«У МЕНЯ ЕСТЬ ПАЛКА, Я ВСЕМ ОТЕЦ», ПОМНИТЕ?»

Та тема, которая заявлена сегодня, для меня не новая. И нетеоретическое изыскание — это то, чем я занимаюсь всю свою жизнь. После аспирантуры моя деятельность началась в Иерусалиме как представителя русской духовной миссии, это были 1977 - 1982 года, когда не было ни дипотношений, ничего. Мы представляли тогда и огромную страну, и наш православный мир. Затем была Аргентина, Центральная и Южная Америка, где я был секретарем нашей церкви несколько лет, исколесил их вдоль и поперек. Затем были Ближний Восток, Египет и ЮАР, я был, что называется, полномочным послом, экзархом при патриархе Александрийском и всея Африки. Была Сирия, где я также являлся представителем и сегодняшнего президента Башара Асада знал маленьким мальчиком: наша резиденция находилась в 200 метрах от резиденции Асада-старшего в Дамаске.

Я хотел бы не столько поразмышлять с научной точкой зрения, сколько с практической, о том, что такое мягкая сила сегодня, что сейчас является в жизни общества, не только на пространствах России, с одной стороны — надеждой, с другой — проблемой. Это цивилизационный фактор. С чем столкнулся мир? Мы видим, как активно, особенно после распада Советского Союза, был потерян баланс сил, появилась гегемония одной страны, одной идеологии. Она надеясь на то, что вышла победителем, надеялась на мощное экономическое превосходство и решила: все, нет больше необходимости считаться с другими народами, странами, цивилизациями. Им казалось, что они формируют свой мировой порядок. Все должно было решиться очень просто, должно быть все как у нас. Стандарты не подлежат никаким ревизиям, беспрекословны к исполнению, и им казалось, что это легко сделать. Если не было согласия добровольного, то «у меня есть палка, я всем отец», помните? И эта палка в виде военной машины обрушилась на головы носителей иных цивилизаций.


Например, я расскажу вам одну историю про Ирак. Начало войны в этой стране, наверное, за два часа до бомбардировок я покинул Багдад, летали туда спецсамолетом, чтобы разобраться, что происходит в государстве. Много было встреч, и как человек, имеющий опыт работы на Ближнем Востоке, я все-таки решил пройтись по городу и посмотреть реальную жизнь, зайти в магазины хотя бы. Ведь какая пропаганда была: народ голодает, нищета полная, диктатура, надо принести счастье в американской упаковке. И вот с чем я встретился: это не побасенка, а ключ к цивилизационному вопросу. Когда зашел в магазин, я не нашел там всего, что было у нас везде, но все необходимые продукты были — элементарный набор и недорогой. Пошел дальше — дружная семья строит дом, носит резиновые корзинки на плечах — цемент, песок. Я подхожу и вижу пожилого человека, начинаю немножко разговаривать, такой разговор на арабском у меня был. «Что делаете?» «Дом строим, а это сыновья, внуки». «А для чего строите?» «Чтобы жить в нем». Я немножко замялся, мол, вот сейчас война начнется,но он спокойно ответил: «Мы новый дом построим». «Может, не для кого будет строить, может погибнуть ваша семья». И он сказал мне одну вещь, которая всегда у меня в ушах звенит: «А мы детей нарожаем, но никогда не покинем нашу родину и никогда не расстанемся с нашей цивилизацией». Старик употребил слово «цивилизация».

Это ответ на то, что происходит в сегодняшнем мире, то, с чем столкнулся кичливый западный, самоуверенный мир, особенно в лице американцев. Все думалось очень легко: приехали, разбомбили, поставили своего человека — и все будут жить по заведенному нами порядку. Нигде не получилось. В чем проблема? С одной стороны, подработали все эти «весны» (арабские, цветные революции), они подготовили людей, команды свои были, готовые взять власть в свои руки, и могли бы жить по тем порядкам, которые хотели бы заокеанские гости. Но здесь они натолкнулись на цивилизационный протест — не научный, а жизненного характера — столкнулись два разных мира. Никогда Восток не примет цивилизационный выбор Запада, никогда в обозримом будущем. Может быть, кто-то думает, что плавильный котел американской, западной идеологии сделает свое дело? Уже он не сделал своего дела!.. Нет плавильного котла, идет, наоборот, децентрализация.


«КО МНЕ ПРИХОДИЛИ В ХРАМ ПРОСТЫЕ ЛАВОЧНИКИ-АРАБЫ И ВСЕГДА ГОВОРИЛИ: «АБУНА (ОТЕЦ), ПОМОЛИСЬ»

Вопрос столкновения цивилизаций и точки соприкосновения различных цивилизаций является проблемой номер один. Ходить далеко никуда не надо. Мы говорим сейчас об опыте Татарстана, который показал очень важный момент: мы живем с вами и нередко даже не обращаем внимания на то, кто из нас татарин, кто русский, чуваш, мариец, узбек или иной национальности. Вот даже я, носитель и глава православного мира Татарстана, и муфтий не напоказ дружно живем, и эта задача является задачей номер один. Опыт взаимопроникновения культур, религиозных мотивов без потери своей идентичности является как раз той фишкой, золотой серединой, которая найдена у нас в Татарстане.

Я опять вспоминаю Ближний Восток. Во-первых, я никогда не снимал одежду, в Дамаске, в Каире, в Александрии я ходил в любое время дня и ночи вот так в своей одежде и не опасался, что меня кто-то обидит, потому что я носитель чужой религии. Мало этого, очень часто были такие интересные явления. У меня была резиденция в Александрии, и ко мне приходили в храм простые лавочники-арабы и всегда говорили: «Абуна (отец), помолись». «Что у тебя?» А он: «Да торговля не идет, дома не ладится». Я обещал, что буду молится, не знаю, как моя молитва достигала, а я действительно молился. Приходит тот лавочник дня через три, тащит фрукты. «Что это?» А он говорит, что у него хорошо все, помогло. Вроде бы курьезный такой случай, но это элемент культурного, цивилизационного отношения друг к другу.

Сейчас вопрос в мире стоит самый важный: останемся ли мы вообще, сохранится жизнь на планете или нет? И от нашего цивилизационного умения уважительно относиться друг к другу очень много зависит. Ведь сейчас что происходит? С одной стороны, особенно на Западе происходит некая очень активная, я бы сказал, даже наступательная позиция вытеснения религиозного фактора из жизни общества. Ходит термин «постхристианский мир», даже «пострелигиозный мир». И что происходит? Кажется, нашли выход осчастливить человечество. С другой стороны, а я так же хорошо знаю и о ситуации на Западе, идет тяжелейшее искание факторов осмысления жизни. С увеличением массового эмиграционного потока вносится совершенно иная религиозная фактура, и здесь получается, с одной стороны, вытеснение из общественного сознания религиозного фактора, а с другой — наоборот. И здесь неминуемо столкновение. Потому что, повторю, никогда Восток не примет идеалов Запада.

Вернемя к нам в Татарстан. Недавно я был в Вашингтоне и там совершенно четко сказал американцам: что вы мучаетесь ребята, зачем бомбить, зачем тратить свои силы и убивать людей, вы же хотите порядок какой-то навести, найти гармонию, межнациональную, межконфессиональную. У нас есть замечательная лаборатория в России! Где? Целая республика — Татарстан, поезжайте. Эти эксперименты здесь проводятся не одно десятилетие, а веками, и проверены многоразово в различных экспериментальных условиях.


«Я ГОВОРЮ: ГОСПОДА АМЕРИКАНСКИЕ, ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОПЫТ НАШЕЙ ЛАБОРАТОРИИ РОССИИ, В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОМ РЕГИОНЕ ТАТАРСТАНЕ!»

Сейчас мы вспоминаем 4 ноября, День единства и согласия. Известно, с чем связан этот праздник — с освобождением страны от известных непрошеных гостей. Что характерно, начиналось все с Казани: Гермоген ведь был митрополитом Казанским, который потом, находясь в тюрьме, не признавая лжецаря, отправил посыл по всем весям сплотиться, причем отдельные замечательные татарские команды из Казани присутствовали в этом ополчении и освобождали Москву. Поэтому я говорю: господа американские, используйте опыт нашей лаборатории России, в отдельно взятом регионе Татарстане, выстоявшем и активно развивающемся в экономическом плане.  

Если говорить сейчас о идеологии, которую навязывает западный мир, то нам всегда говорят о неких западных стандартах. А что это за стандарты, которые навязывают всему миру? Их преподносят как мировую данность, но когда они были одобрены? Эти стандарты сформулировались, когда было два лагеря — западный и СССР. Весь советский блог и третий мир не участвовали в выработке этих цивилизационных стандартов, значит, мы не можем сказать, что это наш выбор. Любые стандарты могут быть приняты, если пришли к консенсусу. В данном случае тот цивилизационный выбор, который нам навязывает Запад, нелегитимен для большинства народов, потому что мы не участвовали в выработке этих норм, стандартов и правил.

Я бы привел еще один пример с американцами. Иногда оголтелая пропаганда оглупляет людей. В 1987 - 1988 годах было такое движение, как «Народная дипломатия». К нам приехали около 300 человек, потом мы поехали в Америку. Тогда меня даже избрали почетным гражданином маленького городка в Америке в штате Огайо, и люди совершенно по-иному нас воспринимали. Мы были интересны друг другу, мы верили друг другу, хотя тогда было два лагеря. С другой стороны, буквально в этом году я был в Вашингтоне и провел диаметрально противоположные встречи. Один конгрессмен, не буду называть его имени, так чихвостил Дональда Трампа и американскую позицию, а с другой стороны, мы, наоборот, столкнулись с таким озлоблением, что вы русские, такие-сякие... И опять обычные встречи на улице, и народ с большой симпатией относится. Насколько важно — терпеливая, мудрая и твердая  политика Владимира Путина все равно делает свое дело. Возьмем сирийский вопрос. Что говорили внутри страны? влезем в Сирию, пользы никакой не будет,нас ждут большие потери. А сейчас говорят совсем другое: результаты есть, и неизвестно, чтобы было, если бы мы не участвовали в Сирии, ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ»прим. ред.). была бы у нас на Кавказе или в других каких-нибудь регионах.

Когда спрашивают, как найти ключик к человеку, я говорю студентам и священникам: никогда не начинайте со своих позиций и никогда не диктуйте то, чего вы хотели бы. Старайтесь внутренне понять, а может и вытянуть: а какой его мир, а чего он хочет и что хотел бы услышать от тебя? И тогда начинают говорить на его языке. Диалог получится, а если этого нет, то тогда человек никогда тебя не услышит.

Подготовил Альфред Мухаметрахимов