«Сменяемость – естественный процесс. Я не знаю, сколько еще буду работать» «Сменяемость — естественный процесс. Я не знаю, сколько еще буду работать»

«ПОСТ МЭРА — ЭТО НЕ ТО МЕСТО, ЗА КОТОРОЕ НАДО ...»

Если прошлая встреча мэра Нижнекамска Айдара Метшина с прессой проходила в стенах отремонтированной библиотеки, то на этот раз пресс-конференцию провели в недавно открывшемся центре молодежных инициатив «КоВер». Журналисты отметили, что место не самое удобное: нет столов, да и специфические стулья не самые комфортные. Впрочем, это не помешало самой встрече, которая продлилась 2,5 часа.

После недолгой раскачки градоначальнику задали традиционный для итоговых пресс-конференций вопрос — когда тот покинет свой пост, а также сравнили по продолжительности мэрство Метшина с президентством Владимира Путина, с чем мэр категорически не согласился, так как пребывает на посту главы района с 2006 года, а на посту мэра Нижнекамска — с 2008-го. «Когда-то это произойдет, вопросов нет, — порассуждал на заданную тему Метшин. — Наверное, это будут молодые люди. Есть резерв. Сменяемость — естественный процесс. Я не знаю, сколько еще буду работать». Прокомментировал он и народную молву, которая периодически прочит Метшину уход в Казань. «[Слухи] — это естественно. Меня это не беспокоит совершенно. Об этом говорили и в начале моей работы, и в середине, и сейчас говорят периодически. Ничего странного в этом нет. Когда это произойдет — всевышний знает. Это не то место, за которое надо вот так вот...» — не стал договаривать мэр.

На этот раз пресс-конференцию провели в недавно открывшемся центре молодежных инициатив «КоВёр». Журналисты отметили, что место не самое удобное На этот раз пресс-конференцию провели в недавно открывшемся центре молодежных инициатив «КоВер». Журналисты отметили, что место не самое удобное

А начался этот разговор с того, что местные видеоблогеры попросили Метшина разрешить им протестировать профессию мэра на себе. «Я приглашаю всех, кто желает примерить профессию мэра. Давайте выберем день. — отозвался Метшин. — Когда погружаешься в какую-то работу сам, лучше понимаешь ее». Погрузиться в тему мэр предложил и самим журналистам, намекнув, что иногда СМИ погружаются в темы недостаточно глубоко. Причем такие намеки звучали несколько раз за встречу: «Я тоже не всегда понимаю журналистов — почему вы пишете именно так? Глубина погружения мне не всегда понятна. И это я говорю не только про нижнекамские СМИ, но и про федеральные. Грустно».

«Я приглашаю всех, кто желает примерить профессию мэра. Давайте выберем день»

Много вопросов касалось чисто бытовых тем, например, как установить пандус в подъезде, если управляющая компания отказывается это делать, ликвидируют ли незаконную свалку. Был вопрос и о ремонте проспекта Шинников — старой запущенной бетонной дороги в центре города. «Как вообще он существует в природе? Этот проспект дорогой-то не является, это техническая дорога. Там нет асфальтового покрытия, нет разметки, кусты на дороге растут. Непонятно, почему вообще не запретят его эксплуатировать? При том, что движение там интенсивное», — задал вопрос журналист местной газеты. Ирония ситуации в том, что неприглядный проспект тесно прилегает к новому современному парку «Семья», который в Нижнекамске обустроили в 2016 году. «Проспект Шинников — это деловой и административный центр нашего города, центрее не будет, — поддержал негодование журналиста Метшин и пояснил, что плачевное состояние проспекта связано с отсутствием денег. — Мы понимаем, что надо, но акча юк», — развел руками мэр и признал, что техническая бетонка в центре города — «это стыдоба», но... «Мы считали — там под 400 миллионов рублей нужно, — объяснил Метшин. — Мы в этом году получили из разных источников чуть более 600 миллионов, это по всем программам — и внутриквартальные, и садоводческие, и магистральные дороги». Однако на Шинников планируют построить большой общественный центр, поэтому, возможно, дорогу, отремонтируют в ближайшие три года на условиях софинансирования с бизнесом.

Журналист попытался вставить свое предложение делать периодически ямочный ремонт. Идею Метшин с ходу окрестил полумерами. «Я предлагал раньше и вам предлагаю. Вот будет формироваться программа следующего года, дорожная в частности. Давайте вместе сядем: вот они деньги, вот потребности — прослезимся и вместе решим, куда эти деньги направить. Я готов с вами разделить ответственность. Может быть, мы действительно где-то не так, как хотелось бы вам, направляем деньги», — так мэр поставил точку в обсуждении этого вопроса.  

«У нас 800 человек работает в нижнекамской полиции и большинство из них – это порядочные профессиональные люди» «У нас 800 человек работают в нижнекамской полиции, и большинство из них — это порядочные профессиональные люди»

КОМИССИЯ БАДРУТДИНОВА В НИЖНЕКАМСКЕ: «ПРОФИТ ГРУПП» ВОЗВРАЩАЕТ ЗЕМЛИ

Был и вопрос о малом и среднем бизнесе, который в районе второй год подряд поднимают с колен. Доля МСБ в Нижнекамске около 14%, в то время как по Татарстану — 25%.  Журналисты интересовались, как будет себя чувствовать бизнес, когда под боком существуют и продолжают появляться все новые гиганты — «этилен-миллионник» от «Нижнекамскнефтехима» и КГПТО от ТАИФ-НК. «Я понимаю, о чем вы говорите, и слава богу. И „Этилен“, и комплекс глубокой переработки тяжелых остатков нефти, и шинники. Дай бог, чтобы устойчивость была», — поспешил ответить на вопрос Метшин и похвалить будущие проекты. По словам мэра, рабочие места на этих предприятиях реальны и устойчивы. После этих слов показалось, что мэр не считает таковыми рабочие места от МСБ, но Метшин заметил, что исполком нацелен на выполнение всех условий по ТОСЭРу для развития бизнеса.

Один из вопросов касался перехода нижнекамской ТЭЦ с сжигания газа на сжигание нефтяных отходов — кокса

Еще одна тема из разряда традиционных: когда же в Нижнекамске не будет проблем с общественным транспортом? Нижнекамцы стабильно жалуются на долгое ожидание автобуса и неадекватные интервалы движения. «Готовясь к нашей встрече, я попросил информацию по интервалам движения: не знаю, лукавят или нет, мне показывают, что максимальное время ожидания — 20 минут. Я в это не верю», — заявил Метшин. И действительно, в «Народном контроле» горожане жалуются на 40-минутное ожидание автобусов. Варианты решения проблемы мэр видит в муниципальном субсидировании. На прошлой пресс-конференции мэр категорично заявил, что не считает хорошей идеей отдать маршруты частникам, как, например, в Челнах. Причем, по словам Метшина, директор «Нижнекамского ПАТП» Юрий Иванов указывает на то, что большие автобусы не оправдываются по себестоимости. Что касается новой трамвайной линии, о которой в этом году активно говорят, то она обойдется в 1 с лишним миллиард рублей. Уже есть договоренность с республикой на первый транш — это 90 млн рублей. Однако эта сумма не устраивает исполком, и сейчас ведутся переговоры с министерством транспорта, чтобы изменить этапность финансирования проекта.


Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Метшина, как обстоят дела в районе с законностью выделения земельных участков и работала ли в Нижнекамске антикоррупционная комиссия под руководством начальника управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Марса Бадрутдинова. Мэр ответил, что комиссия побывала в Нижнекамске четыре года назад. Итогом стало возвращение 124 га земли компанией «Профит Групп» для строительства объектов социальной инфраструктуры. «Сейчас эту работу мы практически уже завершаем. Надо сказать, что вернули они значительно больше, чем предписывалось», — заметил мэр. По его словам, компания вернула земли, которые предназначались многодетным семьям, участки в городе, которые использовали под строительство детских садов, сельхозземли. Оставшиеся участки пока сложно вернуть. Связано это с залоговым обременением, но земли в итоге будут возвращены, пообещал мэр и заверил: «Но проблем с землей для строительства жилья, социальной инфраструктуры мы не имеем. Это не везде так. Это не говорит о том, что у нас очень много земли, но мы не имеем проблем с землей».


Еще один вопрос «БИЗНЕС Online» касался «пыточного конвейера» в нижнекамской полиции. Как известно, после публикации о самоубийстве Ильназа Пиркина люди начали обращаться к правозащитникам, указывая на факты пыток в полиции Нижнекамска в прежние годы. Что же не так с нижнекамской полицией? «Я не могу согласиться, что эта ситуация характеризует положение дел в нижнекамской полиции, — заявил мэр. — Это проблема, в которой надо разбираться. Я ни в коем случае не говорю о том, что надо замалчивать, — наоборот, если появились там противогазы... Я спрашиваю: откуда противогазы в кабинете?! — „Гражданская оборона...“ Тогда и у меня тоже он должен быть. Вопросы есть, и в них надо очень взвешенно разбираться. У нас 800 человек работают в нижнекамской полиции, и большинство из них — это порядочные профессиональные люди». В продолжение темы он напомнил, что сейчас люди не боятся оставлять машины во дворах, намекая на заслуги полиции в этом плане. «Мы с министром Артемом Хохориным, когда представляли Владимира Ветлугина, начальника УВД, говорили о том, что очень тяжело сейчас личному составу в этих условиях. Но, извините, вы сами создали эту ситуацию, и это надо пережить, но при этом не потерять контроль над безопасностью. Ведь потенциальные правонарушители ведь тоже за всем этим следят, и есть устойчивые структуры, которые этим пользуются», — предостерег мэр.

Еще одна тема из разряда традиционных: когда же в Нижнекамске не будет проблем с общественным транспортом? Еще одна тема из разряда традиционных: когда же в Нижнекамске не будет проблем с общественным транспортом?

Один из вопросов касался перехода нижнекамской ТЭЦ с сжигания газа на сжигание нефтяных отходов — кокса. Общественные слушания по поводу проекта прошли не совсем гладко, некоторые нижнекамцы уже написали письмо с жалобой Путину. Логичным выглядит вопрос: есть ли все-таки какие-то пределы наращивания вредных производств в городе? «Я вам „по чесноку“ говорю: все, что есть, мы все откроем, — проникновенно обратился к аудитории Метшин. — Давайте по коксу вместе посмотрим и разберемся, какие вызовы или риски в этом проекте есть. Конечно, на бытовом уровне сразу представляешь, что кокс — это плохо. Когда ты не знаешь ситуации, конечно, ты рисуешь, сгущая краски. Это естественный подход. И здесь также. Ничего хорошего в этом коксе нет, но здесь технология — это не только экономика, но и экология. Лучше подходить к этому так, как вы подходите, — бояться. И сам в тонусе, и держишь в тонусе соответствующие службы. Это правильно: надо бояться, потому что производства увеличиваются на той же территории. Но сегодня источниками негативного воздействия не являются наши вновь образованные промышленные предприятия... Все экологические требования настолько жесткие, что мама не горюй. Я не упрощаю ситуацию. Я ответственный, у меня родители здесь — и вообще, в принципе. Поэтому я к этому отношусь не так: а, бог с ним... Нет, это мой город, где я родился, где я живу. У нас в прошлом году произошло увеличение по сжиганию мазута. Мы там такие копья ломали с предприятиями на уровне министерства. Мы отстаиваем свою точку зрения там, где считаем, что есть угроза или риск». В подтверждение своих слов Метшин указал на то, что последние три года Нижнекамск не появляется в списке грязных городов России.


 ТАИФ ПОСТРОИТ В НИЖНЕКАМСКЕ СТАДИОН МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ?

Один из вопросов касался аварийной дамбы, которая ждет своего ремонта 10 лет. Это сооружение построили еще 80-е годы. Конструкция давно пережила срок безопасной эксплуатации, в 2007-м из-за вымывания грунта в ней образовались пустоты. С тех пор представители МЧС РТ на заседаниях горсовета неоднократно напоминали, что дамба разрушается со скоростью 1 метр в год. Если ее прорвет, под водой окажется около 40 тыс. дачных участков. Летом в Нижнекамск приезжал министр экологии и природных ресурсов РФ Сергей Донской. Его визит связывали с возможностью получить деньги на ремонт дамбы из федерального бюджета, что Донской и подтвердил, пообещав походатайствовать за Нижнекамск в Москве. Однако, как пояснил Метшин на пресс-конференции, город может эти деньги и не получить из-за сокращения бюджета федеральной программы. Работы оцениваются в 777 млн рублей. «Реконструкция дамбы — это важный вопрос, критичный, можно сказать. Внимание к нему пристальное и на уровне президента нашей республики, и на уровне министерства экологии. Мы прошли все процедуры всех тех структур, которые должны позволить выйти на целевую программу. Задача получить деньги — на условиях софинансирования. Более 600 миллионов рублей — это федеральные средства», — рассказал мэр Нижнекамска.

«Мечты сбываются не только у Газпрома, но и у нас, как практика показывает» «Мечты сбываются не только у „Газпрома“, но и у нас, как практика показывает»

Что касается сокращения финансирования, то здесь не повезло еще одной сфере. В будущем году Нижнекамск на развитие общественных пространств получит 136 млн рублей, тогда как ожидалось более 200 миллионов. Летом власти объявили, что вслед за реконструкцией набережной и пляжа отреставрируют дом купца Стахеева и обустроят рядом экопарк с выходом к озеру. Но сокращение бюджета заставило сбавить обороты, поэтому в новом году в Нижнекамске пока ограничатся расширением пляжа.

Рассказал Метшин и о планах ТАИФа построить в Нижнекамск стадион международного уровня: «Это обсуждается. Мы с Альбертом Кашафовичем Шигабутдиновым и Тимуром Альбертовичем Шигабутдиновым как президентом футбольного клуба [„Нефтехимик“] говорили об этом. Не только говорили, но и анализировали место расположения в соответствии с генеральным планом. Выезжали, смотрели. Это, конечно, большой проект. Вообще, позиция Шигабутдинова Альберта Кашафовича — чтобы здесь был современный стадион с возможностью, с его слов, с проведением турниров европейского уровня... Мечты сбываются не только у „Газпрома“, но и у нас, как практика показывает. То, что это вышло на уровень обсуждения, уже хорошо».

Фото: пресс-служба Нижнекамского района