Александр Груничев в союзе с «Яблоком» копает «заговор шести министерств» Александр Груничев в союзе с «Яблоком» копает «заговор шести министерств» Фото: «БИЗНЕС Online»

«КАЗАНСКУЮ ЯРМАРКУ» ОБВИНИЛИ В КАРТЕЛЬНОМ СГОВОРЕ

Партия «Яблоко» разразилась разоблачающим пресс-релизом о том, что по мотивам расследования подконтрольного ей центра антикоррупционной политики (ЦАП) татарстанское отделение антимонопольной службы возбудило «картельное» дело. Как утверждают авторы расследования, в сговоре ими были уличены ОАО «Казанская ярмарка» и казанская фирма, которые якобы на двоих разбирали гостендеры на организацию ярмарок и выставок. В пресс-службе УФАС по РТ нам подтвердили, что дело действительно было возбуждено — по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», прибавив к числу подозреваемых еще одну фирму: «В части достижения ООО „ТКС-Контакт“, ОАО „Казанская ярмарка“ и ООО „Парнас“ устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на 11 аукционах в электронной форме».

ФАС установила, что казанские ООО «ТКС-Контакт», ОАО «Казанская ярмарка» и ООО «Парнас» принимали участие в закупках товаров, работ, услуг для нужд государственных учреждений Татарстана. «Анализ совместного участия указанных компаний в торгах выявил признаки заключения устного картельного соглашения в целях поддержания цен на аукционах в электронной форме. Стороны реализовали групповую модель поведения, парно участвуя в торгах, и отказывались от конкурентной ценовой борьбы. Снижение цены по аукционам составило менее 1 процента от начальной цены контрактов», — сообщили нам в УФАС по РТ.

«На конкурсах почти не было конкуренции: 6 из 11 закупок фирмы разыграли вдвоем. В результате заказчик сэкономил в среднем только 3,42 процента. Участники закупок связаны — у них совпадают телефоны. На сговоре фирмы поделили 323,6 миллиона рублей, — говорят юристы ЦАПа. — В практике ЦАПа это первый случай картеля госструктуры». «Яблоко» называет это картелем госструктуры, поскольку 85,78% «Казанской ярмарки» принадлежит комитету земельных и имущественных отношений Казани, а в совете директоров акционерного общества заседает бывший чиновник Альберт Гатин  до 2013 года он возглавлял территориальное управление Росимущества в Татарстане. В числе заказчиков 8 госорганизаций, включая 6 министерств Татарстана — минсельхоз, минпромторг, минтранс, минлесхоз, минэкологии и минобрнауки.

Как утверждают авторы расследования, в сговоре ими были уличены ОАО «Казанская ярмарка» и казанская фирма, которые якобы на двоих разбирали гостендеры на организацию ярмарок и выставокФото: «БИЗНЕС Online»

Заметим, что ООО «ТКС-Контракт» принадлежит Гульназ Галаевой (51%) и Константину Шапкину (49%). Всего фирма приняла участие в 123 тендерах на 422 млн рублей, но победила лишь в 39 — на сумму 42,3 млн рублей. Интересно, что в основном контракты с ней заключала Академия наук Татарстана, причем по самым разным поводам — от проведения мероприятий до текущего ремонта и уборки. Среди закупок есть и заказ от «Казанской ярмарки» — торжественный ужин на 700 тыс. рублей в формате шведского стола. ООО «Парнас» Руслана Семенова участвовало в 15 тендерах на 131 млн рублей, но выиграло лишь однажды: в 2015 году минкульт РТ доверил фирме проведение VII международного фестиваля танцевального перформанса «Теловидение» за 340 тыс. рублей.

На вопрос о том, как же был установлен факт картельного сговора, в антимонопольном ведомстве нам сообщили, что «в ходе антимонопольного расследования выявлены признаки нарушений в части отправки заявок с единого IP-адреса, поддержания цен на аукционах, единой модели поведения при участии на торгах, отказа от конкурентной борьбы, подачи только одного ценового предложения». Кроме того, при аккредитации на электронной торговой площадке компаниями был указан один и тот же электронный адрес. Заявки подавались в один день и с минимальным интервалом по времени».

Первое заседание комиссии татарстанского УФАС России по рассмотрению «ярмарочного» дела состоялось 25 января 2018 года, следующее назначено на 22 февраля. За подобное правонарушение предусмотрен оборотный штраф. Сумма будет определена в ходе административного производства, пояснили в УФАС. Фирмам грозит штраф от 10 до 50% от начальной цены торгов, уточняет ЦАП.

Кроме того, картель с доходом больше 50 млн рублей — это преступление по ст. 178 УК РФ, которая предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на три года с лишением права занимать определенные должности. Руководитель ЦАПа Сергей Митрохин уже направил в МВД по Татарстану материалы по картелю для возбуждения уголовного дела на руководство «Казанской ярмарки» и «ТКС-Контакт». 

Гендиректор «Казанской ярмарки» Лев Семенов заявил «БИЗНЕC Online», что абсолютно не согласен с тем, что между участниками торгов был сговор Гендиректор «Казанской ярмарки» Лев Семенов заявил «БИЗНЕC Online», что абсолютно не согласен с тем, что между участниками торгов был сговор Фото: «БИЗНЕС Online»

ГДЕ, ЕСЛИ НЕ НА «КАЗАНСКОЙ ЯРМАРКЕ»?

Гендиректор «Казанской ярмарки» Лев Семенов заявил «БИЗНЕC Online», что абсолютно не согласен с тем, что между участниками торгов был сговор.

«Идет ссылка на картельный сговор, но это [выставочная деятельность] не такой большой рынок, и все друг друга знают. Говорить об этом [сговоре] на том основании, что мы работаем на одном рынке, несостоятельно. Ответ УФАС мы подготовили», — сказал Семенов.

Попробуем проанализировать, что это были за закупки. Так, летом 2017 года прошел открытый конкурс на право проведения четырех выставок для нужд министерства промышленности и торговли Республики Татарстан на 80,9 млн рублей. Какие конкретно выставки и где их планируется провести, в документации указано не было, зато в техзадании прописаны необходимые параметры: наличие охраняемой стоянки на 200 мест для VIP-гостей, площадь территории — не менее 60 тыс. кв. м, наличие не менее трех ресторанов (кафе), охраняемой парковки для легковых и грузовых автомобилей (не менее 400 мест), пять помещений, включая конференц-зал вместимостью не менее 250 посадочных мест.

В отделе презентационных мероприятий и содействия экспорту промышленной продукции минпромторга РТ нам пояснили, что все выставки их министерство традиционно проводит на «Казанской ярмарке», поскольку в Казани просто нет других пригодных для этого помещений. После открытия строящегося в Лаишево «Казань Экспо» выставки переедут туда.

С закупками на организацию VII специализированной выставки и конгресса «Чистая вода. Казань», XV международного симпозиума «Энергоресурсоэффективность и энергосбережение» и XVI международной специализированной выставки «Энергетика. Ресурсосбережение-2015», «Организационное и информационное обеспечение участия Росводресурсов в международном конгрессе и выставке „Чистая вода. Казань-2015“» все предельно  ясно. Они из года в год, десятилетиями проводятся на «Казанской ярмарке», и у контролирующих органов на этот счет не возникало вопросов.

Сама же «Казанская ярмарка» в годовом отчете за 2016 год называет конкурентами казанские ООО «Татэкспо» и ООО «Эрг». На сайте «Татэкспо» (сейчас фирма называется ООО «Татэкспо регион»), директором и совладелицей (45%) которого является Светлана Власова, сообщается, что в 2017 году они провели всего три выставочных мероприятия. «Православная выставка „На пути к Пасхе» и «Kosmetic Expo Поволжье» прошли во Дворце спорта, а выставка-ярмарка «Казанский стиль. Весна-Лето» — в «Корстоне». На казанском ипподроме вот уже три года весной проходит свадебная выставка Wedding Expo Kazan, которую организует Dream Makers Group Марии Коврижных. Помимо этого, на казанском ипподроме проводятся выставки про продаже товаров из Индии, саженцев. Директор казанского ипподрома Сергей Василенко сообщил нам, что таких площадей, как на казанской ярмарке у него, «конечно, нет», но «кое-что тоже есть». Локальные выставки-продажи периодически проходят в ДК Химиков, ДК им. Сайдашева и других площадках.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» пообщался с Алексеем Карнауховым, замруководителя ЦАП «Яблоко», работающим в Москве. Мы поинтересовались, изучал ли автор исследования рынок выставочной деятельности в Казани и знает ли он, что в нашем городе есть только одно крупнейшее выставочное предприятие, а другие площадки далеко не всегда дотягивают до требований организаторов. Карнаухов честно признался, что он этого не знал. «Мы в принципе занимаемся мониторингом сговоров на торгах и, в частности, отслеживаем мероприятия любого рода и праздники. После нашумевшей „Московской весны„ (речь о госзакупке на организацию фестиваля „Московской весны – 2016“, которая также сопровождалась скандалом прим. ред.) мы обращаем на них пристальное внимание. В частности, вышли на Татарстан, то есть это совершенно рандомная выборка», — пояснил Карнаухов свой интерес именно к РТ.

УФАС по Татарстану также не занималось изучением рынка выставочной деятельности, но отсутствие конкурентов у «Казанской ярмарки» антимонопольщиков нисколько не смущает. «Татарстанское УФАС России как орган, контролирующий соблюдение антимонопольного законодательства, не производит анализ или оценку выставочных помещений, имеющихся на территории города Казани. О характеристике ОАО „Казанская ярмарка“ как естественной монополии речь не идет, — сообщили на наш запрос в пресс-службе УФАС. — Более того, большинство мероприятий по рассматриваемым аукционам проходили по местонахождению заказчика».

Яков Геллер: «Расследуются уголовные дела на сотни миллионов. Но о виновности или невиновности можно говорить только после суда, апелляции и кассации» Яков Геллер: «Расследуются уголовные дела на сотни миллионов, но о виновности или невиновности можно говорить только после суда, апелляции и кассации» Фото: «БИЗНЕС Online»

«СНИЖЕНИЕ ЦЕНЫ НА 1 ПРОЦЕНТ НЕ ПРИЗНАК КАРТЕЛЬНОГО СГОВОРА»

Генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» Яков Геллер в беседе с «БИЗНЕС Online» заявил, что «снижение цены на 1 процент не признак картельного сговора». «По крайней мере, при правильном выборе начальной цены контракта, когда она соответствует рыночной. Большое снижение цены, напротив, говорит о некачественной работе заказчика. Конечно, ФАС получила в руки такой инструмент, как статью Уголовного кодекса о картельных сговорах. Расследуются уголовные дела на сотни миллионов, но о виновности или невиновности можно говорить только после суда, апелляции и кассации. Учитывая то, что заявление поступило от „Яблока“, я могу предположить, что это пиар», — считает Геллер. Заметим, что практика чередования одних и тех же подрядчиков со снижением цены на 0,5% — вполне обычное дело, например, для тендеров ГИСУ РТ, о чем мы неоднократно писали в обзорах королей госзаказа. 

Наш источник в сфере закупок говорит, что в практике действительно случаются такие ситуации, когда на рынке нет реальных конкурентов, которые могли бы удовлетворить условиям закупки, но для того, чтобы соблюсти букву закона и создать видимость конкуренции, приходится привлекать для участия компании-спойлеры. Понятно, что это, мягко говоря, не совсем законно, но таковы негласные правила игры на этом рынке.

Другое дело, что профессиональные работники отдела закупок знают, что при использовании фирмы-спутника нужно очень внимательно относиться к таким вещам, как номер телефона, адрес электронной почты, имена и фамилии сотрудников и даже IP-адрес компьютера, с которого отправляются заявки. Так что, возможно, «Казанской ярмарке» просто стоит переобучить тендерного специалиста. Другой вопрос — надо ли вообще пытаться создавать видимость ожесточенной борьбы. Львиную долю своих подрядов выставочное предприятие вполне легально получает в качестве единственного поставщика.