Вчера около Свияжска потерпел крушение пассажирский вертолет Bell 407, которым, по данным источников «БИЗНЕС Online», постоянно пользовался глава ПСО «Казань» Равиль Зиганшин. Погиб 43-летний пилот Константин Мурин. Официальных версий трагедии несколько, однако в авиационных кругах РТ уверены: Мурина заставили лететь в плохую погоду, по правилам он должен был отказаться. Подобные случаи в Татарстане происходили уже не раз.
Спустя час местное отделение МЧС по линии службы спасения 112 получило сигнал о крушении, на место происшествия были направлены все экстренные службы
ТРАГЕДИЯ В ОБЛАКАХ
6 ноября около 7:00 в Верхнеуслонском районе Татарстана, в поле у садоводческого общества «Красный пахарь», потерпел катастрофу вертолет Bell 407 с бортовым номером RA-01927. Спустя час местное отделение МЧС по службе спасения 112 получило сигнал о крушении, на место происшествия были направлены все экстренные службы. Но спасать было уже некого — пилот (а он был на борту один) погиб. «Прибывший боевой расчет пожарно-спасательной части №8 с помощью ГАСИ (гидравлического аварийно-спасательного инструмента — прим. ред.) деблокировал из искореженных конструкций и извлек тело погибшего пилота», — сообщила вчера пресс-служба МЧС России по Татарстану. Довольно быстро в публичном пространстве всплыло имя пилота — Константин Мурин. Хотя в официальных сводках оно не фигурировало, его подтвердили источники «БИЗНЕС Online» в авиационных кругах.
Информация о маршруте, по которому летел Bell 407, существенно разнится. Так, старший помощник руководителя приволжского следственного управления на транспорте СК РФ Дмитрий Захаров сообщил «БИЗНЕС Online», что вертолет совершал полет из Казани в город-курорт «Свияжские холмы», где он должен был забрать отдыхающих. Другую версию позднее опубликовало МЧС: согласно ей, вертолет вылетел из международного аэропорта «Казань» и следовал в поселок городского типа Смышляевка Самарской области. Свою версию сегодня представило ПСО «Казань»: пресс-секретарь компании Светлана Брайловская сообщила нам, что разбившийся вертолет принадлежал ООО «Басма» и использовался для служебных командировок сотрудниками этой компании. «Прежде всего компания выражает соболезнования семье и близким погибшего Константина Мурина», — сказала она. «В день трагедии специалисты ООО „Басма“, которые были привлечены к работам на стадионе в Самаре, должны были вылететь на производственное совещание в Самарскую область с вертолетной площадки, расположенной в Верхнеуслонском районе Татарстана», — объясняет Брайловская. Сведений о причинах трагедии у компании нет: «Что касается причин катастрофы, то это в компетенции следователей. Только они вправе выдвигать версии и отрабатывать их».
Приволжское следственное управление на транспорте следкома РФ возбудило уголовное дело по ч. 2 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть человека»). Пока рассматриваются такие версии случившегося, как технические неисправности вертолета, ошибка пилота, некачественное топливо и неблагоприятные погодные условия. В частности, у вертолета мог отказать двигатель, сообщил вчера замначальника управления Ространснадзора РФ по РТ Альберт Сафин.
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР?
Между тем авторитетный татарстанский авиатор, председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп» Азат Хаким, уверен: причина аварии — исключительно человеческий фактор, точнее, ошибочное решение пилота вылететь в плохую погоду. «То, что он допустил грубое нарушение правил полетов, — это факт, и от него никуда не денешься. Пилот не проявил принципиальность. То есть его очень попросили лететь — и он полетел. Это примерно так же, как приказали пилоту генерала Лебедя лететь, — и он полетел, — сокрушается Хаким. — Я думаю, что он (Мурин — прим. ред.) должен был понимать: погода нелетная, особенно в том районе, где обычно водная преграда и всегда возникает туман, особенно в переходный период времени (7:00)... В данном случае, считаю, вертолет ни при чем. Технически он был исправен. К сожалению, исключительно человеческий фактор — один к одному та катастрофа, которая была с Майоровым, когда он летел из Альметьевска».
Азат Хаким уверен: причина аварии — исключительно человеческий фактор, точнее, ошибочное решение пилота вылететь в плохую погоду
Напомним, что в той катастрофе тоже разбился Bell 407. Это произошло в апреле 2012 года у села Благодатное в Альметьевском районе при попытке совершить аварийную посадку в условиях сильного тумана. В момент крушения на борту находился 51-летний опытнейший пилот Валерий Майоров. Он погиб. Вертолет эксплуатировала авиакомпания «Ак Барс Аэро» (АБА), а обслуживал он «Татнефть» и тогда как раз летел за одним из руководителей нефтяников. В 2013 году суд взыскал с АБА компенсацию морального вреда, причиненного несовершеннолетней дочери пилота, в размере 150 тыс. рублей. Согласно заключению экспертов, причиной гибели Майорова стала потеря им контроля над высотой при погодных условиях, не соответствующих минимуму для полетов, что привело к столкновению вертолета с земной поверхностью... Добавим, что весьма схожи и обстоятельства другого авиапроисшествия: в июле 2014 года в районе села Слобода Архангельская Новошешминского района РТ совершил жесткую посадку вертолет Robinson R44, принадлежавший все той же авиакомпании «Ак Барс Аэро». 34-летний пилот Вадим Гильманов получил тяжелые травмы. Отмечалось, что по маршруту была гроза, порывы ветра до 18 метров в секунду, ливень, сильная турбулентность.
С версией Хакима соглашается другой источник в авиаотрасли Татарстана, ранее работавший с Муриным: пилот не должен был лететь, однако с большой вероятностью, как это часто бывает в VIP-авиации, его уговорили. По словам Хакима, 70–80% вертолетов приспособлены для полетов лишь в простых метеоусловиях. «И когда начинают с этим понятием шутить, заканчивается всегда плохо. Есть специальные вертолеты, которые начинены крутой аппаратурой и стоят безумно дорого, они позволяют летать в сложных метеоусловиях, а эти предназначены для других целей», — объясняет авиатор.
Официальных версий трагедии несколько, однако в авиационных кругах РТ уверены: Мурина заставили лететь в плохую погоду
КРЫЛЬЯ ЗИГАНШИНА
Некоторая путаница изначально возникла в вопросе о том, кому формально принадлежал вертолет. Центральный региональный центр МЧС России почему-то сообщил, что Bell 407 под номером 01927 (согласно данным госреестра, он имеет лицензию на полеты от 2013 года) принадлежит уже обанкротившемуся и ликвидированному в прошлом году АБА. И действительно, по открытым данным, раньше вертолет именно под этим номером входил в состав флота «Ак Барс Аэро», однако, как уверяют наши источники в авиакругах, на данный момент он не принадлежит ни одной татарстанской авиакомпании. Судно, по нашим сведениям, используется в повседневных нуждах генерального директора ООО «ПСО „Казань“» Равиля Зиганшина.
Воздушное судно, по нашим сведениям, используется в повседневных нуждах генерального директора ООО «ПСО „Казань“» Равиля Зиганшина
В самом ПСО «Казань» не смогли подтвердить или опровергнуть тот факт, что Зиганшин лично летал на вертолете. «Руководство ООО „ПСО „Казань“ пользуется услугами различных авиаперевозчиков. Не исключено, что и данный борт был задействован для служебных командировок. Но с достоверностью сказать это не могу», — сообщила Брайловская. «По нашим сведениям, жизнь каждого члена экипажа и сама техника страхуются в обязательном порядке. Страховые суммы (как и страховая компания) нам неизвестны, так как вертолет принадлежит другой компании», — добавляет она.
Связь Bell 407 с Зиганшиным, владельцем горнолыжного курорта, рядом с которым и разбилось судно, легко просмотреть и по базам финансовых данных. В «Контур.Фокус» есть казанское ООО «Басма», учрежденное зятем Зиганшина Тимуром Зайнутдиновым. Уставный капитал компании — 10 тыс. рублей, а финансовые показатели не раскрываются. У «Басмы» есть дочернее ООО «БЕЛЛ Лимитед», баланс которого составляет 228,9 млн рублей — нормальная стоимость такого вертолета, как Bell 407. Правда, в видах деятельности «БЕЛЛ Лимитед» записана только «деятельность грузового воздушного транспорта», но ничего не сказано о пассажирском.
У «БЕЛЛ Лимитед» с 2012 года сменилось несколько учредителей: в 2012–2015 годах им была одна из фирм холдинга «Ак Барс», до 2016-го — ООО «Авиасервис», та самая авиакомпания, которую в 2014 году создали власти Татарстана для развития коммерческих перевозок, и буквально за месяц до того, как попасть в руки Зайнутдинова, — ООО «Ак Барс Ипотека» «АК БАРС» Банка. Похоже, фирма вместе с «прикрепленным» к ней вертолетом переходила из рук в руки в процессе банкротства, пока не попала к семейству Зиганшиных. В его распоряжении, по нашим данным, остается еще один борт — Bell 429.
Bell 407 — легкий многоцелевой вертолет, его экипаж состоит из одного-двух пилотов, а борт может принять до шести пассажиров. Так что его можно использовать в деловых поездках, а еще перевозить коллег и членов семьи. Это одна из самых популярных марок у важных персон РТ. Информация по машинам и по их владельцам в подавляющем большинстве случаев закрыта, но можно предположить, что Bell 407 пользуются (или в недавнем времени пользовались) правительство РТ, «АК БАРС» Банк, «Татнефть» (машина приобретена взамен разбившейся в 2012 году), депутат Госдумы, владелец холдинга «Красный Восток Агро» Айрат Хайруллин, группа компаний «Профит», генеральный директор ЗАО «Кулон», депутат Госсовета РТ Альберт Фахрутдинов.
Следователи продолжают выяснять обстоятельства трагедии. Как сообщает транспортная прокуратура, допрашиваются свидетели, изымаются вещественные доказательства, готовится к назначению ряд экспертиз
«И ЧТО ОН ПОЕХАЛ В ЭТУ ЯМУ? НОРМАЛЬНО ОСЕЛ В США...»
Погибшего пилота хорошо знают в республике. Мурин, по нашим сведениям, недавно прилетел на работу в Татарстан из США, где проживает его семья. Источник «БИЗНЕС Online» называет его квалифицированным пилотом, налетавшим немало миль на Ми-8, Robinson и Bell. «Я знаю, что он летал как на Ми-8, так и на иностранных машинах. И налет у него, будем так говорить, средний», — подтверждает эту информацию Хаким.
На странице Мурина в «Фейсбуке» летчик стоит в ангаре, а на заднем плане — Bell 407 фиолетового цвета. Помимо солидного запаса фотографий на фоне различного типа воздушных судов есть снимок, на котором Мурин позирует с огромной щукой на руках, а в комментариях обещает наделать из нее котлет. Из сжатой биографической справки известно, что родился он в Казани, учился в школе в Душанбе (Таджикистан), окончил Актюбинское высшее летное училище гражданской авиации (АВЛУГА, Казахстан). В качестве места работы на странице указано Казанское авиапредприятие. По данным «БИЗНЕС Online», за несколько дней до катастрофы пилот ушел в отпуск.
Константин подчеркивал, что находится в «свободных отношениях», а в друзьях на его страничке указано двое несовершеннолетних детей — Денис Мурин и София Мурина. Знакомые вспоминают Константина с теплотой и подчеркивают его дружелюбный характер. «Мой супруг с раннего детства дружил с Костей, потом они учились вместе в АВЛУГЕ. Костя, как и его отец, тоже стал вертолетчиком. Как о человеке могу сказать о нем только самое хорошее. Очень чуткий, внимательный и добрый. Гибкий по характеру, неконфликтный. Мы потеряли не друга, а брата, близкого родного человека!» — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» Людмила Ефимова. Один из одногруппников Мурина по летному училищу, Игорь Мхитаров, сейчас живет в Вашингтоне. В 1990-х он учился с Константином в Актюбинске и считает, что лучше бы тот остался в США. «Классный он был мужик, спокойный, добрый, никогда никому ничего плохого не делал, незлобный. И что он поехал в эту яму?.. Здесь он нормально осел, по-среднему жил, тихо-тихо поднимался. Жалко очень», — вспоминает Игорь.
Следователи продолжают выяснять обстоятельства трагедии. Как сообщает транспортная прокуратура, допрашиваются свидетели, изымаются вещественные доказательства, готовится к назначению ряд экспертиз.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 125
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.