.... На трибуне были ожидаемые лица — представитель конкурсного управляющего Спурт Банка Василий Столбов и представитель АСВ Андрей Кортиков
Фото: Оксана Черкасова

«ОБЪЯСНИТЕ НАМ: ПОЧЕМУ ВРОДЕ БЫ БЫЛ ТАКОЙ НАДЕЖНЫЙ БАНК И ВДРУГ РУХНУЛ?»

Сегодняшнее первое собрание кредиторов Спурт Банка проходило по стандартному сценарию, уже известному по аналогичным собраниям кредиторов Татфондбанка и ИнтехБанка. На трибуне в конференц-зале «Гранд Отель Казань» были ожидаемые лица — представитель конкурсного управляющего Спурт Банка в лице агентства по страхованию вкладов (АСВ) Василий Столбов и второй представитель АСВ Андрей Кортиков. Правда, в отличие от многолюдных собраний по мусинским банкам, здесь присутствовали всего 22 кредитора из 2163 включенных в реестр. При этом на них приходится 87,4% всех требований к банку.

Как выяснилось позже, из рядовых кредиторов на собрание пришли те, кто плохо разбирался в расстановке сил и на что-то надеялся — возможно, на повторение чуда с включением в комитет кредиторов ТФБ и ИнтехБанка своих представителей. Впрочем, в самом начале заседания Кортиков прозрачно намекнул, что федеральная налоговая служба (ФНС), которой по закону отошло право представлять АСВ после выплаты страховых сумм, распоряжается 75,4% всех требований, которые составляют сейчас 10,7 млрд рублей. Напомним, что АСВ выплатило 19 тыс. вкладчиков Спурт Банка страховые выплаты на сумму 8 млрд рублей.

После оглашения количества участников собраний один из пожилых кредиторов поднялся с места и задал представителям АСВ простой вопрос: в чем же причина банкротства Спурт Банка? «Объясните нам: почему вроде бы был такой надежный банк и вдруг рухнул?» — спросил он.

Однако Кортиков предложил ответить на этот вопрос в свой черед, а пока проголосовать за количество членов комитета кредиторов. Он зачитал предложение ФНС о том, чтобы включить в комитет кредиторов троих человек. С мест стали предлагать и 5, и 7 человек, однако без особого энтузиазма. Разумеется, предложение ФНС вскоре было принято.

.... В отличие от многолюдных собраний по мусинским банкам здесь присутствовали всего 22 кредитора из 2163 включенных в реестр. При этом на них приходится 87,4% всех требований к банку
Фото: Оксана Черкасова

Напомним, что подконтрольный Евгении Даутовой Спурт Банк лишился лицензии 21 июля, а 27 сентября Арбитражный суд РТ признал банк банкротом. Суд ввел конкурсное производство сроком на год и назначил заседание по его результатам на 26 сентября 2018 года. В сентябре отмечалось, что дыра в капитале Спурт Банка превышает 5 млрд рублей. Как неоднократно уже писал «БИЗНЕС Online», главной причиной крушения банка стало финансирование строительства завода «КЗСК-Силикон». Из-за удорожания проекта (строительная смета выросла с 6,7 млрд до 13,7 млрд рублей) строительство было остановлено, долги по проекту потянули КЗСК и «Спурт» на дно. Непростую ситуацию, по версии руководства банка, усугубила информационная атака в соцсетях и СМИ.

.... Спурт Банк лишился лицензии 21 июля, а 27 сентября Арбитражный суд РТ признал банк банкротом. Дыра в капитале банка превышает 5 млрд рублей
Фото: Ирина Ерохина

АКТИВЫ БАНКА НА 3,4 МЛРД РУБЛЕЙ ПРЕВЫСИЛИ ЕГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Затем Столбов зачитал отчет конкурсного управляющего о финансовом состоянии банка. Он сообщил, что, по данным бухгалтерского учета на 27 сентября 2017 года, активы «Спурта» составили 15,7 млрд рублей. Обязательства банка на 1 ноября по балансу составили 12,4 млрд рублей. Таким образом, активы кредитной организации превысили ее обязательства более чем на 3,4 млрд рублей.

На ссудную задолженность (10,1 млрд рублей) приходится 65% активов банка. Из них залогом недвижимого имущества обеспечены кредиты на 3,2 млрд рублей. Кредитный портфель банка состоял из 8,6 тыс. кредитов, из них 513 кредитов юрлицам и индивидуальным предпринимателям на сумму 7,8 млрд рублей. Сумма просроченного долга составляет 1,9 млрд рублей. 8106 кредитов на сумму 1,16 млрд рублей предоставлены физлицам. Сумма просроченной задолженности по этому портфелю составляет 381 млн рублей.

По словам Столбова, АСВ уже направило всем добросовестным заемщикам Спурт Банка предложение о досрочном погашении долга, однако оно не носит обязательного характера. Тем же, кто допустил просрочку, банк выставил требование о досрочном погашении кредита с последующей передачей иска в суд. По данным представителя АСВ, до 1 декабря должники досрочно вернули 199,3 млн рублей, а уже в декабре один крупный заемщик вернул еще 150 млн рублей.

Отметим, что из всей ссудной задолженности Спурт Банка значительная часть приходится на АО «КЗСК-Силикон». Кредиты обеспечены оборудованием завода и поручительством третьих лиц. «25 июля 2017 года банком в Арбитражный суд РТ было направлено требование о включении 485 миллионов рублей в реестр требований кредиторов должника. Однако 12 декабря суд удовлетворил иск частично — включив в реестр требования на 162 миллиона рублей», — рассказал Столбов, заявив, что АСВ намерено обжаловать это решение в вышестоящем суде.


Ценные бумаги на балансе банка — 570 обыкновенных акций страховой компании «НАСКО-Татарстан», еврооблигации VPB Funding Limited на 153,8 млн рублей, которые принадлежали обанкротившемуся Внешторгбанку, и 32 векселя КЗСК на сумму 963,5 млн рублей, по которым был допущен дефолт.

В списке недвижимого имущества банка — здания в Казани, Нижнекамске, Менделеевске, Волжске. Также на балансе банка числятся автомобили Ford, BMW, Audi, машины марок LADA, Daewoo, Geely, полученные в качестве отступных в счет погашения долга должниками банка. Кроме того, в списке отступных — квартиры в Нижнекамске, склад в Новгородской области, нежилые здания в Казани и помещения в Москве и Уфе, земельный участок в Волжске площадью 8 тыс. кв. метров.

«В целях выявления принадлежащего банку имущества направлены запросы в уполномоченные государственные органы РТ о наличии движимого и недвижимого имущества», — отмечается в отчете.

Фактические расходы на проведение процедуры банкротства с 27 сентября до 31 октября составили 35 млн рублей, из них чуть более 23 млн рублей — выплаты долгов по зарплате и пособиям, еще 9 млн рублей было потрачено на некие информационные услуги.

.... Требования предъявили 2220 кредиторов на 10,71 млрд рублей
Фото: Оксана Черкасова

ПЕРВЫЕ ВЫПЛАТЫ НАЧНУТСЯ В КОНЦЕ ФЕВРАЛЯ – НАЧАЛЕ МАРТА

На 18 декабря конкурсному управляющему предъявили требования 2220 кредиторов на 10,71 млрд рублей. Из них 1867 кредиторов первой очереди, сумма их требований составляет 8,92 млрд рублей. Третьей очереди кредиторов насчитывается 353 (1,8 млрд рублей). По состоянию на 1 декабря 2017 года остаток денежных средств в кассе Спурт Банка составил 1,008 млрд рублей, что позволяет начать в первом квартале 2018 года выплаты кредиторам первой очереди. По словам Столбова, выплаты ориентировочно начнутся в конце февраля — начале марта и составят примерно 10% от всей суммы долга кредиторов первой очереди. Дальнейшие выплаты будут зависеть от того, как быстро и по какой цене будут реализовываться активы банка и взыскиваться долги.

По словам Столбова, на 1 ноября конкурсным управляющим подано 119 исков на сумму 45,2 млн рублей. В ближайшее время в Арбитражный суд будут переданы иски, опротестовывающие сделки по продаже другим банкам кредитных портфелей Спурт Банка. Напомним, что эти сделки, проведенные в начале 2017 года, были частью отчаянных, но тщетных усилий Даутовой по спасению своего банка. Столбов сообщил, что первым будет опротестовано получение от МСП Банка отступного по кредитному портфелю на 336 млн рублей. По его словам, сейчас проверяется еще 10 крупных сомнительных сделок. Какие-то другие подробности он раскрывать отказался.

.... ЦБ РФ расценил действия руководства Спурт Банка как мошенничество и преднамеренное банкротство. АСВ тоже получило соответствующий запрос и подключается к расследованию
Фото: Оксана Черкасова

«БАНК РОССИИ НИКОГДА НЕ ДЕЛАЕТ ЗАЯВЛЕНИЙ БЕЗ НАЛИЧИЯ ДОСТАТОЧНЫХ НА ТО ОБОСНОВАНИЙ»

После того как доклад конкурсного управляющего был принят к сведению собранием кредиторов, вновь встал пожилой человек, который в самом начале спросил о причинах банкротства банка. «Так почему образовалась дыра в банке? Ведь никаких мошеннических схем обнаружено не было», — спросил он.

«Это не так!» — возразил Столбов и сообщил сенсационную новость. По его словам, 5 декабря Центробанк подал заявление в генпрокуратуру и следственный комитет России на действия, подпадающие под признаки преступлений, предусмотренных статьями 159 («Мошенничество»), 160 («Присвоение или растрата»), 165 («Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием») и 196 («Преднамеренное банкротство») УК РФ. На уточняющий вопрос из зала «В отношении акционеров?» он ответил: «Да, они фигурируют», — отказавшись говорить какие-либо другие факты.


Позднее, комментируя корреспонденту «БИЗНЕС Online» эту информацию, Кортиков подтвердил, что АСВ получило соответствующий запрос от следственных органов и тоже подключается к расследованию эпизодов. В чем состоит суть обвинения, он говорить не стал, подчеркнув лишь, что Банк России никогда не делает заявлений без наличия достаточных на то обоснований. Представитель АСВ не исключил, что по результатам расследования агентство также будет предъявлять владельцам банка свои иски.

Поэтому на сегодняшний день о сути претензий ЦБ можно только догадываться. Ранее регулятор уже высказывал недовольство действиями руководства «Спурта», объявив в своем пресс-релизе при отзыве лицензии, что банк выдал крупные суммы кредитов некоему подконтрольному проекту (по всей видимости, КЗСК и «КЗСК-Силикону»). «Объем финансирования данного проекта почти в три раза превышал величину его собственных средств (капитала), при этом данный факт маскировался банком путем использования различных схем с участием технических компаний. В результате значительные денежные средства кредиторов и вкладчиков оказались иммобилизованы в не приносящие доходы долгосрочные инвестиции, а реализация самого инвестиционного проекта затянулась из-за нехватки финансирования», — объяснил ЦБ. Кроме того, раз конкурсный управляющий готовится опротестовывать сделки по продаже кредитных портфелей в марте 2017-го — в пору клиентской паники, значит, могут быть вопросы и по этой части. Хотя обвинение в преднамеренном банкротстве выглядят странно — понятно, что любой банк в такой ситуации будет пытаться что-то продать, чтобы получить ликвидность. Другой вопрос, куда пошли эти деньги...

.... Странно то, что уголовное дело появилось только сейчас, хотя лицензия у банка была отозвана еще 21 июля. Не связано ли это с продолжающейся борьбой за промышленные активы Даутовой — КЗСК и «КЗСК-Силикон»?
Фото: Оксана Черкасова

Странно и то, почему уголовное дело появилось только сейчас, хотя лицензия у банка была отозвана еще 21 июля. Не связано ли это с продолжающейся борьбой за промышленные активы Даутовой — КЗСК и «КЗСК-Силикон»? В том, кому и на каких условиях они отойдут, ясности нет до сих пор.

Впрочем, сами кредиторы никак не отреагировали на сообщение о том, что ЦБ РФ расценил действия руководства банка как мошенничество и преднамеренное банкротство. Их в этот момент больше интересовали выборы в комитет кредиторов. Причем, когда ФНС предложила ввести в совет трех своих кандидатов, не все сразу поняли, куда дует ветер, они подумали, что им предложили выбрать одного из трех представителей налоговиков, а еще двух могут предложить они. Когда после подсчета голосов выяснилось, что представители клиентов Спурт Банка оказались за бортом совета кредиторов, они были неприятно поражены. «Зачем все трое вошли? Не надо! Это безобразие! Мы не согласны! ФНС не будет отстаивать наши интересы!» — раздались возмущенные голоса. Кто-то предложил обратиться в Арбитражный суд, кто-то — сразу написать президенту РФ Владимиру Путину.

Представители АСВ, которые имеют опыт проведения не одного десятка таких собраний, ничуть не растерялись, а лишь спокойно разъяснили непонятливым, что при существующем раскладе кредитных требований другого им не стоило и ожидать.