Сегодня на сцене ГБКЗ им. Сайдашева в сопровождении Государственного симфонического оркестра РТ состоится юбилейный концерт композитора Рашида Калимуллина, на котором обещают разнообразие жанров — от жгучего танго до симфонических сказок. Накануне этого события он дал интервью «БИЗНЕС Online», в котором рассказал об изменениях в союзах композиторов РТ и РФ, своем первом менеджерском опыте и отношении к «Смерти Сталина».
Рашид Калимуллин: «Смерть Сталина» было тяжело смотреть. После дискуссии мы еще долго разговаривали, и я предложил Никите Михалкову снять реальную историю об этом событии»
«КОМПОЗИТОР ДОЛЖЕН УМЕТЬ ПИСАТЬ В РАЗНЫХ ЖАНРАХ И НАПРАВЛЕНИЯХ»
— Рашид Фагимович, 24 февраля на сцене ГБКЗ имени Сайдашева ваш юбилейный концерт завершит III фестиваль татарской академической музыки имени Назиба Жиганова «Мирас». Как шла подготовка к нему, как составлялась программа? По какому принципу отбирались произведения?
— Мое 60-летие было в прошлом году, и я как председатель союза композиторов Татарстана решил уделить внимание не себе, а сосредоточиться на других юбилярах. К примеру, состоялось 80-летие Рината Еникеева и Леонида Любовского, 50-летие Ильхама Байтиряка. Я решил зажать свой юбилейный концерт. Тем более что было много работы в Москве. И вдруг неожиданно, в конце прошлого года я узнал, что Государственный симфонический оркестр РТ под руководством Александра Сладковского хочет включить в программу фестиваля «Мирас» мой юбилейный вечер. Эту инициативу поддержало и министерство культуры РТ. Для меня это стало настоящим подарком. И, конечно, я постарался, чтобы программа была насыщенной и интересной. В этот вечер прозвучат новые сочинения, которые я написал в Москве: Увертюра для симфонического оркестра, «Татарская сюита», «Симфонические сказки», «Симфонические танцы», «Симфонические фрески» и два концерта: для фортепиано с оркестром (солист — лауреат конкурса им. Чайковского Федор Амиров) и для скрипки с оркестром (премьера, солист — молодой, но уже выдающийся скрипач, лауреат Первой премии конкурса им. Чайковского Гайк Казазян, в Татарстане с ним сотрудничает ГСО РТ и наш оперный театр). Все это написано доступным музыкальным языком, понятным для широкого слушателя. Я считаю, что композитор должен уметь писать музыку в разных жанрах и направлениях.
«ТАКОЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ, КОГДА МЕСТНЫЕ КОМПОЗИТОРЫ СОЧИНЯЮТ МУЗЫКУ, КОТОРУЮ НИКТО НЕ ПОНИМАЕТ»
— А что происходит в союзе композиторов Татарстана?
— Он сегодня является одной из ведущих региональных организаций в России. За последнее время у нас появилось ряд талантливых композиторов. Это и Эльмир Низамов, и Елена Анисимова, недавно в союз мы приняли Алсу Сунгатуллину, Лейсан Абдуллину, Ильяса Камала и Ильдара Камалова. Ильхам Байтиряк и Ринат Хакимов показали новые интересные симфонические произведения. При поддержке министерства культуры и правительства РТ появилось 6 компакт-дисков с новыми записями татарских композиторов-современников. Мы проводим множество творческих встреч, выезжаем в районы Татарстана, встречаемся с детьми в музыкальных школах. В общем, делаем праздники музыки и культуры.
Сейчас мы работаем над новым проектом — подготовкой и изданием учебно-методической литературы для воспитателей и музыкальных работников дошкольных образовательных учреждений. Мы хотим разработать целый комплекс пособий для обучения детей музыке с самого раннего возраста на материале произведений татарских композиторов. Надеюсь, нас поддержит правительство и министерство культуры РТ. С Фаридом Мухаметшиным мы уже разговаривали на эту тему, он нас поддержал.
— Осенью на сцене Якутского театра оперы и балета имени Сивцева состоялась премьера балета «Дети Белого Солнца», музыку к которому написали вы. Расскажите об этом любопытном опыте в вашей карьере.
— Директор национального театра танца имени Зверева – Кыыл Уола Алексеев Александр Иванович приезжал в Москву, мы общались, и он предложил поработать над новым увлекательным проектом. Когда я узнал, что ставить его будет известный балетмейстер Георгий Ковтун, я согласился. До этого мне приходилось с ним работать в нашем театре оперы и балета, он настоящий мастер и профессионал своего дела. Тем более что в Якутии работала питерская постановочная команда, включая художника по костюмам. Перед тем как сочинять, я искал традиционную якутскую музыку, и для меня это было интересно. Они тоже тюрки и вобрали в себя образцы культуры других близлежащих народов. Насколько я знаю, спектакль «Дети Белого солнца» произвел фурор среди зрителей и его назвали лучшим спектаклем Якутии прошедшего 2017 года. Теперь театр планирует вывозить этот спектакль на зарубежные гастроли и фестивали. Якуты вообще молодцы, что поднимают все национальное: традиции тюрков, танцы, музыку, они сумели сохранить и развить тюркские инструменты (там даже есть мастера по древним музыкальным инструментам). В Татарстане с этим дело обстоит куда хуже.
«В СТУДЕНЧЕСТВЕ Я НЕ ЧУРАЛСЯ НИКАКОЙ РАБОТЫ»
— Вы являетесь членом общественного совета министерства культуры России и были в числе тех экспертов, кто был на закрытом показе фильма «Смерть Сталина». В социальных сетях тут же вас стали обвинять, что вы подписали некую петицию о запрете этой картины в прокате...
— Да, мне приходится по долгу службы присутствовать на закрытых просмотрах фильмов, которые могут вызвать определенный резонанс. К примеру, помимо «Смерти Сталина», на совете мы смотрели «Матильду»... Мне интересно: все те, кто обвиняет меня в «Фейсбуке» во всех смертных грехах, в каком обществе они хотят жить и под кого мы должны подстроиться? Или мы не должны иметь своего мнения? Я могу иметь свое мнение как член общественного совета. Там собираются множество известных людей, возникают бурные дискуссии.
Только тогда, когда просматриваешь такие фильмы, начинаешь осознавать свою ответственность перед страной и обществом. Обычно обвиняют те, кто не несет такой ответственности и довольно легкомысленно относятся к слову «демократия».
Наша основная проблема в том, что многие не знают, что происходило на самом деле и как развивалось то или иное событие. Есть архивы, их нужно изучить и сделать документальный или художественный фильм, основанный на правде. Насчет того, что многие говорят, что события, показанные в фильме «Смерть Сталина» — это просто ирония, могу сказать, что кто-то ее понимает, а кто-то воспринимает всерьез. Перед советом не стояла задача запретить. У нас сегодня нет той цензуры, которая была в Советском Союзе. Но, с другой стороны, картину было тяжело смотреть. После дискуссии мы еще долго разговаривали, и я предложил Никите Михалкову снять реальную историю об этом событии.
Мы знаем, кто нам мешает строить нормальное общество. Может, быть кому-то не нравятся успехи нашей страны, не нравится, что мы не хотим быть слугами другого государства. Мы имеем свое лицо, свою национальную идентичность, в том числе и промахи бывают. Мы никому не диктуем свои правила. Это сводится не к тому, поднял я руку или нет. Просто я защищаю будущее нашей страны.
— Ну и последний вопрос. Судя по вашей работе в союзах композиторов Татарстана и России, вы хороший организатор. Как вы получили свой первый опыт?
— Я вообще не чурался никакой работы, даже будучи студентом. Это было в начале 80-х, тогда мы и сторожами, и дворниками работали, и вагоны разгружали на Круглом поле. Я работал в легендарном магазине «Миру мир» «ночным директором». Это так должность называлась, а, по сути, был охранником-грузчиком. Всю ночь привозили товар — молоко, кефир. Это сейчас они в пакетах, а тогда молочные продукты разливали в бутылки и сортировали по тяжеленным ящикам. А складское помещение было маленькое, приходилось штабелями весь этот груз наверх поднимать. Адская работа.
Однажды так случилось, что, обучаясь на втором курсе консерватории, я остался без какой-либо работы, а в то время у меня уже были маленькие дети, Казань я знал плохо и как-то, проходя мимо 128-й школы, подумал, почему бы мне не устроиться туда. Оделся понаряднее, галстук натянул, прихожу к директору и говорю: «Я у вас буду работать». Он, конечно, оторопел от моей наглости и сказал, что в школе нет никаких вакансий. Я ответил, что ничего страшного, мне не надо вакансии, и предложил преподавать уроки ритмики, для этого родители детей должны были сдавать по рублю в месяц (получалось 120 рублей каждый месяц — неплохая зарплата для того времени). Получив согласие, я побежал в институт культуры и нашел студентку, которая согласилась вместе со мной работать в школе. Мы вели уроки ритмики, она была хореографом, я — аккомпаниатором. Так несколько лет мы работали бок о бок и вели уроки с 1-го по 3-й класс. Работа была очень интересной, уроки нравились и детям, и родителям. Именно это я и считаю началом своей организаторской работы. Интересно, что после того как прошло много лет и я стал известным, директор школы пригласила меня на юбилей этой школы, и мы с юмором и теплотой вспоминали эту историю.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.