... Артем Хохорин: «По итогам 2017 года в республике зарегистрирована лучшая за последние 15 лет раскрываемость преступлений» / Фото: tatarstan.ru

«ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО ПРЕСТУПЛЕНИЙ МЫ РАСКРЫВАЕМ В КРАТЧАЙШИЕ СРОКИ — ПОРОЮ В СЧИТАНЫЕ ЧАСЫ»

Сегодня в главном здании министерства внутренних дел по РТ прошла ежегодная итоговая коллегия. Министр Артем Хохорин стал первым в этому году руководителем силового ведомства республики, которому предстояло выступить с итоговым докладом за 12 месяцев. Не обошел столь важную коллегию и президент республики Рустам Минниханов.

Кроме Минниханова и Хохорина в президиум вошли руководитель аппарата президента Асгат Сафаров, председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, главный федеральный инспектор Ренат Тимерзянов, вице-премьер Рустам Нигматуллин, а вместе с ними и председатель Верховного суда республики Ильгиз Гилазов с прокурором Татарстана Илдусом Нафиковым. На коллегию также пришел руководитель татарстанского управления ФСБ Динар Хамитов, не хватало только руководителя следственного комитета по РТ Павла Николаева

Получасовой доклад Хохорин начал с общих показателей, озвучивать которые, как показалось корреспонденту «БИЗНЕС Online», самому министру было очень приятно. «Прошедший год был для нашего министерства достаточно успешным — практически по всем направлениям оперативно-служебной деятельности достигнуты наиболее высокие показатели за весь постперестроечный период», — констатировал Хохорин.

Он отметил, что число обращений граждан растет (достигло 667 тыс.), но, несмотря на сокращение личного состава, показатели сохраняются. За год совершено 46 тыс. преступлений, из них раскрыто 26 тысяч. Каждое пятое из них тяжкое или особо тяжкое. «По итогам 2017 года в республике зарегистрирована лучшая за последние 15 лет раскрываемость преступлений», — прокомментировал министр. Средняя раскрываемость правонарушений превысила 58%. Это, как и раскрываемость разбойных нападений (более 90%) и грабежей, лучшие показатели с 2005 года, подчеркнул министр внутренних дел по РТ. По словам Хохорина, всего его подчиненные раскрыли порядка 95% убийств.

В числе самых резонансных министр назвал убийство африканского студента КФУ Махджуба Тиджани, которое произошло в феврале 2017 года и было раскрыто с помощью камер наблюдения. Впрочем, чуть позже Хохорин обмолвился, что за этим инцидентом последовали кадровые решения: своей должности лишились несколько высокопоставленных полицейских. К истории этого убийства Артем Валерьевич вернулся еще раз, когда рассказывал о борьбе с проявлением экстремизма. Вновь напоминая, что сроки получили очередные участники запрещенных в России организаций «Хизб ут-Тахрир» и «Чистопольский джамаат», Хохорин попросил подчиненных внимательнее относиться к распространению запрещенной идеологии в молодежной среде (студента из Республики Чад убили фактически его казанские сверстники, которые входили в молодежную группировку). «Не надо заблуждаться, что это увлечение с возрастом проходит», – предупредил министр.

«Подавляющее большинство серьезных преступных деяний мы раскрываем в кратчайшие сроки — за один-два дня, порою в считаные часы. Так, по горячим следам в течение нескольких часов был задержан Хасанов, совершивший разбойное нападение на отделение Сбербанка России», — привел еще один пример министр.

«В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ МЫ ОТМЕЧАЕМ РАСПРОСТРАНЕНИЕ В ЭТОЙ СРЕДЕ «ВОРОВСКИХ ПОНЯТИЙ»

Значительную часть своего выступления Хохорин уделил «войне» с ОПГ, которая в прошлом году вышла на публичный уровень. Тревожный тезис о возрождении группировок первым озвучил Нафиков. И министерство, кажется, справляется со своей задачей.

«Уверен, многие помнят лихие 90-е, когда криминальные сводки напоминали сообщения из центра военных действий. В бесконечных разборках, перестрелках гибли не только бандиты, но и ни в чем не повинные граждане. Республика Татарстан позиционирует себя вполне заслуженным регионом, который практически первым в России объявил беспощадную борьбу организованной преступности», — сказал Хохорин.


По словам министра, в 2001 году в Татарстане, еще когда МВД республики находилось под руководством Асгата Сафарова, разработали и закрепили нормативно «механизм классификации» участников ОПФ. «Наша работа тогда была высоко оценена руководством МВД России и взята за основу, — напомнил Хохорин. — За последние 20 лет сотни лидеров и членов организованных преступных формирований отправились в места лишения свободы, 19 из них — на пожизненное заключение, а для остальных совокупный срок составил 7 тысяч 160 лет».

Благодаря жесткой, но грамотной работе министерства татарстанцы, напомнил Хохорин, не вспоминают о таких группировках, как «Хади Такташ», «Жилка», «Квартала». Во многом помогло взаимодействие с прокуратурой и ФСБ, отметил Артем Валерьевич. Интересно, что признания заслуг следственного комитета в этой войне не прозвучало, министр обошелся обобщающим термином — «органы предварительного следствия». 

Возвращаясь к методике, разработанной в начале нулевых, Хохорин поставил именно ее во главу эффективной работы: теоретические знания 20-летней давности помогают на практике и сегодня. По словам министра, за год раскрыто 728 преступлений, отношение к которым имеют члены ОПФ. К уголовной ответственности привлечены или привлекаются 554 участника формирований. «На душу» ОПГ, преступления которых квалифицируются по ст. 210 УК РФ, черной тенью легло еще 314 преступлений.

«Ситуация под нашим контролем, возможность совершения резонансных групповых проявлений и конфликтов с участием организованных преступных формирований сведена к минимуму, — прокомментировал цифры министр. — Однако снимать со счетов проблему организованной преступности явно преждевременно, она никуда не исчезла. Да, задавлена, но ищет любые пути вернуть себе былое влияние».

Тут же Хохорин привел пример погрома в торговом центре «Алтын»: фигуранты дела ушли под суд, а сам процесс стартовал в начале этого года. «Организованная преступность определенным образом трансформируется. В последние годы мы отмечаем распространение в этой среде „воровских понятий“, что раньше было несвойственно», — продолжил выступление министр.

Он заверил, что его подчиненные «не сидят сложа руки»: уже отбывают сроки или пока привлекаются к уголовной ответственности 9 лидеров и авторитетов уголовной среды республики. Затем министр добавил, что в их числе и так называемые смотрящие. География впечатляет: под следствием или уже в колонии «смотрящие» Бугульмы, Нурлата, Лениногорска, Азнакаево, Альметьевска, Бавлов, Буинска.

Пожалуй, особо стоило бы выделить сотрудников управления по борьбе с организованной преступностью: за одну лишь осень прошлого года стало известно о разгромах группировок «Тукаевские» и «Новотатарские». Впрочем, как писала наша газета, начальник ОБОП республики Ильнар Залялов в ближайшее время, вероятно, покинет этот пост.

«Сотрудники подразделений БОП в своем большинстве профессионалы, отличающиеся особой подготовкой и большим опытом, но в современных условиях работать им все сложнее. При этом мы как никто понимаем необходимость постоянно держать руку на пульсе. Малейшее послабление может привести к откату в девяностые, — сказал Хохорин и обратился к подчиненным на местах, поставив задачу. — Необходимо обеспечить своевременное получение информации обо всех процессах в криминальной среде и мгновенно реагировать на малейшие изменения оперативной обстановки имеющимися ресурсами». 

ПО ЧИСЛУ ВЫЯВЛЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТАТАРСТАН УСТУПАЕТ ТОЛЬКО МОСКВЕ

За 12 месяцев прошлого года сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции выявили 2 574 преступления. По этому показателю впереди Татарстана лишь Москва. 25% из преступлений — коррупционной направленности. Против государственной власти и службы совершено 431 преступление, к уголовной ответственности привлечены или привлекаются 115 служащих, а общая сумма полученных незаконных вознаграждений чиновников превысила 32 млн рублей. Это лишь зафиксированная органами часть.

Отдельно Хохорин прошелся по делам со взятками. Министр был крайне недоволен тем, как его подчиненные выявляют подобные преступления. Он привел пример: за год в Сармановском районе зафиксировано лишь одно преступление со взяткой, а в Зеленодольске и Азнакаево и вовсе ноль. «Взятки у вас не берут?» — риторически спросил Хохорин у руководителей местных отделов, предварительно подняв их с кресел.

Впрочем, экономические преступления разнообразны. Министр рассказал, что эффективно решается проблема обнальщиков: в республике возбуждено сразу несколько крупных уголовных дел. Общая сумма обналиченных средств — 7,6 млрд рублей, а доход преступников превысил 260 миллионов. Есть уже обвинительные приговоры — Олег и Юрий Петров получили реальные сроки за обналичивание 1,6 млрд рублей.


«ЦИФРЫ — ЭТО ОЧЕНЬ ХОРОШО, НО ВЕДЬ РЕСПУБЛИКА РЕШАЕТ БОЛЬШИЕ ЗАДАЧИ»

Отдельно Хохорин рассказал о ключевых задачах на 2018 год. В основе — два главных социально-политических события в России: чемпионат мира по футболу и выборы президента России. Про футбольный форум Хохорин сказал просто: он попросил подчиненных, чтобы по итогу соревнований о сотрудниках полиции жители и гости Казани отзывались так же лестно, как после Универсиады 2013 года.

Про выборы министр сказал чуть более развернуто. Сначала он отметил растущую политическую активность общества и назвал это явление абсолютно нормальным. Правда, добавил, что есть лица, заинтересованные в том, чтобы раскачать ситуацию в стране и республике, и они пользуются доверием граждан в корыстных целях. «В противном случае это превращается в деструктивный процесс, — сказал Хохорин. — Уверен, что будут попытки раскачать ситуацию в преддверии выборов президента России».

Собственно, те же задачи поставил перед сотрудниками полиции и президент Татарстана. Он отметил, что выборы будут проходить в сложной социальной ситуации, но конституционные права граждан должны соблюдаться. Минниханов затронул и еще несколько животрепещущих тем. Например, он назвал раскрытое убийство африканского студента КФУ успехом и попросил органы продолжить эффективную работу по борьбе с экстремизмом. «Прошу вас действовать, как и прежде, жестко и бескомпромиссно, — сказал президент РТ, впрочем, тут же напомнив про „висяки“. — До сих пор не раскрыты погромы татарских кладбищ в Казани и Зеленодольском районе».

Затем Минниханов перешел к экономическим преступлениям. «От бизнеса регулярно поступают нарекания и жалобы на силовые структуры», — заметил он, вероятно, обращаясь не только к Хохорину, но и ко всему силовому блоку республики. «Защита законопослушных предпринимателей — ключевой фактор», — добавил глава РТ, отмечая, что от излишнего пресса страдают «белые» предприниматели, а выгоду получают «серые». Президент, впрочем, оговорился, что следует отличать защиту прав предпринимателей от защиты нарушителей налогового законодательства.


И еще одна важная вещь, высказанная Миннихановым, связана с плановым сокращением сотрудников МВД, а именно ГИБДД. Президент Татарстана обещал, что руководство республики компенсирует эту потерю и создаст дополнительно 165 мест муниципальных служащих, которые будут работать совместно с сотрудниками автоинспекции.

«Цифры — это очень хорошо. Но ведь республика решает такие большие задачи. Вот Кубок конфедераций — это мировое событие. Много разных форумов. Огромное количество личного состава обеспечивает безопасность 24 часа в сутки, — подвел краткие итоги коллегии уже после ее завершения президент РТ. — В Нижнекамске такая большая трагедия (убийство Гульшат Котенковойприм. ред.). За короткое время [раскрыли] — вроде бы не было никаких поводов найти преступника. Это профессиональная работа. Или студент из Чада... уникальный случай, который правоохранительные структуры смогли решить».


По словам президента, люди видят, что правоохранительная система республики работает. В этом, уверен Минниханов, есть и заслуга Татарстана. Он напомнил, что вчера в ЖК «Салават Купере» открыли новое помещение отдела полиции «Юдино». Впрочем, помощь идет и по другим направлениям.

«Мы понимаем, что мир, согласие — это залог успеха и инвестиционной привлекательности. Здесь роль наших правоохранительных структур очень большая. Наверное, есть какие-то [проблемы], и я о них сказал. Но если взять в целом, я могу сказать, что наши коллеги оснащены и работают не хуже, чем в Европе», — резюмировал Минниханов.