ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ ОТПРАВИЛ В ОТСТАВКУ ЗАСЛУЖЕННОГО РАБОТНИКА ТРАНСПОРТА ТАТАРСТАНА  

Сегодня стало известно о громкой отставке в структуре МЧС – президент России без объяснений уволил начальника авиации ведомства Шойгу Рафаиля Закирова. Он среди прочего известен тем, что был вторым пилотом Владимира Путина на амфибии Бе-200 во время тушения лесных пожаров в августе 2010 года. В Казани его знают как лоббиста интересов  татарстанского МЧС. По данным БИЗНЕС Online, именно благодаря протекции Закирова в ноябре 2007 года татарстанское министерство получило Ми-8МТВ.  

ПУТИН ОСТАЛСЯ БЕЗ ПЕРВОГО ПИЛОТА 

Сегодня президент Дмитрий Медведев подписал указ об освобождении Рафаиля Закирова от должности начальника авиации – начальника Управления авиации и авиационно-спасательных технологий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 

Последнюю должность Закиров занимал последние 16 лет, но всероссийскую известность он получил благодаря другому событию. А именно во время совместного тушения пожара с российским премьером Владимиром Путиным в Рязанской области прошлым летом. 10 августа, прибыв на военный аэродром Дягилево под Рязанью, глава правительства после короткого инструктажа заслуженного летчика России Закирова сел в качестве второго пилота самолета-амфибии МЧС Бе-200. Кадры, как премьер лично управлял забором воды и осуществил ее сброс на один из очагов пожара, прошел по всем федеральным телеканалам. 

Что послужило причиной увольнения Закирова, пресс-служба Кремля не объясняет. Но следует отметить, что за последнюю неделю Медведев отправил в отставку целый ряд высокопоставленных чиновников ведомства Сергея Шойгу.  

ИЗ ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ В МЧС 

Согласно официальной биографии, Рафаиль Закиров родился в 1949 году в городе Казань. После окончания школы Закиров решил выбрать карьеру военного летчика. Он окончил Сызранское высшее военное авиационное училище, Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина. После академии Рафаиль Шакурович был назначен заместителем командира 162-го отдельного вертолетного полка ВВС Туркестанского военного округа. С 1983 по 1988 гг. проходил службу в Группе советских войск Германии в должности командира 225-го отдельного вертолетного полка ВВС. С 1988 по 1992 гг. Закиров проходил службу на старших командных должностях. В 1992 году был назначен заместителем начальника боевой подготовки Управления командующего авиации cухопутных войск. 

В МЧС России Закиров пришел в 1995 году и сразу же возглавил авиационное управление нового министерства. Считается, что с участием Закирова были разработаны уникальные технологии тушения пожаров для вертолетов Ми-8, Ка-32 и Ми-26, борьбы с разливами нефти, а также технологии тушения крупных природных и техногенных пожаров с применением самолетов Ил-76, не имеющие аналогов в мировой практике. 

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ВЕРТОЛЕТЫ 

Помимо того, что Закиров является уроженцем Казани (по слухам, в молодости он увлекался хоккеем и даже играл за нижнекамский «Нефтехимик») в республике ему благодарны за поддержку авиационного отряда татарстанского МЧС. Как рассказал «БИЗНЕС Online» начальник отдела по работе со СМИ МЧС РТ Андрей Родыгин, во многом, стараниями Рафаиля Закирова в Татарстане появилась авиация МЧС – филиал федерального государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России. 

Первая в Поволжье база авиации МЧС России (до этого авиация МЧС базировалась в Северо-западном регионе, на юге России, в Сибири) заработала в международном аэропорту «Казань» в середине ноября 2007 года. Тогда же на базе появился и вертолет – Ми-8МТВ. Винтокрылая машина пришлась как нельзя кстати во время летних пожаров. Тогда казанских вертолет был востребован не только в Татарстане, но и активно боролся с пожарами в соседних областях. 

А решение о создании группировки авиации МЧС в РТ было принято в январе 2007-го на совещании у президента Татарстана Минтимера Шаймиева с участием министра МЧС России Сергея Шойгу. Тогда стороны договорились о передаче друг другу части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций. Радиус действия казанской базы – около 1000 километров. Летом прошлого года татарстанский экипаж участвовал в тушении пожаров в пяти соседних регионах. 

Тимур Латыпов
Арслан Минвалеев