Таинственный проект будущего автобусного завода в ОЭЗ «Алабуга» на 24 млрд рублей от компании из Гонконга всплыл накануне на инвестсовете у Рустама Минниханова. Работать конкурент КАМАЗа будет на газу и электричестве, а всю республику накроет сеть заправок. Нижнекамские промпарки оккупируют чехи и китайцы с заводом градирен и рулонной стали. А ТАИФ, наконец, осуществит давнюю мечту, построив «Волжский Артек» за 10 миллиардов. Подробности проектов — в обзоре «БИЗНЕС Online».
Целой куче крупных инвестпроектов дал накануне путевку в жизнь президент РТ Рустам Минниханов
НА РЫНКЕ ГАЗОВЫХ ЗАПРАВОК В РТ ПОЯВИТСЯ ВТОРОЙ ИГРОК — ИЗ ГОНКОНГА
Целой куче крупных инвестпроектов дал накануне путевку в жизнь президент РТ Рустам Минниханов. От фитнес-центра и базы отдыха до заводов и сельхозпарков на десятки миллиардов рублей — такой насыщенной оказалась повестка прошедшего накануне в Доме правительства инвестиционного совета. В режиме видео-конференц-связи в нем приняли участие представители Елабужского района, Набережных Челнов и Нижнекамска. На связи от Челнов присутствовала заммэра Флера Андреева, сам мэр Наиль Магдеев пока находится в отпуске. Нижнекамск представлял замруководителя исполкома района Радмир Беляев, а Елабугу — первый замруководителя исполкома Ринат Хайруллин.
Однозначно ключевым пунктом инвестсовета стал проект нового будущего завода в ОЭЗ «Алабуга», где будут собираться автобусы длиной от 8 до 18 м на газу, электричестве и с гибридными моторами. Эта презентация стала тайной за семью печатями, «Алабуга» отказалась даже называть стратегически неоценимого инвестора, а потенциальный конкурент, АО «РариТЭК Холдинг», занятый газомоторной оснасткой камазовской автобусной продукции, как выяснилось в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online», сам гадает, что это за новый игрок заявился на рынке.
Как удалось выяснить, речь идет о проекте компании LibraAM Limited гонконгского происхождения, предложившей Татарстану огромные инвестиции — 23,9 млрд рублей за три этапа реализации. На эти деньги LibraAM Limited построит не только завод мощностью 3,5 тыс. автобусов в год, но и станции техобслуживания, где двигатели могут переоборудоваться под газомоторное топливо с последующим сервисным обслуживанием, и сеть заправок АГНКС. Подчеркнем, что государственного соинвестирования проект не предполагает — всю инфраструктуру компания из Гонконга предлагает построить за свой счет. На данный момент под завод уже заказано и изготавливается оборудование.
Под завод гонконгцы запросили у «Алабуги» 20 гектаров. По расчетам инициаторов, после завершения всех этапов проект должен окупиться менее чем за 6 лет, однако комплексное развитие целой отрасли не может обойтись без рисков. Хотя в строительстве инвестор рассчитывает только на свой кошелек, спрос на газомоторные автобусы в России сегодня стимулируется государством. Города обновляют свои автопарки в лизинг с субсидированием, и за последние три года Москва выделила регионам на эти цели уже около 10 млрд рублей. Этим летом минтранс РФ разработал новую программу перевода муниципального транспорта на газ, закладывая под эти цели 769,6 млрд рублей, из которых 161 млрд рублей — федеральные. При этом, как рассказывал «БИЗНЕС Online» летом директор казанского филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» Булат Газизуллин, правительство поставило задачу перевести половину муниципального транспорта в городах-миллионниках на газ за 6 лет.
«Газпром газомотовное топливо» является флагманом в этой работе по регионам, потихоньку двигаясь в обеспечении России газовыми заправками. Второй игрок на практически свободном рынке лишь подстегнет развитие инфраструктуры, позволив республике выполнить поставленный Москвой шестилетний план в срок. Расчет простой — дележ будущего рынка заправок идет сегодня, «Газпрому» и гонконгцам придется успевать освоить столько площадей, сколько позволят инвестиционные возможности. Появление в Татарстане LibraAM Limited должно стимулировать и «Газпром» к пересмотру географических инвестиционных приоритетов, хотя корпорацию и сегодня нельзя упрекнуть в пассивности. К лету под брендом «Газпрома» в России работало уже 254 АГНКС, из которых 19 — в Татарстане.
В Татарстане, кстати, работает и своя программа от минэкономики РТ, принятая в феврале прошлого года, которая позволяет рассчитывать на возмещение части расходов любому желающему перейти на газ — как физлицу, так и коммерческой компании. Республика возмещает 30% стоимости переоборудования легковушки (не более 27 тыс. рублей); 25%, но не более 40 тыс. рублей — на коммерческий транспорт; 20% и до 76 тыс. — на грузовик; 20% — на автобусы, для которых лимит в рублях определяется длиной и вместимостью. Переоборудование автобусов, сравнимых с гонконгскими, стоит владельцам на 74 тыс. рублей меньше за счет республики. Отметим, что отечественным лидером по продажам газовых автобусов на сегодня является НЕФАЗ, так что и камазовская группа получает в лице гонконгцев здоровую конкуренцию.
В случае если госпрограммы по каким-то причинам свернутся, гонконгцы смогут быстро перейти на дизельные моторы и электробусы, кроме того, у них есть экспортные двери. Аналогичные производственные планы у LibraAM Limited имеются в Казахстане и Иране, где автобусы уже проходят испытания. К потенциальным потребителям компания относит также Туркменистан, Ирак и Сирию.
В Татарстане гонконгцы намерены первым делом построить собственно производство стоимостью 1,5 млрд рублей (по-видимому, сборочное), после чего приступят к заправкам. Сеть АГНКС и СТО на сегодняшний день оценивается ими в 11,9 млрд рублей. Третьим этапом станет перевооружение клиентских автопарков на 10,5 млрд рублей. В эту сумму входят также гарантийное обслуживание и поставка технологии по продаже билетов и контролю автобусов. Реализуя проект в Татарстане, LibraAM Limited планирует трудоустроить порядка 280 человек на завод и около 900 — на заправки и СТО. Компания заявляет нацеленность на локализацию комплектующих и отчисления в федеральный и местный бюджеты не менее 268,2 млн рублей в год. Одним словом, недаром Минниханов оценил значение проекта как общефедеральное и поручил пока уберечь его от огласки. «Мы заинтересованы в том, чтобы произведенные автобусы были с дальнейшим сервисным обслуживанием. Главное, чтобы была определена схема финансирования проекта», — заметил в конце презентации Минниханов.
«ВРОДЕ БЫ И ПЛОЩАДКА, И ИНФРАСТРУКТУРА ЕСТЬ, СП СОЗДАЛИ, ПРЕЗИДЕНТ ЛЕТАЛ ТУДА...»
Получил одобрение инвестсовета и многострадальный проект создания сельскохозяйственного парка «Сяосян-Волга» по биологической переработке зерна объемом 300 тыс. т в год. Еще в июле 2016 года китайская провинция Хунань и татарстанское НПО «Агросервис» предпринимателя Нияза Хисметова подписали соглашение о его создании. Предполагалось, что промышленный парк «Сяосян-Волга» стоимостью 15 млрд рублей расположится на территории в 100 га в Лаишевском районе РТ. Согласно проекту мощности парка позволят перерабатывать 300 тыс. т зерна в год: в качестве сырья могут использоваться татарстанские пшеница, горох, чечевица, соя, фасоль. На выходе компания планирует получать около 200 видов продуктов питания, а также сырье для фармацевтики и косметологии.
23 февраля 2017 года президент РТ Рустам Минниханов лично посетил Поднебесную, чтобы заверить китайских партнеров в серьезности намерений татарстанского инвестора. «Был подписан ряд соглашений, связанных с перспективой реализации проекта „Сяосян-Волга“», — сообщил министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов на брифинге по окончании поездки в Китай. В числе потенциальных инвесторов он назвал корпорации «Хунань-Сянто», «Дахань Цзяньцзи», «Синьда Чжинэн», «Чжунли», чаншаскую компанию газообразной продукции «Ихуа», акционерную сельскохозяйственную компанию «Лунпин Хайтэк» и хунаньский филиал Торгово-промышленного банка.
Хисметов подтвердил, что НПО «Агросервис» подписало соглашение с пятью китайскими компаниями. В числе сложностей, с которыми ему пришлось столкнуться, — вопросы подведения к принадлежащему «Агроинвесту» земельному участку инфраструктуры: электроэнергии, газа, дорог и пр. Тем не менее Хисметов считает, что первая продукция будет выпущена уже к 2020 году. «Я это нашему президенту уже пообещал», — заявил Хисметов с беседе с «БИЗНЕС Online».
Министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов, отвечая на вопросы «БИЗНЕС Online» о китайских инвесторах, заметил, что проект строительства завода по переработке зерна в Лаишевском районе поставлен на паузу из-за осторожности китайских партнеров. «Вроде бы и площадка, и инфраструктура есть, СП создали, президент летал туда, подписали соглашение, но пока живыми деньгами входить не хотят», — удивлялся он. По некоторым данным, камнем преткновения стало распределение долей участия — китайцы хотят контрольный пакет, наши пока не согласны.
Еще в июле 2016 года китайская провинция Хунань и татарстанское НПО «Агросервис» предпринимателя Нияза Хисметова подписали соглашение о создании сельскохозяйственного парка «Сяосян-Волга»
ЧЕШСКО-КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ ЗАХОДИТ В НИЖНЕКАМСКИЕ ПРОМПАРКИ
Инвестиции, заходящие в Нижнекамск, тоже колоссальны и оцениваются в общую сумму около 4 млрд рублей. Один из проектов предлагает осуществить в городе нефтехимиков компания с чешским капиталом «ФАНС-Восток», которая раньше никак не была представлена в Поволжье. «ФАНС-Восток» производит каркасы и вспомогательные элементы градирен для охлаждения оборотной воды на предприятиях и планирует инвестировать 2 млрд рублей при выполнении всех условий и наработки портфеля заказов в том числе. Первый этап предполагает привлечение 300 млн рублей. На предприятии немало механической работы, поэтому компания рассчитывает создать не менее 150 рабочих мест. Компания выбрала для размещения своего производства строящийся промпарк «Нижнекамск». Правда, окончательное соглашение между компанией и промпарком пока не заключено. Ответ в Нижнекамске ждут до конца ноября, а в сам город для знакомства представители фирмы приедут на следующей неделе. При выполнении всех договоренностей строительство производственного комплекса начнется не ранее чем через год.
Своими потенциальными покупателями в компании рассматривают «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ), «Казаньоргсинтез», ТАНЕКО и др. Причем договоренность о сбыте с нефтехимическими предприятиями республики — ключевое условие локализации производства в Татарстане. «Для того чтобы нам размещаться и привлекать инвестиции, нам нужен минимальный пакет заказов. В течение года мы будем прорабатывать площадку, объем и механизм инвестиций. Надеемся, что параллельно в течение этого года портфель заказов отработаем», — рассказал технический директор фирмы Ренат Гайнуллин. В компании провели предварительный анализ и пришли к выводу, что рынок Татарстана дает перспективу 10-летней занятости, а емкость рынка оценивается в 15 млрд рублей. «Потенциально рынок республики очень емкий. В свете строительства нового этиленового комплекса на НКНХ просто реконструкция и замена градирен, существующих на „Нижнекамскнефтехиме“, — огромный объем работы. На „Казаньоргсинтезе“ и на НКНХ парк градирен морально и технически устарел, его необходимо планово уже не реконструировать и ремонтировать, а просто менять на новое», — комментирует Гайнуллин.
Головная «FANS, a.s., Прага» насчитывает историю в 25 лет. Круг работ фирмы — это обследование и реконструкция действующих градирен, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию и сервисное обслуживание всех типов градирен. Свои разработки компания поставляет в 20 стран мира, а в России градирни «ФАНС-Востока» используют «Сибур», «Сургутнефтегаз», «Лукойл», «Роснефть» и др. Несмотря на то что с 2014 года у компании есть офис в Казани, компания FANS на рынке Поволжья никак не представлена. Казанский офис курирует лишь работу на других рынках страны и ближнего зарубежья.
Как отметил Беляев, с точки зрения площадки компанию полностью устраивает парк «Нижнекамск», т. к. он предоставляет безвозмездный земельный участок и все необходимые мощности. «По тем критериям, что мы имеем в промпарке, мы их полностью устраиваем, — уверяет Беляев. — Наличие статуса ТОСЭРа в будущем и позволит нам работать с такими крупными инвесторами. Сейчас мяч на их стороне, все условия, которые мы им могли предложить, мы предложили».
Еще один проект по Нижнекамску, рассмотренный инвестсоветом, — от китайского ООО «Циндао Бэйцзяэр Инвестирование». В России компания существует уже с 2005 года, представлена группой компаний «Хэдда» и юридически прописалась в Набережных Челнах как ООО «Камасталь». Будущее производство по окрашиванию рулонной стали уже достаточно громко заявило о себе, столкнув лбами два промышленных парка и муниципалитета — КИП «Мастер» в автограде и частный парк «Пионер» в Нижнекамске. Напомним, китайская компания предпочла Нижнекамск ведущему индустриальному парку Закамья и действующему ТОСЭРу спустя почти год переговоров и совместной подготовки бизнес-плана со специалистами челнинского исполкома. Как оказалось, чересчур открытые промышленные пространства КИП «Мастер» не подошли «Камастали» из-за специфического запаха окрасочного производства, который в «Пионере» не должен помешать соседям по площадке. Кроме того, соседями могут стать смежники, под которых китайцы попросили зарезервировать готовое здание промпарка целиком на полгода.
В первый этап китайская компания намерена вложить $10 млн, в 2020–2022 годах планируется утроение инвестиций. Как рассказывала «БИЗНЕС Online» гендиректор ООО «Камасталь» Алевтина Кузьмина, компания намерена выпускать 30–50 тыс. т продукции в год, заняв около 2% российского рынка. Запуск предприятия намечен уже на первый квартал следующего года. Продукция пойдет на производства фасадных и сэндвич-панелей, металлопрофиля и металлочерепицы. Компания обеспечит Нижнекамску около 50 рабочих мест.
В рамках инвестсовета наконец дождался одобрения на компенсацию владелец челнинской строительной компании «Профит» Марсель Мингалимов — за завершение в прошлом году долгостроя 58/02, оставленного нижнекамским застройщиком ООО «Химстрой»
СО СПАСИТЕЛЕМ ДОЛЬЩИКОВ «ХИМСТРОЯ» РАСПЛАТЯТСЯ ДВУМЯ УЧАСТКАМИ
Челнинские проекты также вошли в повестку заседания. Одним из них стал проект спортивно-оздоровительного комплекса Orange Fitness, который должен появиться в старой части автограда на берегу Мелекески. Отметим, что одноименный фитнес-центр премиум-класса в Челнах уже функционирует 6 лет, а в прошлом году Orange Fitness открылся и в Нижнекамске. Однако на сей раз владелец фитнес-сети — известный бизнесмен Евгений Вайнер — планирует возвести на участке в 1 га не просто очередной набор спортзалов, а хочет пристроить к фитнес-центру и аквапарк с парой горок и открытыми бассейнами. Впервые об идее реализовать этот проект сообщалось весной прошлого года. Сумма инвестиций в проект неизвестна. Сам Вайнер накануне отказался комментировать строительство спорткомплекса, сославшись на то, что находится в командировке. Как гласит релиз пресс-службы президента РТ, данный проект осуществляется в рамках государственно-частного партнерства. Ранее сам Вайнер рассказывал СМИ, что довольно продолжительное время он не мог согласовать с исполкомом города участок для размещения фитнес-центра, так что не исключено, что ГЧП подразумевает как раз-таки бесплатное выделение участка под реализацию социального объекта, учитывая, что аквапарков в Челнах до сих пор нет.
Кроме того, в рамках инвестсовета, наконец, дождался одобрения на компенсацию владелец челнинской строительной компании «Профит» Марсель Мингалимов — за завершение в прошлом году долгостроя 58/02, оставленного нижнекамским застройщиком ООО «Химстрой». Напомним, за эту работу город задолжал «Профиту» земли на 200 с лишним миллионов рублей, однако расплатиться не смог. Когда в качестве компенсации «Профит» «выиграл» участок площадью 0,9 га в 14-м комплексе Набережных Челнов, заплатив всего на 200 тыс. рублей дороже стартовой цены, другие претенденты на землю, в частности компания девелопера Алексея Миронова, оспорили аукцион. По их заявлению в ситуацию вмешалось УФАС, результаты торгов были отменены, а долг снова стал актуальным. Тогда муниципалитет обратился к правительству РТ за инструментом, позволяющим компенсировать затраты компаний-спасателей на завершение чужих долгостроев. К этому моменту нужный указ уже разрабатывался по поручению президента, он прошел через общественное обсуждение и антикоррупционную экспертизу, однако первая редакция документа не прошла проверку временем — не снискала популярности у строителей. Указ ушел на доработку, и только теперь дело дошло до заявок на возмещение землей. В перспективе этот регламент призван окончательно решить в Татарстане проблему обманутых дольщиков.
Сама земля, надо отметить, еще не перешла в распоряжение «Профита». Как пояснил «БИЗНЕС Online» исполнительный директор ООО «Профит» Анатолий Кондюков, совет принял положительное решение, но оформление бумаг протянется почти до конца года. Таким образом, деньги были изъяты из оборота компании практически три года — на стройплощадку 58/02 за свой счет «Профит» вышел в декабре 2014-го. «Примерно 220 миллионов мы потратили, — напомнил Кондюков. — Деньги будут возмещены двумя участками — в 14-м и в 34-м комплексах Набережных Челнов».
Отметилась на совете и Казань. Ректор КГМУ Алексей Созинов представил инвестиционному совету РТ проект создания инновационного научно-образовательного медицинского центра на базе вуза. Он, в частности, сообщил, что уже определены компании-партнеры. Так, есть договор с Королевским колледжем врачей и хирургов Канады. На момент публикации материала Созинов не ответил на звонки «БИЗНЕС Online». Но на сайте университета сообщается, что партнерами проекта выступят GMED Global (США) и Inter Health (Саудовская Аравия). Трехсторонний договор о намерениях по созданию медцентра КГМУ был подписан между Созиновым, руководителями GMED Global (США) Арвин Багерпур и Inter Health (Саудовская Аравия) Эмадом Эльдукаиреще на прошлой неделе в рамках российско-саудовского инвестиционного форума. Кажется, Созинов, наконец, активизировался в привлечении инвестиций в развитие вуза и, возможно, вскоре сможет дать первый ответ Институту фундаментальной медицины КФУ.
ТАИФ ПОСТРОИТ «ВОЛЖСКИЙ АРТЕК» ЗА 10 МИЛЛИАРДОВ?
Наконец, на закуску — под занавес заседания — президиум инвестсовета дал зеленый свет строительству культурно-оздоровительного комплекса в Орловском сельском поселении Лаишевского района. ТАИФ планирует построить тут гостиницу, дом престарелых и дом отдыха в комплексе для круглогодичного пребывания, скупо сообщает пресс-служба президента РТ.
О чем речь? Как ранее писал «БИЗНЕС Online», о такой базе отдыха крупнейшая непубличная компания страны мечтает с 2010 года. Правда, о доме для пребывания людей преклонного возраста речь вроде бы ранее не шла. На одном из экономических форумов в 2006 году база, напротив, именовалась «Волжским Артеком». Предполагалось, что комплекс займет 259 га и одновременно сможет принимать 2 тыс. человек. Инфраструктура комплекса позволит принимать даже международные форумы высшего уровня. Гостиничная зона включает 160 мини-гостиниц и VIP-дома площадью от 200 до 1200 «квадратов», а также корпус на 400 мест. Есть прибрежная зона с яхт-клубом. Для дороги под комплекс уже вырубили 2,8 га леса в Матюшинском лесничестве. Впрочем, подробный проект «санатория» публике никто не показывал.
В интервью газете «Ведомости» от 2008 года гендиректор ТАИФа Альберт Шигабутдинов заявил, что планирует вложить в проект фантастические $500 миллионов. Год назад планы похудели, но остались все равно грандиозными: стоимость проекта — 10 млрд рублей, или половина бюджета Казани. Проект земельных пертурбаций проходит массу российских инстанций: минобороны, минобразования, минтранспорта, МЧС, федеральное агентство лесного хозяйства, минэкономразвития РФ.
В октябре 2016 года в деревне Орел прошли публичные слушания по перезонированию 188 га леса в рекреационно-ландшафтную зону. Главной претензией жителей Орловского сельского поселения стало наличие многокилометрового забора 3-метровой высоты, отделяющего их от лесной зоны, из-за чего люди, по их собственному выражению, ощущают себя как в гетто. «Этот забор временный. Когда стройка закончится, забор будет заменен... на капитальный», — «утешил» представитель ТАИФа. Нетрудно догадаться, что публичные слушания признали состоявшимися.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 47
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.