В челнинской администрации сегодня решили собрать местных товаропроизводителей, чтобы обсудить с ними два самых больных вопроса — проблему входа в торговые сети и их требования к поставщикам Данил Хамитов и Рузиль Галимов
Фото: mert.tatarstan.ru

«Я УЖЕ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА ДЕНЬГИ ОТ «ЭССЕНА» НЕ МОГУ ПОЛУЧИТЬ»

В челнинской администрации сегодня решили собрать местных товаропроизводителей, чтобы обсудить с ними два самых больных вопроса — проблему входа в торговые сети и их требования к поставщикам. Для этого пригласили поставщиков 9 районов Закамья из Агрыза, Елабуги, Заинска, Менделеевска, Мензелинска и других, а также представителей торговых сетей. Модерировать мероприятие поручили Гузель Гилязовой, начальнику управления экономического развития и поддержки предпринимательства, а помогать ей в этом и выслушивать претензии фермеров и поставщиков отрядили из Казани группу из двух человек — заместителя председателя и секретаря рабочей группы по расширению рынков сбыта местных товаропроизводителей при минэкономики РТ Данила Хамитова и Рузиля Галимова.

Для начала Галимов кратко проанонсировал работу своей рабочей группы, которая была создана по поручению президента Татарстана Рустама Минниханова. По его словам, требования, которые предъявляют сети к поставщику, прозрачны, но сам производитель зачастую к ним не готов. Поэтому одна из задач рабочей группы — решить эту проблематику взаимодействия. Кроме того, необходимо сформировать перечень товаропроизводителей, которые готовы на текущий момент предоставлять свою продукцию в торговые сети. «На текущий момент есть различные министерства и ведомства, взаимодействующие с производителями и сетями, но нет обобщенного списка, — констатировал докладчик. — До конца года будет сформирован реестр, куда войдут те производители, которые готовы поставлять в сети свой товар, и те, кому необходимы изменения в части производственного процесса либо в части объединения с другими производителями в кооператив».

Следующая задача после создания списка поставщиков — выстроить диалог между сетями и поставщиками. Необходимость такого диалога Галимов подкрепил цифрами. По итогам 2016 года 27% составила доля оборота торговых сетей в общем объеме розничной торговли страны. При этом 56% россиян совершают покупки в крупных сетевых магазинах. «На текущий момент производителю без торговых сетей деваться некуда, — сделал вывод Галимов. — Есть ярмарки, киоски, магазины, но выход в торговую сеть для каждого производителя — это план на будущее. Да и потребитель уже не хочет ходить и искать по разным магазинам один товар, другой, третий... Нам хочется прийти в торговую сеть и купить там все». Поэтому секретарь рабочей группы  посоветовал присутствующим фермерам и поставщикам товаров чаще общаться с руководством торговых сетей тет-а-тет. «Есть электронный документооборот, есть электронная почта, звонки по телефону. Но этого мало — нужно просто пообщаться. И, возможно, производитель, услышав экспертное мнение торговой сети, подстроится и будет работать. У нас есть такой удачный опыт. Производитель встретился с представителем торговой сети, пообщался с ним, понял, что на сегодня он не готов по штрихкодированию, по упаковке. А через полгода он пришел уже подготовленный, и сеть его одобрила. Конкуренты увидели, что он там продается, и тоже взяли его к себе», — сразил наповал своим примером Галимов.

Посетовал чиновник и на то, что имеются такие производители: вроде хорошие хозяйственники, но с маркетингом у них беда. Поэтому он призвал таких поддаться всеобщей тенденции и влиться в торговые сети, которые развивают собственные торговые марки. «Есть московская сеть „ВкусВилл“, у них 300 магазинов, и почти 95 процентов продукции под собственной торговой маркой. Но торговые сети делают сильный акцент на контроль качества той продукции, которая идет под СТМ, он даже должен быть завышен, потому что нарушение качества в одной продукции потом распространяется на всю линейку», — сказал секретарь рабочей группы по расширению рынков сбыта местных товаропроизводителей при минэкономики РТ.

Под конец доклада Галимов призвал поставщиков, которым не хватает объема знаний для роста своего производства, объединяться в кооперации. «Сети заинтересованы в них. За рубежом основные продажи осуществляются через сельхозкооперативы», — подытожил он и предложил присутствующим задавать вопросы.

Однако уже первый вопрос от фермера Насима Давлетова, который поставляет картошку, морковь и свеклу, застал докладчика врасплох.

— Вы вот приглашаете торговые сети, хотите создать кооперации, а торговые сети деньги не возвращают. Вот я уже в течение года деньги от «Эссена» не могу получить, от торгового дома «Дуслык». Для них эти миллионы маленькие, а мы кредиты закрываем, субсидии. Торговые сети строятся, а нам нельзя, что ли? Идешь и говоришь: «Абзый, отдай наши деньги!»

— А вы обращение писали им? — удивленно поинтересовался Галимов.

— Я уже готов судиться с ними. И договоры есть, а деньги не возвращают. А потом еще, по-народному выражаясь, откат — 15 процентов, — затронул тему ретробонусов Давлетов. — Как это понять? Мы выращиваем, платим, огромные затраты несем. Вот вы хотите создать маркетинг — никак это не получится.

— Смотрите, у вас 5 процентов берут на все проблемы взаимодействия с торговой сетью, — стал объяснять Галимов. Однако в зале поднялся гул среди тех, кто с этим процентом не согласился. Но Галимов продолжил: 5% установлено законодательством, раньше было 10. «Кроме этого по маркетингу что могу сказать: минсельхозом выдвинута инициатива по субсидированию затрат производителя на маркетинг, продвижение своего товара до 50 процентов».

По поводу же годовой задержки в оплате от «Эссена» представитель министерства предложил фермеру встретиться и поговорить отдельно.

«А чего вы договор не выполняете, почему не поставляете?» Вот такая чехарда», — с болью в сердце поведал Минеханов / Фото: «БИЗНЕС Online» 

«КАКИЕ ОТКАТЫ? 5,10, 15 ПРОЦЕНТОВ... ЗА ЧТО?»

Эстафету от Давлетова перехватил глава КФХ, председатель ассоциации крестьянских и фермерских подворий Тукаевского района Минталип Минеханов, бессменный участник подобных мероприятий. На сей раз он поднял проблему того, как сети в обход договора с поставщиком берут товар у других. «Мы уже несколько раз и перед высшим руководством поднимали этот вопрос, но он не решается. Мы, фермеры, и сети должны быть партнерами. А сети как делают? Ты везешь продукцию, договор заключен. Во-первых, это не договор, а диктат. Их мудрые юристы в 5 - 6 местах этот договор пишут, а если ты что-то начинаешь исправлять, говорят: нет, не пойдет. Второе — мы договариваемся по картофелю по 10 рублей. Все, ладно, берут нашу картошку. А вдруг какой-то посторонний поставщик появляется и говорит: по 9,50 берите у меня. Они к нему бегут, а у того потом резерв кончается, они возвращаются к нам и говорят: «А чего вы договор не выполняете, почему не поставляете?“ Вот такая чехарда», — с болью в сердце поведал Минеханов.

Еще одна вечная тема — весовой контроль. «Это бич республики! — восклицал Минеханов. — Фуры загружаем, общая грузоподъемность написана — 37 тонн. Математику прикиньте! Мы грузим 19 тонн. Резерв — еще 16 тонн. А мне говорят: на ось перегруз. И нас, поставщиков, наказывают, и водителя загоняют на штраф-стоянку. Я открытым текстом говорю: серьезные объемы картофеля мы поставляем и городу, и в другие точки, но я уже собираюсь сегодня это дело бросать. Ты такой воодушевленный везешь эту продукцию — и хоп, с двумя лычками сержант или кто появляется на весовом контроле и плюет тебе в морду за эту работу. Давайте мы порядок наведем в этом!»

Выразил свое сомнение фермер и по поводу кооператива: «Мы у себя в районе этот кооператив создаем, но без поддержки государства это не получится. В свое время Райпотребсоюзы, Татпотребсоюзы — им государство из бюджета дало возможность построить серьезные объекты. Чтобы в торговые сети поставлять, в кооперативе должны быть и охлаждаемые склады, и фасовки, и упаковки, а это очень дорогостоящее оборудование. У нас проект этой работы на 30 миллионов. А ваши субсидии по гранту — 30 процентов. На этом далеко не уйдешь. Когда НДС убирается, остается 25 процентов. Поэтому тут программа такой должна быть: 20 процентов — наше, 20 процентов — региона и минимум 60 процентов — России. Тогда что-то будет двигаться».

Далее слово взяла поставщик продуктов Татьяна Кондратьева, которая, по ее словам, уже имеет опыт работы с торговыми сетями, но в итоге предпочла все же обходиться без них. Причиной назвала «произвол, который они творят». «Сегодня вы вышли с очень хорошим предложением, но нужно начать не с этого. Нужно создать регламент: республика должна быть заинтересована в работе товаропроизводителей Татарстана, и она должна диктовать условия сетям, — высказала предпринимательница свое мнение. — Какие договоры должны составляться, какие откаты, в каком виде, за что? 5, 10, 15 процентов... А за что? Очень низкие цены предлагаются в сетях, просто убивают этим до невозможности. А сами делают наценку, о которой мы только мечтаем. У нас прибыль в 10 раз меньше, чем они зарабатывают на наших товарах. Это вообще невыносимо. Кроме того, у них отсрочка платежа — 90 дней. Но даже после 90 дней я сколько ходила, я плакала — кое-как выбила деньги».

Далее Кондратьева затронула ту же самую проблему договоров поставки с сетями, которые, по ее мнению, составлены с учетом интересов только одной стороны: «Заключили договор, а потом по какой-то причине не взяли [товар], передумали. У них там власть поменялась, поменялись менеджеры, но эти проценты, которые тебе заложили по сумме договора, ты обязан оплатить. То есть в конечном результате никакой прибыли, никакого дохода нет. Да, они чинят произвол. Поэтому и надо регламент создать, поставить им условия, заставить их работать с местными товаропроизводителями. Спросите у нас, с какими проблемами мы столкнулись. Мы изучили все тонкости работы с сетями, мы приспособились, но в результате все равно ушли от них. И многие сейчас уходят, потому что выгоднее взять в аренду площадь, хоть у той же самой сети, и самим продать».

Хамитов начал было объяснять про отсрочку, что есть законодательство РФ и изменить его локально, только в Татарстане, невозможно. Но Кондратьеву это не успокоило: «Почему это вы не можете? Все вы можете. Это же не только наши проблемы. В первую очередь это ваши проблемы». Кто-то из зала, поддерживая выступающую, выкрикнул, что 90 днями отсрочка не ограничивается, выбивают производители деньги и полгода, и год, а иногда и до суда дело доходит. «Да ничего не изменится, если в судебном порядке взыскивать, — продолжила женщина. — Это же надо еще время потратить и деньги. А что дальше?»

Затем Кондратьева упомянула иностранцев как активных инвесторов, размещающихся в Татарстане. «Вот все носятся с этими китайцами да турками — то да се, — продолжила она. — Но китайцы и без нас проживут. А почему на нас — местных товаропроизводителей — внимания не обращают? Это же неправильно».

Хамитов, резюмируя выступление Кондратьевой, попросил написать обращение на имя руководителя рабочей группы минэкономики. «Есть такой проект „Честная цена“, — сказал модератор, — курирует его Яровая, председатель комитета Госдумы РФ. А на уровне республики — Хадеев Тахир Галимзянович. Мы его специально включили в нашу рабочую группу, чтобы он такие обращения мог курировать и мониторить. При получении такого обращения он готов выходить на связь и сам разговаривать с сетями — почему такие вещи происходят».

«ПУСТЬ СРАЗУ ПЛАТЯТ — И ФАКТОРИНГОВ НЕ НАДО»

Затем Хамитов рассказал о мерах поддержки для МСП, которые действуют в Татарстане. Упомянул, в частности, гарантийный фонд, который может давать поручительство на сумму до 30 млн рублей для получения банковского кредита. Решение в фонде принимается в течение 5 рабочих дней. Рассказал выступающий и про Региональную лизинговую компанию, совместный проект Татарстана и корпорации МСП. «Данный проект ориентирован исключительно на оборудование, промышленное либо сельскохозяйственное, — поставил Хамитов в известность предпринимателей. — Условия получения лизинга достаточно льготные: 6 процентов годовых для российского оборудования, 8 — для иностранного, сумма — от 5 до 200 миллионов рублей». Упомянул чиновник и о микрофинансовом займе. Кстати, всего неделю назад по нему были приняты новые условия. По ним сумма предоставляемого кредита составляет от 100 тыс. рублей до 3 млн, ставка — 8%, срок — от трех месяцев до трех лет, рассматривается заявка не более 10 рабочих дней.

«Как уже было замечено, при работе с сетями в первую очередь встает вопрос отсрочки платежа, — продолжил Хамитов. — Раньше закон разрешал ее устанавливать на срок до 90 дней, теперь только до 60. Соответственно, если нормативы превышаются, нужно обращаться к нам. При отсрочке платежа предпринимателя возникает кассовый разрыв: пока он не получил деньги, он не может вести следующий этап работы. Для этого и существует факторинг. То есть мы выплачиваем вам деньги, как только вы поставляете товары в сеть, и далее мы уже взаимодействуем с торговой сетью. Мы сами получаем от них оплату. Процентная ставка по факторингу составляет от 12 до 20% в зависимости от условий. Если не ошибаюсь, рыночная ставка — 25 - 35 процентов. Это прямой инструмент для работы с торговыми сетями, который позволяет вам не отвлекаться на поиски заемных средств».

Однако спич Хамитова не произвел на собравшихся особо положительного впечатления, особенно часть, которая касается факторинга. Из зала зазвучало: «Ставка ниже рыночной, но ненамного»; «Почему мы должны заниматься факторингом, лизингом? Надо заставить сети делать предоплату. Пусть делают, раз покупают наши продукты»; «Пусть сразу платят — и никаких факторингов не надо»; «Мы выпустили продукцию, мы свою работу сделали. Пусть сети оплачивают. Пусть хотя бы 50 процентов предоплаты сделают, чтобы мы могли хотя бы закупить материалы» и так далее.

«Мы работаем над этим, — не смутился Хамитов. — Выходим с законодательными инициативами в федеральные органы власти. Закон „О торговле“ — один из самых обсуждаемых, в него каждый год вносятся изменения. Например, если раньше ретробонус был 10 - 15 процентов, то сейчас снижен до 5 процентов». Однако и эти слова вызвали недовольный ропот в зале. Смысл высказываний сводился к одному: сети богатеют, а производители разоряются. Модератор опять упомянул о проекте «Честная цена» и посетовал, что, когда просишь людей написать обращение, «они почему-то не могут приложить бумагу». «Потому что контракты боятся потерять. Чтобы не создавать себе врагов, вот и не пишут», — честно ответили из зала.

«В компанию «Челны-хлеб» входит несколько взаимосвязанных предприятий, и мы работаем над созданием некоего кооператива»Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВОТ ТАК ВОТ ШИКАРНУЮ ПРОДУКЦИЮ К ВАМ ВОЗИШЬ И СТОИШЬ ТАМ ЧАСАМИ!»

Выступления второй стороны встречи — торговых сетей — открыла представительница ТД «Челны-хлеб» Лариса Пыркина. Пока она шла к трибуне, производители, опять же выкриками с места, дали понять, что к этой компании претензий нет. Она платит вовремя и даже с предоплатой. Пыркина же рассказала о проекте, над которым холдинг сейчас работает. «В компанию „Челны-хлеб“ входит несколько взаимосвязанных предприятий, и мы работаем над созданием некоего кооператива, — рассказала выступающая. — Целью проекта является кооперирование наших взаимозависимых структур с фермерскими хозяйствами». По словам Пыркиной, в кооператив должны входить ТД «Челны-хлеб» как сеть из 56 магазинов, отвечающая за реализацию фермерской продукции, «Челны-фуд» как мясопереработчик, имеющий оборудование по фасовке и упаковке продукции, «Челны-логистик», занимающийся складской и транспортной логистикой, и, конечно, фермерские хозяйства, а также иные поставщики фермерской продукции. «Мы готовы в своих магазинах выделить полочное пространство для продукции местного производства, — сообщила Пыркина. — Нам интересна фермерская продукция, мы готовы кооперироваться с вами. Но что такое кооператив? Это когда мы вместе зарабатываем деньги и, соответственно, по долям в кооперативе их делим. То есть мы не сдираем с вас проценты, о чем здесь ранее говорилось».

Сергей Левченко — еще один представитель сетей, руководитель отдела закупок ООО «Эссен Логистик» — пояснил, что занимается закупками свежих овощей и фруктов и очень хорошо осведомлен, что фермерские хозяйства испытывают определенные сложности при работе с торговыми сетями. Но, по его словам, есть фермеры, которые никаких трудностей не испытывают. Это хозяйства, которым «Эсссен Логистик» помогает в том числе софинансированием. Среди тех, кто работает с «Эссеном» по этой схеме, он назвал фермеров из Сармановского, Елабужского и Бавлинского районов.

«Основная проблема у нас в работе с фермерами состоит в диалоге. Я полтора года занимаюсь свежими фруктами и овощами, произвожу отбор. Признаюсь, знаю, к сожалению, совсем немногих из вас. Мой телефон доступен, он есть на нашем сайте в интернете. Мы всегда открыты к общению с вами. Критерии поставки у нас ясны и понятны: продукция просто должна быть качественной и должен быть согласован объем продукции. Но есть и обратная сторона медали, если говорить о местных сельхозтоваропроизводителях. Порой доходит до абсурда, приезжают пьяными», — заявил, обращаясь к фермерам, представитель «Эссен Логистик», после чего предложил после заседания всем тем, у кого есть вопросы к ретейлеру, встретиться здесь же и проговорить все нюансы и проблемы. — Корень всех проблем я вижу в отсутствии диалога между фермерами и торговыми сетями, из-за которых и возникают все вопросы».

«Я в прошлом году в августе месяце поставлял в „Оптовик“ продукцию и через год только деньги получил, в начале октября мне закрыли прошлогодние долги», — встал и высказал свою претензию „Эссену“ обрадованный появлением представителя этой сети Давлетов. — Хотел на прием к руководству прийти, меня не пустили просто. Я не любитель заниматься бумажными работами, поэтому я просто взял и свернул работу с вами. Как после этого мы к вам снова пойдем? Кого-то, может быть, вы и финансируете. Когда вы свою базу только начинали строить, я вам поставлял свою продукцию. А сейчас вы в своих магазинах мою же продукцию продаете, но закупаете ее через посредников! Весь прошлый год продавали мою продукцию! Посредникам вы почему-то платите деньги, а нам, фермерам, нет!» — заявил он, после чего высказал еще одну проблему, которая возникает уже при сдаче продукции в распределительный центр компании. «Мы машины арендуем для доставки продукции к вам, у нас нет больших денег, чтобы свои фуры иметь, заказываем машину, оплата почасовая. Обращаюсь к приемщице, ее зовут Каусар Туктаровна: рими,  говорю, продукцию, пожалуйста, оплата почасовая. А она мне в ответ: „Если ты такой настырный, вообще можешь свою продукцию не выгружать“. Прямым текстом это говорит!»

Левченко смог оправдаться лишь тем, что эта нерадивая женщина в компании уже не работает.

— Да какая разница, работает или нет! Другая придет — такая же будет! — вскипел фермер. — У вас на приемке девушки работают, которые даже не выслушают тебя — свои ГОСТы придумывают. Ты привез картошку или морковку, она спрашивает: «Почему эта длинная?! Почему эта короткая?!» Фраза фермера вызвала в зале смех.

— У нас есть требования, они известны: морковь должна быть длиной от 15 до 20 сантиметров, — заявил ему в ответ главный закупщик овощей и фруктов торговой сети.

— А почему деньги наши сразу не возвращаете, только через год? — перевел вопрос в финансовую плоскость фермер. На это Левченко заявил, что с этим вопросом фермер лично к нему не обращался, но он готов узнать, почему тот так и не смог получить все положенные ему средства сразу.

— Не должно быть такой системы, когда фермер для того, чтобы получить свои деньги, должен доходить до первого руководителя, — высказался кто-то из зала.

— По 12 часов машина ждет у вас разгрузки. Это по деньгам очень дорого для нас, — предъявил уже озвученную претензию кто-то еще.

На это Левченко опять же заявил, что овощи и фрукты должны приниматься без очереди. «И когда вас сдвигают в конец очереди, это неправильно, и вы должны об этом знать. Взаимные обвинения можно выдвигать сейчас очень долго. Вся проблема в недостатке общения», — призвал в очередной раз к диалогу фермеров представитель торговой сети.

«Когда я к вам, сам за рулем, 68-летний человек привожу картошку или капусту, там приемщица промышленные товары принимает и говорит мне: „Ну-ка, бабай, давай-ка отсюда свой „КАМАЗ“ передвинь, мне надо вот эту машину поставить здесь и выгрузить“. Вы же таким отношением весь наш патриотизм в выращивании этого продукта распыляете! Ваши товароведы сами же говорят, что продукция у меня шикарная. Вот так вот шикарную продукцию возишь к вам и стоишь там часами!» —  эмоционально рассказал историю своих взаимоотношений с приемщиками «Эссена» фермер Минеханов.

Хамитов попросил присутствующих не скатываться к сплошной критике представителя торговой сети, мол, он для того и пришел сюда, чтобы наладить конструктивный диалог, на что тот же Минеханов продолжил: «Вы очень правильные вещи говорите. У нас на аналогичных встречах на всех уровнях власти разговор идет так умиленно, что мы так друг друга уважаем. А потом, когда начинаешь звонить, чтобы решить тот или иной вопрос, или дозвониться не можешь, потому что телефон всегда занят или слышишь в ответ, что чиновник занят, его нет на месте, он на совещании или уже уехал. Я за свои 52 года трудового стажа с этим очень часто сталкивался», — заявил он, после чего призвал руководителя отдела закупок «Эссена» после этой встречи наладить и уже не терять контакта с фермерами.

Лев Трофимов, представитель компании «Полимер-Поволжье», занимающейся производством полимерной и стеклопластиковой продукции, поинтересовался у Левченко критериями отбора поставщиков. По его словам, после того как он изучил критерии отбора, то пришел к выводу, что его компании вообще нецелесообразно сотрудничать с ретейлом, поскольку входная цена на позицию в сеть превышает маржу производителя в десятки раз.

Однако Левченко, сославшись на то, что отвечает только за свежие овощи и фрукты, пообещал лишь напрямую связать Трофимова с руководителем, отвечающим в компании за развитие профильного направления, чтобы тот и объяснил критерии отбора.

В завершение встречи Гилязова высказала консолидированное мнение о том, что мероприятие, безусловно, стало полезным как для товаропроизводителей, так и для представителей торговых сетей, и призвала обращаться к ней с новыми предложениями по организации аналогичных встреч. Муниципалитет, по словам начальника управления экономического развития и поддержки предпринимательства, с радостью окажет содействие.