СЛИЯНИЕ ДВУХ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ – КАМАЗА И МИНСКОГО АВТОЗАВОДА – ПЕРЕХОДИТ В АКТИВНУЮ ФАЗУ

Вчера Сергей Чемезов, глава концерна "Ростехнологии", заявил, что госкорпорация направила руководству Белоруссии письмо с предложением объединить крупнейшего российского производителя грузовых автомобилей ОАО «КАМАЗ» и Минский автомобильный завод (ОАО «МАЗ») в одну компанию. Белорусы уже начали торг, проявив при этом серьезный аппетит: они оценивают МАЗ в $2,5 млрд. – это дороже, чем стоит КАМАЗ, масштаб которого с белорусским заводом несопоставим…

Напомним, о том, что Ростехнологии ведут переговоры о покупке пакета МАЗа для включения его в состав КАМАЗа, впервые сообщили в декабре прошлого года сами белорусы. Причем это заявление прозвучало незадолго до президентских выборов в этой стране. И вот, похоже, стороны переходят к активным действиям. Вчера информагентства распространили заявление главы "Ростехнологий" Сергея Чемезова, который сообщил о своем письме белорусским властям, в котором Минску предлагается объединить МАЗ и КАМАЗ.

ДЕНЕГ НЕТ, НО ЕСТЬ АКЦИИ

Чемезов объяснил схему, которая может быть использована при объединении. По его словам, предполагается провести допэмиссию акций КАМАЗа. Затем власти Белоруссии получат в акционерном капитале КАМАЗа пакет акций в обмен на 100% акций МАЗа. Кстати, вот и ответ на слова Когогина о том, что денег на покупку МАЗа нет – об этом он говорил еще в декабре, комментируя новость о переговорах. Иными словами, рассчитаться за МАЗ Ростехнологии готовы частью КАМАЗа (напомним, что госкорпорация контролирует 49,9% челнинского автогиганта). Размер допэмиссии, однако, неясен.

ПОЧЕМ МАЗ?

Понятно, что в результате этой допэмисии доля всех нынешних акционеров будет размыта, в том числе и самих Ростехнологий, и стратегического партнера КАМАЗа – Daimler (11%), а также «Тройки Диалог» 27,3% и ЕБРР (4%). Как заявил Чемезов, Daimler и ЕБРР дали предварительное согласие на это. При этом интересно, что буквально недавно Тройка заявляла о планах продажи 10% камазовских акций Daimler. Напомним, что в свое время и Чемезов говорил о том, что со временем не исключается вариант продажи Daimler контрольного пакета КАМАЗа. По всей видимости, сделку с МАЗом следует рассматривать именно в этом контексте. Если она состоится, то Daimler сможет получить в итоге партнерство (с перспективой контроля) с двумя крупнейшими в СНГ производителями грузовиков.

Вероятно, это в конечном счете и есть цель многоходовой комбинации, которую ведут Чемезов-Когогин и Daimler, исходя из идеи, что КАМАЗ должен  интегрироваться в мировой автопром.   

По идее, в этом могут быть заинтересованы и белорусы. Дело в том, что традиционно для МАЗа основным рынком сбыта была Россия, но в кризис он стал резко терять долю на нем – так, в 2009 году года сбыт грузовиков в натуральном выражении сократился почти в 2,5 раза. При этом реализация автомобилей на российском рынке снизилась почти в 8,5 раза! В результате доля РФ в общем объеме поставок сократилась с 55 до 16%. По данным отчетности группы ГАЗ (выпускает грузовики «Урал»), в 2009 году в России было продано 42,5 тыс. тяжелых грузовиков (включая импортные подержанные), их них на КАМАЗ пришлось 22 тыс., а на МАЗ — 1,4 тыс. В этой ситуации для Минска, возможно, вовремя найти для МАЗа хорошего покупателя – не самый плохой вариант.

ЦЕНА ВОПРОСА

Безусловно, не факт, что цена, которую белорусы называют, адекватна. Вчера глава государственного комитета по имуществу Белоруссии Георгий Кузнецов заявил, что Минский автомобильный завод оценен властями Белоруссии в $2,5 млрд.. Для сравнения: капитализация КАМАЗа вчера в конце дня составляла $2,02 млрд. Да и то, следует учесть, что сегодня камазовские акции скакнули на 6,08%, благодаря новости от Чемезова. 

Кстати, отметим, что аналитики из Ernst&Young оценивали МАЗ в 1 млрд. долларов. Словом, торг уместен... Вообще, стоит отметить, что МАЗ – очень закрытая структура, свою отчетность он не публикует. В СМИ, правда, просачиваются кое-какие данные о его деятельности. Так, в январе - октябре 2010 года завод выпустил 8773 грузовика, 1345 автобусов и 22 троллейбуса. По данным СМИ, выручка завода в январе - июне 2010 года составила $418 млн., прибыль - $38 млн. Отметим, что КАМАЗ в 2010 году продал более 32 тысяч машин и получил  выручку как минимум втрое больше…

Отметим интересную деталь: ни на КАМАЗе, ни в Ростехнологиях оказались не готовы прокомментировать эту новость: в пресс-службе КАМАЗа на просьбу газеты «БИЗНЕС Online» прокомментировать возможное слияние компаний посоветовали обратиться в Ростехнологии. А в Ростехнологиях, после нескольких часов раздумий – в пресс-службу КАМАЗа.

Такая неготовность к информационному сопровождению столь важного события выглядит несколько странной – сделать предложение на миллиарды в долларах, а потом сыграть в молчанку…

БИЗНЕС Online

Комментарии

Борис Кузнецов – зав. кафедрой "Экономика, организация и управление производством", д.т.н., профессор ИНЭКА:

- Идея объединения КАМАЗа и МАЗа не новая, она давно развивается. В настоящее время существует стратегическое партнерство между предприятиями. Взаимодействие предприятий необходимо, потому что сейчас на автомобильном рынке возникают гиганты, с которыми становится трудно конкурировать. Такие, как китайская корпорация FAW, которая в прошлом году произвела 2 млн. грузовых автомобилей и полную линейку от малотоннажных до большегрузных авто.

Другой вопрос, что объединение предприятий должно строиться на взаимодействии по горизонтали. Если будет найдена форма взаимодействия – это пойдет на пользу и КАМАЗу и МАЗу. В будущем малых предприятий на рынке автомобилей не останется. Здесь вопрос времени – кто кого поглотит. Китай произвела в 2010 году 18 млн. автомобилей, а Россия - около 300 тыс. авто. Мы на фоне Китая выглядим жалко, а еще есть Япония, Америка. Ситуация обостряется, поэтому надо строить конкуренцию и стратегию, основываясь на синергетических решениях. Ситуация очень серьезная и недооценивать ее нельзя.

Конечно, может произвестись обмен акций между предприятиями, но в этом случае мы не знаем деталей, а в них зачастую и скрыта самая важная информация. Если эти взаимоотношения не будут равноправными, то Белоруссия на них не пойдет. Но и Белоруссия и Россия сталкивается крупными конкурентами, которым необходимо противостоять.

Объединение МАЗа и КАМАЗа – это вопрос их выживаемости. Они должны поделить производство и создать кооперацию, которая станет более конкурентоспособной. И выиграть при этом должны оба. Вопрос выживаемости здесь главный, нужно найти необходимую институциональную форму для получения синергетического эффекта. Если они оба будут искать выгоду только для себя - никакого толка от этого не будет.

Игорь Краевский – старший аналитик ОАО Банк «Открытие»:

- Для объединения предприятий есть несколько причин. Во-первых, МАЗ является вторым по величине производителем грузовиков на территории СНГ. Во-вторых, продукция КАМАЗа по своим характеристикам до сих пор уступает МАЗу в сегменте седельных тягачей, поэтому объединение компаний может создать синергию. В-третьих, активность китайских конкурентов КАМАЗа, которые интересуются покупкой МАЗа, вынуждает Ростехнологии к более активным действиям. В случае успешного завершения сделки рынок грузовых и коммерческих автомобилей консолидируется, что приведет к доминированию на рынке СНГ альянса Daimler-КАМАЗ-МАЗ, благодаря внедрению современных технологий и обмену компетенциями во всех сегментах рынка. Также такая связка позволит более активно действовать на зарубежных рынках, предлагая клиентам более широкий модельный ряд высокого качества.

Политический момент присутствует скорее с Белорусской стороны: согласятся ли они продать МАЗ россиянам или нет. Но от данной сделки все будут в выигрыше. Белоруссия получит долю в производителе с большими перспективами роста, а российская стороны получит новые компетенции, производственную площадку близко западным рынкам и морскому транспортному пути, а также возможность увеличения продаж агрегатов, которые будут разработаны совместно с немецкой Daimler и в рамках других СП.

Руслан Жуков, руководитель представительства ИК "ФИНАМ" в Казани:

- КАМАЗу в рамках этого альянса необходимо оставаться как можно более самостоятельным в принятии решений. У кампании есть серьезный вопрос в плане экономии издержек и экономии на инвестиционные разработки.

В рамках одного объединения с МАЗом КАМАЗу нужно еще лучше развиваться и прогрессировать, так как у кампании будет больший пакет. Подобное слияние, предполагаю, предстоит не по всему ассортименту. Скорее всего, эти компании определенным образом разграничат общие рынки, так как российский рынок очень большой. По крайней мере, с этим МАЗу будет выгодно вместе с КАМАЗом экспортировать свои товары за рубеж, а КАМАЗу будет удобно в рамках этого «союза» экономить на издержках. В любом случае акции КАМАЗа выигрывают. В долгосрочной перспективе по нему будет переоценка в пользу повышения. Капитализация КАМАЗа растет уже сегодня. На начало торговой сессии акции кампании увеличили свою долю на семь процентов. Для КАМАЗа это, скорее всего, плюс. Самое главное, чтобы для него это не было обременением.

Справка

Минский автомобильный завод

ОАО «Минский автомобильный завод» (МАЗ) было акционировано в феврале прошлого года, на 100% принадлежит белорусскому государству. По данным компании «АСМ-Холдинг», в январе - октябре 2010 года завод выпустил 8773 грузовика, 1345 автобусов и 22 троллейбуса. Свою отчетность МАЗ не публикует. По данным СМИ, выручка завода в январе - июне 2010 года составила $418 млн., прибыль - $38 млн.