Сегодня по всему миру стартовал долгожданный праздник шопоголиков — «черная пятница» Фото: Kena Betancur, gettyimages.com

«Я ОКОЛО 10 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ СЭКОНОМИЛ — КУПИЛ ТОЛСТОВКУ ЗА ПОЛТОРЫ»

Сегодня по всему миру стартовал долгожданный праздник шопоголиков — «черная пятница». Это услада для тех, кто предпочитает экономить и не привык переплачивать за покупки. В течение нескольких дней товары на полках интернет- и офлайн-магазинов представлены с головокружительными скидками. В Казани так называемая black friday с каждым годом расширяет свои границы. Грандиозные распродажи объявили торговые центры, магазины бытовой техники, интернет-магазины, автосалоны, фитнес-клубы, магазины косметики и мебели и др. Витрины магазинов выставили объявления с ярко-красными буквами SALE и скидками от 30% до 90%. Однако распродажа в России началась на день, а то и на недели раньше американской. Причем у российских ретейлеров black friday совпала с периодом предновогодних распродаж, но так или иначе во многих магазинах, прежде всего в сети интернет, цены снижены на определенную категорию товаров. 

ТРЦ «Южный» — ежегодный участник подобных событий. Дисконт на некоторые товары и услуги сегодня достигнет 60%, а двери «Южного» будут открыты до 00:00. Специально для гостей организаторы мероприятия готовят фотозону и шоу от аниматоров. Развлекательная программа стартует в 17:00. Также администрация торгового центра предлагает посетителям поучаствовать в розыгрыше зарубежных путешествий. Отметим, в 2016 году желающих получить халявные призы оказалось немало — местные шопоголики выстраивались в многочасовую очередь за призами.

В других торговых центрах города ситуация неоднозначная. В ТРК «Тандем» нашему корреспонденту отказались подтвердить или опровергнуть свою причастность к глобальной распродаже, лишь пояснив, что работать торгово-развлекательный центр будет в обычном режиме — до 22:00. В ТРК «Парк Хаус» скидки в известных масс-маркетах, таких как H&M, Zara и Bershka, стартовали сегодня, остальные магазины предлагают покупателям скромные 20–30%, в редких случаях — 50%. Массовое столпотворение можно заметить в магазине бытовой техники и электроники MediaMarkt. Розовые ценники с ударно низкими ценами висят по всему магазину. Клиентам предлагают беспроцентную рассрочку. «Черную пятницу» не пропустил и оператор розничной сети «Ашан», объявив скидки практически на все товары для дома, бытовую химию, продукты и игрушки.

Самую длинную очередь собрал магазин мужской молодежной одежды и обуви Outpac Фото: Анна Залялетдинова

Самую длинную очередь сегодня утром корреспондент «БИЗНЕС Online» встретил у магазина мужской молодежной одежды и обуви Outpac. По словам троих молодых людей, к дверям магазина они пришли еще в 3:00, а первые покупатели попали внутрь около 9:00 благодаря флаерам, которые магазин раздавал за сутки до распродажи.

Напомним, аналогичная ситуация была в 2016 году, когда у входа в магазин выстроилась многочасовая очередь. Чтобы попасть на краш-сейл (большую распродажу) люди простояли в ней до этого всю ночь.

— Я около 10 тысяч рублей сэкономил, купил толстовку за полторы, а раньше она 10 тысяч рублей стоила. Цены реально выгодные, — взволнованно рассказал корреспонденту нашего издания молодой человек примерно 17–18 лет. Он был одет тепло — в темный пуховик, серые спортивные брюки — и был явно доволен своей покупкой.


ТЦ «Мега» свои двери открыл, как и обычно, в 10:00. Буквально через 10 минут проходы между магазинами, снизившими цены, заполнились посетителями. В среднем цены снижены на 30–40%. В «Иль де Ботэ» скидки на популярные товары достигли 50%, а продлятся они до 30 ноября. «Мы снизили цены на бестселлеры продаж. К примеру, популярный аромат производителя Dior Home Sport стоимостью 5420 рублей теперь можно приобрести за 2710 рублей — очень выгодно», — рассказала корреспонденту администратор магазина Гульшат

H&M поддерживает «черную пятницу», но лишь скидками в 20%. Условие распродажи — покупка товара на сумму от 1,2 тыс. рублей. Популярный масс-маркет Zara о распродаже в 50% на некоторые товары объявил только сегодня. К 10:40 в примерочных магазина уже собралась очередь. «Я просто поехала с мыслью что-нибудь выгодно купить. Сейчас такие цены бешеные, что акции и распродажи перестали быть зазорными для людей, они готовы стоять в очередях, чтобы сэкономить», — поделилась мнением клиентка магазина.

В «Иль де Ботэ» скидки на популярные товары достигли 50%, а продлятся они до 30 ноября. Фото: Анна Залялетдинова

BLACK FRIDAY В АВТОГРАДЕ

Гораздо более прозаично аттракцион неслыханной щедрости проходит в Набережных Челнах. При входе в торговые центры автограда понять, что сегодня день грандиозных распродаж, сулящий отоваривающимся неимоверную экономию, весьма сложно. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал в торговом центре «Эссен Green», что на проспекте Вахитова — одной из самых посещаемых артерий города. Внешне ТЦ никак не выдавал причастность к распродаже. Хотя покупатели, подписанные на группу магазина в соцсети «ВКонтакте» получали уведомления, что на непродовольственную группу товаров скидки будут доходить до 70%. Столпотворения у касс не наблюдается, между прилавков и стеллажей с товарами не спеша ходят немногочисленные с утра покупатели, причем в основном пожилого возраста. Скидки если и есть, то в рамках обычных маркетинговых кампаний. К примеру, кружки со 133 рублей подешевели до 99, а подарочный набор с детским гелем для душа и шампунем до акции продавался за 210 рублей, а теперь магазин готов уступить его за 179. Словом, ничего необычного.

Зато в обувном магазине сети Zenden, размещенном в торговом центре «Одежда», скидки более очевидны. Еще с 22 ноября магазин уведомил казанских и челнинских клиентов о старте распродажи в группе «ВКонтакте». «Спешите! Black friday уже в ZENDEN. Грандиозная распродажа до 70%!» — гласит объявление. Корреспондент «БИЗНЕС Online» заметил, что в магазине автограда скидки на некоторые мужские модели доходят до 50% — с 7,5 тыс. рублей до 3,8 тысячи. На женскую обувь скидки действительно доходят до 70%, правда, сопутствующего им ажиотажа было не заметно, женщины не устраивали драк за редкие модели.

«Черная пятница» является отличным маркетинговым ходом для того, чтобы лишний раз привлечь покупателей в свой магазин Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРОДАВЦЫ ГАДЖЕТОВ ЖДУТ ДВОЙНОЙ ВЫРУЧКИ

Традиционное снижение цен в горячий период предновогодних продаж объявляют ретейлеры электроники. Как рассказал в телефонном разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы компании «Связной» Сергей Тихонов, компания ожидает роста посетителей минимум в полтора раза и двойной выручки. «По итогам „черной пятницы“ в 2016 году доход компании был равен двукратной выручке среднего показателя в ноябре», — заметил Тихонов. В «Связном» акция стартует 24 ноября и предлагает скидки до 50% на аксессуары и носимую электронику: смартфоны, планшеты и т. д.

В «Евросети» «черная пятница» проводится с 22 по 27 ноября. По словам управляющего поволжского филиала компании Филиппа Сапронова, компания также рассчитывает на рост выручки в 1,5–2 раза. «Ежедневно магазины и интернет-магазин „Евросети“ посещают более 2 миллионов человек, а в период акции трафик увеличивается минимум в два раза по сравнению с обычными днями. В прошлом году средний чек по аукционным товарам вырос втрое от обычного», — рассказал Сапронов.

«М.Видео» проводит собственную black friday уже несколько лет: в этом году распродажа стартовала в начале ноября со скидками от 10% до 80%, в зависимости от категории товара. «Трафик магазинов вырос на 20 процентов, онлайн-трафик — вдвое, рост продаж составил порядка 25 процентов», — заметила руководитель департамента по связям с общественностью «М.Видео» Валерия Андреева. По ее словам, наибольшей популярностью среди товаров пользуются смартфоны, телевизоры и кухонная техника.

Наибольшей популярностью среди товаров пользуются смартфоны, телевизоры и мелкая бытовая техника Фото: «БИЗНЕС Online»

КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ ИСПОЛЬЗУЕТ МАРКЕТИНГОВУЮ УДОЧКУ

«Сейл-эпидемия» коснулась даже автосалонов: группа компаний «КАН Авто» продлила «черную пятницу» до 30 ноября, но только для автомобилей марки Ford. Своим клиентам автосалон предлагает приобрести машину с выгодой до 270 тыс. рублей.

В сфере продаж авиабилетов также появилась «черная пятница». «Мы получили от „Аэрофлота“, от турецких авиалиний информацию о распродаже на определенных направлениях, — говорит замдиректора ООО „Скайлэнд“ Ирина Шебаева. — Но на мой взгляд, они несущественны. Сейчас в принципе низкий сезон, цены не затрагивают период рождественских каникул и актуальны для путешествий, как правило, до конца марта. На этот период и так авиакомпании часто объявляют распродажу». По мнению Шебаевой, больших скидок на билеты ждать все равно не приходится, ибо их стоимость состоит из тарифа — это 30%, а 70% — аэропортовые, государственные и страховые сборы... Они никак не меняются и остаются фиксированными, скидка распространяется только на тариф. И если она будет, то незначительная. Замдиректора ООО «Скайлэнд» утверждает: если вы очень хотите куда-нибудь полететь и не привязаны к конкретному дню и направлению, то можно поискать наилучший вариант по стоимости, тогда «черная пятница» поможет. 

В фитнес-клубе «Милтроник» впервые в этом году решили поучаствовать в акции и уронили цены на годовой абонемент чуть ли не в два раза. «Вы посмотрите, сейчас „черная пятница“ везде: и в телевизоре, и в интернете, и даже в продуктовых магазинах, — говорит совладелец клуба Ринат Хуснутлинов. — Как уж тут не участвовать!» По его словам, пока непонятно, насколько успешным окажется этот эксперимент, однако люди звонят, интересуются и бронируют. Он признался, что это самая низкая цена за все время существования клуба и общегодовую выручку стабилизируют за счет продаж более дорогих абонементов.

Предприниматель Адель Ягудин также начал посматривать в сторону этой акции, однако пока не придумал форму того, каким образом можно было бы принять в ней участие, поэтому для начала решил попробовать сделать скидку для подписчиков «Инстаграма» в 30% на посещение барбершопа и одной из кофеен. «Понятно, что офлайн-торговля также подтянулась за интернет-продавцами, никто не хочет терять клиентуру, — говорит Ягудин. — Для многих магазинов это лишняя возможность пошуметь и скинуть лишний товар. Тут вопрос стоит не всегда в том, чтобы заработать, а в том, чтобы просто привлечь к себе внимание. К примеру, я о существовании одного спортивного магазина даже и не знал, пока не наткнулся на его скидку в пятницу».

На удивление, Казанский кремль также использовал маркетинговую удочку и предложил экскурсию по ночному городу со скидкой.

Впрочем, есть и те категории ретейла, которые проигнорировали массовую распродажу. Пиар-менеджер сети строительных гипермаркетов «Мегастрой» рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online», что их сеть сознательно не стала участвовать в пятничной истерии. «Мы не накручиваем цены, чтобы их потом снижать, — говорит она. — Они у нас всегда невысокие. Да и интерес со стороны покупателей, мне кажется, к „черной пятнице“ снижается. Если раньше люди как-то верили скидкам, то теперь они отслеживают цены и видят, что их все же обманывают. Это присуще нашей стране. Мне сложно сказать, почему продавцы у нас так поступают». 

«Единственный выход уберечься от негативных последствий «черной пятницы» — это четко знать, что конкретно тебе необходимо, а не блуждать по магазинам в надежде скупить что-то по дешевке» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПОКУПАТЕЛЬ ОДНОЗНАЧНО ДЕЛАЕТ ОШИБКИ ПРИ ПОКУПКЕ В ЭТОТ ДЕНЬ, ЧТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ВИЗИТУ К ПСИХОЛОГУ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» выразили свое отношение к тому, как мировая распродажа прижилась в России.  

Римма Федяева — доцент кафедры конфликтологии КНИТУ-КХТИ, психолог: 

— «Черная пятница» является отличным маркетинговым ходом для того, чтобы лишний раз привлечь покупателей в свой магазин и избавиться от залежалого товара. Вы обратите внимание, что мало где можно найти скидки на новую коллекцию. Те, у кого есть свободные деньги, действительно могут знать, в каком бутике или сети можно купить вещь действительно по выгодному предложению, а вот средний покупатель однозначно делает ошибки при покупке в этот день, что может привести к тому, что человеку придется обращаться к психологу. Шопинг обычно должен вызывать приятные эмоции, однако в акционные дни, как правило, товар возврату не подлежит, отложить его для того, чтобы подумать, также нельзя, поэтому люди совершают необдуманные и часто ненужные покупки, отчего могут потом расстраиваться. Плюс ко всему все это приправлено общей истерией, сарафанным радио, что усиливает желание что-нибудь обязательно купить в этот день. Особенно необдуманные траты люди совершают в интернет-магазинах, где нет возможности пощупать товар.

Часто магазины делают скидки на так называемую дисконтную карту, когда какая-то часть от стоимости товара переходит в качестве бонуса на следующую покупку. Как правило, эти бонусы действуют ограниченное время. Но ты же уже все себе купил, однако ощущение халявы заставляет тебя снова возвращаться в магазин и снова тратить деньги. Единственный выход уберечься от негативных последствий «черной пятницы» — это четко знать, что конкретно тебе необходимо, а не блуждать по магазинам в надежде скупить что-то по-дешевке.

«У нас все же потребительская психология иная. Доля импульсных покупок гораздо ниже, чем на западе, люди планируют покупки заранее»
Фото: Анна Залялетдинова

Василий Юзенчук — совладелец маркетингового агентства Risemaker:

— Есть ряд брендов, которые поступают по классической схеме: делают надбавку на стоимость, потом ее снижают, получается такая же цена, как в обычные дни. А есть те, кто действительно устраивает распродажу, скидывает цены на какие-то позиции для того, чтобы привлечь покупателя в магазин. Тот же App Store делает скидку не на товары-драйверы, а на аксессуары. Часто люди скупают все по инерции, не зная классической стоимости товаров в обычные дни, и сметают все. В ретейле также есть определенная хитрость. Скажем, есть условное молоко за 50 рублей, цену на которое покупатель знает хорошо. Если оно стоит 70 рублей, то клиент понимает, что и все остальное в этом магазине на столько же дороже. Но можно и скинуть его до 30, тогда у человека появится иллюзия, что и все остальное стоит дешевле. На все товары цены знать невозможно. И если выборочно снизить цены на те товары, которые человеку понятны, то все остальное можно продать либо с меньшей скидкой, либо по стандартной цене.

Как минимум в этот день растет покупательский поток, поскольку российский потребитель уже привык к этому явлению. В интернет-магазинах это работает очень хорошо, поскольку факт импульсной покупки там гораздо сильнее, ну и в России более привычно покупать вещи именно там, поскольку у нас это не ретейловая история. Это в Америке все ломятся в магазины. Но у нас все же потребительская психология иная. Доля импульсных покупок гораздо ниже, чем на Западе, люди планируют покупки заранее. И нужно покупателя приучать к «черной пятнице», как это происходит в Америке, чтобы можно было действительно с пользой потратить свои деньги.

Для ретейла это информационный повод в первую очередь. Скидка без объяснений всегда вызывает у потребителя подозрение, а «черная пятница» — это отличное объяснение.