В ЧЕЛНАХ ОТКРЫЛСЯ ТЕСТОВЫЙ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ ЦЕНТР ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

В Набережных Челнах накануне после проведенного капремонта и рестайлинга открылся первый центр обслуживания населения нового формата — одно из подразделений Городского расчетного центра (ГРЦ), который может и должен стать эталоном создания единого республиканского расчетного центра (ЕРРЦ).Основные задачи, поставленные Президентом, которые должен обеспечить ЕРРЦ, — это защита средств населения от любого рода мошеннических схем в ЖКХ, обеспечение прозрачности и корректности расчетов за ЖКУ и удобство обслуживания. Именно этим вопросом сегодня занимается АО «Татэнерго». Челнинский ГРЦ призван быть в перспективе той моделью, которую можно будет тиражировать в других городах и районах при формировании структуры ЕРРЦ.

На торжественном открытии ГРЦ представители соинвесторов рассказали о преимуществах рестайлинга одной из 10 точек обслуживания, раскиданных в разных частях города. Заместитель гендиректора — директор по реализации тепловой и электрической энергии АО «Татэнерго» Олег Зверев сообщил, что усилия соучредителя направлены сегодня на изучение работы отраслевых организаций в разных регионах России. Наиболее эффективные решения будут внедряться в челнинскую модель, которая впоследствии станет тиражироваться в других городах и районах республики.

Презентацию возможностей центра для гостей церемонии провела директор ГРЦ Светлана Гатина. Она рассказала, что теперь показания счетчиков можно сдавать не только оператору очно или по телефону, но и без задержки опускать в почтовые ящики у входа. Если подход к специалисту все же необходим, для этого реализована электронная очередь, время ожидания не превысит 15 минут. С этих пор общаться с операторами, которым выделено аж 14 окон, посетители смогут сидя, лицом к лицу на одном уровне со специалистом. Ожидающим вызова предложены мягкие диваны, для детей выделена  игровая зона, где можно порисовать, поиграть, имеется школьная доска. Рядом расположена зона гостевых компьютеров, где специалисты готовы обучать посетителей самостоятельной навигации на портале Госуслуг РТ. Также в обновленном офисе  выделены отдельные зоны для выдачи документов и для кассового обслуживания. Кроме того, ГРЦ  осуществляет функции паспортного стола, который работает с расчетным центром по принципу единого окна.

По словам Гатиной, на сегодня основная доля  расчетов за ЖКУ по прежнему приходится на кассы ГРЦ  — 41,2%. Вторым по популярности каналом платежей является портал Госуслуг РТ (23,5%), остальные 35% распределяются между банками и Почтой России. Собираемость платежей в Челнах традиционно остается высокой, на уровне 99%.


НОВАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ОХВАТИТ ТАТАРСТАН В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ

Напомним, АО «Татэнерго» вошло в состав собственников ГРЦ Челнов в прошлом году после того, как от своего участия в нем отказался «Татэнергосбыт». Шаг был логичным, ведь порядка 40% платежей в расчетке — это тепло и горячее водоснабжение. Став соучредителем, «Татэнерго» провело ревизию активов и выделил средства на развитие ГРЦ: требовался и сервер помощнее, и новая оргтехника. Сохранить единый городской центр было важно — само его существование удешевляет ЖКУ, потому что у управляющих компаний отпадает надобность в своих расчетчиках, в закупках и содержании программ и дополнительного оборудования.

О перспективах концепции ЕРРЦ «БИЗНЕС Online» поговорил с топ-менеджером «Татэнерго» Зверевым. Из его объяснений следует, что следующим шагом соучредителя станет обновление программного обеспечения, которым сегодня пользуются все расчетные центры в республике. В целях создания передового расчетного центра специалисты «Татэнерго» объехали регионы в поисках новых программ, новых методик подготовки персонала, ознакомились с пакетами услуг, предлагаемых населению в разных городах, в том числе и многофункционального центра Департамента ЖКЖ города Москвы. В Тульской области, к примеру, областной расчетный центр уже работает, причем любую операцию житель области, даже в удаленной сельской местности, может провести с телефона или другого устройства, подключенного к интернету. Это касается и просмотра расчетов в личном кабинете, и передачи через интернет показаний приборов учета, и оплату квитанций. Так же будет и в Челнах, а затем и в Татарстане.

«Имеющееся программное обеспечение несовершенно, — констатирует Зверев. — Население этих проблем не видит, но поставщики ЖКУ знают о них. В частности, вопросы вызывает скорость расчетов. Программа для печати квитанций, например, вынужденно останавливает на несколько дней функции по расщеплению потока платежей на виды услуг».

По словам Зверева, текущая система расчетов, помимо расчетного центра, оставляет лазейки и для недобросовестных руководителей жилищных организаций с их попытками вывести деньги граждан в свой карман. Предполагается проведение расщепления поступающих средств даже не на расчетном счете ГРЦ, а на уровне банка в ежедневном режиме. Из банка денежные средства, минуя ГРЦ, будут уходить напрямую поставщикам услуг и ресурсов. Кроме того, прозрачность начислений спотыкается об изменчивость законодательства: не всякий поселковый, да и районный центр, поспевает за выходом нового подзаконного акта, из-за чего впоследствии вынужден делать перерасчеты, а они, в свою очередь, вызывают недовольство и определенное недоверие со стороны населения. Общая модернизированная система позволит единовременно тиражировать всякое изменение законодательства на все отраслевые организации, попутно решив и другие перечисленные проблемы.

Не удивительно, что возможности нового расчетного центра поторопились оценить представители основных ресурсоснабжающих организаций: «Татэнерго», «Водоканала», КАМАЗа.

*16+