Невероятными темпами продолжает расти Казанский оптико-механический завод. Если в 2015 году он наторговал на 4,22 млрд рублей, то в 2016-м — на 9,31 миллиарда. Это следует из годовой отчетности предприятия, находящегося под крылом могущественного Николая Колесова. Как выяснил «БИЗНЕС Online», «хитом сезона» – 2016 для завода можно назвать старт серийного производства важнейших приборов для боевой экипировки «Ратник».
НЕМНОЖКО ТЕРМИНАТОРЫ
Триумфально вступило в последний, как обещано президентом Владимиром Путиным, жирный год для оборонки казанское АО «КОМЗ». В 2016-м выручка предприятия достигла 9,31 млрд рублей (220,4% по отношению к 2015 году), а чистая прибыль дошла до 1,51 млрд рублей, в прошлом году — 500 млн, то есть темп роста — 302%.
Есть основания полагать, что локомотивом роста стала военная радиоэлектроника, заказы на которую с 2011 года, когда завод «связался» с АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» под руководством Николая Колесова (в его личную империю и входит КОМЗ), из ручейка превратились в полноводную реку. «В настоящее время радиоэлектронные изделия составляют значительную часть портфеля заказов», — сообщается в отчетности. Там же указано, что основная продукция КОМЗа — это три товарных линии: изделия спецназначения, товары народного потребления (ТНП) и товары промышленно-технического назначения. «Наиболее значимым для общества является рынок государственных организаций и учреждений, которые призваны обеспечить государственные нужды в изделиях специального назначения», — констатируется в отчетности. Еще бы, удельный вес спецпродукции — 97,4%, ТНП — 0,9%.
Среди главных изделий КОМЗа, важнейших и с точки зрения обороноспособности страны, — комплексы радиоэлектронной борьбы «Рычаг» и «Ртуть», устанавливаемые соответственно на вертолеты и бронетранспортеры. А с 2016 года завод начал серийный выпуск военной продукции, которая может стать в полном смысле слова массовой. Как сообщается в отчете, КОМЗ начал осваивать производство всесуточных приборов разведки 1ПН142 и 1ПН143, а также малогабаритного дневного бинокля 1Н25.
За невзрачными индексами прячутся важнейшие элементы того, что стало прямо-таки одним из краеугольных камней переоснащения российской армии — боевой экипировки военнослужащего «Ратник». С ней каждый солдат и офицер станут немного терминаторами — столько широкие возможности при правильном применении она открывает. Базовая экипировка была чрезвычайно эффектно продемонстрирована «вежливыми людьми» во время операции по воссоединению Крыма с Россией.
Базовая экипировка «Ратник» была чрезвычайно эффектно продемонстрирована «вежливыми людьми» во время операции по воссоединению Крыма с Россией
ДЛЯ ВСЕСУТОЧНОЙ РАЗВЕДКИ
А вообще «Ратник» — это комплекс из пяти систем: защиты, поражения, управления, жизнеобеспечения и энергообеспечения. Если увеличить масштаб, это совершенно новые полевая форма, рюкзаки, маскнакидки, посуда, стрелковое оружие, защита (композиты так или иначе покрывают до 90% тела), прицельные комплексы, системы связи, навигации и боевого управления. Если совсем уточнять, то «Ратник» — это бронежилет, бронешлем, боевой комбинезон, защитные очки, гарнитура с активной системой защиты слуха, комплект защиты локтевых и коленных суставов, автомат, снайперская винтовка, гранатомет, боевой нож, дневно-ночной прицельный комплекс, всесуточные приборы разведки, унифицированные оптический и тепловизионный прицелы, малогабаритный бинокль, часы, фонарь, универсальное укрытие, автономный источник тепла, двусторонние маскировочные комплекты, рейдовый рюкзак, малая пехотная лопатка, индивидуальный водяной фильтр, средства защиты органов дыхания, средства, предназначенные для химического и радиационного контроля, средства спецобработки и первой медицинской помощи, фильтрующая одежда. Всего в составе экипировки — более 70 элементов. Они взаимодействуют по модульному принципу, что позволяет комплектовать военных в зависимости от их воинской специальности и боевых задач.
«Ратник» постоянно совершенствуется — в него вводятся новые элементы или более продвинутые аналоги уже имеющихся. Кроме того, ведь разрабатываются и следующие поколения экипировки. Нововведениями 2017 года как раз стали приборы разведки. Об этом в январе сообщил «Интерфаксу» главнокомандующий сухопутными войсками генерал-полковник Олег Салюков. По его словам, Вооруженные силы России в 2017-м получат около 50 тыс. комплектов «Ратника». Среди прочего, с этого года в войска начаты поставки таких элементов экипировки, как всесуточные приборы разведки 1ПН142 и 1ПН143. «Они предназначены для обнаружения и распознавания различных типов объектов в любое время суток, в различных погодных условиях, определения координат, записи, обработки, хранения и быстрой передачи внешним потребителям текстовой и видеоинформации о разведанных объектах», — пояснил Салюков.
Если объяснить проще, то головной разработчик экипировки — ростеховский ЦНИИТОЧМАШ (он координировал работу по теме полусотни предприятий) — сделал ее изощренной технической системой с персональным компьютером, высокоскоростным радиоканалом, спутниковой навигацией, делающими каждого бойца частью единого целого, а информацию она получает именно от приборов разведки. К слову, есть основания полагать, что разработаны 1ПН142 и 1ПН143 тоже в Казани — компанией «Швабе — технологическая лаборатория» (ранее — ЦКБ «Фотон», в советское время разрабатывавшее оптику для космических станций, в том числе военных).
НИЧЕМ НЕ УСТУПАЕТ ЗАПАДНЫМ АНАЛОГАМ
Как сообщается в отчетности, в марте КОМЗ отгрузил заказчику 150 приборов 1ПН142, в декабре — еще 100. А вот с 1ПН143, похоже, возникли некоторые трудности. «Из-за большого числа изменений и корректировок КД (конструкторская документация — прим. ред.) собрано и отгружено заказчику 25 штук изделий в марте месяце, — указано в отчете. — Учитывая позднюю передачу КД с литерой О1 (означает, что изделие идет в серийное производство — прим. ред.) на АО „КОМЗ“, сложности изделий, корректировку КД, срок сдачи и отгрузки оставшихся 10 штук изделий произведен в мае 2016 года, в декабре сдано и отгружено 20 штук». А вот с биноклями 1Н25, возможно, возникли проблемы. Собрана установочная партия, проведены предварительные испытания, однако, как указано в документе, «неоднократная корректировка КД, сборки и испытания изделий положительных результатов до мая 2016 года не дали».
Насколько массовым может быть выпуск приборов разведки? «Экипировать все вооруженные силы „Ратником“ слишком затратно, — рассказал „БИЗНЕС Online“ директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. — Это будут части боевой готовности, спецназ, силы специальных операций — ВДВ. Экипировка солдат и офицеров различаться будут только средствами коммуникации. Офицеры будут иметь более сложный комплекс обмена данных, связи, отображения информации и так далее, но по сути дела экипировка будет единой. А приборы разведки в первую очередь будут у тех бойцов, которым по штату подразделения предстоит заниматься именно этими вопросами... „Ратник“ ничем не уступает западным аналогам. Очень серьезные усилия были предприняты для разработки последней версии экипировки. Среди прочего, были изучены образцы экипировки ведущих зарубежных армий. И то, что наши военнослужащие получили, — на уровне лучших мировых образцов как по функциональности, удобству пользования, так и по дизайну. И по электронной начинке мы не уступаем, просто, например, на Западе более развита системы передачи информации с помощью тех же самых беспилотников. Но и у нас в последние годы идет активное наращивание таких подразделений... Реальная адаптация „Ратника“ прошла в боевых условиях, и по отзывам военнослужащих в экипировку был внесен ряд доработок, но это нормальная практика».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 43
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.