Начиная с 2017 года Банк Казани увеличил собственный капитал с 1,7 до 2,2 млрд рублей и будет стремиться к 2,5 миллиардам. О том, почему Банк Казани хочет охватить Поволжье, как он выдержал в ноябре проверку Центробанка и почему излишняя концентрация банков в госсекторе — это зло, в ходе интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» рассказал председатель правления Банка Казани Оскар Прокопьев.
Оскар Прокопьев — председатель правления Банка Казани
«С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ЦЕНТРОБАНК РЕГУЛИРУЕТ СЕКТОР, А С ДРУГОЙ — ВЛАДЕЕТ ИМ»
Банковский сектор Татарстана вполне оправился после потрясений 2017 года и даже успешно поглотил высвободившийся персонал. Многие клиенты, поколебавшись в пользу крупных федеральных банков, успели вернуться в привычные местные банки — за гибким сервисом. Об этом в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» рассказал председатель правления Банка Казани Оскар Прокопьев. «Конечно, год ознаменовался тем, что рухнули гранды, в которых в принципе никто не сомневался, крепкие частные банки. Печально видеть, как банки, которые были передовыми в цифровом плане, клиентоориентированными, вели правильные маркетинговые стратегии, уходят. На сегодняшний день процент государственного сектора в банковской системе — 70. Я как экономист и финансист должен сказать, что всегда был против излишнего регулирования любого сектора экономики, а тем более банковского», — отмечает Прокопьев.
По его словам, банковская система — кровеносная система экономики, и, если государство начинает контролировать 70% сектора, это приводит к ограничению конкуренции. «С одной стороны, Центробанк регулирует сектор, а с другой — владеет им», — сожалеет Оскар Валерьевич. В качестве примера он приводит узкую выборку 40 банков, которым разрешили хранить средства «дольщиков», собираемые на строительство жилья, остальные же остались не у дел. «Да, я не могу выдать застройщику 3 миллиарда рублей. Но я могу выдать 500 миллионов, а это нормальный дом. Почему меня ограничивают?» — говорит председатель правления Банка Казани.
Другой пример — ограничение для банков на работу с госгарантиями: этой деятельностью скоро смогут заниматься лишь банки, имеющие рейтинг не ниже ВВВ-. Таковых в стране, кстати, тоже около 40. Малому и среднему бизнесу очень нужна эта услуга, и, между прочим, Банк Казани в свое время наладил выдачу гарантий в ускоренный срок — всего за три часа, тем самым обойдя многих крупных игроков, и даже в одном из периодов входил в топ-10 в Российской Федерации по числу выданных гарантий. Кстати, сейчас Банк Казани запустил специализированный портал для юридических лиц Хочуконтракт.рф. С его помощью клиентам будет еще удобнее работать, в том числе и по выдаче госгарантий.
В ЦБ уже задумались над смягчением требований к рейтингу банка, работающего с гарантиями. В Банке Казани надеются, что ограничения не коснутся выдачи экспресс-гарантий.
Подводя итоги 2017 года, предправления Банка Казани отметил, что начиная с 2017 года банк увеличил собственный капитал с 1,7 до 2,2 млрд рублей
УСТАВНОЙ КАПИТАЛ ВЫШЕ, РАЗВИТИЕ — В ПФО
Подводя итоги прошлого года, предправления Банка Казани отметил, что начиная с 2017-го банк увеличил собственный капитал с 1,7 до 2,2 млрд рублей — за счет полученной прибыли, дополнительных взносов акционеров и субординированных кредитов. По размеру активов (15 млрд рублей на февраль 2018 года) Банк Казани занимает 8-е место в Татарстане, а по прибыльности — 7-е (это по данным «Банки.ру»). В 2017 году банк получил чистую прибыль в 50 млн рублей, причем это уже с учетом доначисленных резервов! А уже в январе 2018 года заработал 60 млн рублей.
Кстати, о самой проверке. По словам Прокопьева, банк выдержал ее достойно. «Результаты оказались лучше, чем два года назад. Я очень доволен», — заявил предправления. Без замечаний, конечно, не обошлось, в том числе по резервам, которые банк и устранил. «В целом проверка прошла очень профессионально. Я не знаю, как может выдерживать такие проверки банк, если в нем есть дыры», — рассуждает Оскар Валерьевич, вспоминая недавние банковские крушения.
Портфель вкладов физлиц банка составляет около 7 млрд рублей, за год он подрос на 10%. Кредитный портфель — около 9 млрд рублей, из них 7,2 млрд — кредиты юрлицам, чуть более 1,3 млрд — кредиты физлицам. Кстати, в 2017 году Банк Казани выдал на 10–15% больше денег малому и среднему бизнесу, чем годом ранее. Кредитование населения выросло на 30%.
Портфель банковских гарантий в 2017 году показал значительный рост и вырос до 5 млрд рублей.
Теперь впереди у Банка Казани — целый ряд задач, которые были поставлены на недавней стратегической сессии. Так, банк продолжит увеличивать уставной капитал — за год не менее чем на 10%, задача-максимум — до 2,5 млрд рублей, кроме того, наращивать и другие показатели, чтобы «перепрыгнуть» три позиции кредитного рейтинга и достичь желаемого ВВВ-, который позволит без ограничений ЦБ работать на рынке госгарантий. «Из-за того что мы небольшой банк, наш рейтинг недостаточно высок. Хотя мы, конечно, не до конца с этим согласны, но готовы работать над улучшением рейтинга. Это тяжелая и амбициозная задача», — говорит Прокопьев.
Важное решение принято по развитию филиальной сети: Банк Казани решил открывать свои филиалы в Поволжье. Сейчас у банка 21 допофис — в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, в прошлом году был открыт допофис в Нижнем Новгороде. А в этом году банк нацелился на рынки Самары и Уфы. «Мы хотим расширить географию, чтоб нас воспринимали как банк ПФО», — говорит Прокопьев. По его словам, в Нижнем Новгороде Банк Казани приняли очень тепло, и в успехе в других поволжских городах он не сомневается. При этом банк сохранит название, связанное с Казанью, — менять его ради новых рынков руководство не намерено.
«На кадровый рынок выплеснулись тысячи квалифицированных банковских кадров, освободившихся после крахов Татфондбанка, ИнтехБанка, Спурт Банка и ряда других»
«РЫНОК БАНКОВСКИХ СЛУЖАЩИХ УЖЕ ПРИСПОСОБИЛСЯ»
«Люди уже не хотят стоять в очередях, а молодежь вообще не желает выходить из дома, чтобы получить банковские услуги», — говорит о клиентуре Прокопьев. Поэтому банк, как и все игроки на рынке, нацелен на «цифру». При этом будет сохраняться и традиционный формат офисов — они лишь передислоцируются в более удобные для клиентов места.
По словам Прокопьева, в прошлом году банк с удовольствием укрепил и кадровый состав. И было из чего, ведь на кадровый рынок выплеснулись тысячи квалифицированных банковских кадров, освободившихся после крахов Татфондбанка, ИнтехБанка, Спурт Банка и ряда других. «Рынок банковских служащих уже приспособился, — говорит Оскар Валерьевич. — Лучших менеджеров уже расхватали и мы, и конкуренты, часть уехала в Москву и другие города, а масса рядовых клерков сменили сферу деятельности».
В целом на банковском рынке «все спокойно», говорит предправления Банка Казани. Хотя потрясения были немалые, он понимает и Центробанк, которому пришлось расчищать авгиевы конюшни. «20 лет этим рынком никто не занимался, и его пришлось не метлой подметать, а убирать большой лопатой», — отмечает председатель правления Банка Казани.
Полная версия интернет-конференции с Прокопьевым будет опубликована на «БИЗНЕС Online» в ближайшее время.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.