Игорь Панарин Книга Игоря Панарина, представленная в Москве, призвана вооружить Россию против ее извечных «врагов-англосаксов» Фото: ©Владимир Астапкович, РИА «Новости»

«ЗА СУТКИ ДО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЛАДИМИРА ПУТИНА В МОСКВЕ БЫЛИ ЭВАКУИРОВАНЫ 120 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК»

«8 ноября альянс НАТО объявил о создании центра киберопераций. Таким образом, сделан новый шаг в разработке концепции гибридной войны», – предупреждает политолог и действительный член Академии военных наук Игорь Панарин. О том, как сегодня выглядит теория скрытых операций и диверсий, он рассказал в недавно изданной книге «Гибридная война: теория и практика». Презентация этого солидного труда состоялась в Москве в Школе здравого смысла. Среди слушателей лекции, которая длилась более двух с половиной часов, оказался и корреспондент «БИЗНЕС Online».  

По словам Панарина, еще 9 марта 2014 года 16 офицеров киберцентра НАТО прибыли в Киев, чтобы организовать на месте информационное обеспечение. «Конечно, надо понять, что против нас будет только развиваться эта система», – считает политолог, добавляя, что три года назад мы потерпели идеологическое поражение на Украине, однако воссоединение с Крымом – «большой успех».

«Несмотря на наши недоработки в этой информационной сфере, у нас произошло несколько важнейших событий», – полагает Панарин, помещая в этот ряд не только присоединение полуострова, но и «войну 08.08.08», то есть «действия РФ против агрессии Михаила Саакашвили в 2008 году», а также успешную, с его точки зрения, сирийскую кампанию.

«Гнездо ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» прим. ред.), которое было предназначено для того, чтобы потом террористически вспороть Россию со стороны Кавказа и Центральной Азии, было ликвидировано», – заявил оратор. По мнению Панарина, так называемая ДАИШ – это орудие гибридной войны англосаксонского мира против Евразии.

Компонентом гибридной войны рассказчик назвал и телефонный терроризм, отметив, что за последний год произошел рост террористической активности в мире. К примеру, за сутки до дня рождения Владимира Путина, который отмечался 7 октября, в Москве было эвакуировано 120 тыс. человек (из больниц, университетов и торговых центров). А 5 ноября были эвакуированы люди из ГУМа, Большого театра и  гостиницы «Метрополь». Из Большого театра в общей сложности пришлось вывести 3,5 тыс. человек. 5 ноября в столице были задержаны 360 человек. «5 ноября – День военного разведчика. Думаю, что выбор этой даты не случаен», – заключил Панарин.

Что касается классического террора, то на этот счет Панарин привел цифры: в 2016 году в мире в общей сложности произошло 249 терактов, а к текущему моменту в 2017 году – уже 380. Из них в 2016 году 55 терактов случилось в Афганистане, а в этом году уже 165, то есть почти в три раза больше. «Это при том, что в Афганистане есть войска НАТО, введенные туда якобы для стабилизации обстановки. То, что в Афганистане ситуация идет в раскачку, не сулит нам ничего хорошего», – грустно констатировал ученый.

Политолог считает, что в гибридной войне участвует не только военно-политический блок НАТО, но и транснациональные корпорации. В качестве целей гибридной войны докладчик выделил дезинтеграцию государства, изменение внешнеполитического курса, замену руководства на лояльные режимы и установления контроля со стороны других государств или транснациональных корпораций. Кстати, Панарин этим летом проводил исследование, по итогам которого выяснил, что 76 процентов людей считают, что основное орудие гибридной войны – дезинформация. «Информационная борьба является ядром гибридной войны. Но тем не менее и терроризм, и экстремизм, и многие другие компоненты входят в гибридную войну»,– заметил доктор политических наук.

«Тише, тише, тише», – пытался между тем успокоить зал ведущий Школы здравого смысла. Люди к середине лекции уже начали активно переговариваться между собой, видимо, думая, какой вопрос задать Панарину после его длинного монолога о гибридной войне.

45-й президент США Дональд Трамп победил на выборах в «жесткой информационной войне с применением новых технологий» 45-й президент США Дональд Трамп победил на выборах в «жесткой информационной войне с применением новых технологий» Фото: Mark Wilson / Staff / gettyimages.com

«ПРИ ТАКИХ РАСКЛАДАХ ТРАМПУ НАДО ИМЕТЬ ЖЕЛЕЗНЫЕ НЕРВЫ»

Политолог считает, что в теории и практике гибридной войны мы отстаем от Запада и, в частности, связывает это с тем, что мы позже американцев составили свою доктрину информационной безопасности (новый вариант утвержден президентским указом от 5 декабря 2016 года – прим. ред.). «Россия отличается тем, что у нас первая подобная доктрина появилась в 2000 году, – объясняет Панарин. – Я в ее разработке принимал непосредственное участие. Текст был готов уже в 1997 году, а подписал ее только Путин. Это его заслуга».

«1992 год – их [западная] директива на этот счет, – просчитывает шаги конкурентов Панарин. – Затем 1998 год – доктрина информационных операций. Они впервые там ввели понятие оборонительных и наступательных информационных операций. Наступательные информационные операции могут проводиться и в мирное время. Вот принципиальный вывод. В 2006 году у них уже был сделан упор на интернет». По мнению писателя, в нашей стране все еще недооценивают роль социальных сетей, хотя этот пункт необходимо было прописать в новой редакции доктрины.

В настоящее время новые технологии будут внедряться в систему государственных структур США, говорит Панарин и отмечает, что 45-й президент США Дональд Трамп победил на выборах в «жесткой информационной войне с применением новых технологий». Панарин в целом выразил восхищение тем, как Трамп использовал социальные сети и интернет в качестве инструментов при победе на выборах. По его мнению, он это все правильно сделал, понимая, что все глобальные СМИ выступают против него. Также он сказал, что изначально был уверен в победе мистера Дональда на выборах.

«Я участвовал в разных ток-шоу и поспорил с Майклом Бомом (американский журналист и политический обозреватель, известен как „янки для битья“ на российском телевиденииприм. ред.), кто победит на выборах. Он сказал мне: „Ты не знаешь Америки. Победит Клинтон. И даже нечего говорить“. Единственное, о чем жалею, что не поспорил с ним на что-то материальное. Я ему сказал, что победит Трамп. И Бом признал потом свое поражение», – рассказал Панарин.

«Оценка Трампа как некого волюнтариста, который случайно занял пост президента, не соответствует реальности, – уверен политолог. – Я напомню момент инаугурации президента США, когда за сутки CNN выступает официально с „гипотезой“, что Трампа застрелят во время церемонии. При таких раскладах нужно иметь железные нервы для того, чтобы это все провести. Второе – Трамп выделил в 5 раз больше финансовых ресурсов на работы в социальных сетях. При том что общий финансовый бюджет у него был в два раза меньше, чем у Клинтон. Трамп, по сути, переиграл на выборах Клинтон на ее поле и обеспечил через „Твиттер“ выход в информационное поле, минуя глобальные СМИ, которые все поддерживали Клинтон».

Как полагает Панарин, основная задумка Трампа состояла в быстрой реформе разведывательного сообщества. Но ее мог осуществить только бывший директор разведуправления минобороны США Майкл Флинн. «Умный, жесткий и лояльно относящийся к России, – подчеркивает писатель. – Ошибка Трампа в том, что он его убрал. Трамп думал, что, если он отправит Флинна в отставку, от него отстанут. Трамп пошел у них на поводу, но он не сломался, с моей точки зрения. Контригра на либеральном поле характеризует его как бойца, как человека, который будет свою линию проводить».

В декабре 1991 года Вадим Бакатин передал США все схемы подслушивающих устройств, находившихся в американском посольстве в Москве В декабре 1991 года Вадим Бакатин передал США все схемы подслушивающих устройств, находившихся в американском посольстве в Москве Фото: Olga Kuzischina, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

КАК БЫВШИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КГБ СССР ПРЕДАЛ СВОЮ СТРАНУ

Медиасистему, похожую на американскую CNN, мы создали лишь в 2005 году, говорит Панарин. Между тем СNN основали еще в 1980 году. «Разве у СССР не было денег для того, чтобы создать аналогичную медиасистему? – задается риторическим вопросом политолог. – Наши журналисты, получающие большие деньги на государственных ресурсах, находясь за границей, совершенно не занимаются выстраиванием государственно-информационной линии, то есть их никто не контролирует и не выстраивает в единую систему».

Однако, по мнению Панарина, летом 2016 года мы провели успешную операцию контргибридной войны по срыву военного переворота в Турции. «Основной задачей этого переворота было прекратить транзит наших грузов через пролив. Тогда бы наша сирийская кампания завершилась полным провалом. Но нам удалось предотвратить переворот, сохранить Реджепа Эрдогана, который и дальше продолжает двигаться то влево, то вправо. Но тот режим, который мог бы прийти ему на смену, оказался бы абсолютно антироссийским, и для нас это несло бы угрозы», – считает политолог.

Но мы должны понять, что в нашей истории были и триумфы, и негативные моменты, отметил Панарин, рассказав о скандальном поступке последнего председателя КГБ Вадима Бакатина. В декабре 1991 года Бакатин, который на тот момент занимал пост руководителя межреспубликанской службы безопасности (структуры, созданной после августовского путча в результате реформирования КГБприм. ред.), передал США все схемы подслушивающих устройств, находившихся в американском посольстве в Москве. Тем самым, как считает Панарин, Бакатин нанес огромный урон всей разведывательной сети страны.

«Много ли у нас документов о предательстве Бакатина? – размышляет политолог. – Есть ли у нас фактура, которая указывает, что он нас предал и сдал всю нашу разведывательно-техническую сеть? Он даже не осужден до сих пор. Тем не менее урон, который нанес Бакатин всей нашей технической разведке и в целом разведывательной сети, конечно, губителен для десятилетий. К тому моменту наша техническая разведка опережала американцев. Товарищ Бакатин явился в американское посольство с технической документацией, и американцы в это не могли поверить и вызвали комиссию из США, чтобы все-таки понять – это какая-то дезинформационная операция или реальность», – отметил Панарин.

Для того чтобы начать догонять Запад в плане техники ведения гибридной войны, Панарин предложил создать координационно-экспертный аналитический совет, аналогичный национальному совету по разведке США, созданному в 1979 году. «Принципиально важно, что этот национальный совет издает публичные доклады и формирует информационную повестку дня. Чтобы опередить нам в этой гибридной войне супостата, нам необходимо не раз в четыре года, как они, а ежегодно три доклада издавать, формируя тем самым информационную повестку дня. – призывает Панарин. – Второе – формирование интернета и телевидения как минимум с еженедельными выпусками обзоров текущей ситуации, а также социальных сетей. Третье – образование специальной некоммерческой организации в виде фонда. Американский аналог – Stratfor. Эта частная разведывательная компания периодически вбрасывает различные материалы – информационные, дезинформационные».

«Наши враги – лондонская глобальная олигархия, которая пытается завладеть миром и навязать чуждые нам ценности» «Наши враги – лондонская глобальная олигархия, которая пытается завладеть миром и навязать чуждые нам ценности» Фото: Dan Kitwood / Staff / gettyimages.com

«ГЛАВНЫЙ ВРАГ РОССИИ В ГИБРИДНОЙ ВОЙНЕ – ЛОНДОН»

После часовой лекции Панарин ответил на все вопросы слушателей. В числе вопрошающих был и известный политолог Андрей Девятов. «Уже напрягся Игорь Николаевич», – сказал о самом себе Панарин и улыбнулся, когда Девятов встал. «Небополитик» спросил Панарина, в какой команде, по его мнению, играет Наталья Поклонская в этой гибридной войне – врагов или союзников. «Это не тема обсуждения, на какой стороне Поклонская, – отреагировал докладчик. – Думаю, что у нее есть свое собственное восприятие, есть, наверное, какие-то достоинства и недостатки. Но тот вклад, который она внесла в решительный момент при событиях 2014 года, заслуживает уважения. Думаю, что со временем информационная шелуха исчезнет».

Во время лекции Панарин очень много говорил о Лондоне. В частности, он назвал революционера Льва Троцкого агентом МИ-6, а Адольфа Гитлера – агентом и выдвиженцем Британской империи, который реализовывал задачи Великобритании. «Методология гибридной войны родилась в Британской империи, но окончательно сформировалось при помощи британского общества „Круглый стол“ в 1891 году, – рассказывал политолог. – Февральский государственный переворот, кстати, был осуществлен и успешно проведен силами британской разведки, общества „Круглый стол“ и силами западного масонства. Нападение на СССР в 1941 году тоже было вызвано лондонскими происками».

Лондон Панарин считает «главным врагом России в гибридной войне». «Есть группа лиц, которая хочет владеть миром, – полагает Панарин. – И они в этом многого добились. Если территория СССР была 22 миллиона километров, то территория Британской империи – 36 миллионов километров. Эти люди просто не могут окончательно овладеть миром, пока существует наша цивилизация. Поэтому враги наши находятся в Лондоне. Со временем Лондон стал аккумулировать дух цивилизации наживы. Наши враги – лондонская глобальная олигархия, которая пытается завладеть миром и навязать чуждые нам ценности».

Впрочем, внутри американского сообщества, а также в Германии и Франции у России есть союзники в гибридной войне, считает писатель, для которого победа Трампа – это победа консервативных ценностей.  «Наши союзники – те силы, которые выступают за семью. Имеется в виду отношения между людьми, добро», – отметил Панарин.

Также Панарина спросили, как выглядит в его представлении образ победы в гибридной войне. «Для меня образ победы – это падение Лондона 9 мая 2020 года, — ответил верный себе политолог. – Если наши силы специальных операций России промаршируют по Лондону 9 мая, это будет для меня образ победы. Это сложно представить пока, но к этому нужно стремиться».

После лекции многие слушатели рванули покупать новую книгу Панарина, но ее (стоимостью более 500 рублей) расхватали за несколько минут. Поэтому некоторым пришлось взамен приобретать предыдущую книгу Панарина «Гибридная война против России». Сам же автор еще на протяжении 20 минут после окончания лекции раздавал автографы.