«По результатам этого процесса деятельность компании Telegram в России может быть заблокирована» «По результатам этого процесса деятельность компании Telegram в России может быть заблокирована» Фото: Nadine Rupp / Stringer gettyimages.com

«В ДЕЛЕ TELEGRAM РЕЧЬ ИДЕТ О ПУБЛИЧНОМ ИНТЕРЕСЕ»

Дело «ФСБ против Telegram» рассматривали накануне в маленьком зале Мещанского районного суда Москвы, куда стеклись около двух десятков журналистов. Напомним, что интересы мессенджера защищает правозащитная ассоциация «Агора» со штаб-квартирой в Казани. Организацию, руководимую Павлом Чиковым, создатель Telegram Павел Дуров выбрал из двух сотен претендентов. При этом Чиков сразу же заявил, что возьмется за это дело бесплатно, поскольку речь идет о защите гражданских свобод, в частности тайны переписки.

Судья Юлия Мордвинова трижды уходила в совещательную комнату: в первый раз — для удовлетворения или отклонения ходатайств адвокатов мессенджера Рамиля Ахметгалиева и Дмитрия Динзе, в последний — для вынесения решения.

В начале заседания суд не удовлетворил ни одно из ходатайств адвокатов. Ахметгалиев попросил привлечь к участию в деле представителя ФСБ, прокурора, а также вести по возможности протокол заседания. Но суд во всех прошениях защитнику отказал.

«Мы просим обеспечить участие в данном судебном заседании орган, составивший протокол об административном правонарушении. Есть вопросы к нему в части направления запроса, составления протокола об административном правонарушении, соблюдения процессуальных прав лица, в отношении которого составлен протокол. Мы просим также привлечь к участию в деле прокурора для дачи им заключения. Ведь это дело не просто компании о штрафе. По результатам данного процесса деятельность компании Telegram в России может быть заблокирована. То есть речь идет об ограничении деятельности юридического лица на территории РФ. Более того, фактически окажутся заблокированными и ограниченными в своих правах пользователи Telegram в России — это более 6 миллионов человек. Речь идет о публичном интересе», — взывал к совести судьи казанский адвокат.

Он патетично заметил, что заседание проходит 12 декабря — в день Конституции РФ. «В какой-то мере символично, что это дело рассматривается в День Конституции. В своих доводах мы будем ссылаться на положение Конституции РФ», — добавил Ахметгалиев.

Интересы мессенджера защищает правозащитная ассоциация «Агора» со штаб-квартирой в Казани. Организацию, руководимую Павлом Чиковым (на фото слева), Павел Дуров выбрал из двух сотен претендентов Интересы мессенджера защищает правозащитная ассоциация «Агора». Организацию, руководимую Павлом Чиковым (на фото слева), Павел Дуров выбрал из двух сотен претендентов / Фото: «БИЗНЕС Online»

Напомним, что в октябре мировой суд Москвы оштрафовал мессенджер на 800 тыс. рублей за отказ исполнить запрос ФСБ о предоставлении информации для декодирования сообщений пользователей. Согласно материалам административного дела, 12 июля этого года ФСБ сделала запрос в лондонский офис Telegram о необходимости предоставления в срок до 16 июля информации по 6 телефонным номерам, однако Telegram не ответил на запрос, после чего 14 сентября с уведомлением организации был составлен протокол об административном правонарушении за неисполнение федерального закона о хранении, исполнении и передачи информации.

В свою очередь, защитники считают, что запрос ФСБ изначально был незаконным, а казанский адвокат возмутился порядком его направления.

«Порядок четко регламентирован. Это либо через МИД, либо через прокуратуру, либо путем прямого контакта правоохранительных органов. А тут приходит запрос на почту: „Здравствуйте, а мы хотим...“ У Telegram были основания сомневаться в законности запроса», — сказал Ахметгалиев. «Да и каждому известно, что контроль за перепиской граждан России по положениям Конституции может осуществляться только на основании судебного акта», — отметил казанский адвокат. Сторона защиты также добавила, что мессенджер не стал отвечать на запрос, так как счел его незаконным.

TELEGRAM НАКАЗАЛИ ЗА ОТКАЗ РАСШИФРОВАТЬ СООБЩЕНИЯ ОБВИНЯЕМЫХ В ТЕРАКТЕ

Было заметно, что второй адвокат, Динзе, волновался гораздо больше своего казанского коллеги. Он уточнил, что ФСБ просила у Telegram ключи для расшифровки сообщений фигурантов дела о теракте в Санкт-Петербурге.

«Два последних телефона относятся к уголовному делу террористической направленности, которое расследует следственный комитет РФ. Эти телефоны принадлежат Аброру и Акраму Азимовым», — сказал адвокат. При этом он уточнил, что представляет интересы одного из них.

Также Динзе отметил, что телефоны, на которых ссылались в ФСБ, владельцы уже не используют с апреля этого года, поскольку их изъяли для проведения проверки в ходе уголовного дела. Адвокат считает, что ФСБ «вводила суд в заблуждение просьбой предоставить по этим номерам информацию с июля этого года». Адвокат рассказал, что данные номерá также не использовались в мессенджере Telegram, отметив, что на них осуществлялась коммуникация через другой популярный мессенджер — WhatsApp. По словам защитников, компания посчитала запрос ФСБ незаконным, в том числе и по причине того, что некоторые из номеров телефонов в запросе вообще не использовались для обмена сообщениями в Telegram.

Адвокаты также настаивали, что Telegram даже технически не может передать ФСБ ключи для дешифровки сообщений. То есть, по мнению защитников, даже при всем желании мессенджер не смог бы предоставить эту информацию ФСБ.

«В Telegram есть два чата — секретный и облачный, — начал Дризе. — Ключи шифрования меняются в чатах каждые 100 сообщений или примерно через неделю».

«Стоит отметить, что при этом расшифровать сообщения в секретном чате не может никто, даже разработчик программного обеспечения. Это может сделать только сам отправитель, он может его расшифровать с помощью специального приложения. При этом ключи в нем также постоянно меняются», — продолжал адвокат.

Telegram даже технически не может передать ФСБ ключи для дешифровки сообщений «Telegram даже технически не может передать ФСБ ключи для дешифровки сообщений» Фото: Carl Court / Staff gettyimages.com

 «НА ВЕРУ ВОСПРИНИМАЕТСЯ ВСЕ ТО, ЧТО ПИШЕТ ФСБ» 

Все эти аргументы не помогли. Мещанский районный суд Москвы признал решение о штрафе в 800 тыс. рублей законным, а прошлое постановление оставил в силе.

«Постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении в отношении Telegram Messenger LLP оставить без изменения, апелляционную жалобу защиты — без удовлетворения», — сказала судья.

Казанский адвокат вышел из зала судебного заседания через пять минут после журналистов. Решение его не удивило.

«Какие юридические шаги предпринимать, мы еще обсудим с коллегами, обсудим с доверителем. На сегодняшний день уже подано заявление об оспаривании приказа ФСБ от 19 июля 2016 года. Мы ждем регистрации этого заявления и решения вопроса либо о назначении, либо о неназначении. О дальнейших шагах уже будем принимать решение по факту. Нужно более внимательно и спокойно прочитать сегодняшний вердикт. По закону следующая инстанция — Мосгорсуд. Не знаю, будем ли использовать этот способ защиты», — сказал Ахметгалиев.

Также адвокат рассказал, намерен ли Telegram исполнить решение суда о выплате штрафа.

«Мы этот вопрос отдельно обсудим, в том числе и с Дуровым. Что будет, если Telegram не выплатит штраф? Может быть, решение о двойном штрафе и так далее. Как это будет принудительно исполняться, не знаю», — добавил он.

Резюмируя, он объяснил, почему не согласен с решением.

«Если коротко, то есть приказ, запрос ФСБ — мы должны были это исполнить. Нам перед этим отказали в приобщении документов. А наши доводы были не просто убедительными, но еще и были подкреплены соответствующими документами. ФСБ обосновывает свой запрос с указанием на конкретных абонентов и на то, что якобы есть некая судебная санкция. А нам в итоге удалось проверить двух абонентов — выяснилось, что они проходят по конкретному делу, причем еще с апреля не пользуются этими телефонами, более того, вообще не пользовались мессенджером Telegram. Эти документы имеют прямое отношение к делу, и суд должен был их оценивать. В итоге их отметают, а потом в окончательном судебном решении говорят, что наши доводы лишь голословны. На веру воспринимается все то, что пишет ФСБ», — сказал адвокат.

Также казанский защитник отметил, что он пока не может ответить на вопрос, будет ли его доверитель отзывать регистрацию у Роскомнадзора. «Будем это обсуждать по факту. Нужно прочитать, продумать. Думаю, мой доверитель — довольно публичный человек, его организация — публичная. Руководитель об этом еще и скажет», — подытожил адвокат.