«ЕШЬ ЧАК-ЧАК, ГОЛОСУЙ ЗА СОБЧАК!»

Кандидат в президенты РФ (а в прошлом скандальная телеведущая) Ксения Собчак сегодня приехала в Казань на открытие своего предвыборного штаба, который разместился на улице Московской, 60 — буквально через несколько десятков метров от штаба Алексея Навального. К назначенному времени открытия — 13:00  — в дверях штаба собрались несколько десятков человек. Их встречали волонтеры, предлагавшие проголосовать за Собчак, и их координатор в лице юриста «Открытой России» Эльзы Нисанбековой.

Корреспонденты «БИЗНЕС Online», попав внутрь штаба, убедились, что близость офисов — это не единственное, что объединяет Собчак с Алексеем Навальным: преобладающую часть сторонников кандидата в президенты РФ составляли молодые люди — до 30 лет. Впрочем, были здесь и пожилые мужчины с газетами в руках, и пенсионерки в вязаных шапочках, и интеллигентного вида предприниматели средних лет — последние, впрочем, в явном меньшинстве. Места в штабе не хватало, часть сторонников предпочла ожидать знаменитость на улице.

Стены офиса были обклеены перекрестными листовками с разноцветными слоганами: «Против всех», «Против воров», «Я против». Молодые люди в ожидании приезда Собчак делали селфи. Во втором часу, после звонка с сообщением о том, что кандидат в президенты уже близко, волонтеры попросили всех освободить помещение. Толпа высыпала на улицу, перекрыв движение идущим по тротуару пешеходам. Репетировали встречу. «Собчак!» — кричала в рупор Нисанбекова. «Против всех!» — громко подхватывали молодые голоса.


Наконец, показался темный автомобиль, из которого вышла по-спортивному одетая Ксения — в куртке цвета хаки, с рюкзаком, с убранными в хвост волосами. Ее встречали с цветами и чак-чаком, который Собчак по ошибке назвала тортом. «Чак-чак», — поправили собравшиеся. «Ешь чак-чак, голосуй за Собчак!» — тут же нашлась столичная гостья. Посетовав на то, что сбор подписей кандидатов заставили собирать в самое невыгодное время, «когда все люди режут дома салат оливье», она призвала все-таки собраться с силами и сделать все возможное. «Первая цель наша пройдена — меня зарегистрировали кандидатом в президенты. Сейчас у нас вторая важная цель — собрать 100 тысяч, а в нашем случае мы собираемся собрать даже больше — 130, 140 тысяч чистых, прекрасных подписей, к которым невозможно будет придраться в ЦИК», — заключила она.

Еще до того, как пришло время задавать вопросы, кандидат в президенты продемонстрировала свою осведомленность о проблемах, которыми «живет и дышит Татарстан». Подчеркнув, что одной из главных идей ее программы наравне со сменяемостью власти и независимым судом является федерализм, Собчак перешла к тому, что это означает. «Больше свободы для разных регионов, больше свободы для Татарстана», — пояснила она. «Чтобы из Москвы вам не говорили, нужно изучать татарский язык или не нужно. Это решение, которое должно приниматься на местном, региональном уровне. Я хочу, чтобы вы сами определяли свою жизнь. Чтобы по-другому определялся ваш бюджет, а не все деньги тащились в Москву. Да, мы одна большая страна, но мы все разные. И какие-то вещи, какие-то важные нюансы должны отличаться от региона к региону. И почему вообще такие двойные стандарты у нас происходят, друзья?» — вопрошала кандидат в президенты.

«Вспомните, как несколько лет назад я задавала Владимиру Путину вопрос про Чечню», — продолжила Собчак. Вопрос этот, по ее словам, касался того, почему в Чечне не действует Конституция, почему там издеваются над родственниками террористов и происходит произвол с людьми нетрадиционной ориентации. «Но помните, что ответил мне тогда Путин? Он сказал следующее: „У нас очень разная страна, и поэтому мы должны иметь в виду, что в разных регионах, в том числе в Чечне, есть свои традиции, есть свое понимание культуры и отношения к разным группам граждан“. Так скажите мне, почему то же правило не работает в отношении Татарстана? Если у нас разные регионы, разные республики и разные традиции, почему здесь люди не могут изучать свой родной язык в школах? Почему уже сегодня вынуждены быть уволенными огромное количество учителей?» — воскликнула Собчак. «Вы согласны со мной?» — поинтересовалась она в конце своей бурной речи.  «Правильно! Все правильно!» — единодушно поддержала политика аудитория. Мы же на всякий случай уточним для спичрайтеров Собчак, что проблему они понимают упрощенно. Речь все-таки идет не о запрете на преподавание татарского языка в школах, а о переводе его изучения на добровольную основу, а не обязательную.

«БУДЕТЕ ВЫ ДЕЙСТВОВАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ВСЕ ТЕТКИ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВЫБОРЫ ПРИШЛИ МОДНО ОДЕТЫМИ?»

Настало время вопросов. Но вместо того, чтобы спросить о судьбах отечества, девушка, которой предоставили слово, попросила о совместной фотографии. Кандидат в президенты не отказала, но немного напряглась, предложив все-таки сначала пообщаться. Вышло очень символично... Вопросы собравшихся оказались на удивление практичными.

«Ксения Анатольевна, приходишь в магазин — „Пятерочку“, „Магнит“ — берешь любой продукт, смотришь: туда какой только дряни ни пихают. И получается, что в стране очень огромное количество онкобольных. Я думаю, в основном из-за этого. Скажите, пожалуйста, будут ли какие-то изменения в этом плане?» — поинтересовался молодой мужчина. «Это в Роспотребнадзор вопрос! Она же политик!» — пристыдил кто-то из толпы. Собчак же отнеслась с пониманием. «Слушайте, я сама с этим сталкиваюсь, у меня сейчас маленький ребенок, и мне очень неприятно, что я вынуждена ходить в магазин с этой штукой, которая проверяет количество нитратов во фруктах. Не имеет значения — что в демократичной „Пятерочке“, что в дорогом супермаркете — та же самая проблема, нет разницы. Я забочусь о здоровье своего ребенка, и я хожу с этой иголкой. Но я не хочу жить так, что я не могу доверить своему государству контроль за продуктами. Это большая проблема, и мы будем на эту тему отдельно говорить, но цель моей компании — от большего к меньшему», — заметила Собчак, предложив все-таки пока сосредоточиться на более глобальных темах.

Но аудитория диктовала свою повестку. «Вот вам вопрос от тетки... Допустим, вы стали президентом. Вы будете в своей социальной программе действовать так, чтобы все тетки на следующие выборы пошли голосовать за вас и пришли на эти выборы красиво и модно одетыми?» — поинтересовалась казанская пенсионерка в вязаной шапочке. «Да, конечно же, да! Я уже об этом говорю. У нас должно быть по-настоящему социальное государство. Его сегодня нет. Оно декларируется на бумаге, но в реальности вы видите мизерную индексацию пенсий», — отметила кандидат в президенты, пообещав, что в случае ее победы на выборах денег хватит на всю социальную поддержку, поскольку они будут «распределяться правильным образом, а не оседать в карманах двух-трех людей, которых мы все знаем».

«Сам институт президента — не устарел ли он?» — поинтересовался один из мужчин. «Хороший вопрос!» — будто приняла пас Собчак, предложив ознакомиться со своей предвыборной программой «123 шага». «Первое, о чем я там пишу, — нам нужна парламентская республика. Нельзя, чтобы у нас в XXI веке по-прежнему был царь, который правит государством», — призывала  телеведущая. Когда власть принадлежит не одному человеку, а нескольким людям, это само по себе меняет ситуацию, убеждала она. «Не один человек говорит: „Не будет татарского у вас больше“. А когда 10 человек, 20, 30, 100 должны вместе договориться и прийти к компромиссу — это всегда делает систему чище, лучше и, главное, справедливее», — вновь вернулась она к уже знакомой для себя теме. Последовали аплодисменты.

Право задать вопрос получили и самые юные сторонники Ксении: молодой человек, еще не достигший совершеннолетнего возраста, признал, что, к сожалению, не сможет голосовать на этих выборах, но хочет узнать, изменится ли система образования в случае победы Собчак. В ответ кандидат в президенты заявила, что вопрос образования — один из основных фундаментов ее программы. «Я считаю, что главное, куда должны быть перераспределены бюджетные расходы — это образование. Раньше профессия учителя считалась гордой: социальные гарантии, социальное уважение. Сейчас у нас учителя и врачи — наиболее незащищенные слои населения. Это люди, которые потеряли надежду на лучшее. И эту систему надо менять», — заявила она. Но предпочла часть системы все же защитить, вступившись за ЕГЭ, до появления которого «существовала такая коррупционная схема, из которой, к примеру, никому из Татарстана поступить в московский вуз было просто нереально».

«ТУТ ПРИШЛА КСЕНИЯ СОБЧАК, ДАЮТ НА ПИКЕТ. ДА, ДА, С ТЕЛЕВИДЕНИЕМ! Я Ж ТЕБЕ ГОВОРЮ! НУ, ЧТО ТЫ НЕ ВЕРИШЬ?»

После этого в штабе был организован прием граждан, в ходе которого люди получили возможность рассказать о своих проблемах. К тому времени на лицо Ксении уже упала тень усталости, и во время эмоционального рассказа одной из пенсионерок она попросила у координаторов штаба салфетку, которой промокнула лицо. Не совсем внятно излагаемые просьбы некоторых собравшихся телеведущую, судя по всему, совсем не радовали, и все, что оставалось ей в ответ на эмоциональные рассказы о подмене бюллетеней и нечестных выборах на местах, соглашаться и хвалить честность и смелость пришедших людей. Но когда третьей на стул села молодая женщина, поднявшая проблему высокой абонентской платы в детсадах РТ, кандидат в президенты явно оживилась. «Есть мамы, солидарные с вами? Чтобы это было массово?» — поинтересовалась она у девушки. Оказалось, что таких около 500 человек. Записав контакты всех обратившихся, волонтеры пообещали взять их вопросы на карандаш. Через полчаса, когда прием граждан закончился, сторонников Ксении в штабе почти не осталось — здесь сидели только волонтеры, участвующие в сборе подписей.

Отметим, что официальная программа визита самой Ксении в Казань предполагала три локации: уже упомянутый штаб, визит в школу «СОлНЦе», директор которой Павел Шмаков прославился своей непримиримой позицией по «языковому вопросу», и встреча с потенциальными избирателями в отеле «Мираж». Сразу после экскурсии по школе Собчак разбавила официальный визит небольшой провокацией, заявившись в исполком Казани. Журналистам заранее не сообщали о том, что кандидат в президенты России планирует посетить мэрию. «Сейчас поедем еще в исполком, общаться с чиновниками. Присоединяйтесь», — неожиданно предложили представители штаба Собчак. И вот, погрузившись в специально подготовленный микроавтобус, все журналисты подъехали вместе с Собчак к зданию мэрии.

«Администрация не знает, что мы идем!» — звучало в рядах сторонников Собчак, пока звезда импровизированного реалити-шоу приближалась к исполкому. Как выяснилось, кандидат в президенты не планировала бесед с муниципальными чиновниками, ее команда хотела в присутствии лидера подать заявку на установку агитационной палатки на Баумана, чтобы собирать там подписи 31 декабря. По ходу этого действия складывалось впечатление, что и сама Ксения Анатольевна была не осведомлена о своей миссии. Ее попутно инструктировали помощники, чтобы она «искала» в мэрии сразу руководителя исполкома Казани Дениса Калинкина. «Сейчас попробуем!» — произнесла Собчак, узнав от представителей штаба, что им якобы вставляют палки в колеса и не дают проводить публичные мероприятия. В действительности, как пояснили сами представители штаба, сегодняшняя заявка от команды Собчак на проведение какого-либо мероприятия оказалась первой.


«Снимать-то вам здесь кто разрешил? Кто тут руководит всем?» — задавался вопросами опешивший охранник исполкома, видимо, не сразу признавший Собчак. Впрочем, та вела себя скромно, слово перед стражем порядка держали ее помощники, а политик просто подчинялась указаниям. Охранник отправил всех в кабинет, куда подаются заявки на проведение массовых мероприятий. Сотрудники исполкома и там несколько растерялись от появления Собчак в сопровождении десятков журналистов с камерами. Но звонок «наверх» все-таки сделали, чтобы самим не рубить с плеча. «Здравствуйте, тут „пикет“ принесли. Кто-нибудь из ваших может подойти? — разговаривал с кем-то ошарашенный мужчина. — Не могу ждать. Давайте побыстрее! Я на телефоне, жду. Сама Ксения Собчак пришла, поэтому срочно. Да, да! Тут пришла Ксения Собчак и с ней... подают на пикет, митинг. Да, да, с телевидением! Я ж тебе говорю! Ну, что ты не веришь?» Сама Собчак лишь отшучивалась, что надо бы в каждом городе провести подобные неожиданные визиты в исполком, чтобы потом на YouTube выкладывать, как они получали согласования.

В итоге примерно через 10 минут вниз все-таки спустился нужный «начальник». Им оказался специалист отдела развития языков и взаимодействия с общественными организациями Марат Исхаков. Он любезно просмотрел уведомление от представителя Собчак, проверил паспортные данные и сказал, что в трехдневный срок они укладываются. Исхаков взял заявку на рассмотрение — ответ от исполкома должен прийти на мобильный телефон в ближайшее время. На этой ноте Собчак и покинула здание исполкома города и направилась прямо в Кремль, где, немного прогулявшись, дошла до «Кул Шарифа» и попросила сфотографировать ее на фоне мечети: все-таки не каждый день она приезжает в Казань. Затем все дружной компанией отправились в «Мираж» на встречу с избирателями.

Репортаж оттуда, а также со встречи Собчак со Шмаковым читайте на сайте «БИЗНЕС Online» завтра.