Еще одна важнейшая для перезапуска производства Ту-160 технология восстановлена благодаря спецам Казанского ГипроНИИавиапрома. В Самаре введен в эксплуатацию испытательный стенд двигателей для Ту-160 и Ту-160М2, а в перспективе, возможно, и для совершенно нового стратегического ракетоносца. 6 октября на стенде начались испытания «ракетоносного» двигателя. Эксперт «БИЗНЕС Online» утверждает, что в России почти не осталось профильных организаций, способных создать столь наукоемкое сооружение.
И ВНОВЬ ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Копилка возвращенных из небытия Ту-160-технологий продолжает пополняться. Вслед за восстановленной в Казани установкой для сварки титановых узлов в Самаре перезапустили — через четверть века простоя — испытательный стенд для двигателей стратегического ракетоносца, а ключевую роль в этом сыграло ЗАО «Казанский ГипроНИИаиапром». Компания, по сути, построила новый стенд. А 6 октября, как сообщил ТАСС, на нем стартовали испытания обновленных движков НК-32.
Пусть только не вводит в заблуждение слово «стенд», рождающее ассоциации с чем-то выставочным. Авиационный испытательный стенд №1 самарского ПАО «Кузнецов» — это что-то типа отдельного завода. «Были полностью реконструированы пультовый стенд и испытательный бокс, административно-бытовой корпус, — сухо сообщается в релизе „Кузнецова“. — На 100 процентов заменены инженерные сети и стендовые системы: топливная, воздушная, маслосистема, система загрузки генераторов, автоматизированные системы управления технологическими процессами. Осуществлен монтаж новой шахты выхлопа и шахты забора воздуха. Кроме того, к зданию, где располагался стенд, был пристроен новый зал подготовки двигателей к испытаниям площадью более 1,2 тысячи квадратных метров».
«Например, возьмем площадку для запуска космического корабля, — решил на простом примере объяснить корреспонденту „БИЗНЕС Online“ масштаб сделанного советник премьер-министра РТ Назир Киреев. — Это всего лишь ракета ставится на стартовый стол, есть системы подпитки, кнопка запуска, и, грубо говоря, всё — она полетела. А вот стенд для испытания двигателя той же ракеты — это сооружение более серьезное, максимально насыщенное приборами для замера параметров работы двигателя. Это намного сложнее, чем, допустим, запуск космического корабля! Если на старте двигатель работает только в одном режиме, то здесь — начиная от малых оборотов и заканчивая чрезвычайными режимами. То есть это сооружение не только масштабное, но и наукоемкое. Очень сложная работа». Здесь отметим, что ГипроНИИавиапром не только реконструировал собственно помещения, но и изготовил, подобрал и установил оборудование. Масштабность работ иллюстрируется тем, что велись они почти два года.
ВОЕННЫЕ В НЕТЕРПЕНИИ
По словам Киреева, восстановление стенда — это целый этап в воссоздании производства Ту-160. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по двигателю НК-32 (а их на Ту-160 — четыре) куйбышевское ОКБ «КМЗ „Труд“» начало в 1970 году, испытывался он с 1977-го, серия пошла с 1986 года. Но в 1993-м, когда правительство России решило свернуть производство Ту-160, остановили и выпуск движков. С тех пор в Самаре их только ремонтируют. Впрочем, в 2004–2006 годах разработчики модернизировали двигатель — увеличили его ресурс, но, насколько известно, до серии дело так и не дошло — вынужденно ограничились четырьмя двигателями.
Запас советской прочности позволил эксплуатировать построенные НК-32 до сего времени, но ресурс двигателей не бесконечен (особенно учитывая резко возросшую интенсивность полетов дальней авиации). Решение о возобновлении выпуска НК-32 приняли после того, как летом 2014 года на «Кузнецове» побывал президент РФ Владимир Путин. Инвестиции в проект оценили в 8 млрд рублей. А в следующем году решили восстановить и производство Ту-160 в Казани, что тем более невозможно без новых двигателей.
Создание двигателя невозможно без испытательного стенда. И вот он аттестован под НК-32 серии 02, а сегодня начались испытания двигателей. «Модернизированный стенд №1 значительно сократит временной цикл работ по испытаниям наших изделий и повысит качество продукции за счет внедрения новой автоматизированной системы измерения и оценки параметров двигателей, — в бюрократическом стиле отмечает в релизе заместитель генерального директора — управляющий директор „Кузнецова“ Сергей Павлинич. — Растущие объемы гособоронзаказа и жесткие сроки исполнения по нему требуют от нас оптимизации и ускорения всех производственных процессов, и проведенные масштабные мероприятия по стенду №1 позволят нам работать именно в таком ключе».
Если перевести на человеческий язык, то стенд нужен срочно. Дело в том, что до конца года и в начале 2018-го моторостроители обязаны сдать военным установочную партию НК-32-02 — первые 6 двигателей. «Мы завершаем в этом году, я надеюсь, контракт с установочной партией — это 6 двигателей, — цитировал „Интерфакс“ замминистра обороны Юрия Борисова. — В начале августа завод приступает к квалификационным испытаниям, которые будут длиться почти полтора месяца. После их завершения мы сделаем вывод по готовности к приемке тех двигателей, которые сегодня находятся на финальной сборке».
Более того, по словам Борисова, минобороны весьма рассчитывает на старт ритмичных, то есть серийных, поставок — будет заключаться контракт на 2018, 2019, 2020 годы. А для «Кузнецова» это стабильный заработок. Тем более на НК-32 планируют перевооружить (вместо НК-25) и весь парк дальников Ту-22М3, а это хлеб и для Казанского авиазавода, который будет производить замену.
И ДЛЯ НОВОГО «СТРАТЕГА» ТОЖЕ
С новым двигателем связаны большие планы и на несколько отдаленное будущее. Теперь, с появлением стенда, компания может в полную силу заняться не только темой НК-32-02, но и того, что будет за ним. Предположительно, газогенератор НК-32 будет основой для двигателя (возможно, он будет называться НК-65) перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА), который, по идее, должен заменить все существующие на сегодня типы дальних и стратегических бомбардировщиков — и Ту-95, и Ту-22М3, и Ту-160. К слову, выпускаться он будет на Казанском авиазаводе. Кроме того, этот же газогенератор будет основой и нового двигателя тяжелых транспортных самолетов Ан-124 «Руслан». «НК-32 — уникальный двигатель, — рассказывал „Интерфаксу“ вице-премьер Дмитрий Рогозин. — Мы используем новые конструкторские и инженерные решения. Проектная основа этого двигателя опередила свое время, он будет использоваться и в будущем... В перспективе бомбардировщик получит еще более новый двигатель — турбореактивный трехвальный НК-65 с тягой под 30 тонн. Это узнаваемый облик самолета с глубокой модернизацией».
Как выясняется, ГипроНИИавиапром выполнил проектные работы по реконструкции вообще всей производственной базы «Кузнецова», а что касается конкретно стенда... «Сегодня вообще осталось мало организаций, которые обладают компетенциями, чтобы создать подобное сооружение, а ГипроНИИавиапром не просто спроектировал стенд, но и насытил его оборудованием, — подчеркивает Киреев. — Борис Иванович (Борис Тихомиров — генеральный директор ГипроНИИавиапрома — прим. ред.) в самые тяжелые годы сумел сохранить кадры, и к нему сегодня обращаются и двигателисты, и самолетчики, и ракетчики... А то, что они сделали в Самаре, феноменально!»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.