Ильсур Метшин проинспектировал многолетний долгострой на улице Четаева, 42а. 17-этажный дом класса «комфорт» сдан в эксплуатацию / Фото: metshin.ru

«ДОМ ДОЛЖЕН ЖИТЬ. ПУСТОЙ ОН НЕ НУЖЕН»

Проблемная высотка на Четаева, 42а, строительство которой началось еще в 2005 году, наконец-то была сдана в эксплуатацию. Акт сдачи 128-квартирного долгостроя был подписан 2 октября, а уже накануне утром мэр Казани Ильсур Метшин лично проинспектировал готовое 17-этажное жилое здание. Глава города прибыл на объект в сопровождении первого заместителя руководителя исполкома Азата Нигматзянова и осмотрел одну из квартир на первом этаже. Руководитель управляющей компании «Стабильность» Эльмира Тазиева рассказала мэру, что дом готов к заселению жильцов, сообщает сайт администрации Казани. 

Настоящим праздником назвала событие председатель инициативной группы дольщиков дома Амина Гатауллина. Женщина внесла деньги на строительство однокомнатной квартиры еще 5 октября 2005 года. «Наконец, счастливый момент настал, мы рады, что сегодня получим возможность стать настоящими владельцами своих квадратных метров. Вчера приняли квартиру, скоро будем делать ремонт и вселяться», — отметила она. «И день солнечный, и событие радостное», — подтвердил Метшин и обратил внимание на удачное расположение дома — рядом находятся детские сады, школы, объекты торговли, остановки общественного транспорта. «Будьте счастливы в новом жилье!» — пожелал дольщикам градоначальник. 

Снаружи дом кажется вполне достроенным — об этом свидетельствует аккуратно подогнанная облицовочная плитка на фасаде цвета топленого молока, шика в архитектурную композицию добавляют тонированные окна

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» также отправились осмотреть здание, вокруг строительства которого за последние 12 лет было сломано немало копий. Новостройка, расположившаяся почти в центре Ново-Савиновского района города, сразу выделялась на фоне остальных сооружений — ее окружали преимущественно полуобветшалые «панельки», выстроенные, судя по всему, еще в советские годы. Снаружи дом кажется вполне достроенным — об этом свидетельствует аккуратно подогнанная облицовочная плитка на фасаде цвета топленого молока, шика в архитектурную композицию добавляют тонированные окна. Параметры дома также нарочито выделяют его на фоне остальных построек — 17 этажей, вздымающихся до небес, и небольшой пристрой с западной стороны здания, оказавшийся парковкой. Впрочем, «домик» для машин был удостоен строителями меньшего внимания — он по-прежнему не достроен. 

Впрочем, само здание кроме внешнего лоска не подавало никаких признаков жизни, не считая множества припаркованных рядом авто. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» ожидали увидеть толпы новоселов, затаскивающих свои пожитки в долгожданные квартиры, но вокруг не было ни души. Журналистов на входе в один из подъездов встретила Тазиева. Директор УК проводила корреспондентов издания внутрь здания, в подсобку. Внутри картина значительно отличалась от внешней «открытки»: стены в подъезде обшарпанные, наобум местами покрыты цементом, пол грязный, а вместо потолка — одна сплошная голая бетонная плита.

Собственники не спешат осматривать свое жилье, подписывать акты приемки, составлять описи строительных недочетов и договоры с УК

Тазиева рассказала, что сидит в своей подсобке последние три дня — женщина хотела лично с каждым из собственников познакомиться и заключить с ними договоры на оказание услуг ЖКХ. На импровизированном столе в подсобке, обогреваемой стареньким обогревателем, расположились ключи от новеньких квартир — всего 128 штук, по количеству квартир. Также рядом с ключами лежали и договоры на оказание услуг. Оказалось, что за три дня посмотреть квартиры пришли только 17 настрадавшихся собственников, из которых только 14 решились-таки заключить договоры, а еще трое «убежали», по описанию Тазиевой. Собеседница издания заметила, что собственники не спешат осматривать свое жилье, подписывать акты приемки, составлять описи строительных недочетов и договоры с УК. Объяснение этому, вероятно, простое: многие страждущие дольщики вкладывались с целью инвестиций, а не жизни на обретенных квадратных метрах.

Побывавшие в подъезде корреспонденты издания заметили недоделанную лестничную площадку, где на каждом шагу валялся строительный мусор и повсюду летала пыль. На этажах царила кромешная тьма — за редким исключением, в торчащих с потолка голых патронах светили лампочки. Однако лифты (а их в доме как минимум два — грузовой и пассажирский) работать категорически отказывались, что тоже неудивительно: только-только взяв «черновое», собственники обычно затевают грандиозный ремонт — и дорогостоящие лифты превращаются в тертые жизнью подъемники. Установленные входные двери были, видимо, самыми дешевыми — сквозь дверные косяки проглядывали лучи солнца, освещая темные пыльные этажи. На некоторых из ведущих в квартиры дверей были отчетливые вмятины в районе замков — как будто кто-то вгрызался в них в надежде попасть в заветное жилище. В одну из квартир дверь была открыта, демонстрируя голые потолки, стены из бетонных плит, полы, покрытые трещинами, грязные окна, недоделанные балконы в ожидании мастеров евроремонта. Все ждет рачительной хозяйской руки: «черновое» есть черновое, и доведение квартир до состояния «комфорт» обычно в руках владельцев.

Лифты (а их в доме как минимум два – грузовой и пассажирский) работать категорически отказывались Лифты (а их в доме как минимум два — грузовой и пассажирский) работать категорически отказывались Фото: metshin.ru

Владельцы квартир к доставшемуся жилью относятся без восторгов. «Понятно же, по ускоренной программе этот дом сдают, отчитаться надо и так далее», — отметил собственник 65-й квартиры в разговоре с директором УК, свидетелем которого стал корреспондент нашего издания. Мужчина посетовал на то, что парковку у дома все никак не сдадут. «Живу напротив, знаю, что с этим домом происходило, каждый день его вижу, знаю, что зимой затапливало, потому что все прорвало, — рассказал владелец квартиры. — Тут на балконах обледенение было страшное. Просто меня интересует парковка, чтобы быстрее ее сдали. Дом должен жить. Пустой он не нужен. Я сам строитель и знаю, что если дом стоит два года пустой, то он начинает „ломаться“».

Немногочисленные жильцы дома категорически отказывались общаться с журналистами. «Тот, кто пришел, будет здесь жить. Но квартир, наверное, 40 тут жить не будут, на продажу отдадут. Даже больше бы сказала. Пиши больше, не ошибешься», — посоветовала директор УК, взявшей новый дом под свое теплое крыло. Действительно, за 12 лет многие дольщики худо-бедно решили жилищную проблему иным путем. Если эта самая проблема на самом деле была жилищной, а не инвестиционной...

В одну из квартир дверь была открыта, демонстрируя голые потолки, стены из бетонных плит, полы, покрытые трещинами, грязные окна, недоделанные балконы в ожидании мастеров евроремонта

СКАНДАЛ С ДОСТРОЙКОЙ ДОМА УТИХ, СПОР ЗАСТРОЙЩИКА И ПОДРЯДЧИКА В АРБИТРАЖЕ РАЗГОРАЕТСЯ

Возведение одного из самых древних долгостроев Казани на улице Четаева, 42а началось еще в 2005 году компанией «Элит-строй», которая ныне является банкротом. Однако работы остановились на 10-м этаже, после чего движение замерло на несколько лет. Деятельность возобновилась в 2014 году, когда тендер на достройку выиграло ЗАО «Вектр». Сроком сдачи застройщик назвал сентябрь 2015 года, однако этому не суждено было сбыться, дата ввода здания плавно перешагнула в 2017 год.

На фоне замирающего строительства разгорался спор в Арбитражном суде РТ между застройщиком и подрядчиком — ООО «Основание». Подрядчик попытался через суд взыскать с ЗАО «Вектр» 14,9 млн рублей задолженности за выполненные по договору работы и преуспел в этом — в декабре 2016 года суд доказал его правоту, после чего решение устояло в апелляционной инстанции. В августе этого года Арбитражный суд РТ приступил к рассмотрению ответного иска ЗАО «Вектр» к ООО «Основание» — о взыскании 274,2 млн рублей в виде задолженности по договору подряда №7/14 от 01.07.2014. Таким образом, если сам дом сдан, то разбирательство в арбитраже вокруг его строительства еще только начинается.

Пока в открытой продаже не так много квартир сданного долгостроя. К примеру, на сайте агентства недвижимости «Циан» выставлены на продажу всего две двухкомнатные квартиры, расположенные на 15-м этаже ЖК «Эталон», — за 5,4 и 5,5 млн рублей. Причем сделка проводится в формате «переуступки»: способ продажи, при котором меняется сторона, владеющая правами требования на незавершенное строительство, то есть дольщик. На сайте агентства указано, что квартиры в доме, расположенном в «самом современном и развитом районе нашего города», будут сдаваться в «качественной предчистовой отделке, что включает в себя стяжку полов с устройством шумо- и гидроизоляции, штукатурку стен, разводку электричества». 17-этажный дом представлен как жилье класса «комфорт» с квартирами площадью от 43 до 107 кв. метров.

Дом на Четаева, 42а — далеко не первый плод брошенных трудов ЗАО «Элит-строй», оставившего после себя множество обманутых дольщиков

По словам директора агентства недвижимости «Счастливый дом» Анастасии Гизатовой, проблем с реализацией квартир в этом доме быть не должно. «Как только ЗАО „Вектр“ заходило на рынок, общество сразу выставило на продажу далеко не дешевые, хоть и не в большом количестве квартиры».

Отметим, дом на Четаева, 42а — далеко не первый плод брошенных трудов ЗАО «Элит-строй», оставившего после себя множество обманутых дольщиков. В середине июля 2011 года в Казани по улице Волочаевской, 4 в эксплуатацию был сдан 162-квартирный дом. Строительство начинал «Элит-строй», а заканчивал новый инвестор — ООО «Артуг». Отметим, это общество выступало в роли одного из учредителей ПАО «Татфондбанк». С Татфондбанком, по мнению Гиззатовой, также был связан и «Вектр».

Отметим, ОАО «Артуг» продавало квартиры в домах №4 и №6 на Волочаевской. Застройщиком домов было все то же ЗАО «Элит-строй», однако после сдачи дома №4 здание начало в буквальном смысле разваливаться на части — в феврале 2015 года не выдержала ураганного ветра и обрушилась прямо на припаркованные во дворе автомобили часть внешней облицовки с торца высотки. Инцидент стал предметом разбирательства с участием комиссии минстроя, жилинспекции, администрации района и правления ТСЖ.