ТРАНСПОРТНИКИ КАЗАНИ ОБРАТИЛИСЬ В АРБИТРАЖ  И УФАС ПО РТ С ПРОСЬБОЙ РАЗОБРАТЬСЯ С КОМПЕНСАЦИЯМИ ЗА ПРОЕЗД ЛЬГОТНИКОВ. ЦЕНА ВОПРОСА – 700 МЛН. РУБЛЕЙ В ГОД

Сегодня в Арбитражном суде РТ начнется процесс, который обещает быть очень громким: ПАТП-7 против Республики Татарстан в лице минфина РТ. Доведенные до отчаяния несправедливыми, по их мнению, тарифами на проезд в автобусах, а также резким ростом цен на дизельное топливо, девять казанских предприятий-перевозчиков в поисках справедливости одновременно обратились и в антимонопольную службу (письмо имеется в распоряжении редакции). Один из главных его подписантов, гендиректор ОАО "ПАТП-7" Владимир Капитонов объяснил «БИЗНЕС Online», в чем именно заключаются претензии перевозчиков.

КТО-ТО ЕДЕТ ЗА 18 РУБЛЕЙ, А КТО-ТО ЗА 9

- Владимир Владимирович, когда 10 декабря прошлого года стоимость проезда в автобусе повысилась с 15 до 18 рублей, пассажиры, мягко говоря, были недовольны. Но, получается, недовольны и перевозчики...

- Мы обратились в управление федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан с просьбой разобраться, наконец, с тарифами. Ситуация простая - есть закон РТ об организации пассажирских перевозок, где черным по белому написано, что должна быть "своевременная компенсация заказчиком пассажирских перевозок расходов перевозчиков, связанных с перевозкой пассажиров по социальным проездным документам, и других пассажиров, пользующихся льготами, а также обслуживание маршрутов по регулируемым тарифам, установленным ниже себестоимости перевозок".

Если на сегодняшний день себестоимость проезда составляет 20 рублей, то, при существующем тарифе в 18 рублей, нам еще должны доплачивать по два рубля за обычных пассажиров - и плюс на сто процентов компенсировать перевозку тех категорий льготников, которых мы возим по единым социальным проездным билетам. А нам, ссылаясь на какой-то региональный стандарт, компенсируют только по 9 рублей 44 копейки. Складывается впечатление, что этот региональный стандарт даже не высчитывается, а просто подгоняется. То есть принимается бюджет республики, там выделяется энное количество денег на компенсацию выпадающих доходов транспортникам, - и под эту сумму подгоняется региональный стандарт.

В своем письме в антимонопольную службу мы указали все расценки, все тарифы, почему, и как, и зачем… У нас получается, что кабинет министров Татарстана и комитет РТ по тарифам за одну и ту же услугу устанавливают разные тарифы - для рядовых граждан и для граждан льготных категорий. Получается нонсенс: кто-то едет за 18 рублей, а кто-то за девять.

- А много льготников? Председатель комитета по транспорту горисполкома Казани Айдар Абдулхаков сообщил «БИЗНЕС Online», что в нашем городе право на социальный проездной имеют где-то 320 тысяч, а ежемесячно пополняют его - 130 тысяч…

- Давайте посмотрим постановление кабинета министров РТ от 7 апреля 2005 года, где указаны все категории льготников. Мы, транспортники, абсолютно ничего не имеем против, даже наоборот, с большим удовольствием готовы перевозить инвалидов и участников Великой Отечественной войны, участников боевых действий, блокадников Ленинграда, ветеранов труда… Но, извините, почему в категорию льготников включены сотрудники МВД по РТ, МЧС, прокуратуры, аппарата мировых судей РТ? И так далее, вплоть до работников государственной системы социального обеспечения РТ. Они-то на каком основании пользуются льготами?..

Получается вообще парадоксальная ситуация. Сегодня каждому пенсионеру доплачивается 350 рублей, - специально для того, чтобы он на эти деньги ездил на общественном транспорте. Но почему при этом он еще должен ездить за девять рублей, а не за 18? Для чего огород городить? Можно все сделать проще - доплатил Пенсионный фонд пенсионеру проездные деньги, и езди на них - зашел в автобус и заплати за билет. Тем более что сегодня все предприятия делают большие отчисления в Пенсионный фонд…

НИКТО НЕ ПРОДАСТ ХЛЕБ ВЕТЕРАНУ В ДВА РАЗА ДЕШЕВЛЕ

- А почему такая высокая себестоимость проезда? Наши читатели в комментах пишут, что по Казани ходят пассажирские пазики, где за билет надо платить всего 12 рублей.

- Но это же работают незаконно те предприниматели, которые в конкурсе не участвовали и у которых нет права на перевозку пассажиров в Казани. Кроме того, по 12 рублей там возят без льгот, только платную категорию пассажиров. А вот наше ПАТП каждый день перевозит на каждом автобусе около 300 льготников, то есть тех пассажиров, которые ездят не за 18 рублей, а по "девятирублевым" социальным проездным. 300 умножаем на 9 рублей получается 2700 рублей. Эту сумму ежедневно с одного автобуса мы теряем. На нашем предприятии 110 машин - каждый день 297 тысяч рублей у нас уходят непонятно куда. Но посмотрите - ведь ни в одном магазине даже самому заслуженному ветерану труда никто не продаст хлеб в два раза дешевле…

- Какой выход?

- Компенсировать транспортникам выпадающие доходы. Это должно делать из республиканского бюджета министерство финансов Татарстана. Когда еще до роста цен на ГСМ  мы поднимали тариф до 18 рублей, а по электронной карте до 16 рублей - мы даже готовы были не поднимать тариф. Я уже говорил об этом, и не раз, - мы готовы были перевозить пассажиров по-прежнему за 15 рублей - но при условии стопроцентной компенсации выпадающих доходов.

У нас уже был судебный прецедент, мы судились по поводу выпадающих доходов. В суде нам сказали: у вас нет четкого подсчета каждого льготника. На сегодняшний день мы развернули такую систему, какой нет больше ни в одном городе Российской Федерации, - то есть мы фиксируем буквально каждого льготника, у нас для этого есть считывающие устройства - ридеры, есть единая база данных. Мы знаем точно, какое количество льготников перевезли. А с компенсацией воз и ныне там.

Но мы подали в суд на министерство финансов РТ - слушания назначены на 28 февраля (интервью готовилось «БИЗНЕС Online» на минувшей неделе – ред.). Кроме того, как я уже сказал, все частные предприятия подготовили коллективное письмо в управление федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан.

ПУСТЬ ЛЬГОТНИКИ ЕЗДЯТ НА СВОИ "ТРАНСПОРТНЫЕ" 350 РУБЛЕЙ

- С каждым днем положение становится все более катастрофичным. Вспомните: при замене ста процентов подвижного состава бюджет Республики Татарстан не потратил на это ни копейки. Все эти красные автобусы были куплены частными и муниципальными предприятиями за свой счет. Даже муниципальные предприятия оформили лизинг и взяли эти автобусы.

- А вы уже выплатили? 

- Нет еще. У нас на пять лет лизинг, еще год с небольшим нам платить, в 2012 году заканчивается.

- Много нареканий на красные автобусы…

- Да хорошие это автобусы. А все нарекания идут от безденежья. Объясняю, почему. Автобусы хорошие. У них же только сверху Китай, а вся начинка - американского производства. Но мы, можно сказать, стали заложниками своей передовой инициативы - автобусы предназначены для ЕВРО-4, а у нас пока солярки ЕВРО-4 нет.

У нас вообще все новое воспринимается в штыки, и кто-то считает, что на этом зарабатываются астрономические деньги. Мы приобрели красные автобусы, потому что Казань все-таки называет себя третьей столицей России, потому что у нас Универсиада впереди. Можно сказать, мы пошли навстречу жителям города. Когда эта транспортная реформа разворачивалась, нам обещали: ребята, все свои деньги будете получать в полном объеме, только возите… И мы выполняем социальный заказ. Хотя я, как собственник, как частник, не должен возить по девять рублей при себестоимости 20 рублей! Потому что автобус стоит два миллиона. И от того, что мы возим льготников за полцены, он не будет стоить полцены - миллион. Есть простой выход - пусть льготники ездят на свои "транспортные" 350 рублей. Все сибирские города к этому пришли.

- Вы не забыли, как у нас в Казани пенсионеры перекрывали улицу Татарстан, когда у них отобрали право на бесплатный проезд?

- Но им же доплачивают 350 рублей! А если пенсионер работает, и ему каждый день надо ездить, так он же и зарплату получает. Давайте правде в глаза смотреть, мы же не на Марсе живем, знаем, что некоторые бюджетники получают зарплату меньше, чем пенсионеры - пенсию. Еще раз говорю: Омск, Новосибирск отказались от льготного проезда…

- Там бунтов не было?

- Были. Но бунты кончились, их хватило  на неделю…

КТО-ТО ПРЕСЛЕДУЕТ ЦЕЛЬ СТОЛКНУТЬ ПАССАЖИРОПЕРЕВОЗЧИКОВ С ПАССАЖИРАМИ

- Как вы восприняли переход на электронные проездные билеты?

- Нам без разницы - ничего не изменилось. При 18-рублевом тарифе выручка нисколько не увеличилась, даже в некоторой степени понизилась, потому что многие берут проездной на месяц и ездят уже по 16 рублей.

Вообще, про повышение тарифа на проезд могу сказать, - складывается впечатление, что кто-то преследует цель столкнуть пассажироперевозчиков с пассажирами. Я еще раз повторяю: никто не хотел поднимать тарифы. Просто дайте нам сто процентов выпадающих доходов, - как это и написано в законе. Почему закон кто-то выполняет, а кто-то не выполняет? Если кто-то нарушит закон, украдет с прилавка пачку сигарет, ему могут дать тюремный срок. А тут госорган не выполняет закон. Какая у нас власть хорошая! - так, наверное, скажут люди про постановление кабмина, которое я цитировал, где 52, если не ошибаюсь, категории льготников. Но хорошо быть добрым за чужой счет.

Полностью дотационные области - Ульяновская, Пензенская - даже они почему-то находят резервы на то, чтобы компенсировать сто процентов выпадающих доходов транспортникам. В Ульяновской области на один пазик компенсируют 70 тысяч в месяц. На пазик, который и стоит 300 - 400 тысяч. А наши автобусы - большой вместимости, они за полгода решили транспортную проблему в городе, убрав эти сумасшедшие газели…

- Вообще-то порой и красные автобусы так же гоняются, как раньше газели, - кто кого обойдет… 

- Наверное, не очень хорошего профессионального уровня водители. Мы эти занимаемся, воспитываем. Если жалобы приходят, тут же принимаем меры, пресекаем. Но тут опять же дело в деньгах. Будет стопроцентная компенсацию наших выпадающих доходов - сделаем зарплату водителю 40 тысяч. И он будет каждый день ездить в галстуке, в белой рубашке - за сорок-то тысяч, почему нет? А сейчас - кто пойдет на 15 - 20 тысяч работать? А мы не можем больше платить. Нам ведь надо выплачивать лизинговые платежи, за ЖКХ рассчитываться, за электричество, а эти тарифы тоже постоянно растут, платить налог на землю… Все тарифы растут, а у нас воз и ныне там.

КАК ТУТ МОЖЕТ ЭКОНОМИКА СРАСТИСЬ?

- Что вы скажете про рост цен на бензин?

- Это просто нонсенс. Татарстан - нефтедобывающая республика, экспортирует нефть… Почему при этом у нас растут цены на бензин, на дизельное топливо - просто в голове не укладывается. Впрочем, могу понять тех, кто производит и реализует бензин, - подняли на 30 процентов акцизы, и надо это как-то компенсировать, а деньги из воздуха не возьмешь… Премьер России вмешался, цену убавили на рубль…

- Этот рубль вас не спасает?

- Конечно, нет! Что такое рубль? Мы вот заправляем автобус, и раньше за смену, на 300 - 350 километров, уходило две тысячи рублей на ГСМ. Сегодня - чуть не четыре тысячи. Как тут может экономика срастись?..

Приходится бороться. Если на республиканском уровне эту проблему не решим, будем дальше двигаться, на российский уровень выходить. Будем добиваться полной компенсации выпадающих доходов. Как везде в России! Причем, надо учитывать, что практически во всех регионах, - кроме нашей республики, - процентов, наверное, 60 транспортных средств было закуплено на деньги из регионального бюджета. А мы покупали автобусы сами. И за свои же деньги оказались перед жителями города плохими. Хотя решение проблемы на поверхности лежит - просто при формировании бюджета республики надо реально выделять средства на компенсацию выпадающих доходов на автотранспортные предприятия республики.

- Сколько нужно средств - не подсчитывали?

- Если по грубым прикидкам, только наше предприятие сегодня не добирает где-то около шести миллионов рублей в месяц. Умножьте на 12. Где-то около более 70 миллионов в год должны нам доплачивать. Сейчас работают восемь или девять автотранспортных предприятий. То есть надо около 700 миллионов рублей. Всего! Эту сумму никак нельзя назвать неподъемной для республиканского бюджета, для нефтедобывающей республики. Нашлись же деньги на дворец минсельхоза, на спортивные дворцы… Но хоккей - это хобби, а транспорт - это жизнь. Человек каждый день пользуется услугами транспорта. Надо же правильно расставлять приоритеты.

Уже полгода мы бьемся, и никто, кроме города - городского комитета по транспорту и мэрии Казани - нам не помогает. Но даже город не в состоянии эту проблему решить. Я просто поражаюсь! Ну, дайте нам автобусы бесплатно - по пять рублей будем пассажиров возить…

Елена Чернобровкина

P.S. В министерстве финансов РТ пообещали прокомментировать для «БИЗНЕС Online» судебный процесс с ПАТП-7. Мы готовы представить точку зрения министерства в самое ближайшее время.

К сожалению, неизвестной осталась точка зрения городских властей на судебные инициативы транспортников. Руководитель комитета по транспорту исполкома столицы Айдар Абдулхаков и пресс-служба мэрии отказались от комментариев. «БИЗНЕС Online» продолжит следить за развитием событий.