«Первый этап кастинга проходил в формате онлайн — кандидаты прислали мне заявки, написали о себе и прикрепили фотографию» «Первый этап кастинга проходил в формате онлайн — кандидаты прислали мне заявки, написали о себе и прикрепили фотографию»

«МОЖНО БЫЛО ДАЖЕ НА СЕРИАЛ ПОЙТИ»

— Дмитрий, завершился второй этап кастинга на фильм «Город Брежнев». Расскажите, как проходил отбор актеров, на что вы обращали внимание. Уже известно, кто сыграет главного героя?

— На роль главного героя я отобрал троих ребят, но кто из них сыграет Артура, пока не скажу — они еще поборются. Кто лучше подготовится, тот и будет главным. Но все они очень близки этому персонажу.

Первый этап кастинга проходил в формате онлайн — кандидаты прислали мне заявки, написали о себе и прикрепили фотографию. Вроде обычная задача, но кто-то и ее не выполнил — они дальше не пошли. Не очень понятливых людей я не стал брать. Второй этап — это личные встречи. Они проходили в молодежном центре «Нур» — для людей, которые не принадлежат к театру, в Елабужском колледже культуры и искусств — с их актерами, а также в студии «Подмастерье» при театре «Мастеровые». Я смотрел, как человек в возрасте героя относится к тому, что он собирается сделать. Был месяц, чтобы прочитать роман и подготовиться. Я выбирал самых ответственных, которые больше всего прочитали, хорошо ориентируются в произведении, в героях, знают, что происходит в книге, обсуждают, предлагают себя на какую-то роль. С ними мы продолжили диалог и провели съемку. Визуально я выбрал претендентов на некоторые роли уже на этапе просмотра фотографий, собрал некую команду. Все претенденты на главную роль — хорошие, но есть проблемы — видно, что они зажаты, неуверенны, но это все решаемо при правильном подходе.

Сейчас около 30 человек полностью готовы сформировать основной состав. 10 человек участвовали в съемке для презентации фильма.

— Вы сейчас говорите только о детях?

— Да, только о детях. Взрослых я не смотрел и не отбирал в Челнах. Только эпизодических. Основной состав взрослых я планирую сформировать из уже известных актеров. Я посмотрел по фотографиям и приметил в театре «Мастеровые» двух-трех человек. Пока рано говорить об этом — есть только предварительные договоренности. Все ждут сценария, а сценарий будет только в феврале. Пока могу сказать, что в проекте будут участвовать люди, известные в российском кино.

— Как произошло ваше знакомство с романом и его автором Шамилем Идиатуллиным?

— Когда мне не хочется смотреть никакого кино (а в последнее время это именно так), я читаю. Как-то я увидел конкурс «Большая книга». Сидел в смартфоне, листал, смотрю — «Город Брежнев». Подумал: о, я же тут родился! Интересно, об этом городе или нет... Читаю — и там о нашем городе. Дочитав примерно до середины, я понял, что эта история мне близка, нашел Шамиля в «Фейсбуке» и написал ему о том, что хочу экранизировать его книгу. Как раз мы с Олегом (режиссер Олег Червонякприм. ред.) закончили работу над первым фильмом — «Я и Уда. Искупление». Я был готов к следующему проекту — более серьезному, более масштабному. Мне нужен был сценарий — книга подходила по всем параметрам. Можно было даже на сериал пойти. Но на сериал я пока не решился.

В книге очень много мыслей главного героя, в кино их не показать. Шамиль работает над сценарием, адаптирует его. В целом же кино от романа кардинально отличаться не будет. Просто история будет рассказана киноязыком.

«РАЗНЫЕ ИНВЕСТОРЫ ЗАХОТЯТ РАЗНОГО, КТО-ТО ВООБЩЕ ЗАХОЧЕТ НЕПОНЯТНО ЧЕГО»

— Знает ли министерство культуры Татарстана о вашем фильме?

— Друзья говорят, что мне нужно туда написать письмо, но я пока не написал. Руки не доходят. Сейчас я в основном занят презентацией фильма, чтобы можно было привлечь первое финансирование и запустить производство сценария.

— Уже известно, из каких источников будет финансироваться проект?

— Мэрия Челнов говорит, что заинтересована. Съезжу, поговорю — послушаю, что они скажут. Поддержка мэрии — это серьезно. Даже не в плане получения денег, а в плане экономии тех же самых денег. В целом я не рассчитывал на поддержку мэрии или завода «КАМАЗ», потому что они фильмов не делают, у них своих затрат хватает. Нужно искать финансирование в той сфере, где фильмы делают, или среди тех бизнесменов, кто открыт для покорения новых вершин, кому интересно вкладываться и развиваться в этом направлении. Есть инвесторы, которые уже в теме, но их участие зависит от того, кто будет в проекте сниматься из известных актеров. Весь этот пазл нужно собрать — и все будет понятно.

Я очень настороженно отношусь к вопросу финансирования. Разные инвесторы захотят разного, кто-то вообще захочет непонятно чего. Такой опыт был в первом фильме. Нормальные люди средства нам не давали, потому что это был дебютный фильм. А те немногие предложения, которые были, имели откатный характер или являлись серыми. В итоге мы отказались от всех предложений и ограничились тем, что у нас было в кармане. Я считаю, что мы хорошо справились. Первый фильм — за нами никто не стоял, нам никто не указывал, что делать, мы сумели сохранить репутацию, смогли довести дело до конца и не испугаться того, что получилось. Это очень важно для дебюта.

— «Я и Уда. Искупление» попал в каталог «Лучших российских фильмов» на международном кинорынке в Китае. Почему жизнь российского артхаусного кино проходит не в России?

— В России что проходит вообще: выборы, переговоры, дебаты, боевые действия местами, судебные процессы над чиновниками, а артхаусное кино и все основное искусство у нас здесь не живут. Сейчас артхаусное кино в России стало возможным по ряду причин, в основном потому что процесс кинопроизводства стал доступным. Ну и зритель потихоньку начинает появляться. Мы с Олегом смогли вдвоем снять фильм. Я начал вообще один, потом он присоединился. В итоге фильм сделали два человека в основном. Позже нам уже помогли музыканты — с саундтреком и с саунд-дизайном.

Сейчас любой может снять кино. Вопрос только в том, какой это будет контент и что он будет в себе нести. Он может нести в себе юмор. «Горько» — это такое же бюджетное кино, сюжет построен вокруг застолья. Наверное, это кому-то весело, но мне — нет, вообще такое делать не хочется. В начале карьеры всегда стоит определиться с направлением, потому что как начнешь, так и продолжишь. Следующие наши фильмы очень серьезные — и у Олега, и у меня. Артхаусное кино делать приятно. Такого кино много в Европе и в Америке, просто оно до нас не доходит.

— Почему?

— У нас прокатчики — бизнесмены. Их тоже понимать надо. Массовый зритель не смотрит такое. Чтобы он начинал смотреть подобное, ему должно надоесть то, что показывают в прокате. Чтобы он плевался от очевидных вещей. Чтобы он к кино относился не как к развлечению, а как к книге, понимал образы.

«Заявленный бюджет проекта — 80 миллионов рублей»

— Каков бюджет фильма «Город Брежнев»?

— Заявленный бюджет проекта — 80 миллионов рублей. Пока я не хочу раскрывать имен тех, с кем я начал вести диалог по финансированию проекта. Вот как все договоренности будут достигнуты, тогда пожалуйста. В крайнем случае необходимо собрать до 30 процентов от заявленной суммы на счет проекта, написать сценарий и пройти питчинг в минкультуры РФ. При правильном подходе, вполне вероятно, проект получит господдержку.

— Сколько человек будет в вашей съемочной группе?

— На первом проекте я был не только режиссером, но еще и оператором, в какой-то степени продюсером и даже немного сценаристом. Сейчас за сценарий отвечает Шамиль, я только корректирую. Оператор тоже будет наемный. Честно, очень хочу пригласить Эммануэля Любецки («Выживший», «Бердман»), но это мечты. Если бы это был какой-то аутентичный проект с двумя-тремя героями, это можно взять на себя. Будет еще художник-постановщик, композитор и продюсер. Это основной состав.

«ТО, ЧТО БЫЛО В 80-Х И 90-Х, — ЭТО ОДНО И ТО ЖЕ»

— Вы родились и выросли в Набережных Челнах. Какими вам запомнились 80-е годы, описанные в романе?

— Я тогда был ребенком. Родился в 1982-м, а события, которые описываются, — 1983 года. Я помню, что папа меня брал кататься на автобусе. Помню, как попал в аварию на «Москвиче». Помню, какие магазины были, с прилавками. Помню, как выглядел город — пустой, с небольшим количеством машин. Это для меня прямо детство-детство. В 2009-м я уехал из Челнов.

В романе описана жизнь 14-летних подростков. С моей 14-летней жизнью в 1990-е годы это совпадает. У нас даже жестче было. Мне кажется, то, что было в 80-х и 90-х, — это одно и то же. Правда, в 90-х появились всякие гаджеты, Dendy — такие вот штуки. В 90-х музыка была другая, а в целом примерно одно и то же.

— Часто ли вы теперь бываете в Челнах и нравится ли вам здесь?

— То, что город обновляется, — это, конечно, хорошо. Только вот сайдинг — цветные дома — мне не очень нравится. Говорят, на людей хорошо влияет. Я не берусь критиковать. Для фильма «Город Брежнев» это критично. Я уже увидел, какие конкретно места переделаны. Например, я не могу найти школу, потому что она за сайдингом. Для детей это хорошо — школа красиво выглядит. Главное, чтобы внутри она была такой же удобной и новой. Как это обойти, я пока не знаю. Решения есть, но каким путем пойду... Все от бюджета зависит.

— Вы уже выбрали места съемок?

— В книге они заданы, я буду по ним идти, но точных, как, например, квартира главного героя, я еще не выбрал. Думаю, придется их делать, готовых найти не удастся.

— Что привлекает вас в истории «Города Брежнева» и в чем ее актуальность — художественная и коммерческая?

— Актуальность коммерческая... Сейчас есть спрос на исторические и ностальгические фильмы, эпоха СССР актуальна как никогда. «Троцкий» и «Демон революции» — яркие подтверждения этому. С художественной точки зрения интересно окунуться в эту эпоху. Это, пожалуй, главное, что меня привлекло в данной книге, — как Шамиль описывает то время. Это создает отклик, в голове возникают советские картинки — позитивные, не негативные. Редкая пепси-кола, яркий летний лагерь.... Это начало фильма, а потом — осень, школа. История взросления — она всегда актуальна. Отцы и дети, отрочество, первая любовь, первая грань — что можно, а что нельзя. Я спрашиваю у ребят: сейчас что-то по-другому? Нет, говорят, все то же самое. Просто кто-то лезет в это, а кто-то — нет. Единственное отличие — в том, что сейчас есть какой-то выбор. Хочешь — участвуешь, не хочешь — тебя никто не трогает.