За последние четыре года молочный переработчик «Ак Барс Холдинга» вчетверо нарастил объемы переработки: помогла покупка двух заводов — в Буинске и Чистополе — в помощь Зеленодольскому молкомбинату. В ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» гендиректор комбината Артур Егоров рассказал, почему не использует в производстве пальмовое масло, как добавляет в творожки швейцарский шоколад и экспериментирует над твердыми и мягкими сырами.
«Молокозавод без сырьевой базы — это консервная банка», — рассуждает Артур Егоров. Он добавляет, что основная цель покупки ЗМК состояла в том, чтобы замкнуть цепочку производства от коровы до магазинной полки
«ПЕРЕРАБОТКА 80–90 ТОНН, ОБОРУДОВАНИЕ НА УЛИЦЕ...»
АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат» (ЗМК), управляемое Артуром Егоровым, планирует закончить 2017 год с финансовым результатом в 5,5 млрд рублей по выручке. Об этом руководитель ЗМК рассказал вчера в ходе интернет-конференции в редакции газеты «БИЗНЕС Online». Для сравнения: по итогам 2016 года компания наторговала на 4,8 млрд рублей. Напомним, в рейтинге «главных молочников» Татарстана, который недавно опубликовал «БИЗНЕС Online», по объемам переработки ЗМК сейчас на втором месте с 430–440 т молока в сутки, а по объемам производства и выручке он уже обогнал всех конкурентов.
А всего четыре года назад ЗМК был в предбанкротной ситуации. Именно тогда на предприятие пришла команда Егорова-младшего.
Завод был выкуплен у московских владельцев после 2,5 лет тяжелой процедуры банкротства не в лучшем состоянии. Импортное оборудование стояло запакованным на улице, в то время как на предприятии работали на старом. «Первое впечатление было не из лучших: в цехах на первом этаже воды было по щиколотку, кругом стоял пар, как в бане», — вспоминает Егоров сейчас. Тем не менее новые управленцы поставили перед собой задачу не только нарастить обороты и обеспечить переработку продукции агрофирм «Ак Барс Холдинга», но и вывести ЗМК в лидеры рынка.
Старт был довольно низкий: на предприятии перерабатывали всего 80–90 т молока в сутки. Этого было явно недостаточно: агрофирмы «Ак Барс Холдинг» производили в день порядка 400 т сырого молока.
За четыре года на ремонт, замену технологического оборудования, отладку производственных процессов, создание распределительного центра, на котором идет отгрузка готового товара, ЗМК потратил порядка 200 млн рублей. Но со временем стало ясно, что предприятие упирается в потолок по объемам производства: завод находится в центре Зеленодольска, так что о расширении производства на месте речи быть не может.
Так созрела идея покупки новых мощностей. ЗМК особо приглянулся Буинский маслодельно-молочный комбинат и Чистопольский молочный комбинат, которые подошли предприятию с точки зрения близости к партнерским агрофирмам.
ЗМК планирует закончить 2017 год с финансовым результатом в 5,5 млрд рублей по выручке
«Буинский завод мы долгое время арендовали, сделка по покупке завершается только сейчас. За это предприятие мы заплатили 150 миллионов рублей. чистопольский завод обошелся в 92,5 миллиона. Их расположение для нас идеально: в Буинске находится большинство наших агрофирм-партнеров», — поясняет Егоров.
Но в реконструкцию предприятий пришлось серьезно вложиться. На буинском заводе наводили порядок с кадрами и качеством продукции. А чистопольский завод, который на момент продажи стоял, пришлось реконструировать от и до, так что теперь это один из самых современных молокозаводов в стране.
По объемам переработки ЗМК сейчас на втором месте с 430–440 т молока в сутки
«МОЛОКОЗАВОД БЕЗ СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ — ЭТО КОНСЕРВНАЯ БАНКА»
«Разграбленная площадка была, половину оборудования на металлолом сдали», — вспоминает первое впечатление от чистопольского завода Егоров. В его развитие было вложено 300 млн рублей. В свою очередь, завод подарил ЗМК «ключи» от рынка Закамья, где сейчас комбинат активно наращивает продажи.
Общий размер инвестиций в три завода за четыре года составил порядка 600 млн рублей: пришлось вкладываться с прибыли, а также привлекать заемные средства. «Хорошо хоть не отнимали, — говорит Егоров. — Мы сами развивались, шли своей дорогой». Сейчас Буинский маслодельно-молочный комбинат производит масло и сыры, Чистопольский молочный комбинат дублирует всю линейку продукции ЗМК, за исключением детского питания. Таким образом, Зеленодольский молочный комбинат довел молокопереработку с первоначальных 80–90 до 420–440 т в сутки, причем на 90–95% в качестве сырья идет молоко с многочисленных агрофирм «Ак Барс Холдинга».
«Молокозавод без сырьевой базы — это консервная банка», — рассуждает Егоров. Он добавляет, что основная цель покупки ЗМК состояла в том, чтобы замкнуть цепочку производства от коровы до магазинной полки. Сейчас ЗМК производит 80 наименований продукции собственных брендов «Очень важная корова», «Васькино счастье», «Для малышей», которая представлена в 1 450 торговых точках на территории Татарстана.
ЗМК довел молокопереработку с первоначальных 80–90 до 420–440 т в сутки, причем на 90–95% в качестве сырья идет молоко с многочисленных агрофирм «Ак Барс Холдинга»
«КАЗАНСКИЙ МОЛЗАВОД? ИДТИ В НЕИЗВЕДАННОЕ НЕ ХОТЕЛОСЬ»
Рассматривали на ЗМК и покупку Казанского молзавода, но в итоге он, как известно, ушел удмуртскому «Комос Групп». «До сих пор думаем, почему мы не купили Казанский молкомбинат, но идти в неизведанное не хотелось», — делится Егоров. Все дело в экономике производства, пояснил он, поскольку КМК находится в черте Казани, стоимость воды и электроэнергии здесь городские, то есть высокие.
Кроме того, мощности ЗМК пока позволяют перерабатывать все молоко агрофирм-партнеров. Покупать завод без обеспечения сырьем, полагаясь на трейдеров, Егоров не стал.
Кстати, уход бренда «Просто молоко» (он впоследствии был продан «Агросиле») немного помог Зеленодольскому молкомбинату продвинуться на рынке. «Сказать, что мы не выросли за счет ухода „Просто молока“, — это будет лукавство, но выросли на самом деле не очень сильно, примерно на 10 процентов», — признается Егоров.
В целом компания бурно растет на 15–20% в год, планомерно наращивая продажи пропорционально по всем видам своей молочки. А вот планов «брать Москву» у Зеленодольского молочного комбината пока нет. Сейчас в Москве ЗМК знают, как это ни странно, в качестве поставщика столичной сети магазинов фермерской продукции.
Предприятие ставит задачу научиться эффективно продавать, причем прежде всего в домашнем регионе, говорит Егоров. Сами топ-менеджеры предприятия ежемесячно меняют офисные костюмы на жилетки и кепки с символикой ЗМК с тем, чтобы в роли супервайзеров, грузчиков или приемщиков молока узнать все узкие места продаж и понять, как работать более эффективно.
Сейчас ЗМК производит 80 наименований продукции собственных брендов «Очень важная корова», «Васькино счастье», «Для малышей», которая представлена в 1 450 торговых точках на территории Татарстана
НАПОЛНИТЕЛИ — ШВЕЙЦАРСКИЙ ШОКОЛАД И АВСТРИЙСКИЕ ФРУКТЫ
Сейчас, когда авгиевы конюшни, доставшиеся от предыдущих собственников, расчищены, команда Егорова задумалась о стратегии развития. Гендиректор ЗМК рассказал, что сейчас на предприятии готовятся запустить новый флагманский бренд по детскому питанию. Секретов ребрендинга на комбинате пока не раскрывают, но обещают приятно порадовать уже к концу года, ведь сегодняшняя продукция линии «Для малышей», по сути, безымянна: родители покупают ее благодаря стабильному качеству, но вряд ли кто-то вспомнит, как называется сам бренд. «В лучшем случае говорят: „Ну тот, с пингвинчиком“», — шутят на ЗМК.
Детское питание — это вообще своего рода фетиш на предприятии. Молоко для юных потребителей поступает исключительно только с трех агроферм. Они специально сертифицированы как поставщики продукции для производства детского питания (контроль качества и требования к нему гораздо выше, чем к обычному). Молочко везут в отдельных молоковозах, а на самом заводе принимают в отдельные «танки». «Те наполнители, которые мы используем в творожках, — это швейцарский шоколад и австрийские фрукты от компаний, которые существуют на рынке уже более 100 лет», — рассказал Егоров.
Будет ли в Татарстане свой пармезан? «Пармезан — это же генетика, это молоко от коров определенных пород (в Татарстане их нет — прим. ред.), высокой жирности, микробиология своя», — говорит глава молкомбината. Но оказалось, что ЗМК все же готовит «наш ответ санкциям». На Буинском маслодельно-молочном комбинате будет запущен экспериментальный цех по производству мягких и твердых видов сыра. «Если будет получаться, начнем в этом направлении думать. Сегодня на рынке нет российских премиальных сыров хорошего качества», — считает гендиректор ЗМК.
Подробное интервью с Егоровым читайте на сайте «БИЗНЕС Online» в ближайшее время.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 97
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.