НАЧАЛЬНИК КИРОВСКОГО ГИБДД СЛИЛ КОЛЛЕГ

В Кирове по делу о продаже запрещенных к использованию в России автомобилей «КАМАЗ» с двигателями класса «Евро-2» суд рассмотрел ходатайство следственной группы об аресте начальника УГИБДД УМВД России по Кировской области Александра Плотникова.

Накануне вечером полковника отправили в СИЗО на два месяца, до 22 марта. Как сообщала из зала суда кировская пресса, комментировать свое задержание Плотников отказался, бросив лишь: «Суд разберется!» Под защитой двух адвокатов он попросил для себя домашнего ареста и рассказал суду следующее: «При допросе я полностью объяснил ситуацию. Мои действия и действия сотрудников МРЭО (межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД — прим. ред.) были законными при регистрации данных транспортных средств (ТС), так как действовали на основании устных ответов начальника четвертого отдела главного управления обеспечения безопасности дорожного движения (ГУОБДД), с которым я общался, когда выявились эти факты. Когда началась массовая регистрация, так как там нюансы были, что они 2013 года выпуска, а паспорта выдавались в 2015 году, он сказал, что такие транспортные средства, так как данная организация была внесена в реестр производителей ТС, возможны. Потом поступили официальные письменные разъяснения ГУОБДД, подписанные первым заместителем генерал-лейтенантом полиции Швецовым Владимиром Владимировичем, что такие ТС, которые производились до 28 декабря 2014 года, были возможны для регистрации с отметками в ПТС о том, что утилизационный сбор оплачен. Такие ТС регистрировались в Республике Башкортостан, в Республике Удмуртия, в Самаре. Я лично разговаривал с начальниками управлений ГИБДД, мне все эти нюансы прояснили, сбрасывали ПТС. Действительно, такие ПТС есть, и записи, что в реестр внесен „РенБизнесАвто“ и у них утилизационный сбор уже оплачен».

За день до суда дело «РенБизнесАвто» (РБА), о котором «БИЗНЕС Online» подробно рассказывал осенью, вышло в федеральное медиапространство — об обстоятельствах задержания Плотникова рассказал телеканал «Россия-24». Журналисты сопровождали оперативников во время их визита в кабинет начальника ГИБДД. Как понятно из сюжета, Плотников был готов к появлению людей в камуфляже — он сразу достал документы по «КАМАЗам». Журналисты живописно изложили, как Плотников, когда его сотрудники заверяли ПТС для нелегальных грузовиков, раздавал интервью местным телеканалам, осуждая коррупцию. Авторы сюжета допускают, что показания на Плотникова дали основные бенефициары махинации: по версии следствия, это владельцы РБА — отец и сын Рафиль и Ренат Габделхаковы, а также их подельник, собственник ООО «ТД „Авто“» Ильдар Саитов, которого следствие охарактеризовало как лидера преступной группы. В зависимости от роли участников, им вменяются ч.1 и ч. 2 ст. 210 УК РФ («Создание преступного сообщества и участие в нем»), п. „в“ ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий») и ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Плотникову вменяются все три статьи.

БЕГЛЕЦА САИТОВА НАШЛИ В ЧЕЛНАХ

Дело, напомним, было инициировано под контролем выходцев из Татарстана — главы СКР по Кировской области Айрата Ахметшина и его первого заместителя Марата Галиханова. Оба они встали у руля кировского СКР в прошлом году, а до тех пор Ахметшин занимал должность замруководителя СУ СК России по РТ, Галиханов же руководил следственным отделом в Набережных Челнах. Покинув малую родину, следователи вернулись к ее реалиям очень скоро: дело РБА возникло всего через несколько месяцев.

Галиханов поделился с «БИЗНЕС Online» некоторыми подробностями задержания Саитова, который с момента возбуждения уголовного дела и до 7 января этого года числился в федеральном розыске. Саитова задержали благодаря сигналу из Челнов, где его видели в одном из домов, отстроенных в Боровецком лесу. Как выяснилось, там проживает его супруга. Отреагировав на оперативную информацию, из Кирова выехала оперативная группа сотрудников ФСБ и МВД. Проникнув в дом жены Саитова, оперативники действительно обнаружили беглеца. Судя по всему, неподалеку он и прятался все это время. В настоящее время он под арестом.

Галиханов рассказал также, что на данный момент следователи рассматривают вопрос о привлечении к делу и других сотрудников ГИБДД, фамилии пока не раскрываются. По информации, поступившей в «БИЗНЕС Online» из Ижевска, первым в списке кировских следователей может стать высокий чин в областной госавтоинспекции Удмуртской республики. Напомним, по материалам дела Габделхаковы действительно пользовались услугами ГИБДД как Кировской области, так и Удмуртии, где в селе Алнаши у них зарегистрирован еще один «РенБизнесАвто». Регистрация ТД «Авто» Саитова на момент возбуждения уголовного дела тоже переносилась в Удмуртию, в город Сарапул, поэтому слухи об Ижевске как третьей после Челнов и Кирова опорной точке расследования были ожидаемы.

Сейчас, по словам Галиханова, ведется поиск подельников не только в структурах ГИБДД, но и в налоговой инспекции. С 2014 года только это ведомство обладало полномочиями ставить в ПТС отметку об уплате утилизационного сбора. Для реализации грузовиков РБА большего и не требовалось, ведь бланки ПТС у компании были свои — как крупный автопроизводитель, с 2013 года зарегистрированный в реестре минпромторга РФ, компания имела право на самостоятельное оформление документов и продажу машин под собственной маркой. Габделхаковы сами прописывали в ПТС экологический класс двигателя «Евро-4» вместо «Евро-2», затем регистрировали «серые» машины в ГИБДД у Плотникова и других ответственных лиц, получали номера, а в налоговой ставили утилизационную отметку. Бизнес шел гладко с 2014 года до октября 2017-го, когда в головной офис РБА в Набережных Челнах нагрянули с обыском автоматчики из Кирова.

«У СЛЕДСТВИЯ ВОПРОСОВ К КАМАЗУ ПОКА НЕТ...»

Напомним, РБА — группа компаний с 10-летним стажем работы на рынке торговли и сервисного обслуживания автомобилей «КАМАЗ». Головное предприятие было зарегистрировано в 2012 году в селе Малая Шильна Тукаевского района РТ. Структурные подразделения РБА зарегистрированы кроме Татарстана в Удмуртии и Чебоксарах. У Саитова ТД «Авто» с оборотом в 1,5 млрд рублей по итогам прошлого года местом прописки имеет Менделеевск, а в Челнах располагает филиалом. Если РБА закупало сборочные комплекты грузовиков «Евро-2» у завода «Ремдизель» (они предназначались для сервисного обслуживания старых машин), то ТД «Авто» покупало экспортные автомобили у «Внешнеторговой компании „КАМАЗ“». Сам же КАМАЗ, первое время хранивший молчание по поводу продаж «Евро-2» под собственным носом, в ноябре озвучил свою позицию по этому делу. Руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев тогда заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что КАМАЗ не может и не должен отслеживать судьбу проданных ремкомплектов, тем более что РБА даже не является дилером корпорации. Афанасьев также пояснил, что, несмотря на запрет использования в России, в некоторых регионах «КАМАЗы» класса «Евро-2» пользуются повышенным спросом, так как позволяют экономить на качестве топлива. При этом Афанасьев отметил, что профессиональный водитель без труда различит класс двигателя, следовательно, клиенты РБА и ТД «Авто» знали, чтó покупают, — возможно, они имели значительные скидки с рискованных покупок.

Галиханов в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что у следствия вопросов к КАМАЗу пока нет.

Под следствие попал предприниматель Ирек Маннанов (на фото справа), якобы выступивший посредником во взятке за помощь в закрытии дела и доведении до покупателя из Москвы «РТС-Групп» 7 арестованных грузовиков Под следствие попал предприниматель Ирек Маннанов (на фото справа), якобы выступивший посредником во взятке за помощь в закрытии дела и доведении до покупателя из Москвы «РТС-Групп» 7 арестованных грузовиков Фото: «БИЗНЕС Online»

После публикации первых данных кировского дела в Казани было возбуждено еще одно дело — под следствие попал предприниматель Ирек Маннанов, якобы выступивший посредником во взятке за помощь в закрытии дела и доведении до покупателя из Москвы «РТС-Групп» 7 арестованных грузовиков. К концу прошлого года по делу о взятке под домашним арестом оказался еще один посредник — гендиректор московской компании «Концерн Блок» Олег Сягин. Маннанов сейчас ожидает передачи дела в суд в изоляторе временного содержания.

Если до недавнего заседания суда ущерб покупателей грузовиков от РБА и ТД «Авто» оценивался следователями в 837 млн рублей из расчета реализации 279 автомобилей, то после цифра была скорректирована — до 990 миллионов. Отметим, что и эта сумма не исчерпывающая, она учитывает лишь продажи по Кировской области. Как сообщил Галиханов, следователи уже рассылают поручения коллегам в другие регионы о поиске проданных машин и выяснении обстоятельств их реализации. Когда грузовики пересчитают и распределят по моделям, будет определен и ущерб, нанесенный федеральному бюджету в лице государственного утилизационного фонда. Миллиард рублей, о котором шла речь непосредственно после обыска в РБА, — сумма весьма приблизительная, она отражала общие продажи РБА и фигурировала скорее как показатель масштаба аферы, нежели экспертная оценка.

«Судить об ущербе утилизационному фонду мы будем с учетом моделей, каждая из которых имеет свой утилизационный тариф, — пояснил Галиханов. — За самосвал производитель платит один сбор, за бетономешалку — другой. Когда количество реализованной техники будет установлено, точную сумму ущерба определит экспертиза. Автомобили распроданы по всей России, и в любом случае речь идет о преступлении федерального масштаба, недополученный государством доход будет весьма значительным».