С целым ворохом новостей встретил годовщину отзыва лицензии у Татфондбанка республиканский фонд поддержки, созданный по личному распоряжению президента РТ Рустама Минниханова. По словам председателя совета фонда Айрата Нурутдинова, недавно организация получила первый транш от продажи части земельного участка и вовсю организует выездные консультации в районах. О том, что говорят пенсионеры, получая назад свои кровные, он рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
Айрат Нурутдинов: «Человек должен исчерпать все законные способы возвращения своих средств до того, как обратиться в фонд»
АЛЕКСАНДРА ЮМАНОВА ТОЖЕ ПОДАЛА ЗАЯВЛЕНИЕ
— Айрат Рафкатович, на днях исполнился год со дня отзыва лицензии у Татфондбанка. Банкротная процедура в самом разгаре, но понятно, что основные надежды на получение средств у основной массы «погорельцев» связаны с деятельностью Республиканского фонда поддержки. Скажите, как у вас продвигаются выплаты?
— Идет активная работа. Напомню, что наш фонд был создан указом президента Татарстана 29 мая 2017 года. Первоначально предполагалось, что деньги мы начнем выплачивать через год-два, по мере продажи земельных участков. Однако при поддержке Рустама Нургалиевича поэтапные выплаты начались уже осенью.
С 1 февраля на полное возмещение могут претендовать юридические лица, состоящие в третьей очереди реестра требований кредиторов Татфондбанка и ИнтехБанка с суммой требования до 500 тысяч рублей. Ранее, напомню, лимит составлял 300 тысяч рублей, то есть процесс идет по нарастающей. Первым среди 500-тысячников выплату получил владелец сети «Татмак».
Также с недавних пор на выплаты могут рассчитывать и физические лица — пока это только льготные категории граждан. Те, кто по состоянию на 31 января 2018 года признан инвалидом I или II группы, ветераны войны и труженики тыла, герои СССР и России, родители ребенка-инвалида или родители инвалида с детства I или II группы — все они вне зависимости от суммы вклада могут получить выплату в пределах 500 тысяч рублей.
— Но таких людей, наверное, не слишком много?
— Да, по ряду причин мы начали с небольшой группы. С чем это связано? Во-первых, не нужно забывать, что все физлица получили по 1,4 миллиона рублей страховки от АСВ в первые же дни. Кроме того, вкладчики ТФБ успели получить еще порядка 15 процентов своих требований от банкротной процедуры. А юрлица, за которыми тоже стоят трудовые коллективы, не получили ничего.
Во-вторых, нам было важно отработать юридическую процедуру. Как вы знаете, мы оказываем поддержку через выкуп обязательств. В случае с физлицами механизм получается сложнее: если у человека в реестре сумма больше 500 тысяч рублей, мы должны раздробить ее на две части, чтобы выкупить те самые полмиллиона.
— Скольким вкладчикам удалось реально помочь?
— В марте мы достигли важного показателя: фонд полностью закрывает 10 процентов реестра требований кредиторов третьей очереди Татфондбанка и ИнтехБанка — по числу кредиторов. В среднем мы заключаем около 100 соглашений об уступке требования в неделю, и это количество постоянно растет.
Мы ведем подробную статистику. Всего в Республиканский фонд поддержки на сегодняшний день поступило 3001 заявление на помощь, в том числе 2151 — от юридических лиц и 850 — от физических. Понятно, почему такой перекос: обращаются в первую очередь те, кто может рассчитывать на выплаты уже сейчас. Хотя, замечу, мы призываем подавать документы всех: в дальнейшем, когда очередь дойдет до вас, процесс пройдет быстрее.
Из общего числа обращений под действующие этапы поддержки подпадает 1493 заявление на общую сумму 300,2 миллиона рублей. С заявителями уже заключено 641 соглашение об уступке требования на 87 миллионов рублей. Деньги выплачены 436 организациям — на 58,4 миллиона рублей.
— Лидер обманутых вкладчиков Александра Юманова подала заявление в фонд?
— Да, Александра Сергеевна поверила в нас и подала заявление в середине февраля. Я посмотрел статус заявления — ей только нужно донести одну доверенность, и мы запустим стандартную процедуру выдачи денег. Хочу подчеркнуть, что я уважаю гражданскую позицию Александры Сергеевны и у нас всегда идет конструктивный диалог.
«Всего в Республиканский фонд поддержки на сегодняшний день поступило 3001 заявление на помощь, в том числе 2151 — от юридических лиц и 850 — от физических»
— Читатели спрашивали, смогут ли на что-то рассчитывать пострадавшие клиенты других банков — не только ТФБ и ИнтехБанка?
— Сегодня мы рассматриваем вопрос о том, чтобы оказать госпомощь «погорельцам» Анкор Банка и Спурт Банка. Решение пока не принято, но я бы хотел пригласить их в фонд, тем более что часть из них интересовались выплатами. Юрлица пока что могут выслать пакет документов через сайт РФП, а физлицам нужно будет подойти в наш офис лично. Впрочем, в ближайшее время появится возможность подачи заявления в электронном виде и для физических лиц.
— Много иногородних к вам обращаются?
— Это примерно треть от всех заявителей. Под этим словом я подразумеваю всех, кто проживают не в Казани. Понятно, что в основном это татарстанцы, но обращаются также из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ярославля, Ульяновска, Уфы, Стерлитамака, Новосибирска, Екатеринбурга, Перми, Самары и других городов.
В связи со шквалом обращений мы даже организуем выездные приемы граждан в крупных городах республики. С 19 по 21 февраля выездной пункт приема заявлений работал в Набережных Челнах, где мы столкнулись с небывалым ажиотажем. Всего за три дня работы к нам обратились более 300 человек! 26–28 февраля прошел выездной прием граждан в Альметьевске, где к нашим специалистам обратились около 200 человек. Несмотря на удобную цифровую платформу для подачи заявлений через интернет, многие приходят именно на личный прием, задают вопросы. Тут имеет значение и психологический фактор: людям хочется общаться с живым человеком. Они делятся своей болью от сгоревших сбережений и очень радуются, когда получают их назад, — большинство уже и не чаяли.
— Есть какие-то особо запомнившиеся случаи?
— Скажу первое, что всплывает в памяти. По пути в Альметьевск наш специалист заехал к 79-летней женщине-инвалиду по имени Рахиля Мубаракшина, которая в результате банкротства Татфондбанка потеряла 2,8 миллиона рублей. Эти деньги предназначались для лечения, она получила их от продажи дома и теперь живет у своих знакомых. Ранее она получила страховую выплату в размере 1,4 миллиона рублей и еще 15 процентов от общей суммы вклада в агентстве по страхованию вкладов — в заявлении в фонд указала сумму 1,2 миллиона рублей. В рамках поддержки льготных категорий граждан мы сможем выплатить ей еще 500 тысяч рублей.
Но знаете, что меня поразило? Она сказала, что это очень правильное решение — в первую очередь поддержать юрлиц. «Мы, пенсионеры, подождем. Главное, чтобы производство не стояло», — сказала нам пенсионерка. Такие уж это люди — представители нашего старшего поколения...
На самом деле, хоть и прошел год, многим поддержка очень необходима. Например, недавно к нам обратилась женщина, представитель профсоюза из Бугульмы — вы знаете, у нее на руках от нервных переживаний даже кожа начала портиться. А в Нижнекамске среди вкладчиков есть онкологические больные, которые теперь получат деньги на свое лечение.
«Я уважаю гражданскую позицию Александры Сергеевны, и у нас всегда идет конструктивный диалог»
НА ОЧЕРЕДИ — ПЕНСИОНЕРЫ ОТ 70 ЛЕТ
— Кто еще и когда сможет войти в число «счастливчиков», которым будет помогать фонд?
— Конечно, обозначенные группы не последние. По мере поступления средств мы принимаем решения о расширении круга лиц, которые могут рассчитывать на поддержку. Как я уже говорил, сейчас мы начинаем рассматривать возможность помочь вкладчикам двух других банков. Но самое главное — планируем расширить поддержку физических лиц. Я думаю, что на следующим этапе мы выплатим до 500 тысяч рублей всем заявителям старше 70 лет. К слову, пока в реестре 128 заявлений от таких вкладчиков. Но как только мы объявим о приеме заявлений от этой группы, эту цифру надо будет умножить примерно в два-три раза.
В чуть более отдаленных планах — в качестве одного из основных вариантов рассматриваем возмещение в сумме до 500 тысяч рублей всем юрлицам без исключения, независимо от объема задолженности.
— Планируется ли включить в число получателей помощи так называемых ДУ-шников — владельцев облигаций «ТФБ Финанс»?
— Сейчас по ним идут массовые судебные процессы, в которых часть вкладчиков, в том числе с помощью прокуратуры Татарстана, отвоевывает себе право попасть в реестр лиц, застрахованных в АСВ. Мы думаем, что суды будут продолжаться минимум полгода. После этого процесса мы посмотрим, кому и какая помощь будет нужна.
Мы в самом начале говорили, что человек должен исчерпать все законные способы возвращения своих средств до того, как обратиться в фонд. В частности, включиться в реестр АСВ, получить все положенные ему по закону выплаты. Здесь такой же алгоритм. Кстати, суд обычно легко встает на сторону самых слабозащищенных «ДУ-шников» — пенсионеров, инвалидов.
Я думаю, что владельцам облигаций нужно обязательно обратиться в судебные органы, а в Торгово-промышленной палате организована юридическая помощь. Если со стороны нашего фонда вкладчикам нужна дополнительная консультация, то мы бы хотели об этом услышать — мы готовы принять меры.
ЕЩЕ 1,1 МИЛЛИАРДА В КОПИЛКУ
— Какова капитализация фонда на данный момент?
— Общая сумма на счету — 489 миллионов рублей. Во-первых, это средства, оставшиеся от прежних поступлений. Во-вторых, мы на открытом тендере реализовали часть участка, ранее переданного РФП правительством Республики Татарстан, и денежные средства уже начали поступать. Средств, которые в настоящее время находятся на счету фонда, по нашим расчетам, должно хватить на поддержку объявленных групп лиц и проведения первых работ по земельному участку.
— Расскажите поподробнее о продаже земельного участка.
— 19 января на сайте фонда, в нескольких газетах, в том числе в вашем издании, мы опубликовали объявление о продаже. Оно, кстати, и сейчас размещено на сайте. Торги состоялись, было два участника, в настоящее время договор заключен.
Говоря точными формулировками, мы предложили заключить договор купли-продажи будущей недвижимости — земельного участка (или участков) общей площадью 71,4 гектара, включая 24,6 гектара не подлежащей застройке парковой зоны. Участок будет образован в будущем из земельного участка, ранее переданного фонду.
Что это значит? У нас 759 гектаров, мы выставили на продажу чуть менее 10 процентов. Стоимость участка составляет 1,127 миллиарда рублей — если вы посчитаете, это как раз соответствует 12 миллиардам рублей за весь участок. Но вы знаете, что мы только проводим работы по подготовке мастер-плана и конкретный участок не определен. По этой причине договор и имеет такую форму. Деньги будут поступать в рассрочку.
Должен сказать, что были разные мнения, нужно ли это делать. Была точка зрения, что лучше подождать, пока весь массив будет распланирован, размежеван, и только тогда начинать торги. Но тогда нам бы пришлось взять паузу и остановить выплаты. Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить нашего президента Рустама Нургалиевича Минниханова — он этого не допустил. И вообще должен сказать, что президент постоянно держит этот вопрос на личном контроле.
— Вы упомянули мастер-план. Как продвигается работа в этом направлении?
— Мы привлекли к этой работе довольно известное и опытное агентство стратегического развития «Центр». В первую очередь перед ним стоит задача оценить потенциал рынка жилого строительства в целях выявления спроса и перспектив развития участка, после чего уже будет проводиться открытый международный конкурс по разработке концепции микрорайона, по итогам которого жюри должно выбрать лучший эскизный проект. Я заранее хочу сказать, что это потребует от нас определенных затрат, которые, безусловно, несоизмеримы с планируемым доходом. В то же время от того, насколько качественно будет выполнен мастер-план, во многом зависит то, сколько денег и как быстро мы сможем выручить за участок.
«Мы ежедневно взаимодействуем с АСВ, и я очень благодарен руководству агентства за то, насколько конструктивно идет сотрудничество»
В КОМИТЕТЕ КРЕДИТОРОВ РФП НА СТОРОНЕ ВКЛАДЧИКОВ
— Удается ли вам плотно сотрудничать с АСВ?
— Мы ежедневно взаимодействуем с АСВ, и я очень благодарен руководству агентства за то, насколько конструктивно идет сотрудничество. Сколько общаюсь, всегда ловлю себя на мысли, настолько высок уровень специалистов, которые там работают. По любому вопросу, когда дело касается интересов вкладчиков, мы находим общий язык.
Напомним, что наша работа связана с необходимостью досконально проверять заявления, поступающие в фонд. Когда обращение поступает в нашу организацию, мы на основании доверенности запрашиваем выписку из реестра требований кредиторов у АСВ, в которой подтверждается сумма задолженности перед кредитором и очередность удовлетворения требования.
Если, по данным АСВ, сумма требования и очередность подтверждаются, мы приглашаем заявителя в офис для подписания соглашения об уступке требования. После этого мы направляем соглашение в АСВ. И после того, как агентство подтверждает замену кредитора в реестре фондом и присылает нам уведомление об этом, в течение трех день мы переводим на счет заявителя средства. Что касается работы с льготными категориями граждан, мы сотрудничаем и с минтруда РТ, проверяя все заявления.
— Айрат Рафкатович, очень интересно, какова у вас политика работы в банкротных комитетах? Например, по ИнтехБанку (по Радиотехбанку была ситуация) вы четко заявили свою позицию.
— Мы входили в комитет кредиторов для того, чтобы отстаивать все-таки интересы вкладчиков, и фонд в уставе такую цель определял. Мы консультируемся, естественно, и по Радиотехбанку, анализируем материалы. И там, где мы считаем, что позиция АСВ неверная, мы пытаемся ее корректировать, насколько в наших силах, конечно. То есть мы здесь не статистами выступаем, а пытаемся влиять на решение. Можете быть уверены, мы всегда на стороне вкладчиков.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 221
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.