Первое обсуждение проекта татарстанского бюджета – 2018 в стенах парламента выдалось жарким

НЕФТЬ — $40,8 ЗА БАРРЕЛЬ, КУРС ДОЛЛАРА — 69,8 РУБЛЯ

Сегодня на заседании комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам впервые был заслушан внесенный на днях в парламент республики проект бюджета РТ на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. «После Конституции одним из основных законов является у нас закон о бюджете, потому что без бюджета ни один другой закон не работает, без финансов ничего сделать невозможно», — резонно заметил председатель комитета Разиль Валеев и передал слово заместителю министра экономики РТ Олегу Пелевину.

«В мировой экономике в настоящее время наблюдается процесс циклического восстановления, МВФ прогнозирует ускорение динамики мировой экономики в текущем году на уровне 103,5 процента, в 2018 — 103,6 процента», — начал замминистра с минутки обзора мировой  экономики. Что касается экономики российской, то в ней также, «несмотря на внешнее давление и санкции, наблюдается тенденция к стабильному росту». «По оценке минэкономразвития России по итогам 2017 года ожидается рост не менее чем на 2 процента, в то время как в 2016 году наблюдалось сокращение на 0,2 процента», — заявил Пелевин. В Татарстане ситуация, как обычно, чуть лучше, чем в целом по России: рост экономики в 2018 - 2021 годах прогнозируется в диапазоне 103 - 103,8%. В общем, республика идет нога в ногу с общемировыми тенденциями.

Олег Пелевин: «По оценке минэкономразвития России по итогам 2017 года ожидается рост не менее чем на 2 процента, в то время как в 2016 году наблюдалось сокращение на 0,2 процента»

Бюджет республики на 2018 год сформирован исходя из стоимости нефти Urals $40,8 за баррель, среднегодовой курс доллара в 2018 году прогнозируется на уровне 69,8 рубля. Также за постулат был взят тезис «сохранения геополитической неопределенности, а также применения к России санкций со стороны Евросоюза и США» — на весь период вплоть до 2020 года.

Основной вклад в экономику республики традиционно вносят Казань, Набережные Челны, Альметьевский и Нижнекамский районы. Фактором роста в ближайшие годы были названы обрабатывающие производства. Их удельных вес в структуре промышленности увеличится к 2021 году до внушительных 71,4%.

Далее Пелевин назвал пул самых крупных проектов, которые будут запущены в 2017 - 2018 годах и позволят сделать экономике республики дополнительный рывок вверх. В конце 2017 года ожидается запуск комплекса по глубокой переработке тяжелых остатков на ТАИФ-НК, что даст прирост промпроизводства в РТ на 1,7%. На ТАНЕКО будет поэтапно вводиться вторая установка по первичной переработке нефти ЭЛОУ-АВТ-6, это даст рост промышленного производства в РТ еще на 3%. КАМАЗ планирует запустить серийное производство новых кабин и увеличить объем выпуска автомобилей, а это еще + 1,5% к объему промпроизводства в Татарстане.

Внушительный рост — на 5% — ожидается в сельском хозяйстве. Стабильное нарастание ожидается в строительстве — ежегодно планируется строить 2,4 млн кв. метров жилья. Впервые за несколько последних лет в 2017 году подняла голову розничная торговля (+1,5%), в 2018 году экономисты ей также прочат рост на 1 - 2,2%.

Ильшат Гафуров: «Раз мы создали эти зоны с большими преференциями, то какой смысл? Насколько прогнозы оправдываются, было бы интересно посмотреть?»

«ЧТО У НАС ПРОИСХОДИТ С ПРОМПЛОЩАДКАМИ? ВЕДЬ В РЯДЕ СЛУЧАЕ ЭТО ПРОСТО СМЕНА «ПРОПИСКИ»

В Татарстане по-прежнему 25% предприятий являются убыточными, однако в структуре прибыльных компаний заметен позитивный настрой — совокупный рост прибыли в этом году составляет 4,4%. Прибыль предприятий РТ, согласно прогнозу, должна вырасти с 381,3 млрд рублей в этом году до 425,3 млрд рублей в 2021-м. В экономику РТ по итогам 2017 года было вложено более 677 млрд рублей инвестиций — в перспективе эти показатели буду расти со скоростью 0,9 - 2,6% в год.

Инфляция впервые за долгие годы, по подсчетам экономистов, составит в этом году всего 3%. «Это стало возможным благодаря проводимой в РТ работе по наполнению рынков товарами собственного производства, что отразилось на замедлении роста цен на продовольственные товары», — объявил Пелевин. В ближайшие годы рост инфляции заложен на осторожные 4%. Аналогичным образом, на 4%, планируется поднять зарплаты госслужащим и муниципальным работникам, а также стипендии и выплаты.

Депутаты засыпали Пелевина вопросами, но особенно въедливым оказался депутат и ректор КФУ Ильшат Гафуров. Он поинтересовался, каков вклад предприятий особых экономических зон в динамику роста экономики республики. «Раз мы создали эти зоны с большими преференциями, то какой смысл? Насколько прогнозы оправдываются, было бы интересно посмотреть?» — вопрошал ректор. Замминистра Пелевин заметил, что если еще совсем недавно они давали 2 - 3% от объема промпроизводства, то сегодня речь идет уже о 9%.

Артем Прокофьев: «Мы утверждали прожиточный минимум пенсионера, он остался без изменения на 2018 год, то есть если инфляция будет 4 процента, то как прожиточный минимум может остаться без изменения?»

«Что у нас происходит с промплощадками? Ведь в ряде случае это просто смена „прописки“, рабочие места „переезжают“ с одного места на другое», — поддержал коллегу депутат от КПРФ Артем Прокофьев. В ответ он получил данные о том, что на территориях ОЭЗ создано 6,7 тыс. новых рабочих мест. «Да, „прописка“ меняется, но приезжают сюда из других субъектов Российской Федерации, из Самары, есть примеры, когда приезжают иностранные компании», — заметил Пелевин.

Прокофьева больно кольнула и тема инфляции. «Мы утверждали прожиточный минимум пенсионера, он остался без изменения на 2018 год, то есть если инфляция будет 4 процента, то как прожиточный минимум может остаться без изменения?» — недоумевал коммунист. Пелевин в ответ пустился в пространные объяснения о том, что «прожиточный минимум уже в 2017 году на 17 процентов опережает фактический». В общем, пенсионеры у нас и так слишком богатые, посчитали в министерстве, так что решили не повышать «минималку».

Председателя профсоюза образования Юрия Прохорова насторожило увеличение фонда оплаты труда «лишь на 4 процента». «Вы прекрасно знаете, что с 1 января, вероятно, минимальный размер оплаты труда будет 9 480 рублей, вы это не учитываете?» — поинтересовался он. По словам Пелевина, бюджет сформирован с учетом заданных сценарных условий, в которые, судя по всему, данное увеличение (на 21,7%) заложено не было. Как и откуда будут изыскивать средства финансисты, если МРОТ действительно вырастет с Нового года, осталось неясным.

Алла Анфимова: «Прогнозируемый общий объем доходов бюджета РТ в 2018 году составит 236,5 миллиардов рублей, объем расходов — 239,1 миллиарда рублей, дефицит — 2,6 миллиарда рублей»

РАСХОДЫ НА ГОССМИ — СВЫШЕ МИЛЛИАРДА

Далее слово было передано замминистра финансов РТ Алле Анфимовой. Она сообщила, что прогнозируемый общий объем доходов бюджета РТ в 2018 году составит 236,5 млрд рублей, объем расходов — 239,1 млрд рублей, дефицит — 2,6 млрд рублей.

Самый большой вклад в республиканский бюджет принесут «юрики» — в виде налога на прибыль в объеме 71,1 млрд рублей. Практически не отстают от них и «физики» — поступления налогов на доходы физлиц, как ожидается, составят 70,6 млрд рублей. Все более значимый вес приобретают акцизы — 24,1 млрд рублей. Причем интересно, что алкогольные акцизы (8,8 млрд — на крепкий алкоголь, 7,6 млрд — на пиво) более чем вдвое превышают «нефтяные» акцизы (7,7 млрд рублей).

Федеральные поступления пока заложены весьма скромные — 12,4 млрд рублей, тогда как в этом году примерно вдвое больше. Однако это привычная тенденция, когда изначально закладывается меньшая сумма, а в течение года Москва периодически «подкидывает» еще. Отдельно Анфимова заметила, что 2018 год является завершающим годом исполнения знаменитых «майских указов» Владимира Путина, и заверила, что на их реализацию заложено достаточно много средств. Так, на повышение зарплат работникам муниципальных учреждений планируется выделить 7,4 млрд рублей.

В структуре расходов бюджета РТ традиционно львиную долю съедает образование — 84,2 млрд рублей. Именно об этих расходах Анфимова подробно рассказала депутатам профильного комитета. Из этой внушительной суммы скандальная ныне тема национального образования занимает весьма скромную долю. Так, на программу «Сохранение, изучение и  развитие государственных языков» заложено 101,8 млн рублей, «Реализация государственной и национальной политики» — 9,4 млн рублей, «Сохранение национальной идентичности татарского народа» — 8,8 млн рублей. Еще около 40 млн рублей на все эти программы добавят из раздела «Другие общегосударственные вопросы». Итого — около 160 млн рублей.

Много это или мало? К примеру, содержание Института истории им. Марджани обходится в 46,6 млн рублей, ЦЭСИ — 42,5 млн рублей, на все госСМИ — 1,195 млрд рублей.

Ильдар Мухаметов: «Мы обеспечиваем учебниками и учебными пособиями, которые вошли в федеральный перечень, а рабочие тетради в него не входят, они являются изданиями одноразового пользования и возврату в библиотеки не подлежат»

«ВЫ РАЗЪЯСНИТЕ, ЧТО АЛЬБОМЫ НУЖНО ПОКУПАТЬ РОДИТЕЛЕМ САМИМ, ПОТОМУ ЧТО ВЫ СОЗДАЕТЕ КОНФЛИКТНУЮ СИТУАЦИЮ!»

Депутаты не стали будировать вопрос национального образования, в последнее время он и без того перегрет. Прокофьев стряхнул пыль с темы закупки рабочих тетрадей для школьников. «Нам поступают жалобы родителей, что их закупка предусмотрена программой, но при этом они не закупаются, родителей вынуждают собирать на них деньги», — заявил депутат. Тут с места отозвался замминистра образования Ильдар Мухаметов. «Это наш вопрос, на рабочие тетради средства никогда не закладывались и не будут закладываться. Потому что мы обеспечиваем учебниками и учебными пособиями, которые вошли в федеральный перечень, а рабочие тетради в него не входят, они являются изданиями одноразового пользования и возврату в библиотеки не подлежат», — разъяснил он. Но коммунист напирал на то, что «нельзя обязывать родителей покупать рабочие тетради». «Вы правы, рабочая тетрадь не является обязательным методическим материалом для прохождения образовательной программы, на усмотрение родителей, если родительский комитет принимает такое решение, то могут закупить, никто их не может обязать это сделать», — пояснил Мухаметов.

«Я присоединюсь, у меня супруга в детском садике работала директором, — включился в дискуссию Гафуров и посоветовал. — Вы тогда разъясните, что альбомы нужно покупать родителем самим, потому что вы создаете конфликтную ситуацию. Вы озвучиваете, что все обеспечивается государством. Надо четко сказать: рабочие тетради, альбомы приносите сами, а мы обеспечим учебниками».

Далее ректор КФУ обратился уже с вопросом по нефти, стоимость которой заложена в проект бюджета как сценарный показатель. «Бюджет сформирован с учетом прогноза 40,8 доллара за баррель, а сегодня ведь совершенно другие прогнозы даются специалистами, консалтинговыми компаниями. Прогнозные цифры — где-то 58 - 59 долларов за баррель», — заявил Гафуров. Он заметил, что, конечно, традиционно с подобными вопросами выступают коммунисты (но вопрос-то и на самом деле интересный, почему бы не спросить?). Анфимова пояснила, что сценарные показатели диктует Москва, и иного тут уже не дано.

Далее глава вуза поинтересовался, сколько средств заложено на переподготовку учителей (КФУ участвует в этих программах) и явно расстроился, услышав ответ. «Что, в год только 48 миллионов? Эта сумма в  предыдущие годы была намного больше!» — удивился ректор. Но позже представитель минобраза успокоил, что сумма в целом выйдет в районе прежних 100 млн рублей. За кадром остался, вероятно, действительно волнующий Гафурова вопрос, кому же эти деньги достанутся.

Наконец неунывающий ректор КФУ обратился к теме финансирования лицеев при вузах. «Я имею ввиду лицеи в составе университетов: в нашем университете два лицея, в КАИ и КХТИ. Буквально позавчера  Ольга Голодец нас собирала: Москва и Московская область их финансируют напрямую. У нас все это идет через министерство образования, это приводит к тому, что возникает НДС, происходит удорожание, а первые деньги мы начинаем получать в марте-апреле», — пожаловался Гафуров. Чиновники приняли этот посыл к сведению.

Разиль Валеев: «На развитие музейного дела будет выделено 548 млн рублей, на развитие театрального искусства — 1,4 млрд рублей и вдруг на библиотечное дело — 199 миллионов. У нас около 1,5 тыс. библиотек и около 100 музеев! Почему так?»

«КАК НА 47 МИЛЛИОНОВ МЫ БУДЕМ РАЗВИВАТЬ КИНЕМАТОГРАФИЮ?!»

Под занавес вопросы озвучил председатель комитета Валеев. «До 2020 года, к 100-летию Республики Татарстан будет строиться здание для национальной библиотеки и концертного зала, будет создаваться национальный институт. Заложены ли средства на эти цели?» — поинтересовался он. Анфимова не смогла дать точный ответ на вопрос, но сообщила, что всего на капремонт и социально-инженерную инфраструктуру по разделу «Культура» заложено 1,6 млрд рублей.

Валеев тем не менее продолжил вопросы, осведомившись, ожидается ли индексация расходов на работу творческих союзов. «Десятки лет они не индексируются», — обозначил Валеев остроту проблемы. «Согласно сценарным условиям, они не индексируются», — не смогла ничем утешить представитель минфина РТ. «Мы этот вопрос озвучим на сессии Госсовета», — пообещал Валеев.

Также он напомнил, что из года в год замораживается введение единовременного пособия молодым специалистам в области культуры, приехавшим работать в сельскую местность. «Каждый год почему-то приостанавливается эта статья. Мы сами жалуемся, что строим прекрасные дворцы и дома культуры, а там не хватает работников. Где здесь логика?» — недоумевал Валеев. Анфимова напомнила, что зарплата работников учреждений культуры повышается в контексте «майских указов».

Валеева поддержала вице-спикер Римма Ратникова. «У нас в малых городах есть театры, но туда не едут ни режиссеры, ни актеры. Как они должны существовать?» — возмутилась она.

«У меня есть вопрос по цифрам: на развитие музейного дела будет выделено 548 миллионов рублей, на развитие театрального искусства — 1,4 миллиарда рублей, и вдруг на библиотечное дело — 199 миллионов. У нас около 1,5 тысяч библиотек и около 100 музеев! Почему так? — не понял математики минфина Валеев. — А вообще на сохранение и развитие кинематографии — 47 миллионов. Не понимаю, как на них мы будем развивать кинематографию?» Замминистра финансов не знала, что ему ответить. «Я понимаю, что эти вопросы решаются на другом уровне, и мы будем готовить поправки», — смилостивился Валеев.

Наконец он пригласил депутатов на парламентские слушания бюджета 10 октября, где и продолжится обсуждение наболевших вопросов.

Фото: gossov.tatarstan.ru