На Казанском вертолетном заводе в эти дни в полушутку разучивают, как по-башкирски будет «здравствуйте» и «до свидания». Коллектив вовсю обсуждает известие: в ближайшие дни ему представят нового гендиректора — Юрия Пустовгарова, экс-главу вертолетостроителей Кумертау. Эксперты «БИЗНЕС Online» затрудняются назвать причины перемен, но не исключают, что Лигай уходит не на пенсию, а в Москву — на должность замгендиректора «Вертолетов России». И это для него не предел...
О причине отставки Вадима Лигая, управлявшего КВЗ почти 11 лет, остается только гадать / Фото: tatarstan.ru
...И ВСЕ-ТАКИ ОН УХОДИТ
Сразу несколько источников «БИЗНЕС Online» накануне сообщили о том, что в ближайшие дни коллективу ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ) представят нового генерального директора. Им станет теперь уже бывший управляющий директор АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» (КумАПП; как и КВЗ, входит в холдинг «Вертолеты России» — ВР) Юрий Пустовгаров. По версии одного из наших источников, в Казань он заберет также одного из членов своей прежней команды — исполнительного директора КумАПП Ильфира Файзуллина.
«БИЗНЕС Online» предложил пресс-службе КВЗ прокомментировать эту информацию, но там нам ответили, что никакие приказы или иные документы о назначениях не выходили.
Отметим, что разговоры об уходе нынешнего генерального директора КВЗ Вадима Лигая циркулируют не первый год. Обострение слухов произошло в середине минувшего декабря, когда источники «БИЗНЕС Online» сообщили, что главная кандидатура на этот пост — генеральный директор АО «КОМЗ» Сергей Раковец. Наши собеседники утверждают, что он был на собеседовании в ВР, а далее версии расходятся: а) отказался сам; б) не устроил гендиректора ВР Андрея Богинского.
О причине отставки Лигая, управлявшего заводом почти 11 лет, остается только гадать. Да, формально его можно упрекнуть в снижении выпуска вертолетов: в пиковом 2014-м — 107, в 2015-м — 77, в 2016-м — 70, в 2017-м — не более 70 вертолетов. Но ведь и рост был: 2007 год — 35 машин, 2008-й — 58, 2009-й — 65, 2010-й — 80, 2011-й — 93, 2012-й — 98, 2013-й — 103. Да и очевидно, что кризис был запрограммирован многими факторами, в том числе действиями самих ВР.
Сразу несколько источников накануне сообщили о том, что в ближайшие дни коллективу КВЗ представят нового генерального директора. Им станет Юрий Пустовгаров
«Годы правления Лигая были благополучным периодом для завода, — рассуждает главный редактор отраслевого портала «Авиарунет» Роман Гусаров. — Возможно, были бóльшие ожидания, но... Тем не менее, даже несмотря на отрицательную динамику продаж за последние несколько лет, КВЗ реагировал на требования рынка, в том числе и как разработчик: в прошлом году „Ансат“ получил гражданский сертификат, хорошо пошли его медицинские версии». А вот эксперт по вертолетной тематике, старший научный сотрудник Академии им. Жуковского и отраслевой блогер Евгений Матвеев, несколько скептичен: «Скорее время Лигая было десятилетием высоких цен на нефть, крупнейших заказов (Индия, США и других), высокого спроса на военно-транспортные вертолеты у третьих стран (из-за угрозы терроризма, активизации военных конфликтов), но и десятилетием напряженного труда коллектива КВЗ. Однако эра высоких цен на нефть закончилась...»
Возможно, мы имеем дело с перестановками административно-интриганского характера, как это повелось в российских руководящих вообще чем-либо кругах. Заводчане обращают внимание и на то, что заслуженного Лигая «ушли», не дождавшись удобного повода — его 65-летия (26 марта), что как-то «не по понятиям».
Евгений Матвеев: «Выстраивается новая система нашего вертолетного хозяйства, меняются взаимоотношения центра и регионов, управляющей компании, разработчиков, производителей, сервисной компании»
Не исключено, что мы имеем дело со спешкой, связанной с выборами президента России и формированием нового правительства. «Дело не в генеральных директорах заводов, — говорит источник „БИЗНЕС Online“ в авиапроме. — Похоже, после выборов грядет большая рокировка руководителей, мы видим ее предтечи».
Как полагает Матвеев, мы просто наблюдаем продолжение кадровых перемен, которые стартовали с приходом Богинского (например, в совете директоров ВР, на Московском вертолетном заводе, фирме «Камов», КумАПП, в Вертолетной сервисной компании). Напомним, что пост гендиректора ВР Богинский занял почти ровно год назад — 31 января 2017 года, перейдя в госкорпорацию с позиции профильного зама министра промышленности Дениса Мантурова. «Выстраивается новая система нашего вертолетного хозяйства, меняются взаимоотношения центра и регионов, управляющей компании, разработчиков, производителей, сервисной компании», — считает эксперт.
ЕСЛИ КАЗАНЬ НЕ ИДЕТ В КУМЕРТАУ, ТО КУМЕРТАУ ИДЕТ В КАЗАНЬ?
Но почему сменщиком назначили именно Пустовгарова? Точных сведений на этот счет нет. Один из наших собеседников предположил, что если уж Лигая решили по каким-то причинам убрать, то потребовалась хотя бы приблизительно адекватная замена: «Ну кто-то же должен быть! А человека с таким опытом в вертолетостроении, как у Лигая, найти сложно».
Биография башкирского варяга весьма примечательна — и технарь, и чиновник. Родился Юрий Леонидович 8 ноября 1964 года в башкирском Белорецке. Окончил Магнитогорский государственный технический университет («инженер-металлург») и Уфимский государственный авиационный университет («инновационный менеджмент»). В 1986–2006 годах прошел путь от инженера-технолога до генерального директора Уфимского моторостроительного производственного объединения. На предприятии выпускаются турбореактивные двигатели для истребителей семейства «Су», а также отдельные узлы для вертолетов «Ка» и «Ми».
С марта 2006 по апрель 2011 года — заместитель премьер-министра Башкортостана – министр промышленности, инвестиционной и инновационной политики. Вскоре после прихода Рустэма Хамитова его карьера пошла на спад, но не закатилась — он занял пост президента Торгово-промышленной палаты РБ, избрался депутатом Государственного Собрания РБ.
В декабре 2015 года Пустовгаров вернулся в авиастроение — был назначен управляющим директором КумАПП (это главная должность на заводе). Данный завод специализируется на производстве вертолетов соосной схемы разработки конструкторского бюро «Камов». КумАПП выпускает все типы вертолетов для Военно-Морского Флота России, включая модификации Ка-27, Ка-29 и Ка-31. Помимо военных предприятие строит гражданские вертолеты Ка-32А11ВС, а также легкий Ка-226Т.
Интересно, что это возвращение Пустовгарова к авиастроительным истокам произошло на волне именно казанской темы. В ноябре 2015 года ВР неожиданно решили присоединить традиционно камовский КумАПП к исконно милевскому КВЗ. Объяснили реформу витиевато — стремлением оптимально распределить объемы производства и ремонта вертолетной техники, оптимизировать систему управления, увеличить выручку и прибыль предприятий и поступления от них в бюджеты Татарстана и Башкортостана. Предполагалось, что объединенная компания будет выпускать «объединенную» продукцию: казанские Ми-8/17, Ми-38, «Ансат» и кумертауские Ка-226Т, Ка-32А11ВС, Ка-31. Но источник «БИЗНЕС Online» тогда объяснил дело элементарным желанием руководства ВР «спрятать» мозолящее глаз убыточное предприятие в недрах сильного завода. К тому же Хамитов тогда фактически обвинил руководство ВР в саботаже загрузки КумАПП и пообещал донести этот посыл до руководства страны.
Как бы то ни было, заявлялось, что Пустовгаров поможет КумАППу органично перейти под управление КВЗ. Соответственно, вряд ли его назначение могло состояться без одобрения, а то и рекомендации со стороны Лигая — им ведь предстояло работать в одной связке-соподчинении.
Сейчас с «шефством» КВЗ не очень-то понятная картина. По данным выписки из ЕГРЮЛ, казанский завод по-прежнему выполняет в КумАПП функции исполняющего органа (поэтому, собственно, Пустовгаров и не гендиректор). Однако на странице завода об этом ни слова, изменились формулировки и в отчетности. В документах за четвертый квартал 2015 года говорится о начале управления со стороны КВЗ, а вот в отчете за четвертый квартал 2016-го формулировка меняется: КумАПП там входит в ту же группу лиц, что и КВЗ. Аналогичная формулировка и в крайнем списке аффилированных лиц за четвертый квартал 2017 года. Источник «БИЗНЕС Online» в правительстве РТ сообщил, что дело просто заглохло. Возможно, попросту изменилась ситуация — если раньше КВЗ и мог кого-то взять на буксир, то теперь у него самого дела швах.
ПОЧЕТНАЯ ОТСТАВКА ИЛИ...
Вероятнее всего, правы были наши эксперты, изначально заявившие, что ВР и сами не понимают, что хотят сделать, объединяя КВЗ и КумАПП. Интересно, что тогда под соусом создания татарстанско-башкортостанского вертолетного объединения Лигая убрали с должности заместителя генерального директора ВР, которую он занимал параллельно с директорством на КВЗ. Тогда сообщалось, что одна из главных причин отставки — «высокая загрузка», а если точнее, «возникновение новых задач по созданию нового промышленного кластера холдинга из двух производственных площадок — КВЗ и КумАПП».
Любопытно, что сегодня мы можем увидеть своего рода обратный процесс. Источники «БИЗНЕС Online» сообщают, что после ухода с КВЗ Лигай будет назначен... заместителем генерального директора ВР. Второй раз в ту же воду? Скорее смахивает на синекуру после почетной отставки. Матвеев полагает, что мы видим результат некоего «размена», и указывает на то, что Лигай такой не первый (недавно в замы ВР назначили исполнительного директора МВЗ им. Миля Михаила Короткевича, а экс-исполнительный директор «Камова» Владимир Макарейкин стал директором ВР по науке и технологиям). «У гендиректора „Вертолетов России“ — 9 замов», — констатирует Матвеев. Да и, можно добавить, возраст у Лигая соответствующий...
Другого мнения придерживается один из источников «БИЗНЕС Online»: «Почетная отставка? Тогда придумали бы должность без полномочий, а здесь — вполне себе полноценный заместитель. Да, 65 лет — солидный возраст, а кругом сейчас стараются ставить молодняк. Но Богинскому (1974 года рождения — прим. ред.), по моему мнению, рановато руководить корпорацией. И потом корпорация не госслужба, там нет ограничений по возрасту. И на разные периоды жизни компании — разные задачи. Есть время, когда у тебя есть продукт и надо повышать продажи, — тогда нужен руководитель, разбирающийся в финансировании, акциях, продажах. А когда нужно создавать новые продукты, необходим производственник. Возможно, сейчас, после чехарды смен высшего руководства холдинга, понадобился именно такой человек. Уже изрядное недоумение вызывают назначения в авиапром экономистов, юристов, социологов».
Здесь стоит сказать, что эксперты давно указывают на то, что холдинг, по сути, не создает нового продукта. Источник отметил, что, по его информации, под сенью «Ростеха» (куда входит ВР) готовится объединение вертолетного холдинга и Объединенной авиастроительной корпорации, то есть, по сути, создается новое министерство авиационной промышленности. Каждый настоящий профессионал на счету. По мнению собеседника, у Лигая есть все шансы стать одной из высших фигур российского вертолетостроения.
Другой наш собеседник напомнил, что Вадим Александрович курировал в ВР ключевые программы холдинга — модернизацию нынешнего модельного ряда и создание новых вертолетов — Ка-62, Ми-171А2, Ми-38, перспективного среднего вертолета: «Не зря тогда Лигая сделали замом по новой технике, хотя тут и имидж КВЗ сыграл как передового завода».
В конце прошлого года на КВЗ работала команда Томаша Навратила, хорошо известного в Татарстане деятельностью по оптимизации производственных процессов
И ПРИ ЧЕМ ТУТ ТОМАШ НАВРАТИЛ?
По всей видимости, и Пустовгаров должен придать КВЗ некое ускорение. При нем дело на КумАПП вроде пошло на лад, и в 2016 году завод реализовал продукции на 6,2 млрд, а в 2017-м планировал 13,1 миллиарда. На вид ему можно поставить разве что упущенный индийский контракт на изготовление 60 Ка-226. Изначально их должны были построить именно в Кумертау, но потом заказ достался Улан-Удэ.
Так, может быть, все-таки состоится объединение казанского и кумертауского заводов? В релизе ВР от ноября 2015 года было сказано: «Основные задачи, которые планируется решить при объединении производственных мощностей путем передачи полномочий единоличного исполнительного органа КумАПП и его акций Казанскому вертолетному заводу, — оптимальное распределение объемов производства и ремонта вертолетной техники в 2018–2023 годах».
Впрочем, например, Матвеев уверен, что в ближайшее время объединения КВЗ и КумАПП все-таки не будет, зато он указывает на то, чем могут быть полезны в Казани башкирские управленцы: «В мировом вертолетостроении наступили сложные времена. Производители и разработчики активно ищут новые пути (и мы не исключение). Новые кадры способны на новые решения, в том числе и на непопулярные».
В связи с этим отметим, что, как стало известно «БИЗНЕС Online», в конце прошлого года на КВЗ работала команда Томаша Навратила, хорошо известного в Татарстане деятельностью по оптимизации производственных процессов на КАМАЗе, в Академии наук РТ и в правительстве РТ. По нашим данным, «Торквемаду» на КВЗ прислали «Вертолеты России». Сам Навратил в беседе с «БИЗНЕС Online» подтвердил факт работы своей команды на Казанском вертолетном заводе, но обсуждать подробности не стал. В пресс-службе КВЗ тоже не комментируют приглашение чешского антикризисного менеджера. На заводе между тем поговаривают о грядущей второй волне работы команды Навратила и опасаются сокращения персонала. Не исключено, что в какой-то мере так и будет, однако наш источник, предрекший Лигаю видную роль в новом «минавиапроме», полагает, что Казанский вертолетный получит изрядные преференции по загрузке.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 69
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.