В четверг состоялось последнее заседание политсовета СПС. Участие в нем принял лидер отделения Союза правых сил в Татарстане Павел Сигал. Мероприятие проходило в закрытом для прессы формате. Но его содержание все-таки стало доступно - один из юзеров ЖЖ в своем дневнике описал произошедшее.
Заседание ФПС. Отпевание.
"Надо сказать, что нынешний офис СПС находится в глубокой заднице в районе Волгоградского проспекта, на территории какой-то промзоны. В некотором смысле эта территориальная отдаленность лишний раз подчеркивала нелепость происходящего.
Члены ФПС, аппарат и десяток гостей под завязку набилились в небольшой конференц-зал. Отпевание началось.
Первым делом выгнали всех журналистов. Валерий Бакунин (Московская область) попытался вступиться, предложив сделать "историческое заседание" открытым, но при голосовании его никто не поддержал. Это уже был знак, что градус единодушия среди членов ФПС достиг верхней отметки.
Гозман выступил со вступительной речью, попросив его не цитировать. Поскольку я никаких обещаний Гозману не давал, считаю себя от каких-либо обязательств Гозману абсолютно свободным и постараюсь процитировать как можно больше. Цитаты я не выделяю кавычками, потому что почти весь текст - прямые цитаты. Моя отсебятина выделена курсивом.
Итак, Гозман. У партии 7 миллионов $ долга. К 9 декабря их нужно отдать, а то будет очень плохо. Минимальное содержание СПС обходится в 100 тысяч $ в месяц. Денег нет, так что в финансовом плане мы банкроты.
У нас есть региональные депутаты, люди, входящие в региональный истеблишмент. Мы их ставим перед выбором: героизм или предательство. Сегодня у СПС нет шансов пройти 7% где бы то ни было.
Мы непопулярны, как и все остальные дем. организации в стране.
Мы можем не просуществовать до конца декабря. Мы не можем себе позволить обвала региональных организаций.
Варианты:
1) Самораспуститься. Но здесь может случиться страшный рейдерский захват.
2) Объединение дем.оппозиции. Но Каспаров передумал, Лебедев уже самоопределился, а Касьянов готов объединяться, но не сейчас, а через год. Вдобавок региональные конференции по объединению производят тяжелое впечатление.
Кремль может закрыть нас сразу или (если будет умнее) подождет, пока демократы не объединятся с нацболами. А объединятся, потому что нацболы сильны в уличной тактике, а это единственно возможная тактика для оппозиции.
3) Договоренности с властью.
В борьбе с Кремлем за отчетный период мы вели себя достойно, но нас все равно не поддерживают.
В конце мая кто-то кому-то (Гозман не раскрывал фамилий, но из контекста было понятно, что речь идет о Суркове и Чубайсе либо Белых) в Кремле сказал: "Не для того мы кровь проливали, чтобы были независимые партии. Либо вы вас уничтожим, либо придется договориться." Этот "кто-то" из СПС (назовем его Никита Чубайс) ответил, что не может не передать условия остальному руководству партии, но с Барщевским и Богдановым никто за один стол не сядет.
Гозман подключился к переговорам в конце сентября.
Условия сдачи:
ДПР будет представлять Бовт, ГС - Титов. У СПС - 1/3 в Политсовете, на Съезде, среди сопредседателей и в регионах. Гозман подчеркнул, что Белых отбивал все "значимые, живые организации", но все отстоять не смог (например, Красноярск и Кемерово). Присутствовавший член ФПС от Красноярска Королев погрустнел, лицо сидевшего напротив кемеровчанина Шагиахметова продолжало ничего не выражать.
"Права миноритариев" - у нас блокпакет. Все решения сопредседателей принимаются единогласно. Принципиальные решения на политсовете и на съезде принимаются 3/4. Сохраняется спсовская норма о том, что член партии, не согласный с принятым решением, может его не исполнять. Я даже представил себе такой вариант - 2012 год. Политсовет новой партии 3/4 принимает решение поддержать Медведева/Путина на второй/третий срок. Все члены ПС идут клеить листовки по домам, а Леонид Яковлевич Гозман сидит нога на ногу и в ус не дует. Ну чем не демократическая партия? Ай да Гозман, ай да сукин сын!
Шорт-лист сопредседателей был замечательным, что вселяет (в Гозмана) идиотский оптимизм. Фамилия Гозмана - результат существенного компромисса (sic!). Это одна из самых загадочных фраз в речи нового предводителя. Какого компромисса и с кем? И в чем, собственно, компромисс? Что, первоначально Сурков хотел Каспарова или Касьянова? Или Некрутенко?..
Руководитель аппарата - их (то есть "злой", кремлевский), заместитель по регионам - тоже. Зато "мы" получаем должность одного из замов и (внимание) должность ответственного секретаря Политсовета! И кто же ее займет? Правильно, Виктор Юрьич Некрутенко. Кто бы мог подумать! "Пробили с трудом", - заключил Гозман.
На этом свой рассказ Гозман мог бы и закончить (основные кадры российской демократии сохранены, либерализм спасен), но нет, заседание продолжается.
Вероятность того, что кинут, высока. Но раз Кремль предложил приличных людей в сопредседатели, может, он и не хочет, чтобы проект накрылся?.. Гозман и Чубайс говорили Суркову: не получится - уйдем, хлопнув дверью (вот какие смелые эти либералы-электрики).
Зачитывает список отбитых для СПС регионов - 21 штука. В не наших регионах "наш" человек - второй секретарь.
Кремль сделает все, чтобы партия смогла участвовать уже в мартовских выборах. Нынешние депутаты региональных заксобраний не будут вступать в новую партию (по закону не могут менять партийную принадлежность до конца срока), но будут возглавлять региональные отделения по аналогии с Путиным и ЕР.
Чубайс будет в партии. Мда, похоже, что он теперь, как булгаковский Пилат с Иешуа, будет сидеть с этой партией и в своей вечной жизни.
Обсуждаемые названия партии: Правая коалиция, Партия демократического развития, Партия демократического прогресса, Партия свободы, Партия конституционных демократов.
Вопрос от Гусевой (Москва): Вы назвали Барщевского и Богданова как невозможных контрагентов. Назывались ли какие-то фамилии с той стороны?
Гозман: Нет, не назывались. Как интересно. Значит, ТАМ всех в СПС любят и обожают в равной степени. Молодцы, заслужили доверие.
Королев (Красноярск): Было неправильно, если бы лидеров РО, не попавших в список спсовских РО, ввели в федеральный Политсовет.
Все (хором): да-да, это очень правильно.
Вопрос от Морозова (Приморье): Что с Яблоком? Мы не попадем в глупую ситуацию?
Гозман: Есть 2 варианта. 1) Они (Кремль) про Яблоко решили забыть. 2) Медведеву нужно Яблоко как разводка на политическом поле на будущее.
Начались выступления членов ФПС (по очереди, по кругу).
Бакунин (МО): Стыдно слушать. Почему руководство СПС без санкции ФПС или съезда вело переговоры? Если бы Кремль хотел действительно сильной либеральной партии, нас бы объединили с Яблоком. Против.
Бакунин сильно нервничал, и на него было жалко смотреть. Выступающие следом не нервничали, и их было совсем не жалко.
Королев (Красноярск) - пропускает ход.
Луковцев (Якутия) - тоже пас.
Оболенец (Ставрополь) - За.
Манжикова - пропускает ход.
Тут я уже начал сомневаться, что меморандум Гозмана легко пройдет через ФПС, но Олег Георгиевич Наумов исправил ситуацию.
Наумов (Оренбург-Москва): Я всегда был сторонником демократического объединения. Но сейчас очевидно, что такое объединение нереально. Есть 2 варианта: 1) Мы все уходим в демдвижение и уличную демократию, а это тупик. 2) Пойти на проект Кремля. Шансы на успех невелики, но есть. Люди жду реальной политической партии, которая станет противовесом авторитаризму. За
генерал Воробьев: По ряду причин не вижу себя в демдвижении. Не столь важно, кто инициатор процесса, все равно надо участвовать. Наговорил много, хотя мог бы обойтись двумя словами "всегда готов". За.
Корзун (Калуга): Все пути тупиковы. Но я не верю, что Кремль что-то действительно готов сделать. Все это для того, чтобы нас развалить. Не верю... Но шанс, наверное, надо использовать... Я так и не понял, как она собирается голосовать.
Ермолин (наставник молодежи): Нет у нас в стране демократических сил, поэтому радикальная оппозиция - плохо. У нас должна быть и государственная (sic!) мотивация - надо влиять на Кремль. Мы партия профессионалов, люди дела, нам есть что терять. Профессионалы будут полезны России даже в составе действующей власти. В качестве примера зачем-то привел прибалтийскую элиту, которая выбирала между СССР, который изнасилует, и фашистской Германией, которая изнасилует и убьет. За. Ох, плохо ты учил историю, парень!
Шагиахметов (Кемерово): Мы всегда работали в предложенных условиях. Мне уже 20 лет погано жить. После этого вспомнил, как он в 1990 г. печатал антикоммунистическую газету на деньги обкома КПСС. Он думает, что сейчас получится также? За.
Щерчков (Пермь): За. Это единственно возможный вариант. Привет Никите Юрьевичу!
Баков: Грядет легкий апокалипсис, который снесет все старые партии. Держаться за бренд не надо. Почему бы не попробовать? За. В устах пенсионного комбинатора это звучало особенно убедительно. Минут через 10 Баков откланялся.
Надеждин: Я "ЗА" по трем причинам: 1) Исчезают последние способы влиять на ситуацию в стране. 2) Меня лично попросил участвовать Белых. 3) Федеральная конструкция нового объединения приличная.
Через год все договоренности станут пустой абстракцией, так что сильнее будет тот, кто будет больше работать. Жизнь лучше, чем смерть.
Гилязитдинов (Башкирия): За.
Бялко: Сначала я был резко против, но потом подумал... (пауза) и сейчас могу возразить всем скептикам. Реально другого варианта не существует. За. Анекдот.
Мяки: Это реальный выход для нашей партии. Яблоко - не правая партия, с ними нам точно не по пути.
Кара-Мурза А.А.: Я никогда не был в востроге от дрейфа влево, в несистемную оппозицию. Почему никто не отчитался об объединении с демократами? Надо что-то решить с этим. Уход Никиты - это ослабление переговорных позиций. Маша Гайдар затеяла бузу, а сама не пришла на ФПС, - это плохо. Было бы полезно, если 5-7 человек проголосуют иначе, чтобы нас не опускали до 1/3. Предложил бредовую поправку в текст решения об объединении на базе СПС.
Кара-Мурзе вполне резонно ответил Гозман: Я не хочу быть в говне, когда другие будут говорить, что они против, хотя были за. Победила дружба, в говне остались все.
Башкин (Астрахань): Смелость и риск тех людей, кто вел переговоры. Кинуть могут везде. За.
Колесов (Иваново): За.
Морозов (Приморье): "Я тоже буду краток..." - после этих слов сидящий справа от меня сотрудник аппарата поставил жирный плюс напротив фамилии Морозова у себя в блокноте (он отмечал кто как голосует) и ведь не ошибся! - "За".
Перехватова (Рязань): Перехватова получила "плюс" от моего соседа, еще даже не открыв рта. Пожалуй, ее коронной фразой стала: "Я как есть в СПС, так я и есть в СПС". Если не будет такого давления на избирателя, то все будет лучше. Люди в региональном отделении хотят работать. У меня есть предложения от двух крупнейших партий в стране на хорошие должности, но я своих не бросаю. Уйти в оголтелую оппозицию - это самое простое. За нами люди. Люди ждут. За.
Кроме того, Перехватова объявила, что Гинзбург (Калининград) не смог приехать, но передал ей доверенность голосовать за.
Некипелов (Челябинск): Это единственный шанс, и мы должны его использовать. За.
Расклад голосов был предельно ясен, и Гозман пошел по второму кругу, дав слово тем, кто не смог определиться в первом заезде.
Луковцев (Якутия): Говорил долго, но я ничего не понял. За.
Королев (красноярск): Кремль в нас заинтересован, идет на уступки. Нужно требовать у них побольше. Нужно обняться с Кремлем и разрушить его изнутри. За. Интересно, а губа не треснет?..
Манжикова (Калмыкия): Мы будем развивать проекты...Мы смертельно больны. Выбираем жизнь. За.
После этого слово предоставили гостям. Начали с Владлена Максимова, который слова вообще-то не просил. Гозман был предельно любезен.
Максимов: Вы потеряли свою идентичность, поэтому не надо изображать, что от вас что-то зависит. Не случайно Кремль затеял переговоры в мае, когда начался демократический объединительный проект. Если вы хотите мандаты, возможности по бизнесу, уходите! Вам поставлена задача - отнять лицензию у демдвижения. Вашими руками мы швыряем бренд СПС Кремлю. Иуда тоже сжимал зубы, когда получал свои 30 серебренников (это в ответ кому-то, кто говорил про сжатые зубы). Ничем вы через год рулить не будете. Это подлость. Вы небедные, состоявшиеся люди, вас не бросают в тюрьмы. Вы можете отойти. Но вы хотите большего за счет бренда партии, которую вы продаете Кремлю.
Кучеренко (Питер): Мы в Питере 2/3 проголосовали за диалог с властью , не теряя лица. Интеллектуальный потенциал СПС превышает потенциал всех партий, заседающих в Думе. Я бы добавил, что по некоторым параметрам он превышает даже вселенский разум.
Сигал (Татарстан): Я ехал в Москву с позицией своего региона "принципиально не против". Но послушав Гозмана, выяснив все детали, я понял, что нам не дадут ничего сделать.
Абакумов (Тула): За.
Маратканов (Марий Эл): Проект СПС закончился еще на прошлых выборах. Мы с вами - последние из могикан, за счет нас все держится. На основе Камасутры объяснил собравшимся как можно занять доминирующую позицию во взаимоотношениях с ДПР и ГС. Звучало неубедительно.
Заключительные аккорды.
Некрутенко: Спасибо вам! Члены партии не ошиблись, когда вас выбирали членами ФПС. Вы мужественные люди и принимаете ответственное решение.
Гозман: Я согласился на это только потому, что мне сказал Гайдар: "Либо ты делаешь, либо ничего не получится" (Что Гозман должен делать, и что должно получиться, было непонятно, но фраза прозвучала зловеще). Я на митинге получаю удовольствие от того, что я могу сказать о Путине все, что я думаю. Нам придется идти на стилистические компромиссы и отказаться от покусывания власти.
Голосование.
За - 21.
Против - 1 (Бакунин).
Воздержались - 3 (Кара-Мурза А., Корзун, Манжикова).
На этом либеральный пир духа закончился.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.