КЛИМАТОЛОГИ ОТМЕЧАЮТ, ЧТО ЛЕТНИЕ МЕСЯЦЫ В ТАТАРСТАНЕ С КАЖДЫМ ГОДОМ СТАНОВЯТСЯ ВСЕ ЖАРЧЕ, ОСОБЕННО ИЮЛЬ 

Заведующий кафедрой метеорологии, климатологии и экологии атмосферы Казанского (Приволжского) федерального университета, профессор Юрий Переведенцев отмечает, что согласно статистическим данным на территории Татарстана из 100 сезонов 30 являются засушливыми и, похоже, так называемые благоприятные западные формы циркуляции сменяются восточными, которые несут засуху и морозы.  

СНЕГ ПОДНЯТИЮ УРОВНЯ ВОЛГИ ВРЯД ЛИ ПОМОЖЕТ 

– Юрий Петрович, какая погода установится в марте, и следует ли нам быть готовыми к очередным природным сюрпризам?

– Если говорить о ближайшей перспективе, то к 8 - 9 марта температура пойдет на понижение с ярко выраженным суточным ходом, то есть днем достаточно тепло, около минус 12 градусов, а ночью холодно, в районе минус 20 градусов. Что касается климатической нормы, то погода пока не выбивается из установленного многолетнего графика. В марте должна быть именно такая погода, которую мы наблюдаем сейчас: в начале месяца достаточно морозно, а к концу должно потеплеть до минус 1 градуса.

Но, подчеркиваю, это климатическая норма, в действительности же может быть все что угодно: и плюсовая температура, и оттепели, и обильные осадки. По последним прогнозам гидрометцентра России, в марте у нас погода ожидается на полградуса-градус теплее обычного, но приход «дружной» весны, когда все вокруг разом начинает таять, пока маловероятен.

– Значит, Татарстан под воду не уйдет?

– По крайней мере, сейчас для этого предпосылок нет. Весна же начинается не по календарю, а когда температура воздуха переходит границу ноль градусов. Обычно это случается на стыке марта-апреля, в районе пятых чисел, когда начинает сходить снежный покров. Он массивен, спору нет. По данным нашей метеостанции, его высота составляет 74 сантиметра. Сугробы дали нам в основном декабрь и январь, зато февраль был холодным и малоснежным. Сейчас снег понемногу испаряется, земля под ним не сильно промерзла и сухая. Трудно предсказать, будет ли паводок, разве только если в апреле установится сверхтеплая погода, но это пока не просматривается. А может случиться и такое, что заметная часть снега испарится на морозном солнце и сугробы незаметно сойдут на нет до наступления оттепели.

– В конце прошлого года татарстанские экологи били тревогу, говоря о том, что Волга обмелела, уровень воды в водохранилищах снизился чуть ли не до критической отметки. По-вашему, предстоящее таяние снегов снизит остроту этих проблем?

– Не очень-то в этом уверен. Понижение уровня Волги произошло на три метра, и процесс обмеления шел на протяжении нескольких лет – два года в Татарстане были неблагоприятные условия с точки зрения гидрологии: малоснежная зима, а перед ней сухая и теплая осень, летняя засуха… Рассчитывать, что нынешняя зима все поправит, не стоит. Тем более что у нас осадков выпало много, а в верховьях Волги высота снежного покрова превышает нормы только на 20 процентов.

«2010 ГОД НА СЕВЕРНОМ ПОЛУШАРИИ БЫЛ САМЫМ ЖАРКИМ» 

– Снегопады в первой половине зимы порядком истрепали нервы татарстанцам, радовались им разве что аграрии, которые говорят о том, что сугробы внушают им большие надежды на урожайный год…

– Будем и мы на это надеяться. Если не будет половодья и вода не уйдет в реки, то она, естественно, останется в земле. Но это одна сторона дела. Другая – климатические тенденции таковы, что летние месяцы с каждым годом становятся все жарче, особенно июль. Такие экстремальные погодные ситуации, как засуха и, кстати, трескучие морозы нынешнего февраля, возникают у нас из-за так называемых блокирующих антициклонов. Это области повышенного давления, неподвижные с точки зрения гидродинамики. Такой статичный антициклон зависает над одной территорией на длительное время и обеспечивает достаточно однородную, но экстремальную погоду. Зимой он не пропускает влагу и тепло, а летом – жары сколько душе угодно и большой дефицит осадков.

– Причина таких явлений как-то связана с глобальными климатическими изменениями?

– Просто так складываются обстоятельства. Так, в первой половине зимы мы находились под влиянием юго-западных и западных потоков, Атлантика была перегрета и посылала нам тепло и влагу через эти циклонические образования. Отсюда и снегопады. А во второй половине зимы на Севере накопился холодный воздух, поскольку арктические потоки идут с Севера на Юг, деваться некуда, над нами завис этот самый блокирующий антициклон, который принес нетипичные для февраля морозы.

Вообще же по исследованиям нашей кафедры, темпы глобального потепления снизились, хотя 2010 год на северном полушарии был самым жарким за последнее время. Мы обратили внимание, что потепление в течение последних десяти лет шло неравномерно, периодами оно было более интенсивным, в какие-то моменты ослабевало. Почему, точно сказать сложно. На этот процесс, помимо антропогенного, влияют еще множество факторов: солнечная активность, изменение скорости вращения земли и прочее. Пока мы просто констатируем факт, чтобы сказать уверенную причину, нужно еще понаблюдать. 

«ПРЕВЫШЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ЭТИМ ЛЕТОМ БОЛЕЕ ВЕРОЯТНО, ЧЕМ ЕЕ НЕДОБОР» 

– Засуха в Татарстане длится уже второй год. Можно ли выявить какие-либо закономерности такого явления, оно, как правило, растягивается на несколько лет?

– Если посмотреть статистические данные, то из 100 лет 30 сезонов на территории Татарстана являются засушливыми. То есть это явление на самом деле достаточно частотное. В природе все подчиняется периодическим климатическим законам. Условно говоря, 30 лет преобладают западные формы циркуляции, которые дают более благоприятные погодные условия. А следующие 30 лет – так называемые региональные восточные формы циркуляции, это когда над территорией зависают гребни высокого давления, и как итог – засуха и морозы. В 90-е годы и в начале 2000-х в республике условия были мягче, а сейчас очень похоже, что у нас произошел слом этой циркуляции, воздушные потоки поменялись на западные, и мы теперь находимся под влиянием таких стационарных барических образований.

– Юрий Петрович, все-таки этим летом засуха ожидается?

– Поскольку есть климатическая тенденция к усилению зноя в июльский период, некоторое превышение температуры этим летом более вероятно, чем недобор жарких дней. Но говорить о том, что прошлогодняя ситуация повторится, проблематично, поскольку, во-первых, нужно учитывать и осадки, а во-вторых, небольшие отклонения температуры к засухе не приведут – только большие.

«Новая неделя. Итоги»