Владимир НуждинФото: Асхат Идиятуллин

— Владимир Борисович, недавно вы вернулись из рабочей поездки в Японию, где вместе с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым принимали участие в японско-российском деловом форуме. Расскажите, что это за форум, о чем вы вели речь с японскими партнерами и к каким соглашениям в конечном итоге удалось прийти?

— Летом этого года Татарстан с деловым визитом посетила делегация из Японии. Меня пригласили для участия в российско-японском деловом форуме. Он состоялся в октябре в Токио. На нем президент Татарстана Рустам Минниханов подписал с премьер-министром Японии Синдзо Абэ соглашение о создании бизнес-ассоциации ROTOBO  для сотрудничества в области содействия малому и среднему бизнесу.

— Какие цели вы преследовали, посещая этот форум?

— Мы искали производителей оборудования, которое необходимо нам для реализации двух инвестиционных проектов — производства тормозной накладки и приобретения оборудования, которое позволит нам выйти на европейский рынок.

— О каких проектах идет речь?

— Они — логичное продолжение нашего основного проекта. Мы являемся единственным в стране производителем тормозных колодок барабанного типа, предназначенных для импортных полуприцепов. Сейчас мы хотим наладить в Набережных Челнах производство тормозной накладки к ним. В декабре 2015 года меня пригласили на один из немецких заводов по производству тормозных накладок для проведения переговоров на предмет совместного сотрудничества. Я ознакомился с их технологиями производства, они очень понравились. И  после некоторых раздумий предложил немцам создать совместное предприятие, так как было очевидно, что российский рынок является для них одним из приоритетных. Но, к сожалению, после серии проведенных переговоров и обсуждения возможных вариантов сотрудничества мы к взаимопониманию прийти так и не смогли. Они посчитали, что для их прихода на российский рынок слишком высоки риски. Но самое главное — тогда я увидел  их производство, понял, какое оборудование нам нужно, ведь все серьезные компании тщательно скрывают свои технологии, а мне в связи с этими переговорами такая возможность предоставилась.

Так как в России подобного оборудования никто не производит, мы стали делать запросы в Китай, в Тайвань, в Турцию... Но через некоторое время пришли к выводу, что оборудование, которое производят в этих странах, нам не подходит. В нем достаточно высокий процент так называемого ручного труда, человеческого фактора, поэтому не исключены ошибки, которые могут стоить компании репутации. Поэтому решили, что будем создавать в Челнах высокотехнологичное производство, в котором все автоматизировано — дозаторы, развески, подача компонентов, где были бы полностью исключены ошибки человеческого фактора. И вот в этом году, благодаря визиту президента Татарстана в Японию, эта цель для нас стала намного ближе. То, что наш президент делает, — это очень полезно для бизнеса. Вы представляете, сколько полезных контактов у нас появилось! Сейчас мы находимся в процессе согласования оборудования для поставки.

— Очевидно, вашему визиту в Японию предшествовала какая-то работа с органами власти республики?

— В марте 2016 года мэр автограда Наиль Магдеев каждую субботу в Торгово-промышленной палате города проводил антикризисные штабы, куда приходили предприниматели со своими проектами. Если они оказывались интересными для города с точки зрения создания рабочих мест и в дальнейшем налоговыми отчислениями, то заручались протекцией властей города. И я пришел со своим проектом на антикризисный штаб. К тому моменту наш завод уже производил около 50 наименований тормозных колодок к различным моделям отечественных автомобилей. Я рассказал о том, что хотим наладить производство тормозной накладки, которую сейчас приходится закупать на стороне. Мэр выслушал  внимательно и заявил, что будет поддерживать наш проект на всех уровнях. Затем с нашими планами ознакомился министр промышленности РТ Альберт Каримов, который утвердил проект. Так он дошел до президента Татарстана. Рустам Нургалиевич проект тоже поддержал, причем речь шла уже о том, чтобы при поддержке фонда развития промышленности (ФРП) создать в Набережных Челнах высокотехнологичное производство тормозных накладок. Накладку высокого качества в сегменте, в котором работаем мы, до сих пор в стране не делает никто. Хотя при этом следует отметить, что на нашем рынке присутствуют китайские, бразильские, индийские, турецкие, немецкие производители. В конечном итоге поддержку от ФРП мы получить так и не смогли, так как у нас не было достаточного количества залогового имущества.

В РОССИИ НИКТО НЕ ПРОИЗВОДИТ ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ ДЛЯ ИМПОРТНЫХ ПОЛУПРИЦЕПОВ

— Как вы вообще занялись производством тормозных колодок?

— Началось все с того, что я у своего товарища купил оснастку для производства  тормозной колодки. В девяностые годы производство повсеместно простаивало, но я знал, что на «Татэлектромаше» имеется оборудование, которое стояло тогда без работы. Ну и предложил им его использовать, в результате заключили договор и с небольшим тогда еще коллективом начали производить колодку. Производил колодки и для грузовых, и для легковых автомомбилей — в частности, были поставщиком ЗиЛа и Завода микролитражных автомобилей (ЗМА), где выпускали «Оку». Но после вступления России в ВТО на нашем рынке стало появляться довольно много большегрузных иномарок. Тормозные колодки для автомобиля — это, по сути дела, расходный материал. Я обратил на это внимание, мы провели соответствующие исследования и пришли к выводу, что в России никто не занимается производством тормозных колодок для импортных полуприцепов. Сделали проект по импортозамещению и начали работать в этом направлении.

— Сколько наименований тормозных колодок вы производите в настоящее время? И какой месячный объем производства?

— Ассортимент более 53 наименований. А всего производим в месяц около 20 тысяч колодок.

— Какой объем занимает ваша компания в этом сегменте рынка?

Думаю, в совокупности процентов 50 на российском рынке — это наша продукция.

— А не проще ли просто покупать накладку и делать затем готовый продукт?

— Есть такая поговорка: если хочешь, чтобы было хорошо, делай все сам. Я, покупая полуфабрикат накладки, не могу отвечать за ее качество, а за свою продукцию отвечаю полностью. Мы поставляем наши колодки на российские заводы по производству полуприцепов. Однажды у нас был случай, когда пришла партия накладки, мы изготовили комплекты и отправили на завод. А через некоторое время пришла рекламация. Оказалось, ресурса накладки хватило лишь на 10 тысяч километров. В процессе ее производства была нарушена технология, и вся партия оказалась некачественной. Если же мы будем делать накладку сами на высокоточном автоматизированном оборудовании, таких эксцессов сможем избежать. Ну и экспансию на внешние рынки нам будет легче осуществлять, это же еще сказывается и на себестоимости производства. Сейчас деньги, которые мы платим поставщикам тормозной накладки, уходят в Германию, Польшу, другие страны. А если мы будем делать ее сами, эти деньги будут оставаться у нас в стране.

В «ЗЕЛЕНОЙ ЗОНЕ» ЕВРОПЕЙСКОГО ЛИДЕРА

— Каков же ваш второй инвестиционный проект?

Второй проект появился для нас неожиданно. Весной этого года на нас вышла корпорация BPW — это один из европейских лидеров по производству осей для полуприцепов. Они предложили нам стать их поставщиком.  В следующем году они планируют запустить у нас  в стране сразу два сборочных конвейера по производству осей для прицепов — один в подмосковных Химках, а второй в Челябинске.  Представители BPW, будучи прекрасно осведомленными о Заводе тормозных механизмов, прислали нам свое предложение. Конечно, мы с радостью согласились на это предложение, так как сотрудничество с признанным лидером в своей отрасли открывает для нас новые горизонты, ведь статус поставщика на конвейер BPW говорит сам за себя. Это значит, что продукт, который ты производишь, соответствует лучшим мировым стандартам. После проведения аудита на нашем предприятии работники прошли дополнительное обучение по стандарту VDA 6.3, и наш завод был аттестован. Мы вошли в так называемую «зеленую зону». Это означает, что мы являемся поставщиками BPW на сборочный конвейер. У нас подписан трехгодичный контракт. Но для того чтобы начать поставки, нам необходимо новое технологическое оборудование, сварочные роботы, новая гальваническая линия покрытия, установки ТВЧ и установки маркировки продукции. Это оборудование позволит нам начать поставки для этой компании. И мы его тоже сейчас подбираем у японских поставщиков. На сегодня для нас поставки на BPW — это, пожалуй, даже первоочередная задача.

— Когда вы планируете начать поставки на BPW?

— Нас ждут в третьем квартале 2018 года. Поставки на BPW в перспективе открывают нам страны Африки и Иран, где у компании достаточно сильные позиции, и даже европейский рынок. Он в совокупности в несколько раз превосходит по объему российский!

— Чем, на ваш взгляд, обусловливается то, что один из европейских лидеров в области производства полуосей ищет российских поставщиков?

— В соответствии с постановлением правительства РФ о локализации сборочных производств компания взяла обязательства довести локализацию производства в России до 50 процентов.

— А свои инвестпроекты вы в какую сумму оцениваете?

— Пока не готов говорить о сумме контрактов, так как мы находимся в переговорном процессе.

— Но это будут кредитные средства?

— В том числе. Нам помогает осуществить наши инвестиционные проекты корпорация МСП, опять же при содействии минпромторга Татарстана.

— А установку нового оборудования планируете на ваших нынешних площадях или рассматриваете другие площадки?

— На имеющихся площадях, к сожалению, его уже не уместить. Для нового производства рассматриваем либо КИП «Мастер», либо индустриальный парк «Челны».