Минтимер Шаймиев «Если говорить о тяжеловесах 90-х годов, таких как Шаймиев, то, конечно, некоторая ностальгия есть и связана она с тем, что эти губернаторы стремились уделять подчеркнутое внимание решению вопросов официальной политики» Фото: Шамиль Абдюшев

«НА СМЕНУ «ЭФФЕКТИВНЫМ МЕНЕДЖЕРАМ», ЧТО СТАЛО УЖЕ РУГАТЕЛЬСТВОМ, ПРИШЛИ «МОЛОДЫЕ ТЕХНОКРАТЫ», ЧТО ПОКА РУГАТЕЛЬСТВОМ НЕ СТАЛО»

Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации:

— По Аяцкову я точно не скучаю. Мужик он замечательный, вызывает симпатии, но после того как перестал быть губернатором, вызывает больше симпатий. Здесь же дело не в эстетических предпочтениях, дело в функциях. Губернаторы-тяжеловесы были губернаторами времени, когда федеральный центр не мог исполнять значительную часть своих обязанностей в силу хаоса 1990-х годов и в силу того, что государственности, по сути, не было. Эти губернаторы занимались спасением доставшихся им регионов. Это были люди, которые спасали ситуацию в фактических обстоятельствах: кто-то лучше, как Шаймиев, кто-то хуже, а кто совсем плохо. Но это были люди, которые брали на себя вынужденно всю полноту ответственности, потому что иначе деваться было некуда. И когда они брали лишние функции и внешне это иногда выглядело как сепаратизм, как у того же Росселя с его уральским франком. Кстати, Шаймиев в этом отношении всегда был аккуратен.

А сейчас задача принципиально другая. Задача — красиво подчиняться начальству. Я знаю, что в администрации президента серьезные проблемы с тем, чтобы найти губернаторов. Несмотря на то что должность высокопоставленная, довольно много серьезных людей от нее отказываются, потому что реальных прав нет, колоссальная ответственность по-прежнему за все, а работа заключается в том, чтобы выпрашивать у федерального центра разного рода подачки в условиях, когда надежных правил игры и серьезных прав у региона, по сути дела, нет. К Татарстану это не относится, там и экономический фундамент, и политический фундамент, заложенный Шаймиевым, серьезные. Проблема новых губернаторов не в том, что кому-то они кажутся похожими друг на друга. Да хоть матрешки ставьте! А дело в том, что новое поколение управленцев и в бизнесе, и в губернаторской сфере прошли примерно одинаковую школу. На смену «эффективным менеджерам», что стало уже ругательством, пришли «молодые технократы», что пока ругательством не стало, но может стать, как в 1997 году стало ругательством выражение «команда молодых реформаторов». Это люди, прошедшие отличную школу в корпорациях, имеющие хорошие знания финансового менеджмента, имеющие прекрасное понимание пиара. Я восхищаюсь тем, как новые губернаторы ведут себя с людьми. Но при этом они не имеют школы практического управления. Что такое реальное управление регионом? У вас есть реальная ситуация, когда может проснуться владелец четырех заправок и двух пивных краников и сказать: «Я обижен на жизнь, и я вам сейчас покажу». И он действительно показывает и может показать. А представитель корпоративного сектора не сталкивается с социальными проблемами, а это главное, с чем сталкивается губернатор. 

Если честно, не хотелось бы, чтобы роль губернаторов становилась столь же значимой, как во времена Ельцина, потому что это означало бы, что федеральная власть рухнет так же, как было во времена Ельцина. Но если нынешняя политика, в том числе кадровая, будет продолжаться, то это может стать вполне вероятным. И я искренне желаю удачи всем новоназначенным губернаторам, тем губернаторам, которые будут назначены в эту волну, потому что она еще будет продолжаться. И самое главное — я желаю удачи тем регионам, которыми эти люди будут управлять. Регионам эта удача действительно понадобится. Что случится с губернатором, если он не справится? Его переведут на другую работу. Что случается с регионом, если губернатор не справляется? Добро пожаловать в Самарскую область!

Алексей Мухин — гендиректор центра политической информации:

— Совсем по ним не скучаю, они создавали не регионы, а феодальные княжества. Зачем скучать? Результат налицо — деградация региональной инфраструктуры, невозможность движения социальных лифтов в регионе, шантаж федерального центра и т. д. О чем тут скучать? Нынешние новые губернаторы пока только начинают играть роль в управлении государством. Поживем — увидим. Роль самого губернаторского корпуса состоит в том, чтобы в максимально короткие сроки создать в регионах максимально комфортную социальную среду, чтобы население не стремилось уезжать в финансовые центры — Москву, Санкт-Петербург и т. д., а стремилось оставаться у себя в регионе и работать на благо собственной малой родины. Вот в чем причина нынешних отставок и ротации губернаторского корпуса. Ротации еще, конечно, будут. Подробнее мои коллеги уже нафантазировали много чего, на самом деле об этом осведомлен крайне узкий круг лиц, включая Сергея Кириенко и Владимира Путина. Я же фантазировать не склонен.

Федор Крашенинников — политолог:

— Я абсолютно протестую называть этих новых назначенцев «технократами». «Технократы» — это люди, которые показали себя в какой-то технической области или показали, что они вне политики в чем-то очень хорошие специалисты. Я не знаю, в чем хорошие специалисты все эти люди. По-моему, это просто серо-унылые чиновники абсолютно ничем не выдающиеся. Я не скучаю по тяжеловесам, я скучаю по тому, когда в той же Самаре или Нижнем стоял человек, который немножко интересен. Всех тех людей, которых назначают главами регионов последние годы, не интересуют регионы, которые они возглавляют. Распределение их по регионам случайно, и они никак с ними не связаны. Они прекрасно понимают, что работать долго там не будут. Это абсолютные варяги.

Роль этих губернаторов ничтожна, на самом деле они жалкие клерки администрации президента РФ по своему реальному статусу. Это раньше, когда Шаймиев или Россель приезжали в Москву в 1998 году, то об этом сообщали в новостях Первого канала. Сейчас, когда в Москву приезжает губернатор любой области, это выглядит как визит мелкого подчиненного к своему большому московскому начальнику. Его принимает не Путин и не Кириенко, а какой-то заместитель, который курирует регионы. Я надеюсь, придет такое время, когда не главы регионов, а регионы сами по себе станут значимыми и мы будем нормальной полноценной федерацией. Чтобы это случилось, губернаторами должны быть не эти смешные люди с одинаковыми лицами и фамилиями, а те люди, которых конкурентно, честно и законно выбрали жители региона на выборах.

Николай Сванидзе — журналист, историк:

— Я боюсь, что нынешняя роль губернаторов минимальна. Да, я скучаю по губернаторам-тяжеловесам. У меня с ними были разные отношения, не по всем скучаю, но это личное. А если говорить на рациональном уровне, то я скучаю по тому, что губернаторы-тяжеловесы — это обязательный атрибут демократических губернаторских выборов. Когда люди выбирают губернаторов, то среди этих людей несомненно оказываются тяжеловесы. Да, могут быть способные популисты, но иногда люди выбирают действительно яркие фигуры. А у нас сейчас формально выборы, а на самом деле кремлевские назначения, назначают людей-чиновников, людей, которые не отвечают перед избирателями, а отвечают исключительно перед Кремлем, президентом. Они стараются понравиться только ему, а не людям. Как правило, эти люди зачастую оказываются неприспособленными для выполнения этих функций. Их главная цель — понравиться и не проштрафиться, проявить лояльность, чтобы у них правильно в регионе прошли выборы президента, чтобы не было претензий из Москвы. Поэтому масштаб этих людей часто не соответствует тем задачам, которые перед ними стоят. В этом смысле, конечно, я скучаю по тяжеловесам.

Никогда не говори «никогда». Сейчас временем, когда роль губернаторов вновь будет значимой, и не пахнет. Но, думаю, со временем это неизбежно, потому что невозможно все время обманывать себя. Либо у нас идут назначения сверху до низу, тогда у нас чисто бюрократическое государство, которое не может в современном мире быть эффективным, либо мы вернемся к выборам, к тому, что прописано у нас в Конституции. Сейчас, конечно, нет людей, которые хотят стать губернаторами. А кому же захочется, если их в любой момент щелчком пальца снимут вне зависимости от их заслуг перед регионом, если назначают по принципу возраста? Сейчас модно, чтобы человеку было около 40 лет. А какая разница, сколько ему лет, если он физически и интеллектуально тянет, если он масштабная личность? Ему может быть 30, а может и 60, но дело же не в этом. Сейчас губернатор — это расстрельная должность. Их снимают, кого-то обвиняют в каких-то финансовых или еще каких-то коррупционных преступлениях, кто-то отскакивает на другую должность. Но в общем никому не хочется рисковать.

«По Аяцкову я точно не скучаю. Мужик он замечательный, вызывает симпатии, но после того, как перестал быть губернатором, вызывает больше симпатий» «По Аяцкову я точно не скучаю. Мужик он замечательный, вызывает симпатии, но после того, как перестал быть губернатором, вызывает больше симпатий» Фото: ©Игорь Михалев, РИА Новости»

«ГУБЕРНАТОР ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ДЕЛАЕТ НАШ РУСТАМ НУРГАЛИЕВИЧ»

Шамиль Агеев  председатель правления ТПП РТ:

— По губернаторам 90-х, конечно, скучаю. Тогда страна входила в неведомые рыночные отношения. Просыпалась гражданская и предпринимательская инициатива. Окружение тогда было дружественное, все рвались потанцевать на развалах Союза. Сейчас — совсем другое дело, обстановка другая. Все напряглись, сплошные санкции, мобилизационный период. Сейчас ситуация ближе к началу 40-х годов XX века. Поэтому сейчас совсем другие задачи — оптимизация, укреплении вертикали власти. Другое дело, что через некоторое время это дело пойдет опять на повышение активности регионов. Сейчас губернаторы связаны по рукам и ногам, нет перспективы планирования на несколько лет вперед и нет стимулов для активной хозяйственной деятельности, потому что Госдума каждый день какие-то новые поправки вносит, меняется политика центра и регионов. Поэтому сейчас совершено другие задачи.

Такой, как во времена Ельцина, роль глав регионов никогда не станет, потому что специфика российского менталитета совсем другая. Вот если в Америке центральная власть влияет на 20 процентов бюджета при очень сильных полномочиях штатов, то у нас всегда превалировали полномочия федерального центра. Россия — это единый механизм, и никаких вольниц в принципе не должно быть. Но при этом должна быть свобода предпринимательской деятельности и уверенность в завтрашнем дне. А для этого должна быть предсказуемая экономическая политика.

Яков Геллер  генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»:

— По законам науки управления на двери каждого сотрудника должна быть табличка, где написана конечная цель работы этого человека. И вышестоящий начальник должен быть способен двумя-тремя словами сформулировать, что же это за конечная цель. И это у всех должно быть. И у губернатора должна быть прописана конечная цель его работы. Является ли тяжеловесом тот, кто участвует в политике конфликтов или тот, кто обеспечивает на территории губернии сравнительно высокий уровень жизни? То, что на смену людям, которые занимались политикой, приходят люди, на двери которых написано «благосостояние на подведомственной территории», мне кажется позитивным, потому что у нас страна, построенная по императиву Екатерины II: «Страна едина». При императрице Анне Иоанновне императив был таким: «Купцы какой губернии где продают, там им и привилегия». А Екатерина II сказала, что Россия едина, привилегий территориальных нет. Это я рассуждаю на тему, что должен делать губернатор. Да бороться за благосостояние своей территории!

Борис Ельцин и Эдуард Россель «Это раньше, когда Шаймиев или Россель приезжали в Москву в 1998 году, то об этом сообщали в новостях Первого канала» Фото: ©Дмитрий Донской, РИА «Новости»

А что тогда делали губернаторы? Организовывали всякие «Отечества — Единая Россия», «Суверенный Урал», «Прогрессивный Дальний Восток»... Я абсолютно согласен с Путиным, что есть центр принятия решений, есть возможность совещаться, но не надо, чтобы было много внутренних политиков. Надо, чтобы было много внутренних хозяйственников. И я не особенно вижу, какие именно тяжеловесы сейчас уходят. Меркушкин, что ли, тяжеловес? Или красноярский губернатор? Там свои дрязги. Вместо этих политических разборок занимались бы лучше увеличением ВВП. Сейчас я только что закончил писать письмо губернатору Калининградской области Алиханову. Я общался с ним, и по итогам общения он обратился к Рустаму Минниханову с предложением наш проект биржевой площадки распространить в Калининграде. Я разговаривал с этим парнем, ему около 30 лет. Он такой понимающий «технократ». И я думаю, что у него все получится. А политикой у нас есть кому заниматься. Есть управление внутренней политики в администрации президента Путина, и пусть они занимаются политикой. А губернатор должен делать то, что делает наш Рустам Нургалиевич. Каждый день открывает по одному заводу, по одному производству. Вот это да, это задача. И ВВП наращивать, чтобы платить зарплату людям. Нет, не скучаю я по губернаторам-тяжеловесам. Но и понимаю, что сейчас время такое, какое оно есть, и оно само ставит нам задачи. Мы жили во время региональных баронов, а сейчас живем во время региональных директоров. На мой взгляд, так и должно быть. Должен быть директор. А комиссар... Комиссар должен быть в центре.

Павел Сигал — предприниматель, первый вице-президент «Опоры России»:

— Почему я должен по ним скучать? Шаймиева я знал лично, и у меня к нему было очень уважительное отношение. Надеюсь, что и он ко мне относился таким же образом. А с остальными губернаторами я встречался в разных форматах на разных совещаниях. Сейчас ситуация в стране совершенно другая. Сегодня губернатор — это чиновник, фактически назначаемый президентом, даже когда его и избирают. И после этого он выполняет свои чиновничьи обязанности. Сейчас другая страна, другие условия. Станет ли когда-нибудь роль глав регионов такой же, как во времена Ельцина? Говорить об этом сейчас — все равно что гадать на кофейной гуще. Не думаю. Я думаю, что для такой страны, как Россия, нужна централизация. А то Россель объявлял об Уральской Республике, другие — о чем-то другом... Для целостности страны это, конечно, ненормально.

Юрий Петрушин — председатель правления ТПП Набережных Челнов и региона Закамье:

— Жизнь двигается вперед, время меняется, обстановка меняется, система работы меняется. Поэтому, я думаю, молодежь нужно растить и двигать. Ребята пришли нормальные, которые много сделают. Я считаю, что правильная система, все правильно делается, обновлять нужно руководство регионов, если хотим прогресса. А что касается значимости, то регионы всегда были значимы. Какие бы времена ни настали, это развитие России, это наше будущее. Поэтому и губернаторы всегда были, есть и будут значимыми.

Юрий Лужков «Для меня тенденция такова, что уменьшение некой субъективной роли нового губернатора я считаю благом» (на фото — Юрий Лужков) Фото: Шамиль Абдюшев

«90-Е — ЭТО БЫЛ КРИПТОСУВЕРЕНИТЕТ»

Олег Матвейчев — политолог:

— Новый призыв губернаторов начался еще в прошлый сезон отставок, в конце прошлого года — начале этого года. Они набраны в соответствии с новыми объективными и субъективными критериями, плюс они все прошли апгрейд, обучение по управленческой программе РАНХиГС. От данных губернаторов требуется масса новых компетенций и умений, которые связаны с новой экономикой. Что касается вопроса про скуку по прежним губернаторам, так я вообще по 1990-м не скучаю, соответственно, по губернаторам тех времен тоже. Они принадлежат к своему времени. Сейчас Россия другая, она обновляется, XXI век. Это все равно что скучать по генерал-губернаторам XIX века. Если бы роль губернаторов стала бы такой же значимой, как во времена Ельцина, это было бы очень плохое время, я его оцениваю отрицательно. По сути, происходил ползучий распад России, где-то это было очевидно и явно, как в случае с Чечней, а где-то это был криптосуверенитет, когда отказывались торговать с соседними регионами, когда кадровые назначения блокировали. Государство как таковое распадалось.

Поэтому для меня тенденция такова, что уменьшение некой субъективной роли нового губернатора я считаю благом. Я вообще за то, чтобы у нас не было выборов губернаторов, потому что большая часть регионов у нас является дотационной. Какой бы губернатор ни был, от него по большому счету ничего не зависит, так как у него нет никакого бюджета развития, он просто распределяет по защищенным статьям бюджетные поступления и дотации из Москвы. Больше он ничего не может сделать. Я уже не говорю про то, что губернатор — это все-таки вертикаль исполнительной власти, он должен все-таки подчиняться своим начальникам, а не каким-то местным элитам или людям, которые ему помогли на выборах. Поэтому я выступаю за выборы в парламенты всех уровней. А что касается исполнительной власти, она должна формироваться по карьерному принципу: тот человек, который достиг больше всего, отмечен по службе, тот и продвигается по службе, а не тот, кто умеет красиво пообещать на выборах, красиво выступить, у кого пиар лучше или элитарная и денежная поддержка.

Ростислав Туровский — политолог, политический географ:

— Губернаторы-тяжеловесы тоже разные. Шанцев и Меркушкин хотя и могут считаться тяжеловесами, но для своих регионов они были варягами. Им не без труда удавалось устраивать местную повестку и в конечном итоге до конца не удалось это сделать. Тяжеловес тяжеловесу рознь. Если говорить о тяжеловесах 90-х годов и губернаторах местного происхождения, таких как Шаймиев и Лужков, то, конечно, некоторая ностальгия есть, и связана она с тем, что эти губернаторы стремились уделять подчеркнутое внимание решению вопросов официальной политики. В каком-то смысле временами они были популистами. Им легче и проще удавалось найти общий язык с избирателями, и не секрет, что популярность у них была достаточно высокой. Нынешняя плеяда губернаторов совершенно другого рода, они должны быть встроены в вертикаль и в определенном смысле являются винтиками, хотя и значимыми, большой бюрократической машины. Они в меньшей степени политики, если сравнивать их с прежними тяжеловесами, скорее ориентированы на оптимизацию социальной сферы и сокращение расходов, чем на попытки понравиться избирателям, проводя популярный курс в сфере социальной политики. Технократизм означает в определенном смысле аполитичность. Главная задача новых губернаторов — более четко выполнять указания федерального центра. Но если в России политическая ситуация внутриэлитная будет менее стабильной во время четвертого срока правления Путина, то у губернаторского корпуса будет возможность сказать свое слово и заявить о своих повестках.

Сергей Майоров — председатель правления ГК «Магнолия» (Набережные Челны):

— Роль руководителя региона является очень значимой. Он ведь полностью отвечает за развитие региона, за его социально-экономические программы. На мой взгляд, эти массовые отставки подводят людей к довольно печальной для некоторых мысли, что губернатор не вечен. И в любой момент к нему могут прийти и сказать: «Все, до свидания». С другой стороны, прежняя система, когда губернатор проходил через выборы, и потому не так легко его было снять,поэтому зачастую тот или иной губернатор начинал учить президента страны, как надо жить, ушла в прошлое. И, на мой взгляд, это правильно. Поэтому модель, выстроенная Владимиром Владимировичем для сохранения управляемости в России имеет место быть. И Владимир Владимирович должен своим правом снять губернатора пользоваться. Хотя, конечно, по моему личному мнению, остается вопрос о массовости отставок. Когда люди каждый вечер включают программу «Время» с мыслями о том, кого снимут сегодня... Я бы на месте губернатора не очень уютно себя чувствовал. Всегда же есть проблемы в регионах, все сделать нельзя, и бюджеты, как правило, у всех «военные», существуют и вопросы, которые невозможно единовременно решить. Но это право первого лица государства, ему виднее.

Владимир Перевозчиков — политтехнолог:

— Тогда система выборов была более открыта, а сейчас она скорее договорная. Отличия простые. Сейчас можно любому министру сказать, что ты не соответствуешь, и, по сути, уволить его и губернаторов. Раньше так нельзя было. По большому счету губернаторы — пешки. Если раньше они были фигуры на политической  доске, то сейчас это разменные фигуры для определенного количества игроков, которые стоят вне политической системы. Ее нам не показывают. По сути это государственная монополия, которая выведена не в политическую систему, хотя те люди и являются в первую очередь политическими игроками. Пример Азарова — это компромиссная фигура «Ростехнологий»... Политическая система давно к этому шла, то есть системе так выгодно, чтобы как можно меньше было политических игроков, чтобы на уровне Олимпа за облаками все определялось, там, где избиратели не видят. Зачем делать великие войны внизу, если наверху можно договориться?