Почему в город приезжают одни и те же артисты? С чем связана популярность шансона в республике и почему ведущие артисты России полагают, что в Казани много денег? Об этом и многом другом «БИЗНЕС Online»  рассказал генеральный директор концертного агентства «Сабантуй» Фарит Мухамедьяров.

ПРАЗДНИЧНЫХ АГЕНТСТВ В КАЗАНИ - НЕ СОСЧИТАТЬ

- Фарит Асфантович, концертное объединение «Сабантуй» уже много лет занимается организацией праздников и зрелищных мероприятий, как в нашей республике, так и за рубежом. Расскажите, как эволюционировал этот рынок в Казани.

- Профессиональной организацией праздников и концертов я занимаюсь с 1991 года, то есть уже 20 лет. Сабантуй – не первая моя организация. В 90-х годах в перестроечное время, когда создавались разные бизнес-структуры, начал появляться спрос на организацию корпоративных вечеров. Частные заказы постепенно стали вытеснять государственные. Я имею в виду не только шоу-бизнес, его тогда еще не было, а бизнес в целом. Из государственных организаций тогда существовали Союзконцерт, Росконцерт, филармония. Конечно, были и маленькие фирмочки, которые занимались организацией праздников и концертов. Но такой востребованности, как сейчас, у них тогда не было.

Я начинал с одного концерта в два месяца, потом один концерт в один месяц. И тогда этого вполне хватало. В 90-е люди только-только начали приучаться к зрелищам, а артисты ездить не по ставке Росконцерта, а самостоятельно. Раньше, когда артист ездил по госзаказу, он получал 10 рублей за выступление при средней зарплате в 180 - 200 рублей. Артист был на ставке, а в конце 80-х артисты перешли на гонорарную систему, то есть они стали выставлять за выступление определенный гонорар. Тогда я и решил заняться организацией концертов и праздников. Начиналось все с организации танцевальных и клоунских фестивалей, потом мы стали привозить тех артистов, которые стали гастролировать со своими выступлениями. В то время звезд привозил только я, в городе практически никто этим не занимался. Так продолжалось где-то до 1997-1998 года.

- А что сегодня представляет из себя рынок по оказанию праздничных услуг? Сколько компаний в республике, которые занимаются тем же делом?

- По организации праздников в одной Казани сейчас настолько много агентств, что их просто не сосчитаешь. Я так понимаю, - людям показалось, что это очень сладкий кусок. Особенно много таких агентств появилось как раз перед кризисом. В 2008 году их было более сотни, сегодня, думаю, чуть меньше. Есть даже так называемые карманные агентства, как в туризме. Они нацелены на то, чтобы организовать праздники только своим друзьям и больше никому.

В небольших компаниях хозяин - и чтец, и жнец, и на дуде игрец. Часто получается, что один и тот же человек - и тамада, и артистов вызывает. Это неправильно, потому что в любом мероприятии должны быть администраторы, которые следят за развитием всей программы. Если речь идет о концертах, то они должны встречать артистов и провожать, а дирижерской палочкой любого мероприятия должен быть режиссер. А если человек и режиссер, и тамада, и артист, что он может успеть? В любом случае, это скажется на качестве. Нормальное праздничное или концертное агентство – это когда есть и режиссер, и помощник режиссера, и креативщики.

- Какие из концертных и праздничных агентств в Татарстане самые крупные? Кого бы вы отнесли к своим непосредственным конкурентам? И что отличает Сабантуй от других агентств? Как вы сами оцениваете, какую долю рынка занимает Сабантуй?

- Крупных праздничных агентств в городе около десяти, концертных – три-четыре. Называть их не буду, чтобы не делать им рекламу. Сабантуй отличает опыт, мы – динозавры на этой арене, у нас прямые и давние связи с местными и московскими артистами. По праздничным услугам мы занимаем где-то около пяти процентов рынка, но у нас в городе никто больше десяти не занимает, а по концертам – процентов 30-40. Это довольно много, хотя у нас было время, когда мы и 80, и 100 процентов занимали. В начале 90-х годов народ, изголодавшись по зрелищам, ходил исключительно на наши концерты. Когда мы начинали этим заниматься, мало того, что в городе больше никто концерты не организовывал, так у нас не было залов. Бурное развитие коммерческих концертов началось, по сути, с появления КСК КГУ, до него концерты организовывались в театрах, дворцах культуры, а там времени всегда мало выделялось. В КСК КГУ и зал был специально построен под проведение мероприятий, и не было своей труппы, которая этот зал, как, например, в оперном театре, постоянно занимала. Правда, он поначалу был сугубо университетским. Но потом потихонечку мы стали и концерты там организовывать. Я даже успел год поработать там директором зала, тогда и начал там организовывать концерты. И когда "Пирамида" открывалась, я тоже там руководил и стал концерты делать. А вот потом я уже ушел в свободное плавание.

«В ТАТАРСТАНЕ МНОГО ПУБЛИКИ,
НЕ ОБЛАДАЮЩЕЙ ЗНАНИЯМИ О МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ»

- Насколько сейчас в Казани востребованы услуги праздничных и концертных агентств? И насколько сильно Казань отличается от Москвы с точки зрения рынка по оказанию праздничных услуг?

- Востребованность в Казани есть, если бы ее не было, не было и агентств, но она не такая, конечно, как в Москве. Выбор в крупных городах намного больше, качество услуг выше, зритель другой, требования иные. Даже когда в Казань приезжают артисты из Москвы или Питера, постановки их здесь хуже: они возят с собой минимальное количество декораций, в итоге это сказывается и на качестве. А в целом, и там, и здесь, есть мелкие заказчики, есть крупные. У нас в Казани тоже есть такие заказчики, которые, например, организовывают себе свадьбы за рубежом. Их немного, но они есть.

- А бывало ли такое, что один и тот же организованный вами концерт с успехом прошел в регионе и с провалом в столице?

- Нет, тенденции одинаковы. Тут условно можно сравнивать только Казань и Челны, или Йошкар-Олу с другим городом. Казань с Москвой сравнивать нельзя, потому что в столице аншлаг создается не только за счет москвичей, вся страна туда едет! Но у нас было такое, что, например, Deep Purple приезжает с гастролями в "Олимпийский", где 15 тысяч мест, "Олимпийский" битком, потому что зрители едут в Москву специально ради них. А в Казани, когда мы делали их концерт в Татнефть-арене, народ просто не пошел и все. То же самое было с Хулио Иглесиосом. В Москве и Питере он собрал аншлаги, а здесь мы ушли в большой минус.

- Почему?

- Да кто его знает! Может, дорого. Хотя есть еще один фактор: в Татарстане много публики, не обладающей высокими знаниями о мировой культуре. Кто такой для них Хулио Иглесиос? Они так и спрашивают: «А кто это?». В Татарстане знают Ханию Фархи, а не Хулио Иглесиоса. Хания Фархи татарстанцам понятна. Это не обидно, я ни в коем случае не хочу никого оскорбить, но нам приходиться ориентироваться на вкусы публики. В "Пирамиде", КСК КГУ, где средний зал рассчитан на 1000 мест, зал еще можно заполнить за счет высокой культуры. Им многое интересно, хотя в предыдущие два года это было тяжело. Из-за кризиса народ сразу резко провис и стал меньше ходить на концерты. А самих концертов стало больше. В Москве стало меньше корпоративных мероприятий, и артисты попытались найти себе работу в провинции. И все поехали из Москвы в регионы, поэтому концертов здесь было немало. Но народ ведь не резиновый. В кризис мы, дай Бог, ползала набирали. А с большими залами вообще проблема была, здесь нам приходилось всегда ориентироваться на то, что модно.  

«СУПЕРПОПУЛЯРЕН СЕЙЧАС ШАНСОН»

- Получается, что в Татарстане сегодня наибольший интерес наблюдается к поп-культуре?

- Да, хотя суперпопулярен сейчас шансон, к которому относится и Трофим, и Ваенга, и Михайлов, и Лепс, и Успенская. Розенбаум всегда как-то был на подъеме. А в последние три-четыре года резко вырвалась вперед вышеуказанная пятерка. Их популярность где-то за год до кризиса начала разрастаться, так как они стали появляться не только на радио «Шансон», но и на «Русском радио», начали петь такие песни, которые позволили им охватить большую аудиторию. Тот же Михайлов и десять лет назад пел свои песни, но в волну попал относительно недавно. Его песни и фестивали оказались в тему. К тому же он неплохой артист.

- Но дело ведь не в этом, а в отсутствии выбора, как такого… Вы привозите исключительно тех, кто пользуется спросом, а жители Татарстана, не являющиеся поклонниками популярных песен, вынуждены находиться в определенном вакууме. Или ехать в Москву, Санкт-Петербург для удовлетворения культурных запросов, что тоже, согласитесь, недешевое и трудно организуемое с точки зрения рабочего времени удовольствие.

 - Я прекрасно понимаю, что, например, где-то еще есть артисты, которые и поют прекрасно, и песни у них хорошие, и уровень выше, но не мы же должны их находить. Этим должны заниматься носители музыкальной культуры, радио, телевидение, чтобы население их знало. Сейчас вот на телевидении появился Денис Майданов, который становится популярным. До появления на ТВ он писал песни, а теперь стал с концертами ездить. Это как Трофим, который тоже был композитором, писал, например, для Иванова, а потом сам стал выступать. Но у Трофима была серьезная проблема: он пропивал деньги, которые ему давали. А как взялся за ум, так сразу все пошло. Трофим попал в нужное время и место. Мы его привозили вместе с другими ребята из шансона. Он выступил среди десяти артистов с тремя-четырьмя песнями всего, но его запомнили, он стал появляться на радио, и пошло, и пошло, пошло.

В ТАТАРСТАНЕ ЛЮБЯТ ПЕНКИНА, МЕЛАДЗЕ И МИХАЙЛОВА

- Как бы вы оценили «праздничную культуру» города? Готовы ли жители республики тратить большие деньги за хорошо сделанное шоу? Видят ли разницу между качественно и некачественно сделанным мероприятием? По какой причине выбирают то или иное агентство? Есть ли мода на определенный тип праздников в Казани?

- Культура тех людей, которые ходят на концерты, вообще не очень высока. И люди ходят на то, что знают. Условно говоря, пошел человек на концерт Меладзе, ему понравилось, поэтому в следующий раз он пойдет туда снова. Мы привезли как-то певицу Нину Катамадзе, у нее были великолепные концерты, но люди туда не шли, потому что не знали. Я и сам не знал, пока не сходил, а когда сходил, очень понравилось. У нее огромная энергетика, сумасшедшие концерты. Но люди идут на то, что знают. Например, у нас очень любят Пенкина, который великолепно общается с залом. Я каждый год в течение уже лет 15 лет привожу его 7 марта. И Пенкин каждый год собирает полные залы. Тоже и с Меладзе, сейчас еще в нереальном фаворе Михайлов.

- А примерно за сколько дней жители Казани раскупают билеты на самые популярные концерты?

- По-разному. Зависит от популярности концерта. На Пенкина и Меладзе быстро раскупают, недели за две. Мы билеты начинаем продавать за месяц -  два до концерта. Большинство покупает билеты в последний момент, потому что привыкли, что билеты в кассах всегда есть. Они так и думают: «А, успею». Некоторые сами не знают, что будет у них в тот или иной день. Если нравится, лучше билет сразу покупать, чтобы не мучиться, мы же за три дня, если вдруг человек понял, что не сможет пойти на концерт в определенный день, билет назад принимаем.

«КАЗАНИ НУЖНО МЕНЬШЕ КРИЧАТЬ, ЧТО ОНА ТРЕТЬЯ СТОЛИЦА»

- Средняя цена, которую готов потратить житель Казани на хороший концерт или качественно сделанную свадьбу?

- О средней цене сложно говорить, потому что цены разные. Если речь идет о свадьбе – до 500 тысяч, свыше миллиона у нас мало свадеб. Концерт – 400 рублей билет. Если концертный очень крутой – от тысячи и выше.   

-А из чего складывается цена? Артисты, ведущий, костюмы, требования звезды?

- Прежде всего, из планки, которую задает сам артист, мы из нее исходим. Сильно влияет на конечную цену рынок рекламы, на которую нам приходится тратиться. А потом уже идут расходы на то, что необходимо для самого шоу.

- Самые большие суммы, которые вы тратили на организацию концерта?

- Более 20 миллионов на организацию концерта Scorpions. 24 мая, кстати, они будут выступать в Казани в рамках своего прощального турне. В России, по крайней мере, точно их больше уже не будет никогда. Отобрали они самые лучшие хиты, везут свои звуковые аппараты, экраны, какие-то летающие барабаны. С ними даже летят несколько самолетов с техникой.

- Ориентируются ли звезды эстрады на местный рынок? Почему цены на концерт той или иной звезды часто одинаковы, будь он проведен в Санкт-Петербурге, в Казани или Нижнем Новгороде?

- Казани надо меньше кричать, что она третья столица России, тогда билеты на концерты здесь будут дешевле. Когда объясняю артистам, что у нас русскоязычной публики лишь половина из миллиона, мне говорят: «Фарит, ты что? Вы же третья столица, смотри, сколько у вас строят домов, как у вас красиво стало». Артисты думают, что в Казани денег немерено. А денег немерено - это непомерные гонорары, которые процентов на 15-20 выше, чем в других городах. Получается,  что, с одной стороны, мы пиарим город, какие-то люди приезжают к нам работать. У нас уже построено столько торговых центров и недвижимости, что в Казани должен жить не миллион человек, а минимум два с половиной. Многие переезжают в Казань, и мне это выгодно, так как увеличивается население, увеличивается потенциальная публика. С другой стороны, из-за пиара в Казани все становится дороже, от этого страдает зритель.   

- Кто основные заказчики праздничных и концертных услуг в Татарстане?

- Их очень много. Основные клиенты – частные заказчики. Государство является заказчиком в основном государственных мероприятий. По крайней мере, государство – не наш клиент. У нас бизнесмены, причем, разные, от и до. Как говорится, хочет человек сделать праздник на тысячу рублей, будет на тысячу. Хочет на миллион – будет на миллион. На любой спрос у нас есть предложение.

В КРИЗИС ОБЪЕМЫ УСЛУГ СОКРАТИЛИСЬ В ДВА РАЗА

- Насколько упали объемы продаваемых услуг в кризис? Как изменились предпочтения и бюджет клиентов? Насколько крупные заказчики сократили бюджет на организацию праздников?

- В два раза точно. И бюджет сократился очень существенно, ряд клиентов от праздников вообще отказались, поэтому тут нельзя говорить об изменении предпочтений. Их практически не было. Многие хотели совместить невозможное: сделать, как раньше, за сумму в два раза меньшую.

- С какими трудностями сталкивались в кризис агентства? Как с ними боролись? Какие трудности есть сейчас?

- Главной трудностью как раз было сокращение смет. Потом – уменьшение платежеспособности населения. Не было денег на зрелища. Как боролись? Непросто было, но мы выжили. Наш бизнес очень зависим от состояния общества, клиента. А клиент очень сильно в эти два года просел. Нам удалось сохранить бизнес, всех сотрудников, партнеров, не подвели никого. Но в целом рынок пострадал: прибыли от концертов было мало, четверть праздничных агентств точно закрылась.

-  Чего у нас не хватает? Идей, зрителей, артистов, денег?

- К сожалению, у нас нет новых коллективов. Ну, один-два могут появиться в течение пары лет. Остальное уже все то, что было. Некого возить. Каждый год у нас Todes, Пенкин, Меладзе, Орбакайте, Леонтьев, Кузьмин. Резко сейчас взорвалась Елена Ваенга, можно сказать, что по всей стране билеты на нее сметают раньше, чем они появляются. Например, мы устраивали ее концерт в «Пирамиде», так билеты были в буквальном смысле сметены за десять дней.

Из проблем еще могу обозначать то, что в Казани, по сравнению с другими городами, например, Самарой, Чебоксарами, Ижевском, очень много денег уходит на рекламную кампанию. В Казани сами рекламные позиции дороже в разы, и на телевидении, и на радио, и в наружке, поэтому и расходы на рекламу увеличиваются. Во всем мире от бизнеса уходит где-то 15 процентов на рекламу. В Казани в среднем мы тратим 200-250 тысяч рублей, а в других городах – 80-100 тысяч. Естественно, в результате это сказывается на цене билета.

МАЛЕНЬКИЕ ШОУ ИСЧЕЗНУЮТ ИЗ-ЗА IT

- Как влияет на вашу отрасль подготовка к чемпионату мира по футболу, Универсиаде?

- Опосредованно. Чемпионат мира и Универсиада повлияют на повышение интереса к мероприятием. Много строится, приглашается много людей, чтобы строить и жить. Так что, будем надеяться, что к 2018 году в Казани будет жить около двух миллионов человек. Развивается инфраструктура. Конечно, это на нас отразится, средняя покупательская способность будет повышаться. Может быть, появятся новые концертные залы, просторные, а то у нас их так мало.

- Прогноз развития отрасли?

- Прогноз не очень оптимистичен. Развитие IT может привести к тому, что люди не всегда будут ходить на концерты, а будут просто смотреть их в интернете. Сейчас растет поколение, которое на концерты не ходит. Они сидят за компьютером и все смотрят на экране. Наш основной зритель – человек среднего возраста, молодежь ходит только на какие-то молодежные мероприятия, дискотеки. Поэтому я боюсь, что у нас лет через пять количество посетителей уменьшится, если, конечно, они не подтянутся из других городов. Сегодня каждый день что-то происходит на всех площадках, и концертных, и театральных, боюсь, что такого не будет. Может быть, останутся театры. По идее они должны остаться. Так это суперкультура, это традиция, идущая испокон веков. И даже дело не только в спектаклях, некоторые ходят на них, чтобы просто показать себя.

А по поводу концертов. Я уже говорил, что звезд мало, они одни и те же каждый год, а в интернете масса концертов. Молодежь ведь не читает книжки, а если читает, то не в переплете же, а в компьютере или айфоне. К чему это приведет? К тому, что библиотек не будет? Не совсем. Библиотеки просто станут другими. Сейчас уже создаются аналоги с дисковыми накопителями, можно будет прийти, взять диск, перекачать, читать его или смотреть. Так что вот такой прогноз. Маленькие шоу вряд ли выживут. Компьютерные технологии кардинально изменят шоу-бизнес, не в лучшую сторону. Правда, у больших шоу еще есть шанс выжить.

- Может быть, молодежь как-то воспитывать надо?

- Кто это будет делать? Я могу это делать только, как отец, воспитывая своего сына. Мы с ним регулярно в кино ходим. С театрами, конечно, сложнее. Я, как сапожник без сапог, редко хожу в театры и на другие концерты.

НАЗВАНИЕ «САБАНТУЙ» - С УЧЕТОМ МЕСТНОЙ СПЕЦИФИКИ

- Как возникла ваша компания?

- На самом деле у меня все было просто. Первый фестиваль, который я сделал, был фестивалем пантомимы. Оттуда все и пошло. До этого десять лет я занимался пантомимой. Ездил в Москву, Питер, а в один прекрасный день мы с ребятами поняли, что хотим организовать фестиваль в Казани. Тем более в этой области на тот момент у нас было очень много креативных ребят, насчитали мы их около 17. В целом тогда в стране пантомимой занималось около тысячи человек. Центры были в Нижнем Новгороде и в Сибири. Над организацией фестиваля я работал три месяца. При этом параллельно выполнял работу инженера. Первый раз получилось, и так пошло. Потом организовали агентство, названия его менялись. Сначала был просто «Досуг», потом, когда пришла мода на английские слова, я долго думал и переименовал организацию в Magic Holiday Company. Мне даже друзья говорили, что зачем я названия придумываю, лучше бы назвал организацию просто «Фарит», так как меня итак все в городе знают. Потом я со своей супругой, которая была на тот момент танцовщицей, организовал фестиваль танца, и мы решили сделать одну фирму, которая охватывала бы все. Я занимался концертами, а она праздниками. Фирму мы назвали «Сабантуй» с учетом местной специфики, хотя вариантов было несколько. Сначала мы сомневались в названии «Сабантуй», но потом все же остановились на нем. Я знаю, что есть пельмени «Сабантуй», но где вот логика? Зачем фирму, которая занимается мясом, Сабантуем называть? Это как раз пример того, о чем я выше говорил. Отсутствие общей культуры в голове у человека.

- Какова сегодня география присутствия вашей компании на территории Татарстана? Вы ведь, насколько нам известно, рамками Казани не ограничиваетесь.

- Весь Татарстан. Прежде всего, Казань, Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма. Даже выезжаем в Башкирию, Йошкар-Олу, Чебоксары, Самару. В целом можно говорить о Приволжском округе, так как где-то мы выступаем в качестве партнеров. Если речь идет о концертах, то мы сами выбираем маршрут следования тура. Иногда предлагает Москва, есть там люди, которые заключают договор напрямую с артистами, составляют маршрут и договариваются с нами. Например, по Todes у нас идет Альметьевск, Челны, Казань. Каждый год они посещают одни и те же города. В Казани культура повыше, чем в других городах Татарстана, поэтому у нас много аншлагов. В Челнах 700-местный зал, там почти аншлаг, в Альметьевске 900-местный зал, там тоже почти всегда аншлаг. В Нижнекамске зал 600-местный, но обычно мы организовываем концерты во Дворце спорта, там больше места, где-то на 2, - 2,5 тысячи человек. Сейчас готовим концерт к Меладзе. Меладзе, кстати, посетит Казань и Нижнекамск.

«С ЧАСТНЫМИ ЗАКАЗАМИ ИНТЕРЕСНЕЕ»

- Как привлекаете новых клиентов? Кстати, с кем выгоднее работать – с корпоративными заказчиками или частными? А с кем интереснее?

- У нас давно нет проблемы в привлечении, все нас знают, схема отработана. Интереснее и удобнее с частными заказами, мы в основном с ними и работаем.

- Насколько оригинальны заказы? Можете вспомнить самый оригинальный или курьезный?

- Я их, если честно, не запоминаю. Помню только, что Меладзе на два часа на концерт опоздал. Но это же не курьезный случай. В моей голове столько всего, что просто незачем запоминать такие вещи.

- Большой ли у вас штат? Как организована работа? Тяжело ли ежедневно выдавать идеи?

- У нас есть подразделения, - концертное, праздничное, транспортное, билетное. Кстати, идея по размещению билетных касс в торговых центрах принадлежит мне. Сейчас мэрия их распространяет по городу, мы им помогаем. Может быть, продажа билетов в последнее время выросла в том числе и благодаря им. Раньше люди просто не доходили до касс. А с системой электронной продажи билетов проблем никаких.

Идеи мы уже давно не выдаем, потому что схема отработана, а штат небольшой. Нам много и не надо. Есть штатные сотрудники, есть привлеченные. Человек десять у нас в штате. Привлеченные сотрудники – те, с кем мы уже много лет работаем.

«ВНЕШНОСТЬ В БИЗНЕСЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ»

- Существует некий миф о том, что для того, чтобы работать в вашей сфере, нужно иметь если не эффектную внешность, то хотя бы постоянно ее поддерживать, иначе будешь профнепригоден. Внешность в сфере праздников, как визитная карточка. Так ли это?

- Всегда людям, которые эффектно и хорошо выглядят, легко найти общий язык с человеком, который пришел, с потенциальным заказчиком. Красивая внешность, нормальная, но не эпатажная одежда, хорошая дикция - они помогают. Бизнес есть бизнес. Мы делаем мероприятия, которые немного людей воспитывают, дают им какую-то пищу для головы. Условно говоря, можно кидаться пивом, а можно шампанским. Я бы лучше шампанским кидался, а не пивом, Человека в любом случае встречают по одежке. Когда начинал, я тоже ходил в костюмчике, всем улыбался, приятно разговаривал. Неважно даже, какой у человека бизнес, но люди должны выглядеть хорошо, внешность в бизнесе имеет значение. Я всегда смотрю на то, как человек преподносит себя, как за собой ухаживает. В нашей сфере неухоженным места нет.

«ГЛАВНОЕ – МОЗГИ, А НЕ ВОЗРАСТ»

- А артистов вы как находите? Воспитываете ли их сами? Правда ли, что в этой сфере очень большая текучесть кадров и что максимальный возраст артиста – 25 лет?

- В воспитании кадров мы участия не принимаем, нет в этом необходимости, у нас как-то все само собой все возникло. А 25 лет – миф. Конечно, когда праздник, то клоуны там молодые, но у нас же акцент на концертах, тут главное - мозги, а не возраст.

- Над какими проектами сейчас работаете? Кого планируется привезти в Казань в ближайшее время?

- Todes. Из нового - ансамбль танца Игоря Моисеева. Как-то один раз привозили их, людям понравилось, мы решили еще раз сделать. Но их очень много приезжает, 88 человек, представляете! Кстати, они сорок лет хотели приехать в Казань, но вот привезли их, наконец, только мы. Из крупных еще - Roxette, осенью будет Ротару, ее тоже года два половиной не было в Казани. 

ПОРЯДОЧНОСТЬ В ШОУ-БИЗНЕСЕ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

- Самый крупный концерт, который вы организовывали?

- Из тех концертов, которые были, я могу вспомнить приезд Патрисии Каас в Казань в 2004 году. Мы делали тогда концерт в Баскет-холле, и, несмотря на его славу, там был тогда не очень хороший звук. Мы специально везли аппаратуру из Москвы. Ребята всю ночь что-то вымеряли, ставили, подвешивали. В пять утра я попросил их включить звук, чтобы его послушать, он был идеальным. И концерт прошел идеально. Это была наша самая настоящая концертная удача. Из других ярких концертов, конечно, Scorpions. В первый раз они приехали на тысячелетие Казани, мы курировали их выступление в Татнефть-арене, а параллельно с ними на стадионе выступал Хворостовский. Кстати, концерт, посвященный тысячелетию, тоже полностью курировали мы. Проживание, питание, транспорт - все прошло через нас. И, как я уже сказал, 24 мая у нас грандиозный проект – прощальное турне Scorpions.

- Фарит Асфантович, а что вы считаете главным достижением «Сабантуя»?

- То, что мы выжили в кризис. Я никогда в своем бизнесе никого не обманывал. Порядочность всегда была на первом месте. Если я должен кому-то денег, например, то всегда отдаю, другое дело, что мне вот не всегда возвращают. Кое-кто считает шоу-бизнес грязным, но на самом деле тут порядочность превыше всего. Просто в нашем бизнесе очень много просто на словах, людям надо верить и непременно выполнять то, что говоришь. А не подвести кого-то в тяжелое время кризиса было очень сложно. Я даже специально брал кредит, чтобы не быть должным людям. Сейчас я с ним уже почти расплатился.

«В СВОЕ ВРЕМЯ Я МЕЧТАЛ РАБОТАТЬ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ»

- Расскажите, пожалуйста, о предыдущем своем опыте работы.

- Десять лет я выступал на сцене, у меня больше 400 выступлений, периодически я их пересматриваю, так как многие из них у меня записаны на видео. Несколько раз в год мы куда-то ездили. Наш коллектив поехал и на молодежный международный фестиваль в Москву, тогда это очень много значило. Представляете, там было столько коллективов со всего мира, и тут делегация в составе 20 человек из Татарстана. Для меня это было верхом занятия пантомимой. Да, были всероссийские и другие призовые места, но все равно у них был уже не такой уровень. У нас развилась очень сильная физическая память, - увидев походку человека, мы могли воспроизвести ее один в один. Тренировались мы тогда три-четыре раза в неделю по три часа. Это как клоун, у него минимум слов, больше тело, ситуации, трюки. Клоун в цирке – самый разносторонний актер, так как и жонглировать может, и трюки делать. Театр стал моей нормой жизни. Сейчас я немного жалею, что не выступаю. Главное, что у меня ведь получалось.

В 2006 году в июне я в оперный театр привез спектакль «Все оплачено» с Янковским, Чуриковой и Збруевым. И во время ужина Янковский вдруг мне сказал: «А ты не хотел бы быть актером?». Я сказал тогда, что я актер. Он ответил, что сразу это увидел, что и мимика, и жесты у меня актерские. Так он пригласил меня сниматься в кино. Янковский хотел снять фильм по мотивам «Героя нашего времени», и ему нужен был такой тип, как мой. Через месяц я приехал на съемки, у меня была настоящая эйфория. Гример подошла ко мне, посмотрела на меня тогда и сказала: «Ну да, как раз такой тип, какой нам нужен». Ну а потом Янковский умер… 

- Где вы учились?

- Учился в КАИ, изучал ракетные двигатели, два года потом работал на авиационном заводе. Закончил институт на пятерки. В свое время я мечтал работать по специальности. Кто ж знал, что там будет театр пантомимы, и все годы учебы я буду заниматься театром и ездить по всей стране с концертами. А потом свяжу с этим жизнь. В школе тоже был отличником, еще в школе был в ансамбле солистов. Поэтому, когда пришел в КАИ, хотел записаться на хор, но пока я записывался, ко мне подошел человек и сказал, что я как-то двигаюсь интересно, и спросил, не хочу ли я записаться на пантомиму. Я туда пришел, и мне очень понравилось. Хор я сразу забросил, решил, что петь и сам могу, что меня там ничему не научат. А тут все было новое: на шаг на месте, стенки, волны руками.

- Вам нравится ваша работа? А есть ли время для близких людей?

- Я занимаюсь любимым делом, но стараюсь находить баланс, время для семьи всегда нахожу. У меня работа такая: то ее много, то мало. Когда чуть меньше загружен, больше общаюсь с близкими.

- Как отдыхаете? И кто организовывает ваш отдых?  

- Сам. А так и фильмы смотрю, и книги читаю.

Надежда Замалиева
Фото Ильи Лавриненко

Визитная карточка руководителя

Мухамедьяров Фарит Асфантович
Родился 11 июля 1963 года на Урале.
Учился в средней школе г. Кизила (Пермская область).
1980-1986 – учеба в КАИ (сегодня - КГТУ им. А.Н.Туполева) по специальности «инженер-механик».
1986-1987 - инженер на Казанском авиационном производственном объединении (КАПО) им. С.П. Горбунова (завод № 22).
1987-1989 – инженер-конструктор второй категории ЭПУ «Татгазтехник».
1989 - 1991 – руководитель праздничного агентства «Досуг».
1991 и по сей день – генеральный директор ООО «ГКО Сабантуй».

 

Визитная карточка компании

Гастрольно-концертное объединение «Сабантуй»

Занимается организацией свадеб, презентаций, концертов и других мероприятий в Республике Татарстан с 1991 года.

За 20 лет работы привезли в Казань шоу-балет «Тодес», Елену Ваенга, ВИА «Самоцветы», Валерия Меладзе, группу «Пикник», Валерия Леонтьева, Гарика Сухачева, группу «Scorpions», Кристину Орбакайте, Любовь Успенскую и других ведущих мировых и российских звезд шоу-бизнеса.