Татьяна Прокофьева: «Расширение границ Казани не планируется» Татьяна Прокофьева: «Качество проектирования перестает быть целью, опыт не ценится, и все это ведет к снижению общего качества и дискредитации профессии» Фото: Сергей Елагин

АДМИРАЛТЕЙСКАЯ СЛОБОДА, ПОРОХОВОЙ ЗАВОД И ДАЛЕЕ

— Татьяна Георгиевна, очень много пришло вопросов, касающихся развития конкретных территорий Казани. Давайте рассмотрим все по порядку... «В ближайшей перспективе в Казани возникнет три территории с большой концентрацией строительства: Порохового завода, бывшие артиллерийские склады и «Салават Купере». С учетом их близкого расположения друг к другу рационально ли создание отдельного проекта развития данной территории? И как в будущем будут транспортно связаны эти три территории?» (Шарифуллин Рафаэль Тагирович)

— Взаимное влияние этих территорий рассматривается на уровне генерального плана города. И на этом уровне, конечно же, рассматриваются и транспортные связи, и размещение жилья, и все объекты социальной инфраструктуры. Так, проектом генплана заложен целый комплекс мероприятий, строительство нескольких дорог, которые позволят разгрузить Горьковское шоссе, что особенно актуально с учетом перспективного развития западной части Казани. Это строительство дороги от М-7 до улицы Васильченко и строительство дороги-дублера от Кировской дамбы до М-7 через Юдино (обе дороги — первая очередь реализации генерального плана, до 2025 года).

Проектом генерального плана также заложены дополнительные поперечные связи, которые позволяет перераспределить транспортные потоки. Кроме того, планируется усиление связи района «Салават Купере» с центральной частью города посредством скоростного трамвая и других видов общественного транспорта. В то же время для участка бывших Пороховых складов будет разработан свой проект, для «Салават Купере» проект был разработан еще в 2011 году. А вот размещение жилых районов на территории Порохового завода, судя по расчетам, проведенным в рамках разработки генплана, нежелательно.

«Размещение жилых районов на территории Порохового завода, судя по расчетам, проведённым в рамках разработки генплана, нежелательно» «Размещение жилых районов на территории Порохового завода, судя по расчетам, проведенным в рамках разработки генплана, нежелательно»

— Что сегодня происходит в Адмиралтейской слободе? В 2018 году планировалось ее благоустроить, но пока ничего там не меняется...

— Изначально проект планировки был разработан в 2013 году. В рамках плана мероприятий по возрождению территории разработан и реализуется проект очистки старого русла Казанки. В 2017 году архитектурной компанией Speech под руководством известного архитектора Сергея Чобана был подготовлен новый мастер-план района, а сейчас «Казгражданпроект» вносит корректировки в существующий проект планировки с учетом изменений, предложенных мастер-планом. На сегодня также утвержден эскизный проект здания адмиралтейства, строительство которого будет начато в 2018 году. В следующем году, я надеюсь, начнутся работы по благоустройству парковой зоны вдоль старого русла Казанки.

— «Казгражданпроект» разве жив после банкротства?

— Конечно жив! Сегодня институт загружен работой по градостроительной тематике.

Какова судьба здания бывшего завода «Сантехприбор» по улице Урицкого? Как город планирует использовать данную территорию? (Алексей)

— Территория завода «Сантехприбор» находится в частной собственности. В соответствии с разработанным мастер-планом Адмиралтейской слободы и намерением собственника, здесь планируется жилая застройка.

Мои родители проживают в частном доме в районе Ягодной слободы (улицы Герцена, Повстанческая). Планируется ли на этом месте строительство? В связи с тем, что они находятся в подвешенном состоянии, — вкладываться в реставрацию дома или нет? (Елена)

— Указанная территория (улицы Герцена, Повстанческая) находится в границах проекта планировки «Западное заречье» (утвержден в 2011 году), в зоне планируемого размещения объектов капитального многоэтажного жилищного строительства. То есть индивидуальная застройка будет постепенно замещаться многоквартирной, по мере выкупа участков инвесторами.

«Так сложилось, что вокруг КВЗ, частично в зоне запрета строительства, есть жилые поселки»

ЗЕМЛИ КВЗ И КАЗ

— Проясните ситуацию по так называемой охранной зоне КВЗ, которая предусматривает запрет на любое строительство в радиусе полетов с аэродрома КВЗ. Если это так, то в эту зону должно входить множество частных домов поселка Караваево, садовых обществ. Без строительства они должны подвергнуться вымиранию? Где и каким образом можно узнать о перечне адресов домов, входящих в эту зону? (Роман)

— Действительно, так сложилось, что вокруг КВЗ, частично в зоне запрета строительства есть жилые поселки. В таких зонах формирование новых участков под застройку невозможно, а если участок и здание существуют, то здание возможно эксплуатировать и ремонтировать, но реконструкция и новое строительство запрещены. Схема ограничения застройки в зоне испытательных полетов вертодрома «Казань-Юдино» разработана по заказу ПАО «Казанский вертолетный завод», который является собственником вертодрома. Для того чтобы определить, находится ли участок в зоне каких-либо ограничений, я советую напрямую обращаться в службы Вертолетного завода.

— Согласно генплану, который сейчас разрабатывается, на землях КАПО планируется проложить несколько дорог. Соседние территории — рядом с заказником «Голубые озера» — уже проданы в собственность двум частным лицам. Какие у города намерения на эту территорию? (Дмитрий)

— Земли Казанского авиационного завода лежат в зоне моего профессионального интереса — это территория, которая расположена вдоль Казанки. Я считаю, что вся эта территория — уникальное достояние города, которая имеет огромный рекреационный потенциал. Эта земля должна принадлежать жителям Казани в виде парковой зоны, открытой для пользования. Насколько я знаю, у КАЗ есть желание частично развивать эти территории именно как рекреационную зону. Но загвоздка в том, что практически вся эта территория закрыта санитарной зоной от самого же КАЗ. Но все же, несмотря на ограничения, мы инициировали разработку концепции развития этой территории, попросили уважаемых экологов помочь нам определить наиболее ценные участки, которые нужно сохранять в первозданном виде, и участки, где можно планировать рекреационные пространства. И будем добиваться ее реализации. Что касается строительства дорог, то без них невозможно развивать и использовать территорию, даже если она предназначена только под рекреацию. В данной зоне концепцией предусматривается только одна дорога — именно для обеспечения доступности и функционирования территории.

— В квартале 61, окруженном улицами Чистопольской, Бондаренко, Сибгата Хакима, Абсалямова, в 15 оставшихся разваливающихся домах частной постройки по улицам Кемеровской и Нижней Торфяной проживают около 60 человек. В начале 2000-х годов строительство новых домов на своих участках нам запретили под предлогом сноса. За эти годы так и не снесли. Живем с печным отоплением, газа у нас нет, воду таскаем из колонки. Потенциальным инвесторам-строителям выкупать у нас земли не разрешают под предлогом строительства школы и двух детских садиков. В нашем квартале уже два садика построены и функционируют, новую школу построили недалеко от пересечения Чистопольской-Бондаренко. Почему нас не сносят? (Раис)

— В соответствии с разработанным проектом планировки «Правый берег», участки на территории, ограниченной улицами Кемеровской и Нижней Торфяной, находятся в зоне размещения планируемых школы, детского сада и дороги — продолжения улицы Бондаренко. В ближайшее время участки, попадающие в красные линии улицы Бондаренко, будут изыматься под строительство дороги. Что касается участков под размещение социальных объектов, изъятие их будет возможно, к сожалению, только по получению финансирования на строительство этих объектов.
 

«С целью создания благоприятного качества среды в Казани и сохранения природных территорий в составе проекта генерального плана города разрабатывается природно-рекреационный комплекс» «С целью создания благоприятного качества среды в Казани и сохранения природных территорий в составе проекта генерального плана города разрабатывается природно-рекреационный комплекс» Фото: Сергей Елагин

ПРИРОДНО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

— Прошу ознакомить с планами развития территории 16:50:150201 (лесополоса в Казани улицы Минской, территория с неопределенным статусом). (Рафаэль)

В соответствии с проектом генерального плана, Вознесенский тракт пройдет от проспекта Победы до М7. Часть территорий, которые попадают в границы указанного участка, и которые прилегают к проектной трассировке дороги, в соответствии с картой природно-рекреационного комплекса (входящего в генеральный план), включает в себя: городской лес «Лесная дуга»; природная территория площадью 11,76 гектара; сквер в микрорайоне Ноксинский спуск площадью 4,81 гектара.

Согласно предложению ГУП «НИПИ Генплана Москвы» по функциональному зонированию Казани, на земельном участке с кадастровым номером 16:50:150201:2660 предусмотрена зона природных насаждений, на земельных участках с кадастровыми номерами 16:50:150201:2661, 16:50:150201:2662 — многоквартирная многоэтажная жилая застройка, земельный участок с кадастровым номером 16:50:150201:2001 большей частью расположен в рекреационной зоне, с размещением природных территорий с долей общественных функций, частично расположен в зоне многоквартирной многоэтажной жилой застройки, а также в зоне смешанной индивидуальной, блокированной и малоэтажной многоквартирной жилой застройки.

С целью создания благоприятного качества среды в Казани и сохранения природных территорий в составе проекта генерального плана города разрабатывается природно-рекреационный комплекс, согласно которому земельные участки 16:50:150201:2001 и16:50:150201:2660 включены в структуру ПРК. На сегодня проект Вознесенского тракта не разработан.

В каких целях зарезервированы территории 16:50:150201:2660 и 16:50:150201:2662? В генплане этих участков не наблюдается. (Рафаэль)

— Участки 16:50:150201:2660 и 16:50:150201:2662 располагаются в границах проекта планировки территории «Ноксинский спуск». Земельный участок 16:50:150201:266 находится в зоне парков районного значения, а 16:50:150201:2662 —  в зоне строительства школы на 1224 места.

— Когда будут переводиться в многоэтажную застройку садовые общества между Царицыно, Нагорным и Чебаксой? (Рустем)

— Согласно действующему генеральному плану Казани, территория садовых обществ между Царицино, Нагорным и Чебаксой остается под ведение садоводства. На территорию, прилегающую к жилому массиву Чебакса, разработаны ППТ «Чебаксинские родники», «Северная Чебакса», которыми предусмотрено индивидуальное жилищное строительство с объектами обслуживания. На территории жилых массивов Нагорный и Царицино многоэтажное строительство не планируется.

— Есть ли в планах создать в дубравном лесу парк (по примеру горкинско-ометьевского)? Рядом — студенческие общежития (деревня Универсиады) и большие жилые массивы. Парк пользовался бы большой популярностью. (Artur)

— Да, генеральным планом предусматривается сохранение этого лесного массива. Мы планируем включение этой территории в программу по благоустройству парков и скверов в ближайшие годы.

По поводу ЖК «Талони». Активисты этой осенью создали петицию, в которой возмущаются тем, что новый проект ЮИТа предполагает вырубку большой зеленой зоны возле Казанки вдоль улицы Гаврилова. На какой стадии работа по этому ЖК? Представили ли они в управление архитектуры свои окончательные проекты? Будет ли это рассматриваться на градсовете или на исторической комиссии с участием Минниханова? (Дмитрий)

— Согласно карте зон градостроительных регламентов, участок находится в зоне специального назначения (Д3), где многоквартирные жилые дома входят в перечень условно разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства, и частично в рекреационно-ландшафтной зоне (Р3). По информации, полученной от застройщика («ЮИТ Казань»), с целью соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды, проект жилого комплекса разрабатывается при активном участии экологов. Были определены ценные в природном отношении участки, которые будут сохранены в первозданном виде. В то же время сам проект предусматривает организацию пешеходной зоны, ведущей от улицы Гаврилова до зеленой парковой зоны, и открытой для свободного доступа. Окончательный эскизный проект на рассмотрение еще не представлялся. Данная территория не попадает в границы исторического поселения, следовательно, рассматриваться на межведомственной комиссии проект не будет.

«На территорию ж.м.Меридиан разработан ППТ «Меридиан», в составе которого планируется решение транспортной проблемы за счет строительства дорог общегородского значения, расположенных в санитарной зоне газопровода» «На территорию жилого массива „Меридиан“ разработан ППТ „Меридиан“, в составе которого планируется решение транспортной проблемы за счет строительства дорог общегородского значения, расположенных в санитарной зоне газопровода»

ЖИЛАЯ ЗАСТРОЙКА

Какие сроки перевода земель поселка Салмачи, проекта «Меридиан» в статус ИЖС? Также интересует перспектива развития (реализации) инфраструктуры и остальных объектов по проекту. (Ильнар)

— На территорию жилого массива «Меридиан» разработан ППТ «Меридиан», в составе которого планируется решение транспортной проблемы за счет строительства дорог общегородского значения, расположенных в санитарной зоне газопровода. В сентябре 2017 года состоялось заседание комиссии по застройке и землепользованию, на котором рассмотрено предложение управляющей компании «КапиталТрастИнвест» о перезонировании участков в границах территории проекта планировки «Меридиан». Земельные участки в настоящее время расположены в двух зонах: сельскохозяйственного назначения (СХ) и среднеэтажной смешанной жилой застройки (Ж3). Заявителем предлагается перевод территории в зону индивидуальной жилой застройки (Ж2). В результате обсуждения комиссией рекомендовано отложить данное предложение до согласования с ООО «ГазпромТрансгазКазань» возможности размещения автодороги в зоне минимально допустимого расстояния от газопровода «Миннибаево-Казань», а также выполнения условий города по размещению на этой территории объектов социальной инфраструктуры.

— Какие планы по жилым массивам Борисково, Мирный, Петровский, Вороновка, Боровые? (Анонимно)

— В разрабатываемом проекте генерального плана Казани сохраняется фактическое использование данных территорий — как индивидуальная жилая застройка. В целях решения транспортной проблемы на этой территории в связи с массовым жилищным строительством вблизи Борисково-Мирный-Петровский-Вороновка-Боровые, институтом «Татинвестгражданпроект» разрабатывается проект планировки территории регионального значения «Лаишевский узел».

На каком основании и по какой причине установили красную линию по улице Кулле? (Плодопитомник,  Приволжский район.) (Зухра)

— Проектные красные линии по улице Кулле (Плодопитомник) нанесены с учетом сложившейся застройки (кадастровых границ земельных участков) для закрепления территории общего пользования, которой может пользоваться неограниченный круг лиц, под организацию проезда и технического коридора для существующих и перспективных магистральных инженерных коммуникаций.

Каким образом продаются земельные участки под ИЖС, которые входят в зону Р3, например, земельные участки в поселке Алтан (Плодопитомник). Мы находимся на улице Клубничной (улицы, которые начинаются с дома 28 и далее). Моя проблема в том, что я не могу объединить два участка в один, так как зона Р3. Какая зона РЗ, когда там построены жилые дома, которым уже более 15 лет? (Хатима)

— В новом генеральном плане на этих территориях будет предусмотрена индивидуальная жилая застройка. После утверждения генплана возможно перезонирование в зону ИЖС и в дальнейшем объединение участков.

— Когда и что планируется строить в районе Ореховки, Васильево? (Гарей)

— Эти территории находятся за пределами Казани. Строительство будет осуществляться в соответствии с планами Зеленодольского района.

Для чего Казани — «третьей столице» России и городу по определению — земли сельскохозяйственных угодий? Останутся ли они и в новом генплане Казани? (Руслан)

— В 2007 году к Казани были присоединены значительные территории, имевшие на тот момент сельскохозяйственное назначение. Учитывая, что на данных территориях отсутствовала транспортная, коммунальная и социальная инфраструктуры, при утверждении генерального плана 2007 года назначение этих территорий сохранили как сельскохозяйственные, так как их освоение на расчетный срок действия генплана не предполагалось.

В 2016 году было принято распоряжение кабинета министров РТ, утвердившее «Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории РТ», согласно которому на территории муниципального образования «Городской округ Казань» особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья отсутствуют. В связи с этим при разработке проекта нового генерального плана города такой функциональной зоны, как земли сельхозназначения, было решено не выделять. Таким образом, территории СХ будут отнесены либо к зонам застройки, которые смогут осваиваться только после того, как там будет построена вся необходимая инфраструктура, либо к зонам природно-рекреационного комплекса.

— Многие жители Казани постоянно находятся в зоне риска — это связано с магистральными газопроводами высокого давления, проходящими через Казань. Предусматривается ли вынос вышеупомянутых газопроводов? (Герман)

— В соответствии с проектом нового генерального плана Казани, вынос магистральных этанопровода и этиленопровода планируется за расчетный срок — 2035 год.  В виду того, что магистральные газопроводы и ГРС являются собственностью ПАО «Газпром» и эксплуатируются ООО «Газпром трансгаз Казань», данные вопросы находятся в ведении этих организаций. В новом генплане вынос газопровода не планируется. Но есть еще одна проблема: коридор дороги городского значения. Часть нового городского кольца прежним генпланом был запланирован в коридоре трубопровода, с учетом его выноса. Если мы не найдем общего языка с эксплуатирующей организацией и нам не разрешат строить эту дорогу, в существующей ситуации, то вся транспортная схема города может полететь. Ведь новых коридоров для дорог у нас нет!

— На вынос трубопровода требуется политическая воля?

— Это колоссальные деньги прежде всего! Хотя на отдельных участках магистральные газопроводы планируются к выносу. В настоящее время уже идет реализация проекта «Газпрома» «Реконструкция газопровода Миннибаево — Казань на 220–280 километров».

ДОРОГИ И МОСТЫ

— Немало вопросов читателей касается развития дорожной сети, например такой: «Когда ожидается открытие дороги через „Солнечный город“ с постройкой развязки на ее пересечении с Фермским шоссе? Планируется ли замкнуть кольцо БКК путем постройки еще одного моста через Волгу?» (Айрат, Равиль)

— БКК само по себе очень дорогостоящее строительство, а еще нужно учесть, что планируемая ширина дороги потребует значительного сноса домов. Поэтому, хотя и очевидно, что завершение БКК может значительно облегчить транспортную ситуацию, сначала нужно решить вопрос с финансированием. Но планы по строительству есть уже на ближайшие годы. Сейчас как раз разрабатывается проект дороги и развязки с трамвайными путями через «Солнечный город». Что касается моста, то новый генеральный план города предлагает на перспективу строительство моста через Волгу на Верхний Услон в продолжение дороги по улице Тихорецкая.

— Читатель спрашивает: «О капитальном ремонте какой улицы Рабочей возле «Чаши» центра семьи говорил мэр?»

— Это небольшая улица, которая идет от улицы Декабристов, вдоль памятника воинам-афганцам и здания «Татмедиа». Но главное, что не только улица, но и сквер, и пешеходный бульвар, связывающий «Чашу» со станцией метро, будут обновлены к чемпионату мира по футболу. Также будет построен долгожданный отрезок улицы Бондаренко от Чистопольской до Сибгата Хакима.

Как изменит Казань приход ВСМ в город? И будет ли учитываться строительство ВСМ в генплане Казани? (Шарифуллин Рафаэль Тагирович)

— Конечно, в новом генплане ВСМ учтена. Учтено также, что вокзал «Казань-2» станет крупным транспортно-пересадочным узлом, который повлияет на развитие территории вокруг вокзала. Что касается развития Казани в целом, то, конечно, мы станем «ближе» к Москве и другим городам, которые попали в зону ВСМ. Это даст определенный толчок к экономическому развитию. Положительное влияние на экономику Казани мы ощутим уже на этапе строительства ВСМ, ведь оно приведет к появлению большого количества новых рабочих мест, новых заказов для предприятий города, появлению у нас в республике и в городе новых технологий, которые смогут освоить наши промышленные предприятия. После запуска движения по ВСМ-2 улучшится транспортная доступность нашего города, что приведет к увеличению количества инвестиций, пассажиро- и грузопотоков, повысится туристическая привлекательность города.


— Когда начнется и закончится строительство моста ниже Казани через Волгу, который указан в Стратегии-2030 и законе РТ?
(Рамиль Булатов)

— Несмотря на то, что этот мост будет находиться за пределами границ Казани, он значительно улучшит нашу транспортную ситуацию, это было доказано при анализе и разработке транспортной схемы генерального плана, ведь практически половина города получит возможность выехать на московскую трассу, минуя центр города. К сожалению, сроки строительства мне неизвестны.

— Как вы относитесь к идее строительства моста через Волгу между Аракчино и Верхним Услоном? (Шарифуллин Рафаэль Тагирович)

— Этот мост мы тоже закладываем в генплане на перспективу для снижения транспортной нагрузки на Горьковское шоссе, но значение его для разгрузки транспортных потоков меньше, чем моста, запланированного в районе Гребеней.

— Будет ли дорога на Дербышки из Ново-Савиновского района по левому берегу Казанки (продолжение улицы Гаврилова)? (Рустем)

— В рабочих материалах нового генерального плана Казани предусмотрено строительство дороги по улице Гаврилова до пересечения с железной дорогой и далее предлагается общегородская дорога 2-го класса вдоль железной дороги с северной стороны в сторону Дербышек.

— Когда будет дорога от ТЭЦ-1, мимо нового зоопарка, на Даурскую? Тяжелые пробки каждый вечер. (Анонимно)

— Действующим генеральным планом Казани строительство дороги от ТЭЦ-1 — мимо нового зоопарка — на Даурскую предусмотрено за расчетный период действия генплана до 2050 года.

— Когда разгрузят дорогу на Горьковском шоссе? Когда построят новый мост через Волгу? (Нина)

— В настоящее время разрабатываются проекты дорог районного значения с территории строящегося жилого комплекса «Салават Купере» от улицы Нурихана Фаттаха (улица Осиновская) далее по улице Тэцевской до улицы Короленко. Для разгрузки Горьковского шоссе действующим генеральным планом Казани также предусмотрено строительство дороги общегородского значения регулируемого движения вдоль существующей железной дороги и дополнительно дорога районного значения вдоль берега Волги от М7 до Кировской дамбы. А в проекте нового генерального плана Казани от федеральной трассы М7 до железнодорожного вокзала «Казань-2» предлагается дорога общегородского значения 2-го класса вдоль проектируемой трассы высокоскоростной железнодорожной магистрали ВСМ-2 Москва — Казань (дублер Горьковского шоссе).

— Из-за перекрестка проспект Победы — Губкина — Каспийская тормозится движение на южной трассе. Когда предусматривается строительство развязки проспект Победы — Губкина? (Фарид)

— В действующем сегодня генплане Казани предусмотрено строительство транспортной развязки на пересечении проспекта Победы и улицы Губкина со сроком осуществления за расчетный срок генерального плана на перспективный период до 2050 года. Это очень сложный участок в транспортном отношении, но сроки строительства данной развязки зависят от выделения средств из федерального бюджета.

Каковы перспективы развития автомобильной дороги — продолжения проспекта Амирхана у центрального здания управления по вопросам миграции МВД по РТ с выходом на автодорогу М7? Данная дорога существенно бы разгрузила в часы пик въезды/выезды в город в районе Дербышек и Сухой реки. (Михаил)

— В проекте генплана предусмотрена перспективная магистральная улица общегородского значения в продолжение улицы Миля, которая пересекает улицу Амирхана, Казанку в районе жилого массива «Станционные Дербышки» и проходит вдоль железнодорожных путей с выходом на М-7.

— В генплане не предусмотрено строительство асфальтовой дороги в поселке Нагорном по улице Рудной (справа по ходу на въезде в поселок)? Почему эту улицу обходят в вопросе благоустройства, ведь людей когда-то переселили с мест, где сейчас расположен цирк и вокзал. И с 60-х годов не сделали даже дорогу. (Марат)

— В генеральном плане показываются дороги общегородского и районного значения, а дорога по улице Рудной является дорогой местного значения. Вопросы благоустройства улиц местного значения входят в компетенцию районной администрации Советского района Казани.

Мы переехали в Казань из другого города, и что бросилось в глаза сразу — неупорядоченное или совсем отсутствие тротуаров и пешеходных дорог в городе (тротуар или пешеходная дорога идет-идет и... пропадает), не говоря уже о безбарьерности тротуаров, дорожек для инвалидов. Почему-то в Казани не развиты велосипедные дорожки, а ведь это помогло бы разгрузить транспортные пробки в городе. (Талгат Акрамович)

— Действующие местные нормативы градостроительного проектирования строго регламентируют требования к организации пешеходного движения и безбарьерной среды для маломобильных групп населения. При рассмотрении эскизных проектов особое внимание всегда уделяется комфортности пешеходных связей. В случаях если тротуары ранее не были реализованы, то при реконструкции дорог в первую очередь требуем, чтобы они были включены в проектную документацию. Свежий пример: при реконструкции дороги на Салмачи появились тротуары с обеих сторон от дорожного полотна.

На данный момент в Казани сформирован потенциал для развития велосипедной инфраструктуры. Существует ряд проектов, в том числе утвержденных (например, дорожка от центра города до деревни Универсиады, строительство большого казанского велокольца от существующей велополосы в районе площади Свободы до Парка имени Горького), во многих утвержденных и разрабатываемых ППТ закладываются велополосы и велодорожки. Предложения содержатся в разрабатываемом генеральном плане и в комплексной схеме организации дорожного движения, принятой в 2014 году. Однако до недавнего времени недоставало последовательного системного подхода к этому направлению. В настоящее время специалистами вновь созданного бюро транспортного планирования при МБУ «Институт „Казгражданпроект“» ведется работа над концепцией проекта единой велосети, в которой были бы сведены и проанализированы все накопившиеся проектные предложения.

«Политика размещения вывесок и рекламы осуществляется не единолично, а в контакте с предпринимателями, созданы рабочие группы из их числа» «Политика размещения вывесок и рекламы осуществляется не единолично, а в контакте с предпринимателями, созданы рабочие группы из их числа»

«ВЫВЕСКА — ЭТО ЭЛЕМЕНТ ЗДАНИЯ, ОНА НЕ ДОЛЖНА НАРУШАТЬ СТИЛИСТИКУ»

Сегодня очень много говорят о поддержке малого и среднего бизнеса. Чем можно объяснить повсеместные запреты в Казани на выносные информационные штендеры, использование малых архитектурных форм в рекламе торговых точек, использование в рекламе современных информационных средств (гобо-проекторы и тому подобное), на самостоятельность в выборе стиля и материалов при изготовлении наружных вывесок, запрет на использования торцевой части зданий для размещения рекламы? (Андрей)

— Штендеры были запрещены по нескольким причинам. Во-первых, в связи с размещением на муниципальной земле и в случае размещения информационного носителя вне участка коммерческого объекта они признаются рекламными, а для размещения рекламных конструкций законодательством предусмотрен длительный порядок их согласования через территориальную схему и проведение торгов. Во-вторых, в связи с неудовлетворительным внешним видом. В-третьих, в связи с большим процентом самовольного размещения, поскольку штендеры ранее относились к временным конструкциям. В-четвертых, в связи с созданием помех для прохода пешеходов, проезда спецтехники.

Малые формы в виде арт-объектов не запрещены, а только приветствуются, если они выполнены к месту, в качественном исполнении. Использование современных и эффективных средств в рекламе — это одна из задач, которая выполняется городом. Уже используются медиаэкраны, медиафасады, недавно внесен еще один тип — проекционная реклама. Такие конструкции, в зависимости от выбранного типа, могут использоваться и на торцевой части, и поверх остекления. Все требования к информационным конструкциям достаточно подробно определены правилами благоустройства.

Особенно трепетно мы относимся к объектам культурного наследия и исторически ценным градоформирующим объектам. Вывеска — это элемент здания, она не должна нарушать стилистику. Достаточно часто мы сталкиваемся с непрофессионализмом при разработке макетов вывесок, так как их разрабатывают в основном люди, не имеющие специализированного профессионального образования. Для того, чтобы поддержать малый и средний бизнес, у нас в работе находится пилотный проект «Типовая вывеска». Разработать ее сможет каждый предприниматель с использованием калькулятора, содержащего готовые шрифтовые и габаритные решения, логотипы. Политика размещения вывесок и рекламы осуществляется не единолично, а в контакте с предпринимателями, созданы рабочие группы из их числа.

«Очень важно выявлять талантливых ребят!  У нас сложно найти возможность показать, на что ты способен» «Очень важно выявлять талантливых ребят! У нас сложно найти возможность показать, на что ты способен»

« У НАС ПРОСТО РАЙ ДЛЯ МОЛОДЫХ АРХИТЕКТОРОВ!»

— Два вопроса о кадрах: «Как вы относитесь к молодым архитекторам? Есть ли они в вашем окружении?» (Руслан) «Архитекторы без опыта работы нигде не нужны. Неужели данная категория специалистов не нужна Казани? Что вы можете посоветовать?» (Ирек Каримов)

— Конечно, очень важно выявлять талантливых ребят! И соглашусь с автором вопроса в том, что у нас сложно найти возможность показать, на что ты способен. Выставки проектов молодых архитекторов — это одна из форм знакомства с молодыми профессионалами, конкурсная практика — возможность выявить новые имена. Но, к сожалению, у нас не практикуется первое и не работает второе, хотя попытки были и не раз.

Я очень хорошо отношусь к энергии, желанию творить и смелости молодых архитекторов.  Есть молодые талантливые ребята, и по сравнению со многими странами у нас просто рай для молодых архитекторов! Очень часто ко мне приходят заказчики с проектами, подготовленными вчерашними, а то и настоящими студентами. Такая ситуация просто немыслима во многих странах! Да и я, честно говоря, считаю, что это неправильно. Молодость сама по себе не гарантирует качество. А желание сразу после института начать самостоятельно проектировать — это, к сожалению, чаще всего признак непонимания самой сути профессии. Во-первых, у ребят складывается ложное мнение, что в рисовании красивых фасадов и заключается профессия архитектора, но когда недостаточно знаний, основанных на реальном проектировании, уровень проработки проекта такой, что построить здание в таком виде просто невозможно! То есть с самого начала устанавливается низкая планка качества, с которой бедняги так и кочуют по заказчикам и проектам, не понимая даже, что им еще очень много надо узнать, прежде чем назвать себя архитектором. Во-вторых, непрофессиональные заказчики не понимают разницы между опытным и неопытным архитектором: красивая картинка нарисована, и ладно. К тому же, молодому можно заплатить меньше.

Качество проектирования перестает быть целью, опыт не ценится, и все это ведет к снижению общего качества и дискредитации профессии. По правде говоря, чтобы вчерашнему студенту стать профессионалом, нужно пуд соли съесть! И лучше под присмотром опытного архитектора! Амбиции — это хорошо, но они должны быть подкреплены опытом.

— Но растить-то архитекторов надо!

— Растить надо, конечно! Это очень объемная тема, но если коротко, то я считаю, что у нас не существует системы профессионального становления архитекторов.

— В США, где вы много лет работали, есть система становления архитекторов?

— Да, американская система давно сложилась, и во многих других странах налажен похожий процесс. Еще в институте к преподаванию активно привлекаются практикующие архитекторы, предоставляется много возможностей для стажировки в архитектурных компаниях. Вернее, это обязательная часть обучения. После окончания архитектурной школы вчерашний студент не может называть себя архитектором и не получает право работать самостоятельно. Нужно в легитимной архитектурной компании пройти все стадии реального проектирования в качестве молодого специалиста и только через два года практики вы можете быть допущены к экзаменам на лицензию. И только после успешной сдачи достаточно сложных экзаменов вы становитесь архитектором, имеете право заниматься проектной практикой и подписывать чертежи. В процессе, во-первых, отсеиваются случайные люди, во-вторых, заработав такое право, ни один уважающий себя архитектор не будет гнать халтуру. И никакой уважающий себя заказчик в США не отдаст свои кровные деньги за проект не архитектору или архитектору без репутации. Вот там действительно молодому архитектору трудно создать свою практику!

— Кто все это должен делать в России? Сообщество архитекторов?

— В советское время начинающие архитекторы работали в сложившихся проектных институтах, нарабатывая опыт, а верхом признания было членство в союзе архитекторов. В современной России сделали хорошее дело – обязали лицензировать проектную деятельность архитектора. Но отдали этот процесс на откуп СРО, где нет образовательных функций и нет системы профессиональной поддержки молодых.

— У вас есть некий список молодых архитекторов, которые уже работают на профессиональном уровне?

— Я не скрываю, что у меня есть пул людей, профессионализму которых я доверяю. У них есть и вкус, и опыт. Почти все они являются членами градсовета, но, кстати, мы приглашаем на заседания молодых архитекторов и студентов, где они наравне со всеми могут задавать вопросы и высказывать свое мнение. Так что буду рада видеть на одном из заседаний автора вопроса и выслушать его предложения!

— Татьяна Георгиевна, спасибо за интересный и содержательный разговор. Успехов вам!