Сегодня в суде стартовал судебный процесс по громкому делу о хищении почти полумиллиарда рублей у страховой компании «Мегарусс-Д». На скамье подсудимых — бывшая директор казанского филиала СК доцент КФУ Дарья Алякина. В суде преподаватель категорически заявила о непричастности к преступлению, а если вина все-таки есть, то сумма заявленного следствием ущерба, по ее словам, чрезмерно завышена. На заседании побывал корреспондент «БИЗНЕС Online».
В Вахитовском районном суде Казани стартовали предварительные слушания по уголовному делу в отношении доцента КФУ Дарьи Алякиной
МОЛЧАЛИВАЯ ДОЦЕНТ КФУ И «ПРЕУВЕЛИЧЕНИЯ» СЛЕДСТВИЯ
Сегодня в Вахитовском районном суде Казани стартовали предварительные слушания по уголовному делу в отношении доцента КФУ Дарьи Алякиной. По версии следствия, преподавательница якобы похитила 400 млн рублей в период руководства казанским филиалом страховой компании «Мегарусс-Д». Несмотря на то что предварительные слушания по делу проходили в закрытом от ушей посторонних режиме под председательством судьи Лилии Галимовой, «БИЗНЕС Online» удалось пообщаться с обвиняемой и выяснить новые детали нашумевшего процесса.
Слушания были назначены на 10:00, и примерно за полчаса до начала в коридоре суда появился первый участник — казанский адвокат Владимир Гусев. Новый защитник Алякиной известен нашим читателям по ряду громких процессов, включая долгоиграющее дело о хищениях в КНИТУ-КХТИ, в котором Гусев выступил защитником бывшего проректора вуза Ильдара Абдуллина. Отметим, на предварительном следствии интересы обвиняемой отстаивал адвокат Равиль Туктаров, также ранее защищавший Абдуллина.
Через пару минут после прихода Гусева в коридоре суда появилась и сама Алякина, одетая в строгий деловой костюм черного цвета и белую блузку. На первый взгляд, преподаватель кафедры ценных бумаг, биржевого дела и страхования Института управления, экономики и финансов КФУ казалась несколько беспечной. Просьба корреспондента «БИЗНЕС Online» озвучить позицию по делу вызвала у Алякиной смешанные чувства, выразившиеся в бессознательной улыбке и отстраненном отношении ко всему происходящему. Отвечать на вопросы корреспондента она не стала, аргументируя это недовольством работой журналистов, якобы исказивших данные уголовного дела. Речь шла о сумме ущерба, заявленного еще в пресс-релизе прокуратуры РТ, — 400 млн рублей. По словам Алякиной, ущерб потерпевшей стороны в деле чрезмерно преувеличен, однако обвиняемая умалчивает насколько. Схожей позиции придерживался и Гусев, не комментируя дело без согласия своего нанимателя. Алякина подчеркнула, что ее коллег по вузу придание дела огласке едва не повергло в шок.
Ровно в 10:00 всех участников закрытого процесса пригласили в зал. Галимова в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» предупредила, что пресса по закону не сможет присутствовать на предварительных слушаниях. Несмотря на это, судья все же позволила журналистам сделать пару снимков. В этот момент в зале появились новые лица процесса — двое мужчин, занявших свои места на скамейке позади за Алякиной. Оказалось, что это были представители потерпевшей стороны — СК «Мегарусс-Д». Потерпевшие были крайне агрессивно настроены по отношению к журналистам, то и дело грозясь судебными исками, если они где-то промелькнут на фотографиях.
Алякина, по версии следствия, похитила в общей сложности 476 млн рублей
«ЧАСТЬ ЭТИХ ДЕНЕГ ФИКТИВНО ВЕРНУЛА, ЧТОБЫ СОЗДАТЬ ВИДИМОСТЬ»
Предварительные слушания прошли на удивление быстро — всего за 10 минут. Первыми из зала вышли представители потерпевшей стороны. Позже выяснилось, что интересы «Мегарусс-Д» в суде представляют, по-видимому, казанские юристы, фамилии которых — Ягудин и Сафиуллин. По словам одного из свидетелей закрытого процесса, они были весьма воинственно настроены в зале суда, категорически не соглашаясь с ходатайствами защиты.
Вышедшая следом вместе с адвокатом Алякина все-таки позволила себе пару слов для прессы. «Никаких денег я не крала», — заявила она. На вопрос о том, где находятся деньги, в хищении которых ее обвиняют, адвокат лаконично пояснил: «В кассе „Мегарусс-Д“. Остальные вопросы Алякина также адресовала адвокату. Но Гусев лишь пояснил, что в ходе слушаний заявил ходатайство с просьбой отложить предварительное заседание на время, чтобы ознакомиться с материалами. Это неудивительно, ведь, по словам самого Гусева, он привлечен к процессу едва ли не вчера. Алякина же призналась, что с делом уже ознакомилась. Слушания в итоге отложили до 17 октября.
«БИЗНЕС Online» удалось выяснить сумму ущерба, которая, по мнению Алякиной, должна быть указана в обвинительном заключении. Речь идет не о 400 млн рублей, как ранее заявлялось в пресс-релизе прокуратуры РТ, а о 168 млн рублей. Источник в правоохранительных органах республики пояснил нашему изданию, что Алякина, по версии следствия, похитила в общей сложности 476 млн рублей, но в дальнейшем, якобы опасаясь разоблачения руководством «Мегарусс-Д», вернула на счета страховой компании 308 млн рублей. «Часть этих денег фиктивно вернула, чтобы создать видимость», — пояснил собеседник «БИЗНЕС Online». Несложные математические вычисления позволяют подсчитать, что разница между похищенным и возвращенным как раз и составляет 168 млн рублей. Именно эта сумма, судя по словам Алякиной, и должна фигурировать в деле, а не предъявленные 476 млн рублей ущерба. Однако по закону преступление считается оконченным с того момента, как подозреваемый завладел деньгами и может распорядиться ими по своему усмотрению. По этой причине в обвинительном заключении как раз и указана первоначальная сумма почти в полмиллиарда рублей.
В центральном московском офисе СК «Мегарусс-Д» от комментариев «БИЗНЕС Online» отказались, уточнив, что этим делом занимаются юристы казанского филиала компании, которым головной офис также дал указание не комментировать его.
КАК ДОЦЕНТ КФУ ЖАЛОВАЛАСЬ НА МАСШТАБЫ МОШЕННИЧЕСТВА В СТРАХОВАНИИ, А ЗАТЕМ СТАЛА ФИГУРАНТОМ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Об обвинении Алякиной в хищении 400 млн рублей в период управления казанским филиалом СК «Мегарусс-Д» и передаче уголовного дела в суд прокуратура РТ сообщила 13 сентября. У ныне владеющей собственным бизнесом сотрудницы вуза следователи нашли 200 млн рублей, а сама она находится на свободе под залог в 2 млн рублей. Дело расследуется с июня 2015 года, в апреле 2016 года Алякину поместили под домашний арест, но затем отпустили под залог, несмотря на то что следователь настаивал на домашнем аресте.
По версии следствия, Алякина в июне 2008 года запустила просуществовавшую 6 лет схему по выводу средств компании через аффилированные фирмы — ООО «СК „Век“», ООО «Солидарность», ООО СК «Фаворит» и ООО «Леон-Эль». Силами подсудимой «Мегарусс-Д» заключил с упомянутыми организациями фиктивные агентские договоры. При этом страховых полисов данные фирмы фактически не получали и не реализовывали, но акты работ подписывались. Затем Алякина якобы разыграла наступление страхового случая. Средства поступили на расчетные счета подконтрольных ей фирм и якобы похищались.
В КФУ преподавательницу дисциплины «Финансовые институты и рынки» называют исключительно порядочным человеком и не верят в то, что она могла украсть такую сумму. Согласно персональной странице на сайте КФУ, на счету доцента 6 научных статей. Например, в 2010 году Алякина написала две статьи — о страховом потенциале РТ, а также о финансовых рисках и их классификациях. В 2014 году в интервью журналу «Деловой квартал — Казань» (ДК) уже как 12 лет глава компании «Мегарусс-Д» заявляла, что мечтает о цивилизованном механизме возмещения ущерба, жаловалась на масштабы мошенничества в сфере страхования и говорила, что самое важное — «выстраивать рентабельный бизнес в рамках следования миссии». «Пока же до построения цивилизованных отношений между страховщиком и страхователем очень и очень далеко, — заявила Алякина в общении с ДК. — И главная причина такого положения дел — отсутствие доверия сторон. На данный момент объем мошенничества в страховании превышает все мыслимые пределы».
В интервью еще есть несколько интересных моментов, например, доцент заявляет, что «бизнес — это просто вид деятельности» и что «в последнее время все больше компаний начинает четко выстраивать свою структуру, определяя центры ответственности и прописывая функционалы. Кому-то это может показаться ненужной бюрократизаций, однако в конечном итоге такой подход повышает эффективность работы компании».
Заместителем генерального директора, директором казанского филиала ЗАО СК «Мегарусс-Д» Алякина была до 18 июня 2014 года и руководила филиалом 12 лет. За эти годы, по данным справочного сервиса «Контур.Фокус», доцент КФУ построила и собственную страховую карьеру в Татарстане. Так, она фигурирует как учредитель и гендиректор в 10 юрлицах, включая одно ИП, причем три из них связаны со страхованием — ООО «Страховая Компания „Гранта“», ООО «СГ „АСКО“», ООО «Межрегиональный Страховой Консалтинг» (МСК).
Самое крупное из них — челнинская СГ «АСКО» — обладает уставным капиталом в 644 млн рублей, в числе учредителей общества обозначены ПАО «Акционерный Коммерческий Ипотечный Банк», ООО «Челны-Бройлер», Ильдар Галяутдинов, ООО «Камский Бекон», Ильшат Фардиев, ООО «Жилэнергосервис», ООО «Связьинвест» и другие лица. Однако, по сведениям нашего издания, Алякина уже вышла из состава учредителей СГ «АСКО» и сейчас ее основной бизнес сосредоточен в МСК.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 79
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.