«ДОХОДЫ БЮДЖЕТА УМЕНЬШАТСЯ, НО МЫ НАДЕЕМСЯ...»

Сегодня с анонсом предстоящих торгов на право размещения наружной рекламы в Казани выступил новый начальник управления наружной рекламы и информации Аскар Багаутдинов. В 2018 году исполком Казани обновит правила игры на рынке. Масштабные торги на установку рекламных конструкций сроком на 10 лет вместо 5 завершатся в феврале-марте. 

«Торги проводятся на открытой площадке с равным доступом с безусловным соблюдением законодательства. Сложность в том, что впереди чемпионат мира, но мы не можем ждать», — дал вводную часть мэр Казани Ильсур Метшин.

По словам Багаутдинова, помимо срока договора изменится и принцип оплаты. Раньше рекламные компании, победившие в торгах, платили всю сумму сразу, а потом вносились ежемесячные платежи по тарифу. Новая схема предполагает оплату за первый и последний год, а остальное — ежеквартально равными долями. В исполкоме считают, что новая схема оплаты позволит снизить финансовые риски, поможет осуществлять предпринимателям долгосрочные инвестиции, а также уменьшить входной порог для участия в торгах. Все это — ради создания дополнительных условий для конкуренции. 

Всего в городе сейчас 1410 рекламных конструкций (1340 — отдельно стоящие конструкции, 70 — на фасадах). Из них незаконных — всего четыре, тогда как пять лет назад счет шел на сотни. В новой схеме количество конструкций сократится на 42% до 600 штук. Принятие зон охраны Кремля, Казани заставляет город совершенствовать расположение рекламных полей на городских улицах. С 2018 года крупноформатные рекламные конструкции значительно сократят свое присутствие на улицах Академика Парина, Мавлютова, Декабристов, Татарстан, Достоевского, Салимжанова, Назарбаева, а также на Оренбургском тракте.

Объем рынка наружной рекламы по итогам первого полугодия вырос в Казани на 2% до 327 млн рублей, среднегодовой доход бюджета за последние пять лет — 280 млн рублей. В 2018 году бюджет города рассчитывает получить порядка 240 млн рублей (оплата за первый и последний год), а далее — в два раза меньше.

«Стартовая цена останется на этом же уровне — 240 тысяч рублей, чтобы доход на одно место был не меньше, — сказал Багаутдинов. — С учетом сокращения мест, возможно, доходы бюджета уменьшатся. Но мы надеемся, что не сильно, потому что цена на одно место будет увеличиваться. Насколько — покажут только торги. Сколько будет участников, нам тоже неизвестно». К примеру, в 2012 году за один лот могли бороться до 10 компаний, но Багаутдинов пока не берется прогнозировать, что будет в этом году.

В «ЦИФРУ» ПЕРЕВОДЯТ 150 ЩИТОВ, ПРОГНОЗЫ РОСТА РЫНКА И 9 МЛН НА ПРЕДСТОЯЩИЙ ДЕМОНТАЖ

По данным исполкома, с 2013 года доход бюджета города от рекламной деятельности составил 1,4 млрд рублей. «За это время ни один предприниматель не расторг заключенный договор. Все платежи поступали вовремя, — сказал Багаутдинов. — Казань остается одним из самых привлекательных городов России для рекламодателей. На это влияют покупательная способность, проведение крупных международных мероприятий, туристическая привлекательность, высокий уровень городской инфраструктуры. На местном рынке установлены понятные и прозрачны правила. Но основным драйвером роста мы видим проведение чемпионата мира».

Город занимает третье место в российском рейтинге крупнейших региональных рынков наружной рекламы. На первом — Новосибирск (480 млн рублей с приростом за первое полугодие на 9%), на втором — Екатеринбург (374 млн рублей с падением на 10%). В целом по России рынок продолжает показывать высокую динамику роста и по итогам трех кварталов вырос на 14% до 285 млрд рублей, чего не было с 2011 года. Сегмент наружной рекламы за аналогичный период вырос на 7% до 24,6 млрд рублей.

«По итогам второго полугодия мы прогнозируем рост рынка, так как к концу года рекламные бюджеты традиционно увеличиваются», — сказал Багаутдинов о Казани.

Но реальность такова, что доля наружной рекламы в общем «пироге» рекламного бюджета из года в год снижается за счет перетекания бюджетов рекламодателей в сегмент интернет-рекламы, транзитной рекламы

В рамках борьбы за потребителя город вводит высокотехнологичные форматы наружки. Это электронно-цифровые поверхности, проекционная реклама, коммуникационные указатели. Первое разрешение на установку цифрового еврощита на проспекте Ямашева уже выдали. В торгах участвовало 6 компаний, цена лота выросла в 4,5 раза до 9 млн рублей. А на пересечении улиц Фучика и Минской уже смонтирована проекционная установка. В последующем цифровую поверхность можно будет установить на месте обычного еврощита, но не везде. Из 600 мест размещения только 150 билбордов можно будет сделать в «цифре». Остальные остаются без возможности замены на электронно-цифровую поверхность. К слову, установка первого в городе щита-экрана уже вызвала конфликт. Компания Russ Outdoor — один из крупнейших игроков рынка — «самозахватом» поставила такую конструкцию на улице Чистопольской, хотя разрешение на торгах было выдано компании «Лариса Сити». Исполком вынес предписание о демонтаже конструкции... 

Новая схема разрабатывалась таким образом, чтобы щиты не мешали движению автомобилей, а также жителям соседних домов, заверил Багаутдинов. 

После проведения всех торгов городу, предположительно, придется демонтировать за свой счет от 150 до 400 уже незаконных конструкций, если собственник не сделает этого сам. Практика наработана: перед предыдущими торгами в 2012 году исполком принудительно демонтировал около 600 еврощитов. На демонтаж планируется выделить 7,9 млн рублей. «Расходы на демонаж будут принудительно взысканы с собственников конструкций», — уточнил Багаутдинов.

«Количество незаконных конструкций минимизировано. В 2012 году только часть имела хоть какие-то документы, а 500 были просто, извините, натыканы! — вспомнил Метшин дела пятилетней давности. — Большая дорога пройдена — между городом и рекламным бизнесом налажены конструктивные отношения. Хорошо, что мы выносим этот вопрос на обсуждение, встречаемся. На моем уровне уже было три встречи».

Для того чтобы схема размещения рекламных конструкций в дальнейшем не конфликтовала с градостроительными планами, рекламные конструкции в городе нанесут на топографическую съемку. К концу 2019 года на эти цели планируется потратить 1 млн рублей. Но мэр дал указание руководителю исполкома Денису Калинкину ускорить выделение средств, ведь в городе каждый день принимаются те или иные решения, которые должны основываться на полной картине каждого конкретного участка.


КАЗАНСКАЯ «СТРАТЕГИЯ-2030» ОБЪЯВЛЕНА ЛУЧШЕЙ В РОССИИ — НАРЯДУ С ТОМСКОЙ

Замглавы исполкома по экономике Ильдар Шакиров обрадовал новостью о том, что принятая в прошлом году стратегия развития Казани до 2030 года поделила первое место с томской на всероссийском конкурсе городских стратегий среди столиц субъектов РФ, итоги которого подвели на прошлой неделе в Екатеринбурге на общероссийском форуме стратегического развития «Города России 2030: перекрестки возможностей».

«Такие победы, безусловно, вдохновляют, — дал оценку трудам исполкома Метшин. — Сегодня все продолжают работать и стараются быть лучше. Стратегия сама по себе — это большой документ, и он объединил усилия большого количества людей. Мы работали всем вместе: и научное сообщество, и предприниматели, и крупные предприятия, общественные организации, наши жители. Получили большое количество пожеланий».

По словам Ильсура Раисовича, он следил за проведением конкурса и считает сильной стороной стратегии именно общественные обсуждения. «Эксперты отметили это, потому что нигде не было такого широкого обсуждения с населением, с теми, кому жить по этому документу, — сказал мэр. — Это живой документ, по которому придется работать нам самим, нашим последователям и держать ответ. На то она и стратегия, долгосрочный документ!»


ДВОРНИКИ ПОТЯНУЛИСЬ В ТЕПЛЫЕ КРАЯ: ЧИСТИТЬ ТРОТУАРЫ И ДВОРЫ ОТ СНЕГА СНОВА НЕКОМУ 

Нашлось место и темам из разряда «на злобу дня». В Казани началось предзимнее «бегство дворников». Скромные зарплаты тружеников уличного клининга не способствуют их желанию махать лопатой в снега и морозы. Управляющим компаниям не хватает уже около 700 дворников, рассказал глава комитета ЖКХ Искандер Гиниятуллин. Всего в городе этой зимой будут работать 3 тыс. дворников в составе 55 подрядных организаций. Нехватку дворников пытаются восполнять техническим перевооружением, но работе малой техники во дворах сильно мешают машины самих горожан.

«Средства за оплату труда дворников заложены в плате за содержание придомовой территории. Они ограничены, лимитированы, — сказал Гиниятуллин. — Можно искать иные возможности — более продуктивного использования техники, проведения работы с жителями по подготовке дворов для очистки от снега. История не сегодняшнего дня — каждый год такая проблема возникает».

По словам главы комитета ЖКХ, в УК города насчитывается 166 единиц спецтехники малой механизации (рост на 11 штук). Но для содержания более 3 тыс. дворов нужно еще столько же. Наибольшее количество спецтехники обслуживает Ново-Савиновский и Советский районы.

«Все упирается в деньги и сопутствующие условия, люди работать не хотят — и их можно понять, — говорит глава комитета. — Это большая физическая нагрузка! Если раньше дворникам давали служебное жилье, то сегодня все изменилось. Муниципалитеты жильем не располагают, поэтому надо искать другие способы».

По данным исполкома, если один дворник работает за пятерых, то его зарплата — 25–30 тыс. рублей, если обслуживает только свою территорию, то зарплата, естественно, заметно ниже. «Жилищникам нужно обратить внимание на создание условий для своих рабочих, внедрение новых схем оплаты труда», — добавил Гиниятуллин и призвал УК работать с населением, предупреждать о предстоящей уборке дорог во дворах.

«Погода нас пока щадит, но зима обязательно наступит, а с ней и объем работ увеличится», — завершал заседание мэр Казани и поручил управляющим компаниям наладить диалог с жителями и договориться о графике уборки дворов, а населению предложил пойти навстречу труженикам лопат, освобождая проезжую часть от личных авто на время уборки снега.