В 2018 году ФИЦ планирует привлечь 957 млн рублей, в том числе 654 млн из госбюджета

СОЮЗ СЕМИ

Научный «спрут» опутает Казань в ближайшем будущем: вчера на заседании cовета по образованию при президенте РТ обсудили создание на базе Казанского научного центра РАН (КазНЦ) и семи НИИ Федерального исследовательского центра (ФИЦ) в Казани. По этому случаю в столицу РТ приехали президент Российской академии наук (РАН) Александр Сергеев и руководитель федерального агентства научных организаций (ФАНО) Михаил Котюков. Именно он летом подписал приказ о создании ФИЦ. В него вошли Казанский физико-технический институт им. Завойского, Институт механики и машиностроения, Институт органической и физической химии им. Арбузова, Казанский институт биохимии и биофизики, Татарский НИИ сельского хозяйства, Татарский НИИ агрохимии и почвоведения и поликлиника КазНЦ.

«У многих возникает естественный вопрос: что это? — обратился к присутствующим председатель КНЦ Олег Синяшин. — Искусственное образование, сформированное из нескольких научных учреждений научного профиля, или новый уровень организации академической науки в Татарстане? На этот вопрос и должна ответить программа развития центра на ближайшие годы». По его словам, каждый из «великолепной семерки» тяжело преодолел вызовы современности — конкуренцию за деньги, нехватку квалифицированных кадров и именно поэтому они и собраны в один центр. Из объяснений Синяшина можно понять, что задачи у ФИЦ две: фундаментальные исследования и прикладные проекты.

Из объяснений Синяшина можно понять, что задачи у ФИЦ две: фундаментальные исследования и прикладные проекты

Приоритетных тем для фундаментальных исследований девять, среди главных — развитие геномных и постгеномных исследований, разработка систем земледелия и агротехнологий нового поколения, мобилизация генетических ресурсов растений и животных. При этом ФИЦ планирует кооперироваться с предприятиями, да так, чтобы охватить все стадии производства, вплоть до получения коммерческого продукта. Синяшин указал потенциальных партнеров центра: КФУ, КХТИ, «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим», «Нефтеконсорциум», КНИТУ-КАИ, КГЭУ, «Авиадвигатель» и почему-то Boeing Company.

Синяшин сообщил, что для реализации проектов необходимо найти дополнительное финансирование в 420 млн рублей с разбивкой в четыре года. Тут не обойтись без государственно-частного партнерства. В целом в 2018 году ФИЦ планирует привлечь 957 млн рублей, в том числе 654 млн — из госбюджета. Но, как подчеркнул Синяшин, далее объем бюджетных средств должен сокращаться, а внебюджетных — увеличиваться. В помощь ученым — то, что попечительский совет ФИЦ возглавит президент РТ Рустам Минниханов. И Синяшин сразу попросил его предоставить виртуальные мощности электронной платформы правительства РТ: у ФИЦ 70 зданий в Казани и Лаишевском районе, и общаться между собой им тяжело.

... Котюков (справа) попросил не впадать в «эйфорию», а настроиться на напряженную работу и даже пожелал ученым «побольше сложностей», чтобы «искать на них достойные ответы»

ОТ КАРТОФЕЛЕВОДСТВА ДО ВИРТУАЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ САМОЛЕТОВ

Директор ТатНИИСХ Марсель Тагиров рассказал, что вот уже 97 лет его институт выводит высокопродуктивные сорта растений, животных, а также занимается разработками в области агрохимии. Он видит от объединения структур одни лишь плюсы: «Кооперация институтов позволит более результативно использовать современное научное оборудование мирового уровня, научный опыт и кадровый потенциал». Самые свежие разработки — в области картофелеводства и импортозамещающих кормовых добавок.

Директор физико-технического института Алексей Калачев, говоря о квантовых технологиях, отмечает, что наступила эра второй квантовой революции: «Если первая квантовая революция конца прошлого века привела к созданию лазеров, то сегодня мы говорим о квантовых вычислениях, квантовой связи, радикальном повышении точности измерительных приборов». В России ведется разработка квантового компьютера и оптоволоконных квантовых сетей, и Казань — активный участник этого процесса: КазНЦ станет одним из ключевых разработчиков национальной квантовой сети, объединяющей оптоволоконные, атмосферные и — в перспективе — космические каналы связи.

Замдиректора КазНЦ РАН по научной работе Валерий Шлянников сообщил, как практически могут применяться наработки ученых. В качестве примера он привел полимерные трубы, разработанные для «Татнефти». Также ученые из Татарстана выполняют заказы для Boeing, причем никакие санкции этой работе не помеха — это разработка метода виртуальных испытаний.

ФИЦ планирует кооперироваться с предприятиями, да так, чтобы охватить все стадии производства, вплоть до получения коммерческого продукта

По сообщению главного врача КазНЦ Николая Решетникова, в Казани создаются препараты для лечения заболеваний нервной системы, разрабатываются методики использования ядерно-магнитной томографии в травматологии. «С созданием ФИЦ мы ставим перед собой задачу по организации единого научно-медицинского центра для проведения полного цикла работ — от синтеза препаратов до проведения клинических исследований и разработки рекомендаций по их применению», — рассказал он.

Наконец, слово взял Сергеев: «Вы объединяете нескольких институтов совсем разной специальности в один центр. С одной стороны, это дополнительные возможности по разработке междисциплинарных проектов. С другой, нужно помнить, что ФИЦ — академический центр, а руководить таким можно только научным авторитетом, поэтому перед Олегом Герольдовичем Синяшиным стоит важная задача — вы должны будете разбираться во всем, знать, чем занимается каждый институт. Если это получится и они „заиграют“, это будет серьезным примером для других». Сергеев пообещал, что «под создание таких интересных центров ФАНО будет выделять средства». «Я хочу, например, чтобы сельское хозяйство  было бы оснащено новыми беспилотными средствами контроля точного земледелия, которые оптикой будет Алексей Калачев оснащать!» — помечтал о конкретном глава РАН.

Но Котюков попросил не впадать в «эйфорию», а настроиться на напряженную работу и даже пожелал ученым «побольше сложностей», чтобы «искать на них достойные ответы», «стать умнее и мудрее и принести больше пользы для страны».

Александр Сергеев пообещал, что «под создание таких интересных центров ФАНО будет выделять средства»

«ОБЪЕДИНЕНИЕ ЧИСТО ФОРМАЛЬНОЕ, НО...»

«БИЗНЕС Online» предложил экспертам порасуждать о том, что создание ФИЦ изменит в работе ученых.

Альберт Гильмутдинов — ректор КНИТУ-КАИ:

— КАИ уже активно участвует в проектах ФИЦ по квантовым технологиям и материаловедению. Общие проекты уже идут, и мы работаем как одна большая команда.

Алексей Созинов — ректор КГМУ:

— Создание центра я не воспринимаю как нечто новое. Это реновация казанского научного центра РАН, который действует в нашем городе с 1945-го. И все это время было годам серьезного сотрудничества, в том числе и с медицинской школой нашего города. В результате этого сотрудничества на рынке появились новые лекарственные аппараты «Димефосфон», «Оксимидон», «Глицифон». Эта работа продолжается. В настоящее время сотрудничают несколько групп ФИЦ и медицинского университета. Это прежде всего создание лекарств и клеточных препаратов в области лечения нейродегенеративных заболеваний, онкологических заболеваний.

Рафаэль Хакимов — вице-президент Академии наук РТ:

— Ученым Академия наук Татарстана, например, которые занимаются сельским хозяйством, интересно работать с химиками казанского центра по химикатам и удобрениям. Эти новшества, конечно, повлияют на научные исследования — могут ускорить их, но могут и затормозить. Объединение — чисто формальное, но для организации каких-то новых направлений это будет большим плюсом.