намерения застройщика «АМ Групп» вызвали подобную реакцию со стороны Климова, Сиразетдинов лишь развел руками: мол, пишут — и пишут. «Не знаю, какие у них мотивы есть, могу лишь предположить. А фактов нет», — ушел он от прямого ответа.

... Odette по документам значится как гостиница, но спроектирован с учетом потребностей для жизни

Напомним, что апарт-комплекс Odette по документам значится как гостиница, но спроектирован с учетом потребностей для жизни. Всего в нем 52 единицы апартаментов от 50 до 160 кв. метров. Внутри — европланировки с просторными комнатами, панорамное остекление, террасы с видом на Черное озеро, приватный двор без машин с детской площадкой и двухуровневый паркинг на 114 машино-мест.

МИНКУЛЬТ РТ И ОЛЕСЯ БАЛТУСОВА: ПРОЕКТ СОГЛАСОВАН, ЗАМЕЧАНИЙ НЕТ

Позиция компании подтверждается также письмом минкульта РТ от 18 июля, которое также публикует Климов. Участок под застройку находится в зоне охраны Казанского кремля, говорится в письме за подписью замминистра культуры Светланы Персовой. Предельная высота строительства здесь — не более 20 метров.

Чтобы увеличить, нажмите

«Проект нового строительства был согласован комиссией подготовки решений о реализации проектов строительства от 19 июля 2012 года, — сообщает замминистра. — До начала проведения земельных работ на данном участке застройщиком разработана проектная документация по сохранению культурного слоя и проведены археологические охранно-спасательные полевые работы. Строительство объекта на земельном участке на пересечении улиц Чернышевского и Дзержинского при условии соблюдения всех установленных ограничений не противоречит требованиям действующего законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия».

Олеся Балтусова и Светлана Персова Олеся Балтусова и Светлана Персова Фото: «БИЗНЕС Online»

К слову, в 2016 году были приняты изменения в правила охранных зон в центре Казани. И продление разрешения на строительство аппартаментов датируется этим годом. Ранее же действовал документ 1988 года. Главные отличия касаются высотности зданий. Ранее в центре города на участках с преобладанием исторической застройки было два высотных параметра. Близ Кремля нельзя было строить выше 11 м, далее высота ограничивалась на уровне 17 метров. Теперь же параметры дифференцированы. Высота начинается от 11 м и далее с учетных высотных параметров и иных объектов культурного наследия, вошедших в границу зон охраны Кремля, повышается от 14, 17, 20 и до 25 метров. В скверах и парках высота зданий не может превышать 11 и 12 м соответственно, на набережных — 3,5 метра. На участках с преобладанием современной застройки высота может достигать и 124 метров. Но при этом ПЗО Кремля допускает понижение принятых им высотных параметров на основании утвержденных проектов планировок.

Помощник президента РТ Олеся Балтусова, курирующая сохранение исторического центра, оказалась недоступна для комментариев и на запрос «БИЗНЕС Online» не ответила. Однако ранее она говорила Inkazan, что проект согласован с властями республики и замечаний по нему нет.

В пресс-службе исполкома Казани, куда «БИЗНЕС Online» также направил запрос, сообщили, что ответ готовится, но требуется время. К моменту публикации он получен не был. 

... В здании пять этажей, высота каждого — 3,3 метра. С учетом кровли, технических помещений и перекрытий общая высота составляет 19,9 метра. Площадь участка — более 3,5 тыс кв. метров

«КАЗАНЬ ОБЯЗАНА МЕНЯТЬСЯ, ДРУГОГО ПУТИ НЕТ. ВАЖНО, ЧТОБЫ БЫЛА ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ»

Интересно, что большинство опрошенных «БИЗНЕС Online» архитекторов и градостроителей с деталями обновленного проекта не знакомы, поэтому не смогли высказаться по поводу застройки.

Так, искусствовед и преподаватель КГАСУ Гузель Файзрахманова отметила, что новый вариант внешнего облика здания со средовой точки зрения выглядит более приемлемо. Прежний же вариант в стиле сталинского ампира скорее подходил советскому ДК. Впрочем, большой роли это даже не играет: архитектурное окружение вокруг «Черного озера» и без этого уже достаточно «обезображено», считает она. «Единственное — чтобы он совсем уж не перекрывал вид на Кремль. А так, это среднестатистическое здание, не представляющее особой ценности с архитектурно-эстетической точки зрения», — говорит искусствовед. Куда больше ее удивляет позиция помощника президента РТ Балтусовой.

«Меня больше удивляет комментарий помощника советника президента РТ по охране культурного наследия Олеси Балтусовой, когда она говорила, что там все согласовано, что она принимала участие в этом согласовании. И такие двойные стандарты... Если с народом мы делаем фестиваль „Том Сойер Фест“ — на откуп отдали активистам, любителям старины, два домика, и потом радостно хлопали в ладоши, когда  Мединский и Сибагатуллин красили забор, — вместо того, чтобы задать им вопросы о том, почему при их попустительстве разрушают памятники архитектуры. А фактически в более важных моментах, когда [дело] касается панорамных видов и действительно сохранения наследия в таком, более масштабном, смысле, тут сразу, оказывается, можно и идти на уступку каким-то девелоперам, застройщикам заинтересованным — и все прекрасно согласовывать», — заявила Файзрахманова.

Сергей Саначин Сергей Саначин: «Хотя сейчас там и нет озер, но, поскольку это Черноозерская впадина, там все равно идут подземные воды в сторону Казанки. И прижимать их, наверное, не очень хорошо» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я слышал, что там новый проект, который я еще не видел, — сказал „БИЗНЕС Online“ известный архитектор-градостроитель Сергей Саначин. — Старый проект рассматривали на градсовете чуть ли не два года назад. Тогда у меня вообще были сомнения по поводу стандартного строительства на этом месте. Хотя сейчас там и нет озер, но, поскольку это Черноозерская впадина, там все равно идут подземные воды в сторону Казанки. И прижимать их, наверное, не очень хорошо. Строить можно — но какое-то сложное сооружение, которое бы стоянками не перекрыло подводную реку».

Советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Николай Васильев заметил, что на одном из совещаний действительно рассматривались эскизные предложения — например, чтобы новое здание возникало вплотную к красной линии на Черном озере.

...  «Такого рода важные участки обязаны проходить конкурс проектов, а я не видел, чтобы на этот участок объявлялся конкурс»
Фото: Елена Селезнева

«Тогда я высказывал свое мнение: исторически там никогда не возникало такого большого объема. В свое время там стоял цирк, такого „здания-забора“ там никогда не было. Было бы лучше, если бы здание имело пониженную этажность. Вторая особенность — участок имеет рельеф. И построить на этом рельефе какой-нибудь классический портик довольно сложно, он всегда будет иметь  несколько перекошенную структуру. Как в последнем решении с этим справились архитекторы, я не знаю. К сожалению, не видел», — сказал Васильев.

Вместе с тем эксперт подчеркивает: Казань обязана меняться, и другого не дано. Важно, чтобы развитие имело преемственность. «Этажность, конечно, имеет значение — если мы имеем в виду, что открываются точки восприятия Кремля и так далее. Но все же это не единственный показатель застройки в центре, — считает он. — Вертикали, зеленые площади, углы восприятия, точки раскрытия — это то, что обязательно надо делать, анализируя ситуацию. Но не всегда, к сожалению, мы идем таким путем, потому что часто бывает, что соревнуются мастерские, а не проекты. И это главная ошибка. Такого рода важные участки обязаны проходить конкурс проектов, а я не видел, чтобы на этот участок объявлялся конкурс».